Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов



2015-12-15 2324 Обсуждений (0)
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов 0.00 из 5.00 0 оценок




Например, фрагмент занятия по рассматриванию картины К.С.Петрова-Водкина «В детской».

Воспитатель. Знакома ли вам ситуация, изображенная на этой кар­тине? Что вы видите?

Таня М. Мама уложила сына спать.

Гриша В. Она заглядывает в комнату, чтобы посмотреть, не проснулся ли он.

Воспитатель. А перед сном мама всегда поет песенку, убаюкивая дочку или сына. Вот послушайте (музыка Т.Хренникова, слова А.Гладкова): Лунные поляны... «Мама поет» нежно, ласково, задумчиво, словно вспоминая что-то.

Мы видим, что выразительное чтение художественных произведений или исполнение песни заставляет работать эмоциональную память детей, а это в свою очередь способствует оживлению у них ранее пережитых эмоций в про­цессе восприятия портрета.

Прием «вхождения» в картину -предлагаем де­тям представить себя на месте изображенного человека. Это оживляет, уси­ливает, раскрашивает все детали содержания, непосредственно подсказыва­ет верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит переживать вместе с ним и сопереживать ему, будит детское воображение.

При рассматривании произведения В.М.Васнецова «Аленушка» детям было предложено: «Представьте на минуту, что картина ожила. Что бы вы услы­шали?»

Далее воспитатель спрашивает: «А какое у вас возникло от этого настро­ение, состояние, чувства? А у девочки на портрете какое? Как вы об этом до­гадались?»

Метод музыкального сопровождения -при восприятии детьми портрета зву­чит музыка, характер, настроение которой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анали­заторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким, утонченным.

В.А.Сухомлинский писал: «Музыка, мелодия, кра­сота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души... Музы­кальная мелодия пробуждает у детей яркие представления... Мелодия — это язык человеческих чувств...»

Музыка может предварять восприятие портрета, тогда воспитатель спра­шивает, догадались ли дети, кто изображен на портрете, который мы посмо­трим сегодня. Музыка может быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном человеке, что придает речи интонационную окраску и вызывает эмоции детей. Музыку можно также подбирать к образу на портрете, устанавли­вая связь между живописным и музыкальным образом.

Игровые приемы - сосредоточивают внимание детей на необходимой для восприятия части портрета, активизируют мыслительную деятельность детей, создавали интерес к произведению, фор­мировали положительное эмоциональное отношение к жанру портрета.

Игровые элементы «Загадай что-либо о руке (глазах, одежде, цвете, человеке и т. д.), а мы отгадаем», «Узнай, к какому из портретов подходит эта музыка», «Придумай свое название данному порт­рету», «Кто лучше и красивее передаст в движении положение тела (руки, головы) изображенного образа», «Откроем «тайну» человека, которую скрыл от нас художник».

 

Основными методами и приёмами в ознакомления дошкольников с изобразительным искусством будут:

Рассматривание или произведения, или специально подобранной серии картин, скульп­тур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искус­ства, архитектуры, объектов дизайна. Для занятия обычно подбирают произведения одного вида искусства — или репродукции картин, или скульптуру, или произведения декоративно-прикладного искусства. В ходе рассматривания педагог задает вопросы, беседует, дает возможность детям самостоятельно высказаться, рассказывает сам, читает стихи, отрывки из прозаических произведений. В детском саду (в групповой комнате или зале) устраивают выставки художественных произведений на ту или иную тему или из произведений какого-либо вида искусства: эстампов, иллюстра­ций, скульптуры и пр. Со старшими детьми эффективны экскурсии в музеи или на выставки с подробным рассматриванием экспонатов.

Педагог поощряет самостоятельное рассматривание произведе­ний искусства, внимательно выслушивает рассказы детей об увиденном как в детском саду, так и на выставках.

Прежде всего, у детей воспитывают интерес к произведениям искусства, вызывают внимание к ним. Так постепенно формируется способность эстетически воспринимать произведение. Развивая эстетическое восприятие у детей, педагог направляет их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

Посредством искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни — они получают представления о прекрасном, гармоничном, и целесообразном, выразительном - учатся эстетически познавать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения - что хорошо и что плохо, и заинтересованное, эмоциональное отношение к изображаемым явлениям, что находит выражение в оценке события, переданного в картине, в скульптуре.

Направляя внимание детей на художественные средства вырази­тельности в изображении событий, на образы людей, на богатство характерных деталей, на цветовую гамму, педагог тем самым подво­дит их к умению элементарно оценивать произведения искусства, что обычно выражается в предпочтении каких-либо произведений.

Воспитателю важно привлечь вни­мание дошкольники к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малышей содержанием картины,— предложить им поставить себя на место героя. Зрители становятся как бы действую­щими лицами событий и уже с увлечением могут рассказывать про самих себя. Своеобразный игровой прием, развивающий наблю­дательность, речь,— игра «Кто больше увидит на картине». Воспита­тель, задавая вопросы, побуждает детей внимательно рассматривать картину, высказывать свои мысли.

Воспитатель все время поддерживает диалог, учит детей пра­вильно называть предметы, их некоторые характерные признаки, тем самым помогает лучше понять содержание.

На 6 году жизни дети приобрета­ют умение воспринимать художественные произведения различного содержания, т.е. не только те, где предстает занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную кар­тину дети теперь воспринимают иначе: о многом они догадываются, многое могут вообразить, с легкостью определяют описываемое время года, характерные признаки осени, весны, зимы, краски, которые выбрал художник для их передачи.

Очень полезно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания. При­мечательно, что дети обязательно отметят те детали, которые не заме­тили в первый раз. Цель бесед должна быть иной, т.е. следует рассказать не только о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Разумеется, самим детям трудно будет связно изложить содержа­ние картины. Этому их учит воспитатель. Его рассказ по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы вызвать интерес, создать определенное настроение. Когда это воз­можно, воспитатель использует художественную литературу (читает стихотворения, отрывки из сказок, рассказы). Он подводит детей к умению сравнивать картины (старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу). С помощью вопросов: На какой картине изображена ранняя весна (осень, зима…), а на какой — поздняя? На какой картине изображен солнечный (пасмурный, ветреный, грозовой…) день? — он направляет вни­мание детей на колорит картины — сочетание красок, характерное для солнечного весеннего дня. И уже после предварительной беседы просит детей рассказать о цветовых сoчeтaнияx, передающих пас­мурный день в картине.

Беседа может начаться с рассказа воспитателя, а за­тем с помощью вопросов он привлекает и детей к активному выраже­нию своих впечатлений. В заключение воспитатель высказывает свое суждение о картине, обобщает ответы детей.

Книжная иллюстрация подводит детей к углубленному восприя­тию текста, разумеется, не сама по себе. Продуманные вопросы вос­питателя помогут устанавливать связь между содержанием иллюстрации и прослушанным текстом. Так, например (на госэкзамене придумайте свой пример), анализируя образ дяди Степы (С.Михалков. «Дядя Степа»), воспитатель, демонстрируя иллюстрации, обращает внимание детей, как передает художник ха­рактерную внешность героя, а затем уже с помощью вопросов выявляет характер дяди Степы, его поступки. Педагог подводит детей к несложным выводам, обобщениям, обращает их внимание на главное. В результате таких занятий у детей развивается интерес к иллюстрациям - к книжной графике. Интерес этот поддержи­вается возможностью самостоятельно рассматривать художествен­ные открытки, иллюстрации, например если организовать игру в «Ма­газин», торгующий открытками, где дети будут сами выбирать их характеризуя изображение.

После того как в старшей группе систематически про­водилось рассматривание картин, хорошо устроить в детском саду выставку картин. Все репродукции картин, которые дети видели в течение года, вставляются или красиво размещаются на стенах. К ним прибавляет­ся несколько новых картин. Когда выставка готова, воспитатель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной картины к другой и рассмат­ривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли то, что для них ново. Затем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку. Дети говорят, какие картины они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно рассматривают новые кар­тины, высказываются об их содержании.


19. Дайте определение понятию «графика». Раскройте требования к подбору видов графики для ознакомления детей дошкольного возраста. Охарактеризуйте методику ознакомления дошкольников с графикой. Предложите вариант вовлечения родителей в совместную деятельность с дошкольным учреждением по ознакомлению старших дошкольников с графикой.

 

ГРАФИКА — вид изобразительного искусства, позволяющий художнику изображать окружающую действительность, передавая свои чувства и представления в зрительно воспринимаемых образах посредством нанесения графических материалов (гуашь, карандаш, уголь… ) на поверхность в виде линий, штрихов, точек и др. используя их как средства выразительности.

 

Виды графики: книжная, станковая, прикладная, компьютерная.

 

Требования, предъявляемые к произведениям графики, используемым в работе с дошкольниками:

- доступность содержания в соответствии задачам обучения и воспитания;

- доступность выразительных и изобразительных средств - реалистичность изображения;

- соответствие возрастным и индивидуальным особенностям восприятия дошкольника.

 



2015-12-15 2324 Обсуждений (0)
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)