Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сюжетно-тематическое рисование



2015-12-15 3948 Обсуждений (0)
Сюжетно-тематическое рисование 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Содержанием сюжетно-тематического рисования является ка­кой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы, рас­положенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях.

По содержанию замысла детский рисунок очень рано, при­мерно с двух лет является сюжетным, но по объективным признакам он долгое время не стано­вится таковым.

Если понаблюдать за процессом развития даже ассоциативного образа в рисунке, то можно увидеть, что он не­редко развивается как сюжетный образ. Рисунки-каракули, вы­полняемые по замыслу, при всей их объективной неузнаваемо­сти для малыша могут быть полны смысла. Однако сюжет выражается не в рисунке, он скорее существует по поводу рисунка, около рисунка.

Даже когда эти отдельные образы-изображения узнаваемы, они как бы рядоположены на листке, сосуществуют в рисунке, объективно-узнаваемой взаимосвязи нет, связь между отдельными предметами-изображениями передается словом, моторным действием, игрой. Стихийно появляются некоторые приемы изображения, помогающие передать взаимосвязь между предметами. Например, отдельные детали, свидетельствующие о действии (в руках девочки букет цветов, значит, собирает цветы) и др. Однако стихийные находки очень незначительны и мало удовлетворяют ребенка.

 

Почему детский рисунок по замыслу очень рано становится сюжетным? Предметный рукотворный мир, мир природы (животные, растения) не существуют изолированно, они связаны в реальности, они связаны с человеком, человек взаимосвязан с другими людьми. Как только ребенок начинает устанавливать эти связи, это находит отражение в моделирующих типах деятельно­сти (в первую очередь игре, изодеятельности). Поэтому содержа­ние детского рисунка (лепки) почти всегда сюжетно. Однако изо­бражение не сразу становится сюжетным.

Почему сюжетный замысел не воплощается адекватно, изобра­зительно? Сначала у ребенка не возникает такая необходимость, а когда появляется желание, он сталкивается со сложностями изо­бражения, так как не знает изобразительных приемов и способов передачи этих связей.

Дошкольнику нужно освоить доступные приемы построения общей композиции рисунка: научиться располагать предметы-изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трехмерном пространстве. Эти приемы условны, их придумывало человечество в течение многих сотен лет.

Взрослые художники передают зрительное изменение предме­тов по форме, величине, цвету по мере их удаления. Линейная и воздушная перспектива как художественные приемы передачи пространства и предметов в пространстве придуманы человечест­вом относительно недавно, в эпоху Возрождения.

Некоторые элементы из них оказались доступны детям, но сам ребенок открыть их не может. Взрослый передает ему некоторые доступные способы изображения. Например, предметы, которые расположены ближе к воспринимающему картину, располагаются внизу листа, те, что дальше, - наверху. Чем дальше расположение, тем выше изображение.

При построении сюжетного образа всегда выделяется композици­онный центр, то главное, что определяет содержание образа. Дошко­льнику доступны некоторые приемы изображения главного: тех предметов и персонажей, которые выражают содержание данной темы и выделяются в общей композиции или величиной, или цветом, формой, или расположением на листе (в центре). Без передачи глав­ного трудно понять содержание рисунка. Однако этому умению ре­бенка надо научить. Иначе он может нарисовать дремучий лес и уве­рять, что рисует сказку «Три медведя», хотя таким образом может быть изображена любая сказка (узнать без пояснения невозможно).

При овладении композицией сюжетного рисунка важно распо­ложить отдельные изображения относительно друг друга, переда­вая отношения по величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей.

При изображении пейзажа все эти приемы важны, но при этом особенно важен колорит.

Все эти приемы наиболее доступны старшим дошкольникам, процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обу­чения со стороны педагога.

ТРУДНОСТИ сюжетного рисунка:

 

Малыш лист бумаги воспринимает только как горизонтальную плоскость и «раскладывает» предметы-изображения, как на столе. Затем он рисует линией землю. На полосе-линии, изображающей землю, он ставит предметы в ряд - Флерина назвала это «фризовым» построением рисунка. Иногда ребенок рисует два фриза, две полоски-линии земли, если изображение не умещается на одной линии.

Особенность рисунка - «обратная перспектива». Представляя себя участником изображаемых событий, дошколь­ник иногда смотрит на рисунок как бы изнутри и рисует предметы, которые далеко от него более мелко внизу листа.

Позднее в возрасте с 4 до 6 лет дети чаще всего изображают пространство земли и неба в виде узких полосок вни­зу и вверху листа. Это связано с особенностями представлений дошкольников: они видят небо над головой, землю внизу, под ногами. Это они и передают в рисунке. Дети не охватывают взором глубину пространства, редко фиксируют взглядом пространство неба от края горизонта ввысь небесного купола. Ребенок, живущий в город­ской местности очень долго, просто может не видеть широких далей с открытым горизонтом, а поэтому имеет представле­ние об отдельных предметах, расположенных на земле, а о самой земле - как горизонтальной плоскости. Он не представляет общую картину той или иной части пространства и удаленные пла­ны воспринимает труднее.

Одна из причин «слабостей» детского сюжетного ри­сунка - в малом жизненном опыте детей, несовершенстве их зна­ний об окружающем мире, слабости восприятия, неумении рас­пределить внимание, охватить взглядом широкое пространство и обобщить в единое целое во всех связях и отношениях детали рас­стилающегося перед ними пейзажа.

Другая причина - трудности изображения пространственных отношений в рисунке. Ребенок должен понять, что нижняя часть листа может изображать горизонтальную плоскость простран­ства (земля, пол), а верхняя часть - вертикальную плоскость (небо, стены). Линия, разъединяющая плоскости неба и земли - линия горизонта. Композиция рисунка может быть двухплановой и многоплановой. Это сложно для дошкольника.

 

Сказываются на изображении и слабости зрительного контроля в процессе изобра­жения.

Известной слабостью детского рисунка является и искаже­ние пропорциональных отношений при изображении частей пред­мета (у человека слишком длинные руки или ноги, туловище - прямоугольное, широкое или слишком узкое и т.п.), искажение при передаче относительной величины предметов (цветок выше дома, человек выше большого дерева и т.п.). Эта особенность характерна для рисунков не только младших, но и старших до­школьников.

Причины - слабость аналитико-синтетического восприятия, умения сравнивать, сопоставлять предметы по признакам величины. У детей нет искаженного представления о величине предметов, но представления об их соотношениях не­четки. В исследованиях по проблеме сенсорного воспитания (под руководством Л.А.Венгера) показаны возможности специального формирования у детей способности зрительной оценки пропор­ций, после чего дети переносят это умение в рисование. Однако эта работа должна быть специальной, с применением моделей, демонстрирующих отношения, обучающих сравнению размеров между собой и оценке пропорций.

 

Затрудняются дети и в передаче действия, движения, динамики, хотя потребность в передаче движения появляется рано. Е. А. Фле­рина отмечала, что на первых порах ребенок передает движение, динамику реальным моторным действием, словом, игрой. Такой способ воплощения динамичного образа для него даже более убе­дителен, чем изобразительный. Позднее самостоятельные поиски изобразительного способа передачи движения редко заканчива­ются успехом. Причина - трудностью восприятия детьми изменчивой ди­намической формы.

 

В деятельности дошкольников кроме слабостей восприятия сказывается и несовершенство зрительного контроля в процессе рисования, неумение распределить внимание, видеть изображае­мый предмет расчленённо и одновременно целостно (П.П.Чис­тяков напоминал своим ученикам, рисуя пятку, смотреть на ухо). Поэтому ошибки в передаче пропорций движения неизбежны. По данным Л.А.Раевой, более простыми и доступными для передачи детьми являются движения верхних конечностей.

Задачи обучения дошкольников сюжетному рисунку:

1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их дея­тельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.

2. Развивать у детей стремление поделиться своими впечатле­ниями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).

3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрос­лого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи.

4. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя за ранее содержание и некоторые способы изображения.

5. Обучать дошкольников некоторым доступным способа изображения сюжетного образа:

а) приемам создания простейших композиций:

расположению изображений на плоскости листа, сначала на всем листе ритмично повторяя изображение одних и тех же предметов с незначительными дополнениями (цветы на лугу, божьи коровки на листке) - в младшей и средней группе;

стимулируя и поощряя изо­бражение одного предмета в разных вариантах, тем самым осваивая способы изображения предмета на вариативном уровне - в средней группе;

располагая изображения на широкой полосе листа обозначающей землю, небо, намечая линию горизонта, размещая изображение тех предметов, что ближе - внизу листа, дальше - на­верху; варьируя расположение изображений на листе (или на более широкой, или более узкой полосе, в зависимости от замысла) - подводить детей к осознанному выбору и построению композиций, изображать при этом предметы ближних планов более крупно, дальних - меньшего размера - в старшей группе;

б) учить изображать в рисунке главное,

предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позво­ляют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшая группы);

в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаим­ному расположению в пространстве (старшая группа);

г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но в основном в старших группах).

6. Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка.

7. Развивать у ребят понимание зависимости качества изобра­жения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.

8. Побуждать детей к самостоятельности, творчеству в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности (композиции, колорита и др.).

9. Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, т.е. формировать способность художественного творческого восприятия рисунков.

 

Т.о., задачи сюжетного рисования не сводятся к изо­бразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общиx задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития личности дошкольника.



2015-12-15 3948 Обсуждений (0)
Сюжетно-тематическое рисование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сюжетно-тематическое рисование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3948)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)