Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предварительная работа



2015-12-15 1653 Обсуждений (0)
Предварительная работа 0.00 из 5.00 0 оценок




Как и любая другая, изобразительная деятельность должна ор­ганично вписываться в систему общевоспитательной работы, на­правленной на развитие личности ребенка-дошкольника, его общее психическое развитие. Педагогу важно знать только возможности и специфику личностного развития в условиях данного вида деятельности. В зависимости от доминирующего типа ориентации дошкольника (на предметный мир, на человека и его дело, людей их взаимодействия, события) возникают и сменяются ведущие типы деятельности, определяется их содержание. Например, содержанием детской игры и рисунка ребенка являются люди и их профессиональная деятельность. Однако кроме мотива и постановки соответствующей цели-темы для рисования необходимо чет­ко представлять изобразительные стороны этого явления: что нарисовать, какие предметы, как их расположить, какой цвет ис­пользовать и т.п.Для возникновения такого замысла, изобрази­тельного представления Л.А.Раева рекомендует проводить перед сюжетным, тематическим рисованием большую подготовитель­ную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы, рассматривание иллюстраций и т.п. Это создает благоприятные условия для закрепления вновь образованных связей, их синтезирования со опытом детей.

Приобретение конкретных знаний, формирование представле­ний об изображаемых явлениях в процессе предварительной ра­боты непременно должны быть связаны с чувствами. Побуждение детей к неравнодушному восприятию, познанию - залог инициа­тивного, творческого создания и воплощения замысла.

Только развитие в единстве знаний(представлений), соответ­ствующих чувстви выражение их в активном художественном действииоказывает влияние на формирование личности, ее инициативы в «устремлениях» к познанию и действенному выраже­нию отношения к познанному.

Таким образом, после определения темы изображения педаго­гом (желательно вместе с детьми) идет этап специальной подго­товки к занятию. По видам и формам работы с детьми, она может быть та же, что была в системе общевоспитательной работы, но по сути она более узкая и целенаправленная. Ведущее место зани­мают - специально организованные наблюде­ния, предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой. Наблюдения дают основу всех впечатлений о явлениях и событи­ях, интересующих детей. Цель и содержание таких наблюдений могут быть ориентированными на общее когнитивное, эмоцио­нальное, нравственно-волевое развитие дошкольников. Прово­дятся такие наблюдения в системе общевоспитательной работы. Как правило, «живые» впечатления (труд взрослых, родной город или поселок, весенняя природа и т.п.) дополняются чтением ху­дожественной литературы, просмотром диафильмов, встречами-беседами с людьми тех или иных профессий, слушанием музыки, беседами и т.п. Складывающийся при этом интеллектуально-эмоциональный опыт детей служит основой для игры и других видов деятельности, в том числе изобразительной.

Содержание и методика наблюдения оп­ределяются в зависимости от конкретных задач занятия и опыта детей. Содержанием наблюдения будут внешний вид отдельных предметов: форма, строение, пропорциональные отношения, цвет; отноше­ния, взаимодействие их по сюжету, расположение этих предметов в пространстве. Если стоит задача передачи пространственных отношений - располо­жение на плоскости отдельных изображений - акцент в наблюде­нии делается на этот момент, если центральная задача - передач, движения, при наблюдении особое внимание обращается на позы, изменение положения рук, ног по отношению к туловищу и т.п.

По мере освоения детьми разнообразных способов изображения внимание фиксируется на всех изобразительных признаках: пространственном расположении разнообразных предметов, колорите, движении и т.д.

Специально проводимые для занятия по изобразительной дея­тельности наблюдения должны быть неоднократными, последнее максимально приближено к моменту изображения - через 4 дня после наблюдения в рисунке появляется большое количество деталей, отбрасывается несущественное, однако пропорции многих предметов нарушают­ся, пространственные отношения передаются нечетко. А через несколько дней после наблюдения теряется свежесть впечатления, это влечет за собой снижение эмоционального настроя, яркости представления. Воображение, не подкрепленное свежестью впе­чатлений, работает менее интенсивно. Рисунок недостаточно выразителен, может быть выполнен небрежно. Рисование через семь дней после непосредственного наблюдения обнаруживает уже моменты забывания, поэтому последнее наблюдение проводится перед занятием.

Наряду с наблюдениями, общими для всех, следует широко практиковать наблюдения с небольшими подгруппами детей и индивидуальные для того, чтобы разнообразить детские впечатления, уточнить и обогатить по возможности индивидуальные замыслы. В зависимости от характера наблюдаемых объектов необходимо фиксировать внимание в большей степени или на их эстетической стороне (красота природы) и вызывать соответст­вующие чувства, или на нравственной. Например, забота птиц о детенышах-птенцах.

В процессе наблюдения Л.А.Раева рекомендовала использо­вать игровые приемы - видоискатель, «фотоаппарат» (коробка с отверстиями с противоположных сторон). Такой видоискатель помогает ограничивать воспринимаемое пространство, количест­во объектов и позволяет сосредоточить внимание детей на их со­отношении, взаиморасположении.

Рассматривание предметов в видоискатель приближает натуру к картине, придает ей плоскостной вид, наглядно показывает рас­положение предметов (одного за другим) на «картине». Это помо­гает детям более сознательно воспринять пространство в натуре и лучше понять способ его изображения на плоскости в виде широкой полосы. Рассматривание пейзажа дает дошкольникам воз­можность убедиться в том, что небо (которое они чаще видят над головой и поэтому представляют его в виде плоскости, парал­лельной земле, и изображают в виде плоскости сверху листа) является задним фоном для всех предметов, возвышающихся над землей. Если в пейзаже видна линия горизонта, то дети легко воспринимают ее и сознательно переносят в свой рисунок, доводя плоскость неба до линии земли.

Дети, играя с «фотоаппаратом» - видоискателем, обращают внимание на видимое уменьшение предметов дальнего плана. Непосредственное, игровое познание детьми этой особенности важно, так как облегчает понимание дошкольниками приемов пере­дачи перспективы на картинах. Дети знают, что предметы на картины по мере их удаления изображаются меньшего размера, но истинный размер этих изображенных предметов не понимают.

Во время наблюдения полезны игры-сравнения «На что похо­же?» (облака); придумывание загадок про наблюдаемое и др. Эти игры также обостряют восприятие детьми окружающего, формы цвета, величины.

Рас­сматривание подлинников и репродукций известных картин,где отражены явления за которыми наблюдали. Позднее рассматривание репродукции можно применять в процессе наблюдения.(Левитан «Золотая осень», Герасимов «Пчелы звенят», Саврасов «Грачи прилетели» и т.п.). Эстетическое и осмысленное восприятие картин обусловлено «живыми» наблюдениями, в то же время в процессе их восприятия лучше осознаются изобразительно-выразительные средства.

Сюжетная аппликация на подоб­ную тему сюжетного рисунка. Для освоения композиции при построении сюжета в аппликации, что вызывает меньшие технические трудности: передвигая по листу вырезанные из бумаги фигурки, предметы, можно опробовать разные композиции преж­де, чем окончательно оформлять - наклеивать изображение. В предварительном опробовании детьми разных композиций уместно использовать фланелеграф и силуэтные изображения различных предметов (деревья, животные, дома и т.п.). В свобод­ное время раскладывание на фланелеграфе сюжетных картинок помогает осмыслить композицию будущего рисунка. Это занятие можно сочетать с развитием речи, драматизацией сказок и дру­гих литературных произведений.

 

Сюжетно-тематическое рисование представляет большие воз­можности для детского творчества. Чем более творческий харак­тер оно носит (в соответствии с задачами), тем больший акцент делается на предварительную работу.



2015-12-15 1653 Обсуждений (0)
Предварительная работа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предварительная работа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1653)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)