Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика обучения декоративной деятельности



2015-12-15 3175 Обсуждений (0)
Методика обучения декоративной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Работу с детьми следует вести в двух направлениях:

· общевоспитательная работа по материалам народного де­коративного искусства с целью формирования у дошкольников эмоциональ­но-интеллектуального опыта, способствующего возникновению действенных мотивов изобразительной дея­тельности и осмысленного её освоения через общение, игры, труд и т.д.

· специальное обучение детей декоративной деятельности на занятиях по рисованию.

 

Предварительная работа (за 1-2 дня до занятия) и работа в повседневной жизни с детьми по формированию у детей представлений и наглядных образов:

- экскурсии с целью активизации детских чувств на соответствующее производство (в художественный цех, мастерскую и т.п.). Можно организовать выставку изделий народных мастеров в д/у. Сообщение детям знаний об ассор­тименте изделий и их функциональном назначении; особенностях и своеобразии узоров (элементы, колорит, композиции); технологи­ческом процессе их изготовления. Наблюдение за тем, как расцве­тают «волшебные» цветы, «прилетают» райские птицы все глубже уводит детей в мир сказки. Хорошо, если у входа в сказку их встретит добрая волшебница-искусница, может быть, в лице воспитателя группы, кото­рая не только покажет, как изготавливается это чудо. Посещение мастерских, выставок должно быть неод­нократным (с определенным объемом информации, но предпола­гающим всякий раз углубление и уточнение знаний).

- просмотр фильмов, художественных альбомов, открытокподекоративной деятельности.

- чтение литературы и рассказы воспитателя, раскры­вающий детям в доступной и интересной форме небольшой объем ин­формации об истории художественного промысла, его особенно­стях.

Беседы обобщающего характера - после накопления соответствующих знаний. Например, на одной из такихбесед дети старшей группы вместе с рукодельницей придумывали сказку про чудных городенских коней, петухов и рисовали волшебные цветы, расцветающие на разделочных досках, хлебницах, шкатулках. Научившись у рукодельницы рисовать дети придумали, написали и красиво оформили в книжку, украшенную «васильками» и «ромашками». Потом рассказывали эту сказку всем, кто хотел слушать, а Петрушка загадки (описание цветков) загадывал. В турнирах-викторинах об искусстве городенских мастеров участвовали все дети. Так прошла в детском саду «Веселая ярмарка». Был на той ярмарке «Город мастеров». Одна работа в этом городе кра­ше другой. И гости там были, чай с городенскими пряниками пили: и по усам текло, и в рот попало.

Специальное обучение детей способам создания декоративных работ осуществляется на цикле занятийпо рисованию, лепке, аппликации, детском дизайне, которые базируются на содержании предварительной общевоспитательной работы. Одна из проблем методики обучения декоративному деятельности - отбор доступных для детей элементов и композиций узора. Педагогу следует отбирать наиболее типичные и доступные детям композиции узоров, цвет подчиняется законам колорита определенной росписи. Программное содержание занятий предполагает постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности: мотивов, целеполагания, комплекса действия: от восприятия, замысливания до изобразительных и контрольно-оценочных действий. Усложнение задач по определению степени само­стоятельности и творчества детей. В системе работы используется сочетание разных типов заня­тий: первоначаль­ное ознакомление детей со способами изображения, вариативные упражнения в их применении и творческое решение детьми изобразительной задачи. Декоративная аппликация вводится со 2 младшей группы.Декоративная лепка со старшей группы.

Декоративное рисование в средней группе: детям это­го возраста доступно выполнение узоров из таких простых элемен­тов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. В этом возрасте дети только начинают овладевать приемами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. В повседневной жизни надо обращать внимание на вещи, украшенные узором, и отмечать их красоту: красивые вязаные варежки, шапочки, узор на платье, скатерти, салфетке и т.п. Обращая внимание на узор, применяя соответст­вующие термины, воспитатель ненавязчиво объяс­няет детям смысл декоративной художе­ственной деятельности - украшение предметов и когда им будет предложено украсить салфетку (силуэтная форма из бумаги), шарфик, поднос и т.п., дети легко поймут и примут задачу, по­ставленную педагогом. При предварительном обследовании до занятия можно показать композиции узоров, близкие к тем, что будут осваивать дети. На полосе обращается внимание на ритмичное повторение одного элемента, на чередование при этом цветовых пятен; на квадрате - ритмичное расположение элементов: на всей плоскости; по углам и в центре; по углам, в центре и по сторонам; на круге: на всей плоскости; в центре; по краю. Подносы, тарелки, салфетки, ковры помогают ребятам почувствовать красоту узора, соответствие узора форме. Важно формировать чувство формы - обращать внимание на характерные особенности каждой из форм и соответственное расположение элементов. Зависимость выразительности композиции узора (всего изделия) его форме. Красоту создает не только ритмичное расположение однородных элементов (по углам – круг и точки, а в центре - кольцо и кружок), но и ритмичное расположение цветовых пятен (во всех четырех углах элементы одного цвета, иначе некрасиво).

На занятии возможно применение стилизованных образцов, выполненных воспитателем. Поскольку дети впервые осваивают все эле­менты узора и простейшие композиции, то образец для прямого следования, применяется каждый раз при освоении новой композиции, или нового элемента. После анализа об­разца дается показ способа изображения нового элемента. Этот показ может быть неоднократным и общим для всех в начале и в середине занятия (при типичной ошибке детей). В процессе исполнительской части деятельности на первых заня­тиях широко применяется индивидуальный показ, по необходи­мости - совместное изобразительное действие, тогда дети лучше чувствуют его характер, ритм. Полной самостоятельности на занятии может и не быть, вопросы воспитателя организуют процесс замысливания детей. Одному ребенку в процессе занятия достаточно будет поиграть еще раз с настольной игрой, аппликативно выполняя узор (наложением), а потом перенести его на рисунок - в собственной поисковой деятельности он найдет решение, ему не следует упрощать задание, спешить на помощь, применяя показ и объяснение. Другому же ребенку понадобится образец, а третьему - и образец, и показ, и постоянная эмоциональная поддержка. Главная задача - определить возможную самостоятельность детей и адекватный характер помощи. При подгрупповом ведении занятия индивидуальный подход к ребенку необходим и возможен. При анализе выполненных детских работ обя­зательно нужно использовать игровые приемы обучения. Поэтому куклы как будто пьют водичку из круглых расписных чашек, примеряют фартуки, вы­бирают подносы, украшенные так же, как их платья (элементы, цвет). Расписанными детьми коврами, салфетками, полотенцами можно украсить интерьеры кукольных уголков. Там, где в группе есть место для демонстрации красивых вещей, произве­дений искусства, можно объединить игрушки с детскими рисунками - получится яркий живописный сюжет, радующее глаз. После занятия в зону самостоятельной изобразительной деятельности нужно положить тот же материал. Если дети были увлечены интересным занятием, они непременно присядут к столу с незаконченной работой. Эффектив­ны настольные игры (по типу фланелеграфа), в которых дети выкладывают красивые узоры. Причем для освое­ния композиции совсем не важно, какие элементы узора используются. Они могут быть сложнее тех, что будут изображаться на рисунке. Важно обучать чувству ритма, симметрии в выборе и расположении однородных элемен­тов, цветовых пятен. Постепенно дети становятся все более самостоятельными в восприятии и анализе простейших узоров на изделиях и на стили­зованных образцах воспитателя; в замысливании декоративного узора: как украсить изделие (силуэтное) - что нарисовать, где каким цветом, в какой последовательности, когда промывать кисть, какие элементы рисовать всей кистью, какие - концом.

В старшей группе- работа по освоению детьми декоративной художественной деятельности, более глубокое озна­комление с народным декоративным искусством и форми­рование у детей уважения к труду мастеров. Задачи по освоению соответ­ствующих изобразительных умений - обучение новым элементам узора (волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды и т.д.). Дети осваивают характерные цветовые сочета­ния (колорит), элементы узоров, учатся выполнять узор на бумаге разных форм, силуэтных изображениях предметов (кувшин, ва­режки, платье и т.д.). Опыт, полученный детьми, позволяет ставить задачи, предполагающие овладе­ние дошкольниками обобщенными знаниями и умениями, разви­тие у них большей самостоятельности, творчества.

Пример решения ком­плекса задач при обучении оговской росписи:

· Формировать у детей интерес к оговской росписи, удив­ление, восхищение красотой и необычностью узора изделий, удобством в применении, эстетичностью оформления; желание узнать как можно больше об этом виде народного искусства.

· Познакомить детей с истоками искусства оговских масте­ров, краткой историей.

· Вызвать желание научиться рисовать оговские узоры. По­знакомить с характерными элементами («ромашка», «бутон», «розан», характерными листьями). Позна­комить с колоритом, типичным для оговских узоров, компози­циями узоров.

· Побуждать детей всматриваться в узоры, учить последова­тельности анализа: самые крупные элементы и их месторасполо­жение в общей композиции; особенности того или иного элемен­та; выделение других элементов, их расположение, особенности; цвет; выразительные приемы «оживки», где компози­ционный центр там главный цветок в узоре; как он выделен (относительной сложностью, величиной, цветом).

· Учить детей предварительному замысливанию декоративного узора: анализ исходной формы, на которой будет располагаться узор; определение общей композиции: где лучше разместить элементы-украшение; выбор элементов; определение цвета; определение последовательности общего изображения; последовательности изображения одного элемента, например купавки)

· Формировать обобщенные знания и умения декоративного рисования в росписи (оговские узоры).

· Формировать способности к творческому созданию образа на основе чувства формы, отбора и своеобразного комбинирования элементов, колорита, в своеобразной композиции.

· Развивать чувство формы, композиции и способности выпол­нять узор на любом силуэте.

· Формировать желание поделиться радостью, удачной рабо­той с другими людьми, желание сделать подарок родным, близ­ким людям, используя свои умения в декоративной деятельности по мотивам оговской росписи.

Дымковская роспись на бумаге и игрушках. Колорит таких узоров может быть в классическом стиле дымковской росписи (сочетание красного, желтого, синего, зеленого, черного цветов. Дымковская игрушка (Россия) в силу доступности содержания и узора, украшающего ее, должна быть использована в системе общевос­питательной работы как яркое декоративное явление, радующее глаз своей необычностью, красочностью. Чтобы возникла смы­словая связь между игрушкой и тем листочком бумаги, который будут украшать дети, полезно взять для выделения первых элементов «Барыню», «Водоноску» и т.п., рассмотрев юбочку, украшенную полосками (мазками и т.п.), фартучек, украшенный яркой каймой из кружков и точек, и др. Дымковская игрушка рассматривается так же, как любое другое произведение искусства. Сначала это целостное эмоциональное восприятие, связанное с узнаванием содержания (петух, козлик) или назначения (разделочная доска). Внесение игрушки может быть с элементами сюрприза, игры, сопровождаться песенкой, загадкой, образными ком­ментариями: «Хвост у птицы колесом да с узорами». Затем обра­щается внимание на выяснение причин, обусловливающих красо­ту изделия (узор). После этого рассматриваются элементы узора их цвет и расположение. Завершается рассматривание целостным восприятием, любованием. Полезно вместе с детьми разместить изделие на видном месте.


26. Дайте определение понятию «лепка». Раскройте сущность применения наглядных методов в обучении дошкольников лепке. Охарактеризуйте методику обучения лепке детей дошкольного возраста.

Решите педагогическую задачу:

На занятии по лепке в старшей группе воспитатель предложил лепить ежа. Она рассмотрела с детьми вылепленный образец, затем показала на куске пластилина последовательность лепки.

Интерпретируйте предложенную ситуацию. Спроектируйте свою деятельность в качестве воспитателя на данном занятии по лепке со старшими дошкольниками.

 

Лепка - вид изобразительной деятельности, где посредством пластических изобразительных материалов (глина, тесто, пластилин и др.) передаётся окружающая действительность в трёхмерном пространстве (высота, ширина и глубина).

Пластическая деятельность всесторонне развивает личность школьников, если в ней нет рутины, если воспитатель постоянно опирается на опыт детей и применяет развивающие методы, если на занятии у детей формируются эстетические чувства. Каждый ребёнок должен почувствовать на этих занятиях радость творчества.



2015-12-15 3175 Обсуждений (0)
Методика обучения декоративной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика обучения декоративной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.037 сек.)