Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Петр Великий и наследники его культурных реформ в 1720-1750 годы



2015-12-15 484 Обсуждений (0)
Петр Великий и наследники его культурных реформ в 1720-1750 годы 0.00 из 5.00 0 оценок




УДК 93/94 Наймарк Елена Александровна, заместитель директора ЧОУ ДПО «Учитель про»

Петр Великий и наследники его культурных реформ в 1720-1750 годы.

Значение реформ, которые были проведены в России в 1690-1720 годы первым русским императором Петром Алексеевичем, сложно недооценить. Петр преобразовал Россию, «вздернул ее на дыбы», сделал так, что «все переменилось» путем культурной прозападной модернизации быта и просвещения народа. Окно в Европу было прорублено, и прививка нашей культуре подействовала, хотя Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский писали, что в русской действительности при всех заслугах Петра Великого еще долго жили национальные грубые архаизмы, столь диковинные для Запада. Это было связано с вопросом о том, что Петр слишком быстро форсировал преобразования, сильнее педалировал на пропаганду успеха, чем позволяла его натура, как правильно писал Н.М. Карамзин.

Предпосылки такого зримого отставания от Запада, намного большего, чем думалось Петру следующие: его очень сложная биография «вечного работника на троне», коррумпированное государство, менее гуманное, чем в Европе, излишнее раболепие перед агрессивным европейским индивидуализмом, крепостное право, налоговые поборы на войны, слабая мотивация деревенских россиян к образованию. Важным обстоятельством было также то, что россияне мало понимали новую идеологизированную прозападную культуру и на местах наблюдалось неисполнение важной части петровских приказов. Самым панегирическим современным историком Петра является Н.И. Павленко(6). Его постоянным оппонентом выступает критик петровской жестокости Е.В. Анисимов (1). Компромисс между ними нашли специалисты П.А. Кротов и М.Б. Свердлов (4,7). Историк Кротов, ссылаясь на американского специалиста В. Фуллера, утверждает, что жестокость в методах Петра Великого была из-за повышения эффективности и военизации государства. Е.В. Анисимов доказал что при Петре I в результате пыток погибло больше россиян, чем в какой-либо период имперской истории.

Большая советская энциклопедия дает следующую основную биографию Петра Великую, описанную ниже с авторскими добавлениями (2). Пётр I Великий [30.5(9.6). 1672, Москва,— 28.1(8.2).1725, Петербург, русский царь (с 27 апреля 1682), российский император (с 22 октября 1721), государственный деятель, полководец и дипломат. Единственный сын царя Алексея Михайловича от второго брака; был дважды женат: в 1689—98 на Евдокии Федоровне Лопухиной и в 1705—25 на Марте Скавронской (с 1724 года императрица Екатерина I); имел от первого брака сына Алексея Петровича и от второго — дочерей Анну и Елизавету Петровну. Организовал учебный Кожуховский поход (27 сентября (7 октября) — 17 октября (27 октября) 1694) — под Кожуховом к югу от Москвы. Тогда же увлекся морем, хотя Н.Г. Устрялов писал о том, что царь вначале побаивался морских походов. После этого состоялись Азовские походы 1695 и 1696 годов. В мае 1682 приверженцы и родственники Нарышкиных (в том числе боярин А. С. Матвеев) были убиты Милославскими, стрельцами, что нанесло психиатрическую травму Петру Великому.

В детстве он получил домашнее, не всегда систематизированное образование. Царь учился легко и охотно, но «разбрасывался» и не всегда мог сосредоточиться. Как говорят вслед за Н.И. Павленко и даже Е.В. Анисимовым, П.А. Кротов и М.Б. Свердлов, Петр Великий был столь талантливым человеком, которого можно определить как «талантливая личность талантлива во всем». Грамоту, технические дисциплины, историю и географию он быстро освоил и развил. Овладел многими ремёслами. Встречался с Г. Лейбницем, И. Ньютоном и другими учёными, в 1717 он был избран почётным членом Парижской АН.

В августе 1689 Петр с лютой жесткостью, граничащей со свирепствующей шизофренией, подавил бунты и восстания в Москве и Подмосковье.

Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни, содействовали возвышению дворян-помещиков, купцов. Возникло большое количество мануфактур, горных заводов, регламентов, что высоко оценил Н.И. Павленко. Были проведены реформы управления, карательного аппарата власти и церковные преобразования.

Победы России в Северной войне с Швецией (1700-1721 гг.), особенно завоевание петербургских земель, битва за Полтаву, морские сражения в Швеции и Финляндии потрясли весь мир. Именно для прославления войны Петр в первую очередь показал как семейные, так и викториальные фейерверки, особенно прекрасны пиротехнические зрелища 1701, 1720-1722 гг., том числе в честь Ништадтского мира.

Крупные реформы были проведены в области культуры и просвещения. Открыт первый русский общедоступный театр. В Петербурге были учреждены Морская академия, инженерная и артиллерийская школы,школы переводчиков при коллегиях, открыт первый русский музей — кунсткамера. Введен новый календарь и газета «Ведомости».

Петр поощрял деятельность учёных, инженеров, художников, обеспечивающих связи с западноевропейской культурой. В своей государственной и военной деятельности он опирался на талантливых, преданных ему сподвижников, среди которых были представители родовитого дворянства (Б. П. Шереметев, Ф. Ю. Ромодановский, П. А. Толстой, Ф. М. Апраксин, Б. А. и М. М. Голицыны, Ф. А. Головин, Г. И. Головкин, Б. И. Куракин, Н. Н. Репнин и др.), а также лица недворянского происхождения (А. Д. Меншиков, П. П. Шафиров, А. Ф. Макаров и др.).

Произошло строительство культурного пространства в строго регламентированных городах, показ там фейерверков, которые надлежало описывать и рисовать в гравюрах, газетах, брошюрах. Фейерверки считалось за честь показывать придворным вельможам новой имперской столицы, которая была основана в 1703 году и называлась Санкт-Петербург. В частности, чаще всех показывал эмблематические фейерверки в честь семейных праздников А.Д. Меншиков (3). В построенном насильно и быстро (по Н.М. Карамзину) городе, они не всегда восхищали и возвышали россиян. Однако они были видным инструментом идеологической пропаганды и традиция устоялась.

Эмблематические фейерверки как культурное и идеологическое наследие Петра Великого имели столь большое значение для его сподвижников и наследников, что А.Д. Меншиков в последние дни свободы, зная, что после смерти Екатерины I Петр II его свергнет и арестует, показал в 1727 году свой последний «рекламный» петербургский фейерверк. Возможно, в нем демонстрировались горящие сердца-символ династии князя.

Методом дедукции выявлено, что наследниками культурных реформ Петра Великого, помимо его династии, можно назвать В.Н. Татищева, Ф. Прокоповича, И.И. Шувалова, Я. Штелина, М.В. Ломоносова. Они хранили и наращивали его достижения. С 1730-х годов в «Приложениях к Санкт-Петербургским ведомостям» публиковались описания фейерверков, восхваляющих Анну Ионановну и Елизавету Петровну. Объективность в изображении исторических событий была сохранена, а картины фейерверков, благодаря Штелину и Ломоносову, стали более сложными и миролюбивыми. Уже в рисунках Штелина и Ломоносова в архиве Академии наук можно увидеть, как изменилась национальная школа элоквенции, стало больше причудливых узоров, изображений природы.

Основная проблема -- разрыв между уровнем жизни города и деревни и монополия на показ придворных зрелищ у богатых дворян. В частности, весной-осенью 1747 года в Гостилицах А.Г. Разумовским были показаны фейерверки с уникальным символическим историографическим рядом символов. Но только благодаря стремлению к возвышению и большим деньгам, связям, иллюминированные вазы, здания, световые фонтаны, спроектированные лучшими архитекторами, украсили Гостилицы(5; 47-48).

Несмотря на форсированную и эффективную модернизацию культуры России, импульс преобразований не получил должной отдачи в обществе. По В.О. Ключевскому, вперед тянул один император, назад--миллионы. Согласно Н.М. Карамзину и К.Ф. Валишевскому, причиной того--природа Петра и русских, заключавшаяся в громадной самозащите, инертности, воинственности, лени и душевной бедности. Поэтому культурные преобразования шли медленно.

Литература:

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

2. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энцикл., 1969 – 1978. http://bse.sci-lib.com/article088647.html. Просмотр: 01.01.2015, в 00:00.

3. Зелов Д.Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII -- первой половины XVIII века: История триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы. Изд. 2, М.: 2010.

4. Кротов П.А. Опыт государственной реформы Петра Великого и современная Россия//Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. Выпуск № 15 / 2013. С. 58-71.

5. Мурашова Н. В., Мыслина Л. П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии: Ломоносовский район. – СПб.: БЛИЦ, 1999.

6. Павленко Н. И. Петр I. М.: Мол. гвардия, 2000.

7. Свердлов М.Б. М.В. Ломоносов и становление исторической науки в России. СПб. «Нестор-История», 2011.



2015-12-15 484 Обсуждений (0)
Петр Великий и наследники его культурных реформ в 1720-1750 годы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Петр Великий и наследники его культурных реформ в 1720-1750 годы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (484)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)