Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Административно-правовые методы реализации задач и функций исполнительной власти: понятие, особенности, классификация



2015-12-13 1107 Обсуждений (0)
Административно-правовые методы реализации задач и функций исполнительной власти: понятие, особенности, классификация 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственная власть воплощается ее субъек­тами в конкретных действиях различного рода выража­ющих ее содержание и направленность. Каждый орган исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией имеют возможность осуществлять управляющее воздействие в конкретных ситуациях. Превращение такой возможности в реальность происходит в форме конкретных внешне активных действий, выражающих содержание государственно-управ­ленческих функций субъекта управления. Исполнительные органы осуществляют различные по своему характеру и назначению дей­ствия (как управляющее воздействие, внешние и как внутрисистемные), поэтому различно их внешнее выражение. Важное значение имеют и последствия совершаемых управленческих действий. В одних случаях они вы­зывают прямые последствия юридического характера, а в дру­гих — нет. Формы управления могут проявляться в зависимости от содержания двояко: а) форма реализации исполнительной власти как государственно-властных полномочий - издание юридических актов, совершение на их основе иных действий юридического характера (напр., регистрация) и др.; б) форма внутриаппаратной работы организационного характера, государственно-управленческой деятельно­сти - совокупность действий, совершаемых испол­нительными органами за рамками непосредствен­ного управляющего воздействия, не носящие пря­мого юридического эффекта. Внутриаппаратные действия либо предшествуют реализации исполнительной власти, либо являются следствием, вытекающим из процесса такой реализации, либо, наконец, служат одним из вариантов этой реализации в пределах компетенции определенно­го должностного лица. Все они могут быть как правовыми, так и неправовыми. Если управленческие действия вызывают послед­ствия юридического характера или же имеют определенное юри­дическое значение, их можно обозначить как административно-правовые формы. Таким образом, под формой управления понимается внешне выраженное действие ис­полнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последст­вия. Выбор тех или иных форм зависит от многих факторов: харак­тер компетенции данного органа (должностного лица); особеннос­ти объекта управляющего воздействия (влияние формы собствен­ности, в частности); конкретные цели совершаемых управленчес­ких действий; характер решаемых вопросов; характер вызываемых данными действия­ми последствий и т.п. Формы управленческой деятельности требуют в необходимых случаях определенной юридической регламентации. Регламентация форм управленческой деятельности осущест­вляется административно-правовыми нормами. Как правило, та­кого рода нормы содержатся в тех юридических актах, которыми закрепляется организационно-правовой статус исполнительного органа (должностного лица). Наиболее важны формы, связанные с реализацией право­применительных, правоустановительных и правоохранительных функций исполнительной власти; они вызывают наиболее суще­ственные юридические последствия. Их регламентация имеет важнейшее значение с позиций обеспечения режима законности в сфере государственного управления. Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям. Наиболее распространен­ным является их подразделение на правовые и неправовые. Они различаются по характеру вызываемых ими последствий. Правовые формы всегда порождают юридические последствия, потому их можно обозначить в качестве административно-правовых форм управления, т.е. формами реализации исполнительной власти, составляющих ее содержание юридически властных полномочий. Это, прежде всего, правовые акты. Неправовые формы прямых юридических последствий не влекут: осуществление различного рода организационных действий - проведение семинаров, совещаний, ин­структивных сборов, обработка получаемой информации и т.п., либо материально-технических операций -экспедиция, транспорт, охрана и т.п. Во многих случаях исполни­тельные органы (должностные лица) помимо издания правовых актов совер­шают действия иного юридического характера. Например, они могут разрешать гражданам, общественным объединениям и другим участникам управленческих отношений совершать опре­деленные действия; осуществлять в установленных случаях обя­зательную государственную регистрацию; выдавать официальные документы типа прав на вождение транспортных средств и т.п. Свое выражение они получают, как правило, не прямо, а опосредствованно, на основании ранее принятого правового акта. Исходя из этого, к числу правовых форм дея­тельности исполни­тельных органов можно отнести: издание юридических актов и совершение на их основе иных действий юридического характера. Иные действия, повседневно осуществляемые исполнительны­ми органами в различных вариантах и связанные с процессом непосредственной реализации исполни­тельной власти, относятся к неправовым (организацион­ным, аналитическим, обеспечительным и т.п.). Реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовой форме. Внутриорганизационная деятельность может быть выражена в обеих формах. Исполнительная власть с учетом ее особенностей реализу­ется только ее субъектами (а не аппаратными подразделениями совещательного, подготовительного и иного вспомогательного типа) и только в правовых формах. Как правило, в числе форм управленческой деятельности на­зывают: = издание нормативных актов; = издание индивидуальных (административных) актов; = совершение иных юридически зна­чимых действий, заключение договоров; = осуществление организа­ционных действий; = выполнение материально-технических (орга­низационно-технических) операций. Административно-правовые формы, образуя своеобразную систему действий исполнительных органов, могут быть классифициро­ваны по различным критериям: а) по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов) и базирующиеся на них, т.е. различные действия, влекущие определенные юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность (регистрационные, разрешительные, надзорные, предупредительные, пресекательные, обеспечительные действия, лицензирование, санкциониро­вание и т.п.). Во всех случаях необходимо учитывать степень их связи с изданием правовых актов управления; б) по достигаемым результатам: позитивные (позитивное регулирование общественных отношений: установ­ление каких-либо положений, утверждение программ социально-экономического развития и т.п.) и негативные (реакция на ненадлежащее поведение, на негативные явления в сфере государственного управления); в) по направленности: внешние - воздействующие на общественные от­ношения в сфере государственного управления (внешняя направ­ленность) или внутренние - на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность); г) по объему: общеобязательные или индивидуальные; д) по адресату: общеобязательные - вся система исполнительной власти (государ­ственного управления) частные (персональные, внутренние) - адресованные конкретным субъектам либо на упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного органа (самоорганизация); е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные (например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные (например, в рамках административ­ного производства); ж) по количеству участвующих субъектов (субъектному выражению): односторонние и многосторонние (два и более - административно-правовые договоры); з) по инициативности: используемые субъектами исполни­тельной власти по собственной инициативе в силу требований за­крепленной за ними компетенции либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (на­пример, по жалобам граждан); и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайного или военного положения; к) по отношению к другим субъектам государственной влас­ти: используемые в отношениях с законодательными (представи­тельными) либо судебными органами; л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в за­висимости от формы собственности (государственные, кооператив­ные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные, инди­видуальные объекты); м) по юридическому содержанию: предписывающие, запрети­тельные, дозволительные; н) по характеру возникновения: первоначальные (из­дание правовых актов) и производные (регистра­ционные, разрешительные действия);



2015-12-13 1107 Обсуждений (0)
Административно-правовые методы реализации задач и функций исполнительной власти: понятие, особенности, классификация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Административно-правовые методы реализации задач и функций исполнительной власти: понятие, особенности, классификация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1107)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)