Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 3 страница



2015-12-15 739 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Для определения места и роли конституционного права в системе российского права необходимо проанализировать его взаимодействие с иными отраслями. Наиболее тесно конституционное право связано с отраслями публичного права: административным, финансовым, муниципальным. Конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного и гражданского процесса и ряда иных отраслей. Конституционное право тесно связано и с отраслями частного права: гражданского и предпринимательского права. На его основе развиваются трудовое право и право социального обеспечения, земельное и экологическое право.

Необходимо также обратить внимание на проблему соотношения конституционного и международного права. Как считает И.А. Конюхова, между национальным конституционным и международным правом наблюдается тесное взаимовлияние. Многие государства стремятся имплементировать нормы международного права в национальное законодательство, прежде всего в конституции[21]. В России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные нормы - часть национальной правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). В случае противоречия внутригосударственного закона международному договору действуют положения последнего. Студентам нужно определить пределы взаимовлияние международного и национального права.

Анализируя взаимодействие конституционного права с другими отраслями права, студенты должны на примерах показать интегрирующую роль данной отрасли, ее определяющее положение в системе национального права.

 

6. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Подготовку вопроса нужно начать с определения периодов формирования и развития конституционного права России как отрасли. Так, М.В. Баглай выделяет три этапа: дореволюционное конституционное (государственное) право; тоталитарное конституционное (государственное) право; демократическое конституционное право[22]. И.А. Конюхова выделяет четыре этапа: дореволюционное государственное право, дореволюционное конституционное право, советское социалистическое государственное (конституционное) право и современное конституционное право[23].

В рамках дореволюционного государственного права можно выделить последовательно сменяющие друг друга этапы российского государственного права: древнерусское патриархально-феодальное
(9-15 вв.), соборно-сословное (15-17 вв.), имперское (конец 17-19 вв.), конституционно-монархическое и буржуазно-демократическое. Характер дореволюционного государственного права и его преобразование в конституционное право отражал переход России от абсолютной к конституционной монархии (1905-февраль 1917 г.), попытку преобразования в парламентскую республику (февраль–октябрь 1917 г.).

Развитие советского государственного права началось с учреждения Республики Советов. Первым документом, оформившим новый тип государственно-правовой системы в России, стал Декрет о власти, принятый П Всероссийским Съездом Советов. На этом же Съезде были приняты декреты о мире и о земле. Эти декреты явились первыми актами конституционного характера советского периода. На V Съезде была принята первая Конституция РСФСР, которая положила начало возникновению, функционированию и развитию советского государственного права России.

В декабре 1922 г. был образован СССР. На 1 Съезде Советов СССР были утверждены Декларация и Договор о создании СССР и принято решение о разработке Конституции СССР, которая была учреждена П Съездом Советов СССР в январе 1924 г., на основе и в соответствии с которой была принята Конституция РСФСР 1925 г., детально регламентирующая организацию советской власти, взаимоотношения органов государственной власти РСФСР и СССР, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Интенсивное развитие советское государственное право получило в период с середины 30-х до середины 80-х гг. В этот период были приняты общесоюзные Конституции 1936 г. и 1977 г. и соответственно Конституции РСФСР 1937 г. и 1978 г. с аналогичным содержанием.

Предпосылками формирования современного конституционного права начали проявляться во второй половине 80-х гг. Развитию и функционированию современной отрасли конституционного права предшествовал переходный период, в течение которого проходило динамичное реформирование нового конституционного законодательства.

Современное развитие отрасли конституционного права на современном этапе обусловило необходимость решения следующих задач: 1) принятие и обновление федеральных конституционных и федеральных законов; 2) создание эффективного механизма охраны и защиты Конституции РФ, обеспечения конституционной законности, реализации конституционно-правовых норм и установление ответственности за их нарушение; 3) создание правовых гарантий реализации прав и свобод личности; 4) поиск решения ряда противоречий в реализации принципа разделения властей; 5) стабилизация конституционно-правового регулирования; 6) устранение коллизий как внутри федерального законодательства, так и между федеральным и законодательством субъектов РФ; 7) создание реальных механизмов предотвращения и устранения коллизий и конфликтов между органами государственной власти России и ее субъектов; 8) совершенствование правовых основ местного самоуправления, формирование правовых гарантий, обеспечивающих функционирование местного самоуправления;
9) расширение интеграции России, дальнейшее сближение с Европейским и международным сообществом.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные функции конституционного права как отрасли.

2. В чем заключается различие публичного и частного права?

3. Почему конституционное право является ядром правовой системы государства?

4. Какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно, а какие опосредованно?

5. В научной литературе изложена концепция о совпадении пред­мета конституционного права Российской Федерации и предмета все­го российского права в целом. Выскажите свое мнение на этот счет.

6. Какова специфика общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права России?

7. Используя Конституцию РФ и другие ис­точники конституционного права, приведите примеры норм-дефи­ниций, норм-принципов, норм-целей, императивных и диспозитивных норм; материальных и процессуальных норм; управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм; конкретно-регулятивных и об­щерегулятивных норм.

8. Приведите примеры юридических фактов, являющихся осно­ванием возникновения, изменения, прекращения конституционных правоотношений.

9. Как между собой соотносятся «институт» и «подотрасль» права? Назовите институты и подотрасли конституционного права РФ.

10. Приведите примеры конституционно-правовых отношений, в которых одним из субъектов выступает: а) многонациональный народ РФ; б) Российская Федерация; в) субъекты РФ; г) органы местного самоуправления.

11. Что следует понимать под конституционной правосубъектностью?

12. В дореволюционный и советский периоды изучаемая отрасль права именовалась государственным правом, в настоящее время - конституционным. Чем обусловлено такое изменение? Как соотносят­ся между собой понятия «государственное» и «конституционное» право? Какие точки зрения на этот счет существуют в литературе?

13. Возможно ли выделение конституционного (уставного) права субъектов РФ в качестве самостоятельной отрасли российского права? Какие аргументы приводят сторонники выделения конституционного права субъектов РФ, какой смысл они вкладывают в это понятие? Как соотносится данное понятие с понятиями «конституционное (ус­тавное) законодательство субъектов РФ», «ре­гиональное право» и «региональное конституционное право»?

 

Тесты и задачи

1. Отрасль российского конституционного права - это: а) система представлений о конституционном праве РФ; б) система юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
в) систематизированное изложение предмета в учебнике; г) совокупность законов парламента, указов Президента РФ, других нормативных актов.


2. Конституционное право – это: а) основная отрасль права;
б) ведущая отрасль права; в) производная отрасль права; г) определяющая отрасль права.

3. Термины «конституционное право» и «государственное право» используются как: а) синонимы; б) исторически сложившиеся в разных странах для обозначения одной отрасли права; в) соответственно как частное и общее; г) как не сопоставимые по смыслу.

4. Особенностями конституционных норм являются: а) их особая важность и значимость; б) их высшая юридическая сила;
в) обязательность их издания; г) закрепление их в тексте Конституции Российской Федерации; д) - необходимость их знания всеми гражданами

5. Императивными нормами в конституционном праве являются те, в которых: а) содержится запрет на совершение определенных действий; б) не допускается отступление от закрепленных в них предписаний.

6. Место и роль конституционного права в системе отраслей российского права: а) конституционное право занимает однопорядковое место с гражданским, финансовым и другими отраслями; б) занимает место вслед за гражданским, предпринимательским и другими;
в) занимает центральное, ведущее место в системе отраслей российского права.

7. Конституционно-правовые отношения - это отношения между: а) гражданами и профсоюзными объединениями; б) государственными учреждениями и должностными лицами; в) судами; г) государством и гражданами по поводу приобретения государственной собственности;
д) депутатами Государственной Думы и министрами; ж) Президентом, парламентом, Правительством; з) государством и гражданами по поводу осуществления государственной власти.

8. Конституционно-правовые отношения бывают: а) общие;
б) конкретные; в) постоянные; г) временные; д) факультативные;
е) активного типа; ж) пассивного типа.

9. Специфика конституционно-правовых норм состоит в том, что: а) регулируют самые важные в обществе отношения, субъектом которых может выступать народ в целом; б) выступают в качестве принципов для норм иных отраслей права; в)регулируют отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

10. Материальные нормы конституционного права:
а) предусматривают содержание прав и обязанностей участников конституционно-правовых отношений; б) определяют формы осуществления прав и обязанностей участников конституционно-правовых отношений.

11. Диспозитивные нормы в конституционном праве – это:
а) нормы, возникающие между субъектами федеративных отношений;
б) нормы, допускающие возможность альтернативы, т.е. выбора того или иного варианта поведения в зависимости от конкретных обстоятельств; В не допускается отступление от закрепленных в них предписаниях.

12. Объекты конституционных правоотношений – это:
а) материальные блага; б) нематериальные блага; в) территория дипломатических посольств за границей; г) континентальный шельф;
д) граждане РФ; е) юридические лица.

13. К числу институтов конституционного права РФ относятся:
а) институт законодательства и сравнительного правоведения;
б) Институт государства и права РАН; в) Конституционный Суд РФ;
г) институт конституционного контроля; д) институт президентства;
е) институт референдума; ж) институт мэров городов.

14. Конституционно-правовой институт – это: а)совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих однородные отношения; б) совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с реализацией этих норм; в) совокупность норм, регулирующих общественные отношения.

15. Система конституционного права включает следующие правовые институты: а) президентской власти; б) избирательного права; в) права собственности политической партии; г) права наследования имущества общественной организации; д) совместного имущества супругов.

16. Конституционное право ведущей отраслью российского права, поскольку: а) основный источник Конституция РФ; б) регулирует базовые общественные отношения во всех сферах жизнедеятельности общества и государства; в) состоит из большего количества правовых норм, чем другие отрасли права; г) сформировалось раньше других отраслей российского права

Литература

1. Авакьян С.А. Государственно-правовые нормы и обычаи: Соотноше­ние в регулировании деятельности Советов // Сов. государство и право. -1978.- № 8.

2. Бабошин О.А. К вопросу о системе отрасли конституционного права Российской Федерации // Журнал российского права. - 2001. - № 2.

3. Бабошин О.А. Система отрасли конституционного права: Вопросы фор­мирования и структурного содержания // Рос. юридич журнал. - 2000. - № 3.

4. Белкин А.А. Наименование отрасли: государственное или конститу­ционное право // Правоведение. - 1997. - № 4.

5. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. - М., 2001.

6. Гущина Н.А. Система права и система законодательства: Соотноше­ние, перспективы развития // Правоведение. - 2003. - № 5.

7. Дмитриев Ю.А. К вопросу об определении предмета отрасли кон­ституционного права // Государство и право. - 2002. - № 7.

8. Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: Понятие, назначение и структура // Правоведение. - 1998. - № 1.

9. Конституционное право субъектов РФ / Отв. ред. В.А. Кряжков. - М., 2002.

10. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М., 2001.

11. Ломовский В.Д. О методе конституционного регулирования // Журнал российского права. - 1998. - № 4/5.

12. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. - М., 1997.

13. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения: Материалы междунар. науч. конф. / Под ред. С.А. Авакьяна. - М., 2008.

14. Чиркин В.Е. Об объекте конституционного регулирования // Государство и право. - 2005. - № 4.

ТЕМА 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Понятие, предмет, функции и методология науки конституционного права.

2. Источники науки конституционного права России.

3. Система науки конституционного права России.

4. Этапы формирования и развития науки конституционного права России.

5. Учебный курс конституционного права России.

Ключевые понятия:наука конституционного права, предмет науки, система науки, методология науки, источники науки конституционного права.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ, МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Изучении вопроса следует начать с анализа теоеретическиех подходов к определению науки конституционного права. Несмотря на разичия в определениях в основном и главном мнения ученых совпадают: наука конституционного права - система знаний об отрасли конституционного права.

Затем следует провести различие между отраслью права и наукой: нормы отрасли права регулируют отношения в статике, а наука изучает их в динамике; предмет науки шире, чем предмет одноименной отрасли, поскольку наряду с предметом отрасли, наука изучает также знание об этой отрасли: обращается к теоретическим проблемам, изучает процессы становления конституционно-правовых норм и институтов, делает прогнозы относительно будущего конституционных отношений, конституционного права, его норм и источников, формулирует понятия, анализирует историю формирования и развития знаний, науч­ные взгляды на отрасль и их эволюцию.

Устоявшейся классификации функций науки конституционного права на сегодня не выработано. Представляется наиболее оптимальной классификация Н.А. Михалевой применительно к конституционному праву зарубежных стран и СНГ: познавательная; практическая; прогностическая[24].

Наука кон­ституционного права для достижения результатов иссле­дования использует набор научных методов, которые условно можно разделить на: общенаучные, специ­альные и частные методы исследования. Философской основой методологии является диалектический метод. Для получения достоверных, обоснованных знаний необходимо использование всех или большинства методов в их совокупности. Применяя классификацию методов на­учного анализа, студенты должны определить особенности каждой группы, дать характеристику методов, привести примеры использования каждого из них.

 

2. ИСТОЧНИКИ НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ

При изучении вопроса следует иметь в виду, что говоря о формах права, подразумеваем традиционные источники отрасли, то применительно к науке логично говорить об источниках. Однако прежде чем анализировать их перечень, необходимо изучить теоретические подходы к определению понятия «источник правовой науки». Так, Е.И. Козлова определяет источники науки как «факторы, составляющие исходные основы научного познания»[25]. Безуглов А.А. и Солдатов С.А. под источниками науки конституционного права понимают «те носители информации, в которых уже содержатся накопленные знания о конституционном праве и изучение которых способно дать исследователю научные знания о конституционном праве»[26].

К источникам науки конституционного права относятся:
1) действующие и утратившие силу конституционно-правовые акты;
2) труды отечественных и зарубежных ученых; 3) практика (процессы, возникающие в результате реализации конституционно-правовых норм)[27], благодаря которым формируется и со­вершенствуется основополагающая отрасль права. Студенты должны проанализировать каждую группу источников науки конституционного права.

3. СИСТЕМА НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Подготовка вопроса предполагает анализ теоретических подходов к определению системы науки конституционного права. Система науки конституционного права представляет упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними[28]. Н.А. Богданова предлагает иное: это «взаимосвязанное, упорядоченное знание о предмете его изучения, полученное с помощью юридического метода, дополненного иными методологическими приемами, и структурированное в соответствии с практическими задачами и методическими требованиями»[29].

Студентам необходимо изучить историю вопроса, поскольку построением системы науки конституционного права занимались дореволюционные, советские и российские ученые. Система науки конституционного права на современном этапе исследована недостаточно. Заслуживает внимания подход к системе науки Н.А. Богдановой[30]. Своеобразный критерий деления на общую и особенную часть науки конституционного права предложил А.Н. Кокотов[31]. Однако эта идея подверглась критике, поскольку деление на общую и особенную части характерно для науки конституционного права зарубежных стран.

Предлагается в литературе и разделение науки конституционного права на три части: общую, особенную и специальную, содержащую материал, отражающий наиболее актуальные проблемы современного отечественного конституционного права. Эта идея представляет большой интерес с точки зрения конституционного права как учебного курса, но не как науки.

Студентам необходимо рассмотреть существующие подходы к построению системы науки, проанализировав каждый из разделов конструкции.

 

4. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Изучение вопроса следует начать с определения исторических этапов становления и развития науки конституционного права России: дореволюционное, советское и постсоветское конституционное право. Дореволюционная наука сформировалась рань­ше, чем ведущая отрасль права. Государственно-правовая наука в России начинает формироваться в период разложения феодального строя (I пол. XIX в.) и долгое время пребывает в зачаточном состоянии, т.к. основы для самостоятельного государственного права еще не было. Отрасль права и науку в именовали «государственным правом». Реформы государственного уст­ройства России нач. XX в. во многом были подготовлены предшествующим развитием государственно-правовой мысли (М.М. Сперан­ский, П.И. Пестель,
Н. Муравь­ев и др.).

Значительную роль в формировании взглядов игра­ла не только академическая наука, но и просветительские взгляды политических деятелей того периода (С.Ю. Витте, П.А. Столыпин). Большой вклад для российского государственного права в нач. 20 в. внесли А.С. Алексеев, В.М. Гессен, А.Д. Градовский, В.В. Ивановский, Б.А. Кистяковский,
М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский и др. Их труды и в наши дни неоценимы в изучении конституционно-правовых институтов. Студентам нужно проанализировать их вклад в развитие науки государственного права.

Период с момента свершения Октябрьской революции 1917 г. и до начала 1990-х гг., оказался эпохой «строительства» социализма и коммунизма в России. В это время отрасль знаний, изучающая ведущую отрасль пра­ва, развивалась как наука советского государственного права, над которойдоминировала идеология мар­ксизма-ленинизма. Современные ученые неоднозначно оценивают развития науки со­ветского конституционного права (М.В. Баглай, В.В. Лазарев, Б.А. Страшун). Студенты должны высказать мнение по этому вопросу.

Развитие науки конституционного права в современной период предопределено переходом от советского государственного права к конституционному, закреп­ляющему современный тип демократии. Современный этап в развитии науки конституционного права также как и советский период оценивается учеными неоднозначно. Можно выделить три подхода 1) одни авторы недооценивают, и в какой-то мере, от­рицают качественно новый характер развития науки консти­туционного права в 1990-е гг.1; 2) другие полностью отрицают преемственность в развитии науки и новый этап характеризуют как переход от лженауки к подлинной науке2;
3) третьи пытаются искать золотую середину в этих оценках, признавая, что и в советский период научная мысль развивалась и не может быть со­всем отвергнута[32].

Огромный вклад в развитие современной науки внесли такие ученые как: Ю.А. Тихомиров[33], О.Е. Кутафин[34]; С.А Авакьян[35]; Н.А. Боброва[36]; В.В. Лапаева[37]; Ж.И. Овсепян[38]; Н.В. Витрук[39]; Л.В. Лазарев [40], В.О. Лучин[41] и др.

Оценивая современное состояние науки конституционного права, определяя задачи и тенденции ее развития, студенты должны учитывать, что соче­тание преемственности, изучение и использование новейших достижений мировой практики и собственной отечественной опыта - таковы перспективы современной науки конституционного права России.

5. УЧЕБНЫЙ КУРС КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ

При изучениивопроса нужно рассмотреть понятие конституционного права как учебной дисциплины, определить ее значение в изучении других правовых дисциплин, а также систему учебного курса. Конституционное право как учебная дисциплина - это совокупность правовых знаний об одноименной отрасли и науки. На основе конституционного права как отрасли и как науки рождается учебный курс, в рамках которого студенты узнают теорию вопроса, историю возникновения, развитие и современное состояние конституционно-правовых институтов, норм, нормативных правовых актов[42].

Знание конституционного права необходимы специалистам в области государствоведения и юриспруденции для понимания основ и сущности государственно-правовой материи, механизмов ее функционирования в политической и общественной жизни страны[43].

Универсальное отражение системы и содержания учебного курса - учебник (оглавление)[44]. Система конституционного права учебной дисциплины практически аналогична системе науки. Без знания конституционного права изучение других юридических дисциплин проблематично. Данная учебная дисциплина призвана обеспечить будущих юристов фундаментальными знаниями, которые составляют основы их деятельности в любой сфере. Кроме того, конституционное право способствует повышению общей правовой и государственной культуры юристов, позволяет оценивать любые явления с позиций политики, без которых невозможно исполнение любой юридической обязанности, государственных управленческих функций.

Контрольные вопросы и задания

1. Можно ли отнести науку конституционного права к числу политических наук?

2. Какие функции выполняет наука конституционного права и в чем это выражается?

3. Назовите методы науки конституционного права Российской Федерации и приведите примеры их применения.

4. Сравните понятия конституционное право как отрасль права и конституционное право как наука.

5. Сравните систему науки конституционного права, систему отрасли и систему учебного курса.

6. Сравните источники науки и отрасли конституционного права.

7. Дайте общую характеристику этапов формирования и развития науки конституционного права.

8. Назовите известных ученых и их труды в области конституционного права дореволюционного, советского и современного периода.

9. Определите систему науки конституционного права дореволюционного, советского и современного периода.

10. Каковы тенденции развития науки конституционного права?

13. Назовите дореволюционных ученых, развивающих идеи:
а) естественного права; б) юридического позитивизма;
в) социологического позитивизма.

14. Напишите эссе: а) о сравнительном методе в науке конституционного права (см.: Тиле А.А. Социалистическое сравнительное правоведение. - М., 1975); б) о новых в науке тенденциях классификации норм права (см.: Таева Н.Е. Виды норм конституционного права РФ: Монография. – М., 2010).

 

Тесты и задачи

1. Наука конституционного права - это: а) книги, учебники, учебные пособия по вопросам конституционного права; б) сборники законов и иных правовых актов; в) совокупность положений, выводов, гипотез о действующем конституционном праве; г) содержание учебников;
д) совокупность правовых норм, регулирующих конституционные правоотношения; е) учебный курс.

2. Система учебного курса «Конституционное право России» включает: а) общую часть; б) особенную часть; в) нормы; г) институты;
д) подотрасли.

3. Научная концепция учебного курса «Конституционное право России» исходит из целей: а) коллективизма; б) высшей ценности государства; в) приоритета личности.

4. Предметом науки конституционного права является:
а) взгляды, российских ученых по вопросам организации государства и общества; б) совокупность правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения; в) отрасль российского конституционного права.

5. Наука конституционного права РФ - это: а) система правовых норм; б) совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права; в) совокупность научных государственно-правовых взглядов и принципов.


6. Источники науки конституционного права: а) научные труды отечественных и зарубежных ученых; б) федеральные конституционные законы; в) Коран; г) Конституция РФ; д) правоприменительная практика; ж) действующие и утратившие силу конституционно-правовые акты;
з) правотворческая и правоприменительная практика.

7. Функции науки конституционного права: а) познавательная;
б) организаторская; в) прогностическая; г) идеологическая;
д) юридическая; е) охранительная.

8. При проведении научных исследований используются следующие методы: а) исторический; б) императивный; в) сравнительно-правовой;
г) системный; д) логический; е) метод толкования норм права;
ж) диспозитивный; з) метод формально-юридического анализа.

9. Научные методы исследования конституционного права можно подразделить на: а) общие (общенаучные) методы; б) специ­альные методы; в) частноправовые методы; г) диалектический метод;
д) функциональный метод; е) системный метод.

Литература

1. Авдеенков М.П., Дмитриев Ю.А. Основы конституционного права. – М., 2005.

2. Богданова Н.А. Наука советского государственного права: историко-теоретическое исследование. — М., 1989.

3. Богданова Н.А. Понятия науки конституционного права // Вестник Московского ун-та. Серия 11 «Право». – 1999. - № 6.

4. Брызгалов А. И. О некоторых теоретико-методологических проблемах юридической науки на современном этапе //Государство и право. - 2004. - № 4.

5. Гессен В. М. Очерки науки конституционного права // Конституционное право: Учебное пособие. - М., 1994.

6. Еременко Ю.Л. К разработке предмета науки советского государственного права // Правоведение. – 1980. - № 6.

7. Еременко Ю.П. Методология науки советского государственного права // Актуальные теоретические проблемы развития. – М., 1976.

8. Керимов Д.А. О сущности, структуре и уровнях методологического знания. - М., 1989.

9. Кикоть В.А. О предмете и методологии науки конституционного права // Актуальные теоретические проблемы. – М., 1976.

10. Куприц Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. – М., 1980. 17. Куприц Н.Я. Из истории науки советского государсвенного права – М. 1971.

11. Мартышин О.В. Общетеоретические юридические науки и их соотношение // Государство и право. - 2004. - № 7.

12. Михалева Н.А. Обсуждение актуальных проблем науки кон­ституционного права // Государство и право. - 1993. - № 2.

13. Мухачев И.В. Проблемы науки российского конституционного права. – М., 1998.

14. Проблемы науки конституционного права / Отв. ред.
А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - Екатеринбург, 1998.



2015-12-15 739 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 3 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (739)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)