Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 5 страница



2015-12-15 406 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Студен­ты должны на конкретных примерах показать возможные варианты привлечения к конституционной ответственности указанных субъектов, основываясь на теоретические положения и законодательство.

Затем следует рассмотреть спорные вопросы о конституционно-правовой ответственности государства в целом ли­бо субъектов РФ[62], а также гражданина РФ. Что касается Конституци­онного Суда РФ, как и иных судебных органов, они не несут конституционно-правовой ответственности. Конституцион­ный Суд РФ может рассматриваться лишь только как орган, налагаю­щий конституционно-правовую ответственность либо иным образом участвующий в процедуре ее реализации (например, импичмент), но не может быть субъектом от­ветственности, поскольку возможности привлечь к этому виду ответ­ственности Суд в целом либо его отдельных членов законодатель­ство РФ не предусматривает.

Завершить вопрос нужно констатацией того, что круг субъектов консти­туционно-правовой ответственности не совпадает с кругом субъектов конституционного права и строго ограничен в законодательстве РФ. Особого рассмотрения требует вопрос о субъектах, правомочных применять меры конституционно-правовой ответственности, а в отдельных случаях - правом возбуждать этот вопрос, либо иным обра­зом участвующих в проце­дуре реализации конституционно-правовой ответственности. Студенты должны высказать свое мнение по дан­ной проблеме, мотивируя свой ответ ссылками на теоретические положения и законодательство.

4. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ САНКЦИИ

При подготовке на вопрос следует учесть, что необходимым элементом конституционно-правовой ответственности являются конституционно-правовые санкции, которые можно оп­ределить как предусмотренные законом меры госу­дарственного принуждения, влекущие наступление неблагоприят­ных последствий морального и материального характера для пра­вонарушителя, наступающие за совершение им конституционно-правового деликта.

Студентам на основе законодательства нужно определить конституционно-правовые санкции: предупреждение, выносимое главе органа исполнительной власти, законодательному органу власти субъекта РФ; отзыв депутата, выборного должностного лица представительного органа местного самоуправления; отставка главы органа исполнительной власти субъекта РФ или главы муниципального образования вследствие отрешения его от должности Президентом РФ; отставка главы муниципального образования вследствие выражения ему недоверия высшим должностным лицом субъекта РФ; роспуск законодательного органа субъекта РФ, представительного органа муниципального образования; отрешение от должности Президента РФ; отмена или приостановление действия актов государственных органов; выражение Думой недоверия Правительству РФ и др.

Следует иметь в виду, что виды конституционно-правовых санкций не являются исчерпывающими, они могут изменяться с учетом корректировки конституционного законодательства. На семинарском занятии необходимо рассмотреть и другие санкции конституционной ответственности.

 

5. СООТНОШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ

И ИНЫХ ВИДОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

При ответе на вопрос, прежде всего, необходимо проанализировать различные подходы о соотношении конституци­онной и политической ответственности. Ряд авторов полагает, что конституционная ответственность является разновидностью поли­тической ответственности[63], либо подчеркивают ее политический характер[64], другие считают, что конституционно-правовая ответст­венность объединяет в себе политическую, моральную и юридиче­скую ответственность[65]. Для признания того или иного мнения следует провести основные раз­личия между конституционной и политической ответственностью.

Принципиальное отличие конституционной ответственности от иных видов ответственности (уголов­ной, гражданской, административной и др.), прежде всего, - в ее содержании. Конституционная ответственность - это ответственность за ненадлежащее осуществление публичной власти. Так, если уголовное наказание заключается в лишениях личного или имущественного характера, гражданско-правовые санк­ции представляют собой, как правило, имущественные взыскания, то правовые последствия реализации конституционно-правовой от­ветственности имеют иной характер. Конституционные санкции не имеют аналогов среди санкций иных видов юридической ответст­венности.

Характерными чертами конституционно-правовой ответственности, выделяющими ее среди иных видов ответственности, является от­сутствие единого правового акта, в котором закрепля­лись бы основания ответственности, санкции, применяемые за то или иное правонарушение. Не кодифицирован, а в ряде случаев не урегу­лирован порядок привлечения к конституци­онной ответственности, отсутствует срок давности привлече­ния к ответственности, не существует, чаще всего, процедуры обжало­вания применения конституционно-правовых санкций, отмены неправосудных решений.

В завершении темы следует отметить, что институт конституционно-правовой ответственности в российском законодательстве не сформирован в достаточной мере. Здесь много пробелов и про­блем, среди которых основной является проблема отсутствия детальной процедуры применения конституционной ответственности. Студенты должны высказать свое мнение по этому вопросу.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Чем конституционная ответственность отличается от полити­ческой и моральной ответственности?

2. Можно ли к конституционной ответственности привлечь: а) мно­гонациональный народ Российской Федерации; б) Российскую Федера­цию? Какие мнения по этому вопросу существуют в научной литера­туре?

3. Возможно ли применение меры конституционной ответствен­ности к субъекту за его правомерное поведение?

4. Что такое конституционный деликт? Дайте характеристику со­става конституционного нарушения.

5. Какие меры конституционной ответственности можно применить к высшему должностному лицу субъекта РФ в том случае, если он издал правовой акт, противоречащий Конституции РФ и федеральным законам?

6. Избирательное законодательство России предусматривает та­кую меру конституционно-правовой ответственности, как признание выборов недействительными. Кто в этом случае выступает субъек­том конституционной ответственности? Назовите другие меры кон­ституционной ответственности, предусмотренные избирательным за­конодательством России.

7. Возможно ли закрепление санкций конституционной ответст­венности в муниципальных нормативных правовых актах? Мотивируйте свой ответ ссылками на конкретные правовые нормы.

8. Может ли быть основанием конституционной ответственности бездействие субъекта?

9. Может ли быть субъектом конституционно-правовой ответственности Конституци­онный Суд РФ?

10. Каково соотношение конституционно-правовой ответственности с иными видами юридической ответственности?

11. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 марта 2009 г. «По делу о проверке конституционности поло­жений п. 8 ст. 5, п. 6 ст. 6 Закона РФ «О статусе судей в РФ» и п. 1 ст. 23 Феде­рального закона «Об органах судейского сообщества в РФ» в связи с жалобой гражданина
В.Н. Рагозина» указано на конституционную ответственность государства за формирова­ние судейского корпуса. Кто может привлечь государство к такого ро­да ответственности, и какие меры (санкции) при этом могут быть при­менены? В чем может выражаться ненадлежащая деятельность госу­дарства по формированию судейского корпуса?

Тесты и задачи

1. Ответственность по конституционному праву несут:
а) граждане; б) государство; в) общество; г) общественные объединения;
д) акционерные общества; е) муниципальные служащие; ж) субъекты РФ; з) Президент РФ; и) Правительство РФ.

2. Виды ответственности по конституционному праву:
а) денежные штрафы за несвоевременную уплату налогов в госбюджет;
б) привлечение к ответственности граждан-туристов за нарушение ст. 58, так как они развели костер в лесу, причинивший пожар, нанес большой ущерб; в) увольнение Президентом Правительства в отставку;
г) привлечение к суду министра, за нанесение побоев Петрову;
д) отрешение от должности Президента; е) привлечение к суду министра, нарушившего закон при исполнении служебных обязанностей, в результате – финансовый ущерб государству.

3. Ответственность за нарушение норм конституции:
а) политическая; б) уголовная; в) гражданско-правовая;
г) административная; д) дисциплинарная. Какая из них имеет непосредственный, а какая - опосредованный характер?

4. Приостановить деятельность общественного объединения вправе: а) Правительство РФ; б) МВД РФ или его территориальный орган; в) федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган либо Генеральный прокурор РФ или подчиненный ему прокурор; г) Федеральная служба безопасности РФ или ее региональное управление.

5. Избирательная комиссия муниципального образования может быть расформирована судом в случае: а) нарушения избирательных прав граждан, повлекшего признание недействительными итогов голосования либо результатов выборов; б) нарушения условий и порядка ее формирования; в) неэффективного обеспечения реализации и защиты избирательных прав; г) ненадлежащей подготовкой и проведения муниципальных выборов.

6. Законодательный орган субъекта РФ вправе выразить недоверие выс­шему должностному лицу субъекта РФ в случае: а) отказа высшего должностного лица субъекта учитывать мнение законодательного органа субъекта РФ при формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ; б) ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом субъекта РФ своих обязанностей; в) злоупотребления высшим должностным лицом субъекта РФ своими правами, если такие злоупотребления установлены соответствующим судом; г) проведения высшим должностным лицом субъекта РФ неэффективной социальной и экономической политики повлекшего снижение уровня жизни и реальных доходов населения соответствующего субъекта РФ.

 

Литература

1. Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. - 1975. - № 10.

2. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности: Обзор науч. конф. // Государство и право. - 2002. - № 2.

3. Барциц И.Н. Федеративная ответственность: Понятие и виды // Журнал российского права. - 1999. - № 12.

4. Безруков А.В., Кондрашев А.А. Совершенствование законодательного регулирования института конституционно-правовой ответственности субъек­тов РФ // Государство и право. - 2004. - № 8.

5. Боброва Н.А., Зражевская Т.Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. - Воронеж, 1985.

6. Виноградов В.А. Конституционная ответственность: Вопросы теории и правовое регулирование. - М., 2000.

7. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. - M., 2009.

8. Игнатенко В.В. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном процессе: Учебное пособие. - Иркутск, 2003.

9. Кокотов А.Н. Конституционно-правовое принуждение // Российский юридический журнал. - 2003. - № 1.

10. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ: Ответственность органов государственной власти и иных субъек­тов права за нарушение конституционного законодательства РФ. - М., 2000.

11. Крусс В.И. Конституционное правопользование и юридическая от­ветственность // Государство и право. - 2007. - № 6.

12. Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. - 2000. - № 1.

13. Лучин В.О. Конституция РФ: Проблемы реали­зации. - М., 2002.

14. Матейкович М.С. Проблемы конституционно-правовой ответствен­ности субъектов избирательного процесса в РФ // Государство и право. - 2001. - № 10.

15. Некрасов С.И. Конституционно-правовая ответственность субъектов внутрифедеративных отношений в РФ: Специфика со­става конституционного деликта, применяемых санкций // Государство и право. - 2005. - № 8.

16. Овсепян Ж.И. Юридическая ответственность и государственное принуждение. - Ростов н/Д, 2005.

17. Пряхина Т.М. Конституционные конфликты // Государство и право. - 2004. - № 11.

18. Савин В.Н. Ответственность государственной власти перед об­ществом // Государство и право. - 2000. - № 12.

19. Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. - 1995. - № 7

 

РАЗДЕЛ 2. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ЕЕ РАЗВИТИЕ

ТЕМА 5. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИИ

1. Понятие конституции и основные этапы конституционного развития.

2. Содержание, функции и значение конституции.

3. Классификация конституций.

4. Объект конституционного регулирования.

5. Способы подготовки, принятия, изменения конституции.

6. Форма, структура и методы конституционного регулирования.

Ключевые понятия:конституция, конституционализм, объект и метод конституционного регулирования

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

При подготовке вопроса нужно исходить из того, что в самом общем виде конституции – это основные законы государств, обладающие высшей юридической силой, ограничивающие государственную волю, закрепляющие суверенитет народа, права граждан, их гарантии, приоритет права над государством. Студентам необходимо проанализировать различные подходы к пониманию конституции, выявить общее и особенное (Е.А. Козлова и О.Е. Кутафин[66];
С.А. Авакьян[67]; М.В. Баглай[68] и др.).

Термин «конституция» с латыни означает установление, учреждение, постановление. Первый акт конституционного типа – акт английской буржуазной революции «Форма правления государством общего блага Англии, Шотландии, Ирландии и владениями, им принадлежащими (1653 г.). Появление конституций в XVIII веке как важнейшего института демократии связано с приходом к власти буржуазии, которая в борьбе с феодалами добивалась закрепления капиталистических отношений, ограничения королевской власти парламентом или установления республики, закрепления прав имущих граждан. Первая Конституция была принята в США 17 сентября 1787 г. и действует в настоящее время. Студенты должны знать, что первый конституционный опыт связан с деятельностью английских эмигрантов, создавших на востоке США поселения (штаты), названия которых часто повторяли названия местностей Великобритании с прилагательным «новый» (new). Статус штатов регулировался хартиями британского монарха. До принятия Конституции США было принято 10 конституций штатов с названием «Форма правления» или «конституция».

Опыт конституционного законодательства штатов был использован в определенной мере при создании Статей конфедерации США (1777 г.) и Конституции США (1787 г.), которая является актом огромного исторического значения. Ее называют «живой» конституцией, «юридической библией», поскольку этот документ воплотил в себе такие актуальные идеи, которые и в наше время не потеряли своей общественной значимости и демократичности. За всю историю существования в нее было внесено 27 поправок.

Вскоре после принятия Конституции в США в 1791 году, были приняты конституции во Франции и Польши, но ни та, ни другая не действовали. Тем не менее, уже в первой половине XIX века конституционное правотворчество охватило почти всю Европу. С принятием Конституции США и последующих конституций связывается распространение в мире идеи конституционализма, понятие которого толкуется многогранно (И.А. Конюхова[69], Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин[70] и др.). Студентам нужно проанализировать теоретические подходы к определению конституционализма, выявить общее и специфику.

Далее студентам рекомендуется сделать анализ становления теории современной конституции. Впервые этот процесс просистематизировал Ю.А. Юдин, выделив в нем четыре этапа: 1) период становления и утверждения буржуазного (капиталистического) общества в передовых странах Европы и Америки; 2) создание в России социалистического тоталитарного общества и государства и принятие первой конституции социалистического типа; 3) создание более 130 государств в Азии, Африке и Латинской Америке и Океании в результате ликвидации колониальной системы и принятия в них конституции; 4) крушение тоталитарных и авторитарных режимов в большинстве социалистических и развивающихся стран привело к возникновению постсоциалистической Конституции[71]. Студентам нужно дать характеристику каждого из указанных этапов конституционного развития и привести примеры.

2. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ

Обсуждение вопроса нужно начать с того, что Конституция, являясь базовым законом государства, представляет собой политический документ, отражающий определённое соотношение политических сил на момент её разработки и принятия. В конституции указаны интересы тех политических сил, чьё влияние в обществе оказалось определяющим[72]. Ее сущность заключается в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемое в момент её принятия различными социально-политическими силами по конкретному вопросу, который она решает – ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.

Сущность конституции тесно связана с ее содержанием, под которым следует понимать определенный способ нормативного выражения конкретного компро­мисса, достигнутого в обществе в данных условиях. По мнению, Т.Я. Хабриевой, раскрывая со­держание той или иной конституционной модели или конкретной конституции, важно различать два элемента, составляющих ее содержание: социальное содержание, т.е. характер урегулирования общественных отношений человека – коллектива - государства и общест­ва в интересах определенных социально-политических сил, и содержание правовое - тот нормативный правовой материал, из которого состоит конституция, который за­ключен в ней (нормы, институты, принципы)[73].

Далее нужно изучить основные свойства (черты) конституции, среди которых свойства юридического характера (конституция – основной закон государства; высшая юридическая сила, усложненный порядок принятия изменений, стабильность), а также политические (политический подход к решению задач общества и государства, установление ос­нов политического процесса в обществе, складывающе­гося вокруг институтов публичной власти) и идеологические свойства (положения конституции в той или иной мере отражают идеологию, которой руководствова­лись ее создатели).


Проблема функций конституции специально почти не обсуждалась в научной литературе. Между тем основной закон выполняет свои задачи, осуществляет свои функции в обществе и государстве[74]. Функции конституции раскрывают сущность, ее социальное значение, характеризуют основные направления её воздействия на общественные отношения: 1) регулятивная функция; 2) учредительная функция;
3) охранительная функция; 4) политическая функция; 5) идеологическая функция; 6) юридическая функция. Студентам необходимо провести сравнительный анализ содержания функций конституции и конституционного права как отрасли.

Завершить изучение вопроса следует определением значения конституции: 1) придание легализации и легитимности существующему порядку в государстве; 2) регулирование фундаментальных общественных отношений; 3) юридическая база для развития законодательства, правоприменительной практики.

 

3. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ

При подготовке вопроса следует учесть, что во всём мире насчитывается около 200 действующих конституций государств и около 300 конституций субъектов федераций. Классификация конституций имеет важное значение, так как позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, совершенствовать конституционное законодательство, даёт возможность их сопоставить, выявлять особенности формы, структуры и содержания. Классификация условна, поскольку нет в мире конституций, идентичных по всем признакам.

Далее следует провести классификации конституций по различным основаниям по порядку принятия (октроированные и неоктроированные);
с точки зрения структуры формы (консолидированная, неконсолидированная и комбинированная[75]);по форме выражения норм (писаные и неписаные). Эта классификация сегодня утрачивает смысл, т.к. в странах, имеющих неписаные конституции в последнее время приняты парламентские акты, которые можно включить в число писаных источников конституционного права, но формально это не конституции[76]); по способу изменения (гибкие и жёсткие); по времени действия (временные и постоянные);по степени реальности(фиктивные и действительные); по форме правления (монархические и республиканские); от политического режима (антидемократические и демократические);по форме государственного устройства (федеративные и унитарные);по времени принятия (конституции старого поколения
(до 2-й Мировой войны) и нового поколения) и др. Студентам рекомендуется раскрыть содержание указанных конституций привести примеры, а также дать характеристику Конституции РФ, применяя критерии приведенной классификации.

 

4. ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

При подготовке вопроса необходимо учесть, что конституция, как основной закон, имеет особый объект правового регулирования. В России и за рубежом рассматривается только объект конституционного права в целом, объекту конституции внимания почти не уделяется либо объект конституции понимается аналогично объекту всей отрасли конституционного права[77]. При сходстве главных положений нужно различать пределы регулирования со стороны отрасли и собственно конституции. В странах, где действуют конституции старого поколения, сказывается узкий подход к объекту конституции. Такие конституции называются «инструментальными» в отличие от «социальных», регулирующих некоторые вопросы общественного строя.

Большинство зарубежных конституций социальные. В них воспринят широкий подход к объекту регулирования. Первой такой конституцией была конституция Мексики, принята в 1917 г., но поскольку она была мало известна, первой социальной конституцией принято считать Веймарскую конституцию в Германии 1919 г., но до ее принятия в 1918 г. была принята Конституция РСФСР – в высокой степени социальная конституция «государства диктатуры пролетариата». Этот подход был развит в последующих конституциях СССР и союзных республик, носивших классовый характер. В них с позиций марксизма-ленинизма закреплялись основы общественного строя, основы социальных и национальных отношений, роль политических партий, принципы труда и распределения, закреплялся социалистический тоталитаризм[78].

После Второй мировой войны многие страны Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зависимости, отвергнув идею диктатуры пролетариата, восприняли широкий подход к объекту конституционного регулирования. В современных странах действует широкий подход, он большей мере отвечает интересам народа. Такой же подход принят большинством российских ученых, хотя пределы этой широты различны, как различны и общественные отношения, входящие в объект конституционного регулирования (Ковешников Е.М., Зиновьев А.В., Козлова Е.И. и др.). Поскольку Конституция не может вместить в себя все содержание конституционного права, в ней содержатся «основы основ», выступающими объектами конституционного регулирования. Для полного понимания вопроса следует изучить главу «Объект конституционного регулирования» монографии Хабриевой Т.Я., Чиркина В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 67-76.

5. ПОРЯДОК, СПОСОБЫ ПОДГОТОВКИ, ПРИНЯТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ

При подготовке вопроса следует учитывать, что при современном подходе к разработке конституции необходимоучастие народа, фор­мы которого неодинаковы: 1) роль улемов трактуют как участие народа;
2) участие народа отождествляют с участием парламента[79]; 3) с работой избранного учредительного собрания, занимающегося подготовкой конституции (Филадельфий­ский конвент в США в 1787 г., в Италии в 1946-1947 гг., в Индии в 1948-1949 гг.).

Современные способы принятия конституции: 1) учредительным собранием; 2) парламентом; 3) надпарламентским органом; 4) на референдуме. Мировой практике известны разные способы изменения конституции, зависящие от того, гибкая это конституция или жесткая. Гибкие конституции изменяются как обычные законы. Жесткие изменить значительно сложнее, что направлено на обеспечение стабильности конституции. Конституции федераций требуют ратификации поправок субъектами (США – ¾, в России – 2/3). Как правило, не подлежат пересмотру нормы, закрепляющие основы общественного и государственного строя, правового положения личности, и в ярде случаев – порядок изменения конституции. Студентам нужно привести примеры таких запретов (например, Франции, Мавритии, России и др.).

Субъектом изменения конституции может быть: 1) парламент (Германия); 2) парламент при согласии законодательных органов субъектов (Россия); 3) народ путем голосования (Дания); 4) совместно – парламент и народ на референдуме, который одобряет изменения, принятые парламентом. Возможно закрепление нескольких способов в одной стране (во Франции – отдельно и парламент, и избиратели на референдуме). И только в немногих странах право вносить изменения в конституцию и изменять наиболее важные ее положения предоставлено надпарламентскому органу (Индонезия. Пакистан и др.).

При двухпалатной структуре парламента закон о поправке принимается квалифицированным большинством каждой палаты окончательно либо с последующим утверждением на референдуме. Только путем референдума принимаются поправки к конституции в Египте, на Филиппинах, в Дании
и др.

Особый порядок изменения закреплен в Европейской конституции 2004 г. Студентам должны познакомиться с ее текстом и определить, кто является субъектами внесения предложений о поправках к конституции; в какой орган передается поправка; кто уведомляет национальные парламенты о поправке; кто созывает конвент; каков его состав; какой орган рассматривает поправки; каков срок ратификации поправки; каковы ее правовые последствия; в каких случаях поправки принимаются в упрощенном порядке и др.

6. ФОРМА, СТРУКТУРА И МЕТОДЫ

КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Подготовку вопроса необходимо начать с определения формы конституции, под которой следует понимать способ организации заключенного в тексте правового материала[80]. При этом важно различать материальную и формальную конституцию (хотя такое деление не всегда возможно). К примеру, во Франции формальной конституцией является текст Конституции 1958 г., а материальной – действующие наряду с ним Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула конституции 1946 г.

С точки зрения формы (структуры) различают три вида конституции: консолидированная, неконсолидированная и комбинированная[81], которые состоят из разных элементов. Неконсолидированные конституции содержат разные основные законы, которые делятся либо на главы, либо на части и разделы, имеющие подзаголовки, либо делятся на статьи и параграфы. Однако сложнее состав комбинированной конституции, состоящей из актов разного характера. О единстве внешней структуры говорить сложно, она крайне разнородна, хотя внутренняя структура (взаимосвязь правовых институтов) имеется. По структуре консолидированные конституции неодинаковы. Так. Конституция США включает семь статей, состоящих из разделов, абзацев и т.д.

Конституции, принятые позже, имеют удобную структуру: разделы, главы, иные части. Т.Я. Хабриева выделяет четыре главных компонента, взаимосвязи между которыми составляют основное содержание конституции. Это ин­дивид, кол­лектив, государство и общество[82]. Студентам необходимо привести примеры структур конституции зарубежных стран.

Конституция хотя и важнейший, но не единственный источник права, поэтому методы регулирования, присущие праву в целом, типичны и для нее. К числу методов конституционного регулирования можно отнести: стиму­лирование, дозволение, охрана, обязывание, требование, запрещение, возложение ответственности, санкции. Студентам необходимо раскрыть содержание методов конституционного регулирования и привести примеры.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите различные трактовки понятия «конституция», предложенные различными учеными.

2. Назовите основные этапы конституционного развития.

3. Какие значения имеет термин «конституционализм»?

4. Как соотносятся понятия «конституция» и «конституционализм»?

5. Каковы основные функции Конституции?

6. В чем выражается сущность конституции?

7. Почему Конституция является юридической базой текущего законодательства и актом высшей юридической силы?

8. Назовите юридические свойства конституции.

9. Какие признаки положены в основу классификаций конституций?

10. Назовите объект конституционного регулирования. Совпадает ли он с объектом (предметом) конституционного права?

11. Назовите методы конституционного регулирования.

12. В чем плюсы и минусы «жестких» конституций?

13. Какой порядок принятия и изменений конституции Вам представляется наиболее демократичным?

14. Какие виды конституционного контроля закрепляют конституции?

15. Напишите эссе на темы:«Объект конституционного регулирования» (Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. «Теория современной конституции». – М., 2005. – С. 67-76); «Способы подготовки, принятия, изменения Конституции» (Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. «Теория современной конституции». – М., 2005. – С. 76-105); «Методы конституционного регулирования» (Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. «Теория современной конституции». – М., 2005. – С. 121-131).

Тесты и задачи



2015-12-15 406 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 5 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (406)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)