ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 10 страница
5. ИНИЦИАТИВА, ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА Подготовку вопроса следует начать с определения инициаторов проведения референдума: 1) не менее чем двум миллионов граждан РФ; Далее студенты должны проанализировать статус комиссий референдума, которые осуществляют подготовку и проведение референдума, обеспечение реализации и защиты права на участие в референдуме. Затем нужно изучить процесс подготовки и проведения референдума. Который представляет собой совокупность этапов и действий, которые можно назвать стадиями референдумного процесса[111], включающими в себя: регистрацию участников референдума; образование участков референдума; агитацию при проведении референдума; финансирование референдума; организацию и порядок голосования; установление результатов референдума и их опубликование. Студентам рекомендуется проанализировать указанные стадии на основе положений ФКЗ Кроме того, следует рассмотреть особенности правового регулирования, организации и проведения референдумов в субъектах РФ и на местном уровне.
6. ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТОГО НА РЕФЕРЕНДУМЕ При подготовке вопроса следует исходить из того, что решение, принятое на референдуме является общеобязательным, не нуждается в дополнительном утверждении и действует на всей территории России. Оно может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме этого же уровня, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения. Относительно нормативного акта, принятого на референдуме субъекта РФ, местном референдуме, Закон «Об основных гарантиях…» предусмотрел, что этот акт может быть изменен в порядке, установленном самим указанным нормативным актом. Если же данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия решения на референдуме. Ссылаясь на труды ученых и законодательство, изучение темы следует завершить выявлением проблем правового регулирования референдума в РФ. Контрольные вопросы и задания 1. Проведите соотношение понятий: а) референдум и плебисцит; 2. Дайте общий обзор институтов непосредственной демократии и определите значение института референдума. 3. Обозначьте теоретические и практические проблемы, связанные с институтом референдума. 4. Каково формально-юридическое и фактическое значение Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»? 5. Виды референдумов (федеральный, субъекта Российской Федерации, местный; деление референдумов на виды по другим основаниям); 6. Каков круг вопросов, выносимых на референдум? 7. Какие вопросы не подлежат вынесению на референдум? Назовите обстоятельства, исключающие проведение референдума; 8. Какова юридическая сила решений, принятых на референдумах? 9. Назовите основные стадии референдумного процесса. 10. Кому дано право инициативы референдума Российской Федерации? 11. Как осуществляется сбор подписей граждан; сколько подписей надо собрать; куда представляются соответствующие материалы? 12. Что обязан сделать Президент Российской Федерации, получив материалы, связанные с инициативой проведения референдума? 13. Какова роль Конституционного Суда РФ в процедуре назначения референдума? 14. В какие сроки может быть проведен референдум РФ? 15. Каково содержание бюллетеня референдума РФ и как следует заполнять бюллетень? 16. Как определяются результаты референдума Российской Федерации? 17. Каковы особенности организации и проведения референдума РФ. 18. Каковы особенности организации и проведения референдума в субъектах Российской Федерации? 19. Каковы особенности организации и проведения местного референдума? 20. Дайте краткий обзор российских референдумов. Тесты и задачи 1. Граждане РФ, проживающие за пределами ее территории, имеют право участвовать в референдуме РФ: а) верно; б) не верно. 2. Референдум может проводиться в любое время без ограничений: а) верно; б) не верно. 3. Решения, принятые на референдуме: а) должны быть утверждены Федеральным Собранием РФ; б) в утверждении не нуждаются. 4. Формами непосредственного волеизъявления граждан являются: а) референдум; б) выборы; съезды и конференции общественных объединений; г) уличные, домовые комитет; наказы избирателей. 5. Референдумы бывают: а) обязательными; б) факультативными; 6, Граждане РФ, проживающие за пределами ее территории, имеют право участвовать в референдуме: а) верно; б) не верно. 7. Референдум может проводиться в любое время без ограничений: а) верно; б) не верно. 8. Решения, принятые на референдуме: а) должны быть утверждены Федеральным Собранием; б) должны быть утверждены Президентом РФ; в) должны быть утверждены Конституционным Судом РФ. Задача 1. Студенты одного из вузов г. Москвы решили создать инициативную группу по вынесению на референдум Российской Федерации вопроса об исключении из состава РФ одного субъекта РФ, по «вине» которого постоянно возникает напряженность в общественной и государственной жизни страны. Возможно ли вынесение на референдум РФ такого вопроса? Задача 2. Группа граждан РФ решила добиваться вынесения на референдум Российской Федерации вопроса о законодательном ограничении числа политических партий в Российской Федерации, поскольку при множестве партий гражданам трудно ориентироваться в их программах и различиях. Допустимо ли вынесение на референдум Российской Федерации такого вопроса? Является ли он вопросом государственного значения? Задача 3. Группа граждан РФ решила добиваться вынесения на референдум Российской Федерации вопроса о ликвидации верхней палаты российского парламента - Совета Федерации. Мотивы: России больше подходит однопалатный парламент; Совет Федерации не играет конструктивной роли в государстве; вместо интеграции общегосударственных и региональных интересов реально палата содействует противостоянию центра и субъектов РФ. Может ли быть вынесен на референдум РФ винный вопрос? Задача 4. На референдум были вынесены альтернативные предложения об изменении порядка формирования Совета Федерации. Предложено: Задача 5. Гражданин Петров создал инициативную группу избирателей численностью 102 чел., которая собрала установленное число подписей избирателей и выносит на референдум вопрос об освобождении от налогов шахтеров в целях стабилизации взрывоопасной обстановки в угледобывающих районах. Однако Президент РФ отказался назначать референдум, заявив о его неконституционности. Обоснованно ли решение Президента РФ? Задача 6. Указом Президента Республики Северной Осетии был назначен референдум, на который вынесен вопрос: поддерживаете ли вы принятие Закона республики «О правоохранительной системе Республики Северной Осетии»? ЦИК РФ и заместитель Генпрокурора РФ обратились в Конституционный Суд РФ с заявлением о признании названного указа противоречащим Конституции РФ. Каким должно быть решение Конституционного Суда РФ? Нормативные правовые акты 1. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. 2. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. // СЗ РФ. - 2001. - № 52. - 3. Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. 5. Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. 6. Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» // СЗ РФ. - 2006. - № 13. - Ст. 1114 7. Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. 8. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» // СЗ РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031. 9. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822. 10. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2005. - № 15. – Ст. 1277. 11. Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О государственной автоматизированной системе РФ «Выборы» // СЗ РФ. – 2003. - № 2. – 12. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ // СЗ РФ. – 2003. - № 40. – Судебная практика 1. Постановления Конституционного Суда РФ: – от 11 июня 2003 г. «О проверке соответствия Конституции РФ положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // СЗ РФ. - 2003. - –от 11 июня 2003 г. «По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона «О внесении измен. и дополн. в Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» // СЗ РФ. -2003. - № 25. - Ст. 2564; – от 11 июня 2002 г. «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 ст.64, п. 11 ст. 32, п.8 и 9 ст. 35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в связи с запросами Верховного суда РФ и Тульского областного суда» // СЗ РФ. - 2002. - № 25. - Ст. 2515. Литература 1. Авакьян С.А. Всенародное обсуждение: опыт и проблемы // Государственность. – 2006. - № 8. 2. Авакьян С.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в РФ: Сборник научных трудов / Под ред. 3.Волова Л.И. Плебисцит в современной России: Дис. …канд. юрид. наук. - Волгоград, 2004. 5. Горлачев Р.Ю. Конституционно-правовые гарантии непосредственной демократии в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2003. 6. Джангирян А.А. Конституционная ценность избирательного права граждан России. – М., 2005. 7. Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Правовое содержание института референдума в РФ // Государство и право. - 1995. - № 7. 8. Игнатенко В.В. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах // Законность. – 2010. - № 3. 9. Князев С.Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы, источники. - Владивосток, 2003. 10. Ковалев В.А. Предмет референдумов в России // Право и жизнь. - 2001. - № 35. 11. Комарова В.В. Референдумный процесс в РФ. – М., 2004. 12. Комарова В.В. Виды референдумов в современной России // Конституционное и муниципальное право. – 2003. - № 5. 13. Комарова В.В. Народный суверенитет: понятие, содержание // Государство и право. - 2003. - № 5. 14. Курячая М.М. Народный суверенитет: понятие, содержание, конституционные формы выражения // Конституционное и муниципальное право. - 2004. - № 4. 15. Нудненко Л.А. Конституционное право граждан РФ на референдум и международные стандарты // Конституционное и муниц. право. - 2005. - № 1. 16. Пылин В.В. Референдум: проблемы правового регулирования и практика реализации // Право и политика. - 2003. - № 8. 17. Пылин В.В. Избирательное и референдумное право РФ. — СПб., 2003. 18. Руденко О.Г. «Народное вето» как институт непосредственной демократии // Государство и право. - 2011. - № 3. 19. Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, институты. - Екатеринбург, 2003.
ТЕМА 12. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 1. Конституционные основы общественно-политической деятельности. 2. Конституционные основы социально-экономической деятельности. 3. Конституционные основы духовно-культурной деятельности. Ключевые понятия: политическое многообразие, многопартийность, политический плюрализм, идеология, идеологическое многообразие МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Изучение вопроса необходимо начать с определения принципа политического многообразия и его роли в осуществлении демократии в России. Затем остановиться на характеристике институциональной основы политического плюрализма, которой являются политические партии и другие общественные объединения, участвующие в политическом процессе, и соотнести политический плюрализм с идеологическим единообразием и принципом многопартийности. При этом следует учесть, что идеологическое многообразие - предпосылка политического многообразия; многопартийность нельзя рассматривать формально как наличие двух и более партий в государстве, важно, чтобы партии представляли разные политические интересы. В рамках данного вопроса на основе анализа положений федеральных законов «О политических партиях», «Об общественных объединениях» (базовый для всех их разновидностей), «О некоммерческих организациях» и иных актов нужно изучить правовой статус политических партий и других общественных объединений, порядок их создания и государственной регистрации, основы внутреннего устройства, основания приостановления деятельности и ликвидации и др. При этом следует иметь в виду, что можно использовать общее понятие «общественные формирования» для всех негосударственных объединений граждан, охватывающее 1) общественные объединения, действующие в публично-правовой сфере; 2) религиозные объединения, действующие в религиозно-духовной сфере; 3) объединения коммерческие, действующие в экономике; 4) объединения некоммерческие, действующие преимущественно в хозяйственной сфере, но не имеют цели извлечения прибыли; 5) объединения граждан в интересах осуществления территориального общественного самоуправления — в рамках системы местного самоуправления. Кроме того, следует изучить Федеральный закон «Об общественной палате»: ее правовой статус, порядок формирования, роль в обеспечении взаимодействия граждан РФ, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Следует уделить внимание изучению вопроса поддержки Общественной палатой гражданских инициатив. 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Изучение вопроса нужно начать с анализа теоретических подходов к определению социально-экономической системы, социально-экономической деятельности. Так, В.Е. Чиркин рассматривает экономическую систему как «совокупность экономических отношений, исторически обусловленных характером собственности, существующей в обществе»[112]. Затем рассмотреть общие принципы (правового государства; демократии; равенства перед законом и судом; разделения властей; социальной рыночной экономики) и специальные принципы рыночной экономики (свободы экономической деятельности, единства экономического пространства; свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; поддержки конкуренции и др.). В действующей Конституции РФ нет специальной главы, посвященной основам экономической системы России. Однако она содержит положения, которые в своей совокупности дают полное представление о заложенной в ней модели экономических отношений. В этой связи необходимо обратиться к ст. 8, а также обсудить положения ст. 9, 27, 34-37, 74, 75 о признание и равной защите различных форм собственности; о конституционном регулировании собственности на землю и другие природные ресурсы, о значении признания частной собственности как основы формирования гражданского общества. При подготовке ответа студентам также следует изучить основные правовые позиции Конституционного Суда по данному вопросу. Характеризуя Россию в качестве социального государства, следует указать на его признаки: ответственность государства за уровень личного благосостояния граждан, наличие государственной системы социального обеспечения и социальной защиты. Ответ построить на основе анализа решений Конституционного Суда, посвященных экономической деятельности в РФ.
3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рамках вопроса нужно рассмотреть идеологические концепции как духовное выражение определенных социальных интересов; многообразие типов идеологии в условиях демократического общества; монополизацию идеологии в условиях тоталитаризм; раскрыть сущность идеологического многообразия и его значение для демократического развития России, а также раскрыть характер взаимоотношений государства и религиозных объединений. В рамках вопроса проанализировать правовой статус религиозных объединений на основе Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Контрольные вопросы и задания 1. Как соотносятся понятия «идеологическое многообразие» и «политический плюрализм»? 2. Каковы ограничения на создание и деятельность политических партий? 3. Каков порядок создания политических партий? 4. Перечислите права и обязанности политических партий в России. 5. В чем специфика организационных форм общественных объединений? 6. Какова сущность конституционного принципа свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции? 8. Охарактеризуйте основные способы конституционно-правовой защиты экономических прав и свобод граждан Российской Федерации. 9. Ковы правовые гарантии социальной защиты граждан? 10. Каков порядок создания и деятельности религиозных объединений? 11. Какова роль политических партий в формировании органов публичной власти в Российской Федерации? 12. Что понимается под общественным объединением? 13. Как образовать общественное объединение? Кто такие учредители, члены и участники общественного объединения? 15. Может ли общественное объединение существовать без государственной регистрации? Что дает государственная регистрация самому общественному объединению и государству? 16. Какие права и средства воздействия имеют общественные объединения в области государственной и политической жизни? 17. Какие права имеет общественное объединение в части собственности и хозяйственной деятельности? 18. Как можно приостановить и прекратить деятельность общественного объединения, политической партии в случае нарушения им закона?
Тесты и задачи 1. Социальная направленность РФ означает: а) обеспечение достойной жизни и свободное развитие человека; б) осуществление социальных идеалов; в) поддержку маргиналов; г) защиту деловой репутации граждан. 2. Право на объединение в политические партии не имеют: а) судьи; б) прокурорские работники; в) служащие органов местного самоуправления; г) служащие кадрового состава и военнослужащие органов внешней разведки. 3. На создание общественного объединения: а) требуется предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления; б) не требуется предварительного разрешения. 4. Государство поддерживает политические партии: а) да; б) нет.
5. В России разрешено преподавание основ религии в государственных школах: а) верно; б) не верно. 6. Виды религиозных объединений в РФ: а) религиозные группы; 7. Религиозные объединения в Российской Федерации могут осуществлять функции государственных органов: а) верно; б) не верно. 8. Религиозные объединения в Российской Федерации: 9. Религиозные объединения в РФ: а) участвуют в выборах органов государственной власти и местного самоуправления; б) не участвуют. 10. В Российской Федерации по просьбе религиозных организаций государственные органы вправе объявлять религиозные праздники нерабочими днями на соответствующей территории: а) верно; б) не верно. 11. Светский характер Российской Федерации предполагает: 12. Политическое многообразие - это: а) наличие многих политических идей, течений; б) многообразие и равенство политических партий. 13. Формы собственности, закрепленные Конституцией РФ 1993 г.: а) частная; б) личная; в) государственная; г) муниципальная; д) иные формы. 14. К принципам экономической деятельности, по Конституции РФ 1993 г., относятся: а) свобода экономической деятельности; б) запрет конкуренции; в) единое экономическое пространство; г) признание и защита равным образом различных форм собственности; д) поддержка конкуренции. 15. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности: а) пародов, проживающих на соответствующей территории; б) граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на соответствующей территории. 16. Создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности: а) допускается; б) не допускается. 17. Политические партии вправе осуществлять свою деятельность: а) на всей территории РФ; б) территории субъектов, где есть региональные отделения. 18. Российское государство: а) финансирует политические партии; б) не финансирует; в) финансирует по итогам их участия в выборах. 19. Общественный фонд: а) основан на членстве; б) не имеет членства. 20. Организационно-правовые формы общественных объединений: 21. Общественное учреждение имеет целью: а) оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным целям данного общественного объединения; б) совместное решение различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы. 22. Символика политической партии: а) не должна совпадать с символикой РФ, символикой субъектов РФ, муниципальных образований, с символикой иностранных государств; б) может совпадать. 23. Численность политической партии должна составлять не менее: а) 10 000 членов; б) 40 000 членов; в) 45 000 членов; г) иное. 24. Политические партии могут принимать пожертвования от: Задача 1. Группа депутатов Государственной Думы выступила с инициативой отменить институт регистрации граждан иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и временного пребывания, аргументируя это тем, что наличие данного порядка существенно затрудняет развитие экономики России. Дайте правовую оценку данному предложению. Задача 2. Обязана ли РФ осуществлять за пределами территории мероприятия, обеспечивающие ее гражданам, избравшим местом своего постоянного проживания другую страну, надлежащий уровень жизни и повышенную социальную защищенность, в т.ч. гарантировать таким гражданам возможность пользоваться в период проживания за границей мерами социальной защиты (дополнительными правами и льготами), предоставляемыми на территории России за счет бюджетных средств? Какую позицию по данному вопросу сформулировал Конституционный Суд? Задача 3. При регистрации Ленинградского областного отделения Демократической партии России в областном регистрирующем органе юстиции потребовали сдать копии паспортов лиц, учредивших партию в 1990 году. Представители партии отказались это делать, ссылаясь на то, что Закон такого требования не предусматривает, к тому же некоторые из учредителей партии уже ушли из жизни. Какую сторону данного спора вы бы поддержали? Задача 4. При подаче документов на регистрацию одной из политических партий в качестве ее юридического адреса было указано жилое помещение (квартира) лидера партии. Может ли быть юридическим адресом политической партии жилое помещение (квартира)? Задача 5. При регистрации регионального отделения Народной партии в г. Твери территориальный регистрирующий орган юстиции пригласил 100 членов этой партии (на тот момент еще не было по изменения в закон повышении миним. числ. региональных отделений партий до 500 членов) для выяснения достоверности их подписей в заявлениях о приеме в члены партии. Допустимы ли такие действия территориального регистрирующего органа? Как регистрирующий орган вправе проверить достоверность сведений о количестве членов партии в региональном отделении? Задача 6. Студенты вуза решили образовать партию под названием «Студенческая партия России». В Министерстве юстиции им посоветовали не создавать такую партию, поскольку закон не допускает создание партий по признакам профессиональной принадлежности. Дайте правовую оценку. Нормативные правовые акты 1. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // ВСНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 499. 3. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. - 2001. - № 33 (часть I). - 4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. - 2002. - № 28. - 5. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2005. - № 30 (ч. 2). - Ст. 3127. 6. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» // СЗ РФ. - 2006. - № 31 (12). - Ст. 3434. 7. Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. «Об общественной палате» // СЗ РФ. - 2006. - № 1. - Ст. 6. 8. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. «О политических партиях» // СЗ РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950. 9. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930. ............... 10. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от12 января 1996 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - ........ 11. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединения» // СЗ РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.
Судебная практика 1. Постановления Конституционного Суда РФ: - от 18 июля 2008 г. «По делу о проверке конституционности положений абз 14 ст. 3 и п. 3 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в связи с жалобой
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (995)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |