Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 16 страница



2015-12-15 1874 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 16 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




На основе классификации федераций рекомендуется определить Россию по способу правового регулирования; исходя из соотношения статуса субъектов; по характеру взаимоотношений между федерацией и субъектами; по степени централизации; по способу распределения компетенции и др.). Поскольку по этому вопросу нет единого мнения ученых, студенты должны высказать свою обоснованную позицию по этой проблеме.

3. МОДЕЛЬ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

При изучении вопроса следует учесть, что в своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа: 1) создание основ социалистического федерализма (1918-1936 гг.); 2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985 гг.); 3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 года. Российская Социалистическая Республика в 1918 г. была провозглашена федеративным государством, до этого была унитарным. Затем следует остановиться на некоторых аспектах данной проблемы:

1. РСФСР относительно недолго была самостоятельным государством: в 1922 г. РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская республика создали СССР. С этого времени и многие десятилетия РСФСР развивалось лишь как одна из союзных республик в составе Союза ССР, подпав под опеку не только государственных, но прежде всего партийных органов.

2. Роль СССР в развитие союзных республик (в том числе и РСФСР): вхождение России в состав другого государства, утеря ею суверенитета затормозили её развитие как реальной жизнеспособной федерации. Сложная, многоуровневая система организации власти в СССР отдавала крайне мало места для самостоятельности РСФСР[158].

3. Несмотря на наличие слова «федеративная» в названии, в тот период практически отсутствовали юридические признаки федерации, поскольку все они были перенесены на уровень Союза. Не было даже ясности, кто субъекты федерации и как разграничиваются полномочия между ними.

4. Постепенное приобретение РСФСР признаков федерации:
а) избрание Совета народных депутатов РСФСР по территориальным и национально-территориальным округам; б) преобразование Верховного Совета РСФСР в постоянно действующий двухпалатный орган (1989 г.).

5. В 90-х гг. укрепляется положение России в составе СССР, после прекращения существования которого, она приобретает характер независимого государства (Декларация «О государственном суверенитете РСФСР» (12.06.1990 г., О денонсации Договора об образовании СССР от 12.12.1991 г.).)

6. В 1992 г. в России сформировалась принципиально новая модель федеративного устройства: ее субъекты созданы как по национально-территориальному, так и территориальному принципу. 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, который 10 апреля 1992 г. был включен в качестве составной части в Конституцию РФ, что явилось началом современного этапа развития федеративного устройства России.

Долгое время в РСФСР не было ясности – кто же субъекты РСФСР как федеративного государства: бесспорно, ими были автономные республики; субъектами РФ стали считать автономные единицы области (из пяти четыре преобразованы в республики: Адыгейская; Карачаево-Черкесская; Горно-Алтайская; Хакасская) и автономные округа. Затем возникла идея считать субъектами крупные территориальные единицы (края, области и города федерального значения). Таким образом, субъектами РФ были провозглашены: республики (государства); национально-территориальные (автономные) и территориальные образования.

Рассматривая вопрос о современной модели федерации в Рос­сии, следует принять во внимание то, что это конституционная федерация, поскольку первостепенную роль в ре­гулировании федеративных отношений играют Конституция РФ и федеральные законы.

 

4. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ:

ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ

При изучении вопроса следует учесть, что любая федеративная система эффективна, когда её деятельность осуществляется в рамках Конституции, когда чётко разграничены сферы деятельности и компетенции центральных государственных органов и государственных органов субъектов Федерации. К способам распределения компетенции между федерацией и субъектами относятся: 1) закрепление определенного круга полномочий за федерацией и оставление всех остальных вопросов в ведении субъектов; 2) закрепление определенного круга полномочий за субъектами и оставление всех остальных вопросов в ведении федерации; 3) использование принципа, по которому федерация преимущественно осуществляет нормативно-правовое регулирование общественных отношений, а к ведению субъектов относится правоприменение; 4) закрепление вопросов исключительного ведения федерации, вопросов совместного ведения, с оставлением всех остальных вопросов в ведении субъектов[159]. Студентам нужно привести примеры государств, где используется тот или иной вариант разграничения, определив его достоинства и недостатки.

Конституция РФ указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий: собственно конституционный, договорный (ч. 3
ст. 11) и законодательный (ст. 76). Конституционная модель разграничения компетенции включает в себя сферу ведения РФ (ст. 71), сферу совместного ведения (ст. 72), сферу ведения субъектов, формирующуюся по остаточному принципу (ст. 73).

Разграничение компетенции включает разграничение предметов ведения и разграничение полномочий. Многие сложности в этом процессе возникают в связи с отсутствием единого понимания понятий «компетенция», «предметы ведения» и «полномочия». Рекомендуется проанализировать теоретические подходы к определению указанных понятий, при этом следует иметь ввиду, что. в самом общем виде: компетенция – это совокупность предметов ведения и полно­мочий; предметы ведения - круг вопросов (сферы государст­венной и общественной жизни внут­ри которых их органы осуществляют те или иные полномочия;полномочия - совокупность прав и обязанностей субъектов по конкретным предметам ведения. Для более полного понимания сути вопроса следует обратиться к работе Ю.А. Тихомирова «Теория компетенции»[160].

Затем нужно определить предметы ведения РФ, совместного ведения и собственного ведения субъектов РФ, исходя из того, предметы ведения РФ - это круг вопро­сов, которые Конституция относит к исключительному ведению России как федерального центра (ст. 71); предметы совместного ведения РФ и ее субъектов - это тот круг вопросов, которые решают феде­рация и субъекты (ст. 72); предметы собственного ведения субъектов РФ -это круг вопросов, которые субъекты решают самостоятельно (ст. 73). Далее необходимо подробно проанализировать указанные предметы ведения: 1) в сфере государственного строительства: 2) в сфере экономической, социальной и культурной политики: 3) в сфере внешних сношений, обороны и безопасности: 4) в сфере охраны общественного порядка, прав граждан и правосу­дия. Студентам необходимо самостоятельно определить предметы ведения по перечисленным сферам.

На семинаре необходимо подробно обсудить положения ст. 71, 72, 73 Конституции РФ. Учитывая, что Конституция РФ не содержит исключительного перечня предметов ведения субъектов РФ, студенты должны определить их, ссылаясь на положения законодательства.

Реко­мендуется обратить внимание на следующие правовые проблемы: 1) соотношение понятий «разграничение предметов ведения и пол­номочий между РФ и субъектами РФ» и «разграничение предметов ведения и полномочий между ор­ганами государственной власти РФ и субъектов РФ»; 2) законность закрепления в законодательстве субъектов РФ предметов исключительного ведения РФ, а также предметов совместного ведения РФ и ее субъектов; 3) централизация государственной власти и сокращение предме­тов исключительного ведения субъектов РФ; 4) определение круга предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ

Ответ на вопрос предполагает, что взаимодействие Федерации и ее субъектов воплощается как в системе специальных гарантий положения каждой стороны в федеративных отношениях, так и в постоянных контактах органов власти Федерации и ее субъектов. Термин «взаимодействие», предполагающий наличие возможностей у каждой стороны, используется не случайно, поскольку для федеративных отношений в России характерны не только влияние Федерации на субъекты («сверху вниз»), но и влияние субъектов на политику и повседневную жизнь Федерации, деятельность ее органов («снизу вверх»)[161].

1. Формы влияния Федерации на дела субъектов РФ. Как справедливо указывает С.А. Авакьян, возможности Российской Федерации в ее влиянии на дела субъ­ектов РФ шире, а в ряде случаев и радикальнее, нежели ответные воз­можности субъектов[162]. Среди них: правовое регулирование федеративных отношений и определения в них роли и места субъектов; федеральный бюджет; установление общих принципов организации представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ; разрешение коллизий ме­жду органами РФ и ее субъектов, органами власти различных субъектов (ч. 1 ст. 77); включение в единую систему исполнительной власти в РФ федеральных органов и органов субъектов в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения (ч. 2 ст. 77); создание территориальных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 78); обеспечение Президентом РФ и Правительством осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ (ч. 4 ст. 78); федеральное вмешательство (система мер и санкций, которые может применить Россия к субъектам при нарушении Конституции, законодательства, реальных угрозах жизни и безопасности населения и др.

2. Формы влияния субъектов РФ на федеральные дела. Общий подход к возможностям субъектов РФ на федеральном уровне можно определить так: они вправе представлять и отстаивать свои интересы при решении любых вопросов органами Российской Феде­рации[163]. Среди них: могут отстаивать свои интересы в Правительстве РФ; просить Президента РФ использовать согласительные процедуры для урегулирования споров с центром и другими субъектами (ст. 85); право законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104); право инициировать пересмотр Конституции и внесении в нее поправок (ст. 134); право на обращение (запрос) в Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125); имеют своих представителей в федеральных органах (каждый субъект РФ имеет двух представителей в Совете Федерации; в состав Государственного Совета РФ входят главы исполнительной власти субъектов РФ); имеют официальные представительства на уровне Федерации (Указ Президента РСФСР от
22 августа 1991 г. «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР»[164] Указ Президента РФ от 2 апреля 1992 г. «О представительствах администраций краев и областей при Правительстве РФ»[165]); участвуют в формиро­вании федеральных органов и назначении федеральных должностных лиц (субъекты имеют своих представителей в Совете Федерации, в Государственной Думе, активно участвуют в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ, могут предлагать кандидатуры в Конституционный Суд РФ) и др.

В последнее время развивается взаимное влияние сотрудничество субъек­тов РФ и федеральных органов в частности: в подготовке и оценке проектов нормативных актов субъектов РФ, которые направляются в Министерство юстиции РФ, где они подвергаются экспертизе; в возможности передачи осуществления части своих полномочий по соглашению федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов соответственно друг другу, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 и 3 ст. 78).

Студентам необходимо определить и иные формы взаимодействия и привести примеры, основываясь на положениях законодательства.

6. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА В РАЗВИТИИ

РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

При рассмотрении вопроса следует исходить из того, появление системы полномочных представителей явилось важнейшим направлением укрепления вертикали президентской власти и основ федерализма, несмотря на сложность и противоречивость политических событий, происходивших в годы становления рассматриваемого института. Федеральные округа созданы Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» в целях обеспечения реализации Президентом своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.

В настоящее время Россия поделе­на на восемь федеральных округов: Центральный (Москва), Северо-Западный (С-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону) Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск), Дальневосточный (Хабаровск) иСеверо-Кавказский (Пятигорск). Федеральные округа и полномочные представители Президента стали как бы связующим звеном между федеральным центром и субъектами РФ: в субъектах назначаются подчиненные полномочным представителям федеральные инспектора; на уровне округов создаются подразделения ряда федеральных государственных орга­нов (например, есть заместители Генпрокурора РФ, глав­ные управления МВД России по соответствующему федеральному округу, органы юстиции, налоговые органы и др.)[166].

Студентам рекомендуется на основе Указа Президента определить состав, особенности, роль федеральных округов в развитии российской государственности определить место полпредов Президента в системе государственных органов; выявить особенности его становления; определить статус, компетенцию, формы и методы осуществления деятельности полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе.

Контрольные вопросы и задания

1. Соотнесите понятия «форма государства» и «форма государственного устройства»

2. Провести сравнительный анализ признаков унитарного и федеративного государства.

3. В чем отличия симметричных и ассиметричных федераций? Приведите примеры.

4. Назовите и охарактеризуйте основные этапы становления российского федерализма.

5. Раскройте принципы федеративного устройства России.

6. Обладают ли суверенитетом субъекты РФ? Какие точки зрения на этот счет существуют в научной литературе? Какую правовую позицию по данному вопросу сформулировал Конституционный Суд Российской Федерации?

7. Назовите особенности конституционно-правового статуса республики в составе Российской Федерации.

8. Охарактеризуйте порядок осуществления субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей. Имеют ли право субъекты Российской Федерации заключать международные договоры?

9. Что представляет собой институт федерального вмешательства? Каковы его механизмы?

10. Какие высказываются мнения о перспективах российского федерализма в связи с учреждением федеральных округов, ролью полномочных представителей Президента и созданием подразделений федеральных органов на уровне округов?

12. Можно ли вопросы, находящиеся в совместном ведении Рос­сийской Федерации и ее субъектов, выносить на общефедераль­ный референдум или на референдум субъектов Федерации?

13. При каких условиях нормативные правовые акты субъектов РФ обладают большей юридической силой по отношению к федеральным законом?

14. В чем специфика разграничения полномочий между разными уровнями власти в «сложноустроенных» субъектах Российской Федерации?

15. Каковы формы взаимодействия РФ и ее субъектов?

17. Каковы способы распределения компетенции между федерацией и субъектами?

18. Как соотносятся термины «компетенция», «предметы ведения» и «полномочия»?

19. Какова роль федеральных округов в развитии российской государственности?

 

Тесты и задачи

1. Единая вертикаль государственной власти РФ и ее субъектов относится к: а) законодательной власти;б) исполнительной власти;
в) судебной власти; г) вертикаль Конституционного Суда РФ и Конституционных и уставных судов субъектов РФ.

2. Территориальная организация государства, включающая в себя принципы и формы и формы взаимоотношений государства с его составными частями: а) государственное устройство;б) национальная государственность;в) политический режим;г) автономия.

3. Что означает термин «федерация»: а) установление;б) единство;в) союз;г) устройство?

4. Какую форму государственного устройства отличают следующие признаки: Договорная форма образования, свобода выхода из союза ее членов, принадлежность суверенитета субъектам, отсутствие единой системы денежного обращения: а) федерация;б) конфедерация;
в) унитарное государство;г) ни одно их перечисленных?

5. Какие из перечисленных признаков характеризуют унитарное государство: а) государство централизовано, власть исходит из центра и распространяется на всю территорию;б) единое государство, располагающее единой территорией, системой права и органов государства;в) государство, представляющее союз государств;
г) отсутствие единого гражданства?

6. Какое понятие соответствует следующему определению: «право народа или его составной части на самостоятельное социально-экономическое, политическое, культурное развитие и самоуправление в пределах, устанавливаемых самим народом на основе действующего конституционного законодательства»: а) государственное устройство;
б) федерация;в) конфедерация;г) национальная автономия?

7. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе вправе: а) осуществлять контроль за исполнением в округе решений федеральных органов государственной власти;б) назначать федеральных судей;в) смещать с должности руководителей администрации субъектов РФ;г) принимать решения от имени Президента РФ; д) реализовывать в округе кадровую политику Президента РФ.

8. Какой из принципов не определяет федеративное устройство России: а) государственной целостности; б) единства системы государственной власти; в) приоритета прав человека; г) разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ; д) равноправия и самоопределения народов

9. В федеративном государстве: а) административно-территориальные единицы не обладают собственной государственностью;б) роль центрального правительства серьезно ограничена;в) часть вопроса является компетенцией союзных органов;г) имеет место равноправие и самоопределение народов.

10. Под политическим режимом понимается: а) организация власти, характеризуемая ее формальным источником; б) система методов осуществления государственной власти; в) формы правления, главную роль в которых играет парламент; г) внутренняя национально-территориальная организация государственной власти.

11. Какая из характеристик РФ не закреплена в статье 1 Конституции РФ? а) федеративное; б) общенародное; в) правовое;
г) демократическое.

12. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ фактически осуществляется: а) Конституцией РФ, федеральным и иным договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ; б) Конституцией РФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий; в) Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ; г) соглашениями между органами федеральной исполнительной власти и исполнительной власти субъектов РФ; д) нет правильного ответа.

13. Если вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта был вынесен на референдумы двух и более заинте­ресованных субъектов РФ и не получил одобре­ния на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов РФ, инициатива образования в составе РФ нового субъекта может быть выдвинута теми же заинтересо­ванными субъектами РФ не ранее чем: а) через три месяца; б) шесть месяцев; в) один год; г) один год и шесть месяцев.

14. Если вопрос об образовании в составе России нового субъекта был вынесен на референдумы двух и более заинте­ресованных субъектов РФ и не получил одобре­ния на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов, инициатива образования в составе РФ нового субъекта может быть выдвинута теми же заинтересо­ванными субъектами Российской Федерации не ранее чем: а) через три месяца; б) шесть месяцев; в) один год; г) один год и шесть месяцев.

15. Конфедерация – это…

16. Договорная федерация - это ...

17. Конституционная федерация - это ...

18. Ассиметричная федерация - это ...

19. Симметричная федерация - это ...

20. Федерализм - это: а) союз государств; б) союзное государство;
в) принцип взаимоотношений федерации и ее составных частей, для которой характерна значительная децентрализация и определенная самостоятельность субъектов федерации в осуществлении государственной власти.

21. В чьем ведении находится решение вопросов федеративного устройства: а) РФ; б) субъектов РФ; в) совместном ведении РФ и ее субъектов; г) органов местного самоуправления; д) совместном ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Задача 1. Жители одной из республик Северного Кавказа предложили вынести на республиканский референдум вопрос о выходе из состава России образовании самостоятельного государства. При этом они ссылались на ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, гарантирующей право народов на самоопределение. Дайте правовую оценку указанной инициативе проведения референдума.

 

Нормативные правовые акты

1. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г.
«О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» // СЗ РФ. - 2001. - № 52(12). - Ст. 4916.

2. Декларация «О государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года // ВВС РСФСР. - 1990. - № 2. - Ст. 22.

3. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении пред­метов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти автоном­ной области, автономных округов в составе РФ» // Феде­ративный договор:
Д-ты. Комментарии. - М., 1994.

4. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении пред­метов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ» // Федеративный договор: Д-ты. Комментарии. - М., 1994.

5. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении пред­метов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти суверен­ных республик в составе РФ» // Федеративный договор: Документы. Комментарии. - М., 1994.

6. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законода­тельных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.

7. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» // СЗ РФ. – 2000. -
№ 20. – Ст. 2112.

8. Указ Президента РФ от 9 июля 1997 г. «О полномочном представителе Президента РФ в регионе РФ» // СЗ РФ. - 1997. - № 28. -
Ст. 342;.

9. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о советах при полномочных представителях Президента РФ в федеральном округе от
24 марта 2005 г. // СЗ РФ. – 2005. - № 13. – Ст. 1139.

10. Постановление Правительства РФ от 28 сентяб­ря 2004 г. «Вопросы Министерства регио­нального развития РФ» // СЗ РФ. - 2004. -
№ 40. - Ст. 3956.

11. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г.
«О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. - 2005. - № 50. - Ст. 5311.

Судебная практика

1. Постановления Конституционного Суда РФ:

- от 28 ноября 1995 г. «По делу о толковании ч. 2 ст. 137 Консти­туции РФ» // СЗ РФ. - 1995. - № 49. - Ст. 4868;

- от 24 янва­ря 1997 г. «По делу о проверке конституционности закона Удмуртской Рес­публики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // СЗ РФ. -1997. -№ 5.-Ст. 708;

- от 14 июля 1997 г. «По делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст.66 Конституции РФ положения о вхождении авто­номного округа в состав края, области» // СЗ РФ. - 1997. - № 29. - Ст. 3581;

- от 6 июля 2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и ФЗ «Об об­щих принципах организации законодательных (представительных) и испол­нительных органов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. - 2000. - № 25. - Ст. 2728.

Литература

1. Андриченко Л.В. Защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в России // Федерализм. - 2005. - № 2.

2. Автономов А.С., Иванов В.В. Новое в конституционном праве России: договоры как источники регулирования объединения субъектов РФ // Государство и право. - 2007. - № 4.

3. Гпигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. - М., 2006.

4. Гончаров И.В. К вопросу о понятии конституционной безопасности феде­ративного государства // Государство и право. - 2003. - № 12.

5. Добрынин Н.М. Новый федерализм: Модель будущего государствен­ного устройства Российской Федерации. - Новосибирск, 2003.

6. Добрынин Н.М. Новый российский федерализм и конституционная ответственность: Системный анализ и технократический подход // Право и политика. - 2004. - № 4.

7. Добрынин Н.М. Новый федерализм и реформа государственного управления // Федерализм. - 2005. - № 2.

8. Иванов В.В. Автономные округа в составе края, области - феномен «сложносоставных» субъектов РФ. - М., 2002.

9. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. - М., 2001.

10. Конституционные основы современного российского федерализ­ма: Учебно-практическое пособие. - М., 2000.

11. Конюхова И.А. Структура Российской Федерации: современное со­стояние и перспективы совершенствования // Государство и право. - 2007. -№ 2.

12. Кряжков В.А. Право коренных малочисленных народов на нацио­нально-территориальное образование // Государство и право. - 2007. - № 3.

13. Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. - СПб., 2002.

14. Лысенко В.Н. Институт полномочного представителя Президента России: место и роль в системе власти // Федерализм. - 2001. - № 4.

15. Мухаметшин Ф.Х., Демидов В.Н. Конституционная (уставная) юстиция как фактор развития российского федерализма // Государство и право.-2007.-№ 2.

16. Сергеев А.А. Федерализм и местное самоуправление как институты российского народовластия. - М., 2005.

17. Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. - СПб., 2002.

18. Тихомиров Ю.А. Государственно-правовые аспекты федерализма // Федерализм. - 1999. - № 2.

19. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М., 1998.

20. Хабриева Т.Я. Российская Конституция и эволюция федеративных отношений // Государство и право. - 2004. - № 8.

21. Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. – М., 1998.

22. Черепанов В.А. Теория российского федерализма. – М., 2005.

23. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах / Отв. ред. Д.А. Ковачев. - М., 1995.

24. Умнова И.А. О конституционно-правовой основе разделения государственной власти между федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением. - М., - СПб., 2001.

25. Чертков А.Н. Сфера совместного ведения РФ и её субъектов: проблемы конституционно-правового оформления. // Государство и право. - 2007. - № 8.

26. Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Федерацией и ее субъектами. – Санкт-Петербург, 2004.

 

ТЕМА 20. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РФ

1. Конституционно-правовой статус РФ как федеративного государства.

2. Принятие в РФ и образование в ее со­ставе нового субъекта РФ.

3. Государственные символы Российской Федерации.

4. Участие России в межгосударственных объединениях.

5. Конституционно-правовой статус коренных малочисленных народов.

Ключевые понятия:конституционно-правовой статус РФ, коренные малочисленные народы, символика РФ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РФ:

ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СТРУКТУРА

Подготовку вопроса следует начать с определения конституционно-правового статуса РФ, представляющего собой совокупность юридических принципов, определяющих внутренние и внешние параметры российского государства[167]. Правовой статус России как федеративного государства закреплен в Конституции РФ и характеризуется следующими признаками:

- учредительный характер государственной власти (ч. 2 ст. 1; ч. 1 ст. 1, ст. 5, 13 ст. 2, 6, 7, 14, гл. 2;ст. 10, 11, гл. 4-7; гл. 3;ст. 8, 35, 36, 37;
п. «д», «ж», «з» ст.71; ст. 74, 75);



2015-12-15 1874 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 16 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 16 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1874)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)