Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 17 страница



2015-12-15 514 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 17 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




- территориальное верховенство (ч. 3 ст. 4; ст. 9; ч. 2 ст.65; ст. 67;
п. «б», «н» ст. 71; ст. 74; 87; 88; ч. 1 (п. «а», «б», «в») ст. 102; ч. 1 (п. «д») ст. 114);

- федеральная конституционно-правовая система (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 15; п. «а» ст. 71; п. «а» ст. 72; ст. 76; ч. 2 ст. 125);

- система федеральных органов власти (ст. 10; ч. 1,2 ст. 11, ч. 3 ст. 5);

- единое федеральное гражданство (ст. 6; «в» ст. 71);

- федеральная государственная собственность, единая экономическая система (ст. 8, 9, 34-36, п. «д», «е», «ж», «з», «и», «л» ст. 71; п. «г», «м», «о» ст. 72, 74, 75, 103, 114);

- вооруженные силы (п. «м» ст. 71);

- официальный статус государственного языка (ст. 68);

- государственные символы (ст. 70);

- международная правосубъектность (ст. 79) и др.

При рассмотрении проблем государственного суверенитета РФ, следует учесть соответствующие Постановления Конституционного Суда РФ[168].

2. ПРИНЯТИЕ В РФ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЕЕ СОСТАВЕ НОВОГО СУБЪЕКТА РФ

При подготовке третьего вопроса следует исходить из положения ч. ст. 137 Конституции, предусматривающей две возможности изменения состава субъектов РФ: 1) принятие ново­го субъекта в состав РФ;
2) образование в ее составе нового субъекта. Процедура изменения состава субъектов РФ регла­ментируется ФКЗ от 17 декабря 2001 г.
«О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ». В соответствии с Законом должны соблюдаться государственные интересы Федерации, принципы ее федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов, их социально-экономические[169].

1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта. Эта процедура предусматривает изменение состава субъектов в результате присоеди­нения к России иностранного государства или его части на основе принципа взаимного согласия и в со­ответствии с международным договором.

В случае принятия в Федерацию в качестве нового субъекта целого иностранного государства ему предоставляется статус республики, хотя международным договором может быть предусмотрено предос­тавление новому субъекту иного статуса, например, статуса края или области. В случае принятия в Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства, этому субъекту в соответствии с меж­дународным договором предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа.

2. Образование в Российской Федерации нового субъекта.Эта про­цедура предусматривает изменение состава субъектов РФ в результате объединения двух и более граничащих между coбой субъектов. После принятия федерального конституционного закона об обра­зовании в составе Федерации нового субъекта вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющую ее состав. В практике современных федеративных отношений уже имеются примеры образования новых субъектов РФ (Пермский край, Краснояр­ский край, Камчатский край и др.).

Что касается порядка образования в составе Российской Федера­ции нового субъекта на базе существующих, Закон четко обозначил лишь один вариант: такое образование может быть осуществлено в ре­зультате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Образование в составе Федерации нового субъекта может по­влечь за собой прекращение существования субъектов РФ, террито­рии которых подлежат объединению.

Закон ничего не говорит о таких возможных случаях образования нового субъекта, как: разделение существующего субъекта на отдель­ные субъекты; создание нового субъекта путем выделения частей терри­торий из имеющихся субъектов; отказ субъекта от самостоятельного ста­туса и вхождение в другой субъект в качестве его территории. Законода­тель ориентирует лишь на один путь образования нового субъекта РФ.

Студентам рекомендуется подготовить законопроекты об образовании нового субъекта в составе РФ на примере сложносоставных субъектов и принятии в РФ нового субъекта, на основе ФКЗ от 17 декабря 2001 г.
«О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ».

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

При подготовке вопроса следует помнить, что важным компонентом конституционно-правового статуса РФ являются ее государственные символы – Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет Российской Федерации, - а также ее столица – город Москва.

Статья 70 Конституции устанавливает лишь наиболее общие правила относительно государственных символов РФ. Детальное регламентирование данных вопросов осуществляется федеральными конституционными законами от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге РФ», от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гербе РФ», от
25 декабря 2000 г. «О Государственном гимне РФ». Статус Москвы как столицы установлен Законом РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации».

Студентам рекомендуется проанализировать основные положения данных законов, обратив внимание на описание государственных символов, а также на порядок их использования и ответственность за нарушение законодательства.

4. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ

Прежде всего, необходимо определить, какие народы относятся к коренным малочисленным народам. Коренные народы – термин, вошедший в международно-правовой лексикон с принятием в 1967 г. Конвенции МОТ №107 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах». Это народы, обитавшие на своих землях до прихода туда переселенцев из других районов. Коренные народы живут во всех частях земного шара (эвенки – на Дальнем Востоке, эскимосы и алеуты – в Приполярье, саамы – в Скандинавии, маори – в Новое Зеландии, индейцы – в обеих Америках). Их насчитывается около 300 млн. В России это в первую очередь малочисленные народы.

Резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 г. принята Декларация ООН о правах коренных народов, предусматривающая право коренных народов сохранять и укреплять свои особые политические, правовые, экономические, социальные и культурные институты. Ст. 69 Конституции гарантирует соблюдение России прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» от 30 апреля 1999 г. коренные малочисленные народы России – это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных народов утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают эти народы. Рекомендуется проанализировать основные положения этих законов для выяснения прав коренных малочисленных народов.

В соответствии со ст. 4 Закона федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обеспечивают права малочисленных народов на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования.

Среди правовых актов, регулирующих вопросы защиты прав коренных малочисленных народов, следует выделить федеральные законы
«Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ». Единый перечень коренных малочисленных народов утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают эти народы.

Студентам рекомендуется проанализировать основные положения указанных законов для определения статуса коренных малочисленных народов.

5. УЧАСТИЕ РОССИИ

В МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

При подготовке вопроса надо иметь в виду, что Рос­сийская Федерация как субъект международного права является чле­ном ряда международных объединений. Так, в статье 79 Конституции РФ закреплено, что Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ. Участие РФ в международных союзах, международных организациях и иных международных объединениях осуществляется на основе международных договоров. Россия входит в состав СНГ (Соглашение о создании СНГ от
8 декабря 1991 г., Устав СНГ от 22 января 1993 г.), в Союзное государство России и Беларуси (Договор о создании союзного государства от 8 декабря 1999 г.). Студентам рекомендуется проанализировать правовые основы и цели учреждения Союзного государства.

В настоящее время Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН, Совета Европы. Следует отметить, что в Концепции внешней политики Российской Федерации высшими приоритетами называются: сохранение и укрепление суверенитета России, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного и демократического миропорядка, поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями, всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом. Студентам рекомендуется определить международные организации, членом которых является Россия.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте понятие и назовите элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации.

2. В чем выражается суверенитет Российской Федерации. Каковы конституционные гарантии суверенитета РФ?

3. Являются ли континентальный шельф и исключительная экономическая зона частью территории Российской Федерации?

4. В чем выражается единое гражданство Российской Федерации?

5. Какие принципы лежат в основе разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами?

6. Назовите вопросы, составляющие остаточную компетенцию субъектов Российской Федерации.

7. Каков механизм реализации полномочий Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения?

8. Назовите формы взаимодействия РФ и ее субъектов.

9. Каков порядок образования в составе РФ нового субъекта?

10. Какие народы относятся к коренным малочисленным народам? Назовите формы защиты их прав и законных интересов на основе законодательства.

11. Возможна ли передача полномочий, закрепленных Конституци­ей Российской Федерации за федеральными органами государствен­ной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации?

12. Каков механизм реализации полномочий Российской Федера­ции и ее субъектов по предметам совместного ведения?

13. Каким образом разграничиваются полномочия органов госу­дарственной власти РФ и органов государствен­ной власти субъектов РФ в области прав и сво­бод человека и гражданина и их защиты?

14. Какое значение в настоящее время имеют договоры о разгра­ничении предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти РФ и субъектов Федерации? Каков порядок заключения этих договоров?

 

Тесты и задачи

1. Конституционно-правовые признаки РФ: а) территория федерации; б) предметы ведения федерации; в) неизменный состав ее субъектов; г) исключительное право вступать в международные экономические отношения;д) утверждение уставов краев и областей.

2. Предметы ведения РФ, установленные Конституцией: а) не могут передаваться субъекту РФ;б) не могут перераспределяться между субъектами РФ;в) могут передаваться субъекту РФ;г) могут перераспределяться между ее субъектами; д) могут быть сокращены.

3. Верховенство государственной власти - это: а) отсутствие на территории государства другой, конкурирующей власти;б) признание высшей юридической силы конституции государства;в) запрещение политической оппозиции;г) приоритет актов президента над законами, принимаемыми парламентом;д) верховенство национальных законов над международно-правовыми актами.

4. Основными принципами принятия в РФ нового субъекта являются: а) добровольность;б) соблюдение государственных интересов РФ;в) создание военно-политического блока;г) формирование более сильных вооруженных сил;д) укрепление государственных границ Российской Федерации.


5. Условия принятия в РФ нового субъекта: а) взаимное согласие РФ и иностранного государства;б) заключение международного договора РФ;в) одобрение со стороны ООН;г) одобрение со стороны стран-участниц СНГ;д) предоставление новому субъекту только статуса автономного округа.

6. Изменения нормы Конституции РФ о составе ее субъектов:
а) вносятся в нее на основании конституционного закона;б) учитываются при переиздании теста Конституции РФ; в) вносятся в нее на основании решения Президента РФ;г) требуют подтверждения конституционного собрания;д) требуют подтверждения Конституционного Суда РФ.

7. Какая из отраслей законодательства не относится к исключительному ведению РФ: а) уголовное; б) уголовно-процессуальное; в) административное; г) гражданское; д) арбитражно-процессуальное.

8. Государственный суверенитет РФ – это верховенство…
а) и независимость государственной власти внутри страны и за ее пределами; б) власти Федерального Собрания; в) власти Президента РФ;
г) исполнительной власти РФ.

9. Территория РФ включает в себя… а) только территории ее субъектов; б) только территории ее субъектов и внутренние воды;
в) территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними; г) только территории субъектов и территориальное море.

10. Отдельные полномочия органов государственной власти субъ­екта РФ могут быть временно возложены на фе­деральные органы государственной власти в случае: а) неэффективной деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ; б) отрешения высшего должностного лица субъекта РФ от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ; в) введения на территории субъекта РФ режима контртеррористической операции.

11. Временная финансовая администрация вводится в субъекте РФ: а) решением Высшего Арбитражного Суда по ходатайству Правительства РФ;б) решением Президента по ходатайству Правительства РФ;
в) решением Высшего Арбитражного Суда РФ по ходатайству Государственной Думы/ Совета Федерации;г) решением Правительства РФ по ходатайству Счетной палаты.

12. Можно ли вопросы, находящиеся в совместном ведении, выносить на: а) общефедераль­ный референдум, б) референдум субъектов Федерации?

 

Нормативные правовые акты

1. Декларация от 12 июня 1990 г. «О государственном суверенитете РСФСР // ВВС РСФСР. - 1990. - № 2. - Ст. 22.

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г.
«Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» // СЗ РФ. - 2007. - № 23.

3. Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г.
«Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» // СЗ РФ. 2006. – № 29. – Ст. 3119.

4. Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» // СЗ РФ. - 2006. - № 13. - Ст. 1114

5. Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Красноярского края, Таймырского автономного округа и Эвенкийского автономного округа» // СЗ РФ. – 2005. - № 42. –
Ст. 4242

6. Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // СЗ РФ. - 2004. - № 13. - Ст. 1110

7. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г.
«О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта». // СЗ РФ. - 2001. - № 52 (часть 1). - Ст. 4916.

8. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г.
«О Государственном флаге РФ // СЗ РФ. - 2000. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5020.

9. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г.
«О Государственном гербе РФ // СЗ РФ. - 2000. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5021.

10. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г.
«О Государственном гимне РФ // СЗ РФ. - 2000. - №52 (ч. 1). - Ст. 5022.

11. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации зако­нодательных (представительных) и исполнительных органов государствен­ной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.

12. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. - 2003. - № 40. -
Ст. 3822.

13. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» // СЗ РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2208.

14. Федеральный закон от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» // СЗ РФ. - 1999. - № 2. - Ст. 231.

15. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2000. - № 30. -
Ст. 3122.

16. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2001. - № 20. - Ст. 1972.

17. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы РФ // ВСНД РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 19. - Ст. 683; СЗ РФ. - 1995. - №30. - Ст. 2863

18. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. «О Едином перечне коренных малочисленных народов РФ» // СЗ РФ. - 2000. - № 14. - Ст. 1493.

19. Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2007 г.
«О федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера и Сибири и дальнего востока до 2015 г.» // СПС Консультант плюс.

Литература

1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыт федерализма. - М., 1994.

2.Гпигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отно­шений: Перспективы совершенствования // Журнал российского права. - 2002. - № 7.

3. Глигич-Золотарева М.В. Разграничение предметов ведения и полно­мочий между уровнями публичной власти: Зарубежный опыт // Журнал российского права. - 2003. - № 4.

4. Гошуляк В.В. Конституционно-правовые основы современного рос­сийского федерализма. - М., 1999.

5. Добрынин Н.М. К вопросу о разграничении предметов совместного ведения РФ и ее субъектов // Государство и право. - 2004. - № 5.

6. Добрынин Н.М. Российский федерализм: Становление, современное состояние и перспективы. - Новосибирск, 2005.

7. Карапетян Л.М. Федеративное устройство российского государства. - М., 2001.

8. Карасев М.Н. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ // Журнал российского права. - 2001. - № 9.

9. Краснова О.И. Законодательное регулирование разграничения пол­номочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ: Со­стояние, проблемы и перспективы совершенствования // Государство и право. - 2008. - № 12.

10. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ // Журнал российского права. - 2002. - № 5.

11. Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий РФ, субъектов РФ и их органов государственной власти // Журнал рос. права. - 2002. - № 8.

12. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. - М., 2001.

13. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. - M., 1999.

14. Хабриева Т.Я. Разграничение предметов ведения и полномочий ме­жду РФ и субъектами РФ: Перспек­тивы правового регулирования // Право и экономика. - 2003. - № 3.

15. Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. - СПб., 2004.

16. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. - М., 1997.

17. Чиркин В.Е. Предметы ведения федерации и ее субъектов: разгра­ничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. - 2002. - № 5.

 

ТЕМА 21. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА РФ

1. Становление и развитие правового статуса субъектов РФ

2. Понятие, структура, принципы правового статуса субъектов РФ

3. Особенности правового статуса отдельных видов субъектов РФ

4. Конституционно-правовая ответственность субъектов РФ

5. Автономия в России

Ключевые понятия:субъект федерации, статус субъектов РФ, предметы ведения и полномочий субъектов, конституционно-правовая ответственность субъектов, федеральное вмешательство

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА

СУБЪЕКТОВ РФ

Подготовку вопроса следует начать с определения основных этапов становления и развития государственного устройства России:
1) формирование основ социалистического федерализма (1918-1936 гг.);
2) закрепление фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985 гг.); 3) кардинальные реформы государственного устройства, проходящие в России в преддверии принятия ныне действующей Конституции 1993 года.

В России федеративная форма была провозглашена 25 января 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Как отмечает А.Н. Кокотов: «III Съезд, установив лишь самые общие контуры федеральной модели, оставил решение остальных вопросов строительства федерализма, в т.ч. числе проблему субъек­тов, их правового статуса, на будущее. Тем более, что субъекты федера­ции отсутствовали. Они стали образовываться на территории государ­ства начиная с марта 1918 г.»[170].

Далее следует обратить внимание на следующие вопросы:

1) с принятием первой Конституции РСФСР 1918 г. начался процесс создания автономий (автономных областей, трудовых коммун, национальных округов);

2) в 1922 г. был образован СССР, в состав которого вошла РСФСР. Принцип организации власти в Союзе отводил крайне мало места для самостоятельности не только России, но и ее субъектам. После упразднения в 1924 г. Наркомнац происходит процесс учреждения представительства автономных республик и автономных областей при президиуме ВЦИК. Несмотря на отсутствие у субъектов РСФСР отдельной палаты в общероссийском парламенте, они, тем не менее, они имели представительство в парламенте Союза ССР. Согласно ст. 15 Консти­туции СССР 1924 г., в одной из палат ЦИК - Совете национально­стей по пять мест отводилось каждой автономной республике и по од­ному - каждой автономной области[171];

3) Конституция РСФСР 1925 г., закрепила статус России как члена другого федеративного союза, а также невозможность изменения территории республик без их согласия;

4) Конституция РСФСР 1937 г., кардинально не подвергла изменению статус субъектов и их взаимоотношений с федеральной властью. В нее были включены главы о государственных органах автономий. Именно в Конституции 1937 г. впервые была закреплена норма о национальных округах;

5) Конституция РСФСР 1978 г. радикально не изменила систему федеративных отношений. При этом она исключила из федерального ведения утверждение конституций автономных рес­публик; преобразовала национальные округа в автономные; ввела норму о суверенитете РСФСР; предусмотрела предметы федерального ведения (их перечень был открытым). В процессе образований и развития автономий в России выявились три основные формы: автономная республика, автономная область и национальный округ, которые были признаны субъектами в разное время[172].

Кон­ституция 1978 г. наряду с автономными республи­ками и автономными областями отнесла к субъектам и автономные (национальные) округа. И только с момента заключения Федеративного договора субъектами РФ считаются рес­публики, автономная область, автономные округа, края, области и го­рода федерального значения.

2. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ

ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РФ

При рассмотрении вопроса следует начать с того, что современное российское законодательство не дает четкого общепринятого определения субъекта РФ и его конституционно-правового статуса. Смысл понятия «статус субъекта РФ» вытекает из анализа положений Конституции РФ: это государственно-территориальное образование, входящее в состав Российской Федерации и обладающее конституционно гарантированными правами по осуществлению государственной власти на соответствующей территории[173]. Конституционный статус субъекта федерации - это совокупность установленных нормами основного закона государства прав, гарантий их реализации, обязанностей, ответственности субъекта федерации[174]. Конституционный статус субъекта федерации может быть общим (совокупность прав и обязанностей субъекта федерации); специальным (видовым), фиксирующим права (обязанности) субъекта в определенном виде правоотношений: федеративном, международном, межсубъектном и т.д.; особенным - в рамках специального (видового) статуса субъекта, если субъекты имеют разные права в определенном виде правоотношений.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обладает следующей со­вокупностью его основных признаков: 1) самостоятельно разрабатывать и прини­мать свои конституции и уставы;
2) самостоятельно устанавливать собственное наименование в соответствии с ч. 2 ст. 137 Конституции РФ, а в случае его изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ;
3) субъекты РФ - самоуправляющие террито­рии; 4) территория субъектов РФ - составная часть России. Территории субъектов РФ неприкосновенны и могут быть изменены только с их согласия (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ); 5) осуществлять собственное правовое регулирование; 6) интересы субъектов РФ представлены на федеральном уровне; 7) самостоятельно устанавливают и форми­руют собственную систему органов государственной; 8) обладают международной правосубъектностью;
9) имеют собственную символику: герб, гимн, флаг, а также столицу или административный центр; 10) не обладают правом сецессии (односто­роннего выхода из состава Федерации); 11) субъекты равноправны (ст. 5); 12) субъекты Федерации - несуверенные государственные обра­зования. Рассмотренные выше признаки присущи всем субъектам Феде­рации.

По мнению В.А. Кряжкова, содержание конституционно-правового статуса субъектов РФ (его структурно-функциональная сторона) складывается из следующих элементов: принципы статуса; основные признаки государственности; права и обязанности; ответственность субъектов РФ[175]. Конституционно-правовой статус субъекта РФ построен на основе ряда принципов, предопределяющих его сущность и содержание. В их числе: ограниченность статуса субъектов РФ государственным суверенитетом РФ; равноправие субъектов; разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов; государственная целостность и единство системы государственной власти в Российской Федерации (ст. 4 и 5 Конституции РФ). Далее необходимо раскрыть содержание каждого из указанных принципов.

 

3. ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА

ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СУБЪЕКТОВ РФ

Подготовку вопроса следует начать с классификации субъектов РФ: по способу образования, по национальному признаку; по территориальному признаку; по географическому признаку; по количественному составу; по внутренней структуре и др. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ субъекты, входящие в состав РФ равноправны, но их множественность и разнородность позволяет сделать вывод о наличии специфических признаков, характерных только данному виду субъектов РФ.

Республики (государства) в составе РФ: созданы по национально-территориальному признаку; в перечне субъектов РФ стоят первыми
(ст. 65); в качестве учредительного документа – конституция, способ принятия и изменения которой определяется субъектом самостоятельно; статус определяется Конституцией РФ и конституцией республики (ст. 66); вправе устанавливать свой государственный язык наряду с государственным языком РФ; наличие конституции - основание для создания собственных органов конституционного контроля - конституционных судов; институт президентуры; наличие столицы.

Особенности республик не должны создавать впечатления исклю­чительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма - прин­цип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие опреде­ленных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-ли­бо одного вида субъектов над другими[176]. Так, Конституционный Суд РФ в решении по делу «о республиканском суверенитете» подчеркнул, что используемое в федеральной Конституции понятие «республика (госу­дарство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, на­ционального и иного характера[177].



2015-12-15 514 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 17 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 17 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)