ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 18 страница
Раскрывая особенности правового статуса других видов субъектов РФ, следует иметь в виду, что статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом субъекта РФ, принимаемым его законодательным органом. Области, края, города федерального значения входят в состав России по территориальному признаку. Некоторые области и края - сложносоставные, поскольку включают в свой состав другие субъекты (автономные округа). Их взаимоотношения могут регулироваться федеральным законом и договорами (ч. 4 ст. 66 Конституции РФ) Две области, отделенные от основной части территории государства (Сахалинская и Калининградская), имеют гораздо больше особенностей по сравнению с другими регионами (Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области[178]). В связи с особым статусом Москвы, столицы РФ, ее историческим, культурным и экономическим значением, а также аналогичной спецификой (за исключением статуса столицы) Санкт-Петербурга, данные города занимают анклавное положение, являясь административным центром другого субъекта (Московской и Ленинградской областей), имеют статус самостоятельных субъектов РФ, населенных пунктов. Автономные округа и автономная область – национально-территориальные образования. Автономные округа имеют двойственный статус: одновременно входят в состав других субъектов РФ – краев и областей, за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области в 1992 г. Следует изучить Постановление Конституционного Суда от 14 июля 1997 г. «По делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области», в котором определено, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта РФ – края или области. Это состояние определяет особенности статуса как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит. Их взаимоотношения отличаются от их отношений с другими субъектами РФ. Единственный субъект РФ, сохранивший статус автономной области, - Еврейская автономная область, – непосредственно входит в состав России. Особенностей в статусе нет, но не исключаются: в соответствии с Конституцией может быть принят федеральный закон об автономной области (ч. 3 ст. 66). 4. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ РФ В последнее время достаточно широко обсуждается проблема усиления конституционно-правовой ответственности субъектов РФ, Ряд ученых называют ее федеративной ответственностью, в частности И.Н. Барциц[179]. По мнению С.А. Авакьяна, этот вопрос восходит к более широкой проблеме так называемого федерального вмешательства, т.е о системе мер и санкций, которые может применять федеративное государство к своим субъектам при нарушении ими либо на их территории конституции и законодательства, реальных угрозах жизни и безопасности населения, когда это делается самими субъектами либо они бессильны навести порядок, либо события и природная стихия требует помощи центра[180]. Однако ясности нет и в понимании самого характера ответственности, и в перечне её мер. Так, в связи с посягательствами на основы конституционного строя РФ можно назвать такие меры федеративного вмешательства, которые одновременно могут стать и мерами конституционно-правовой ответственности: а) принятие мер к отмене правового акта, действия органа государственной власти, высшего должностного лица субъекта; б) временное введение особого режима правления на территории субъекта; в) приостановление осуществления полномочий высшего должностного лица субъекта; и др. Часть названных и иных мер отражена в законодательстве РФ. В частности, ряд мер, отражающих вмешательство Федерации в дела субъектов, закреплен в конституционном законе «О чрезвычайном положении». В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (ст. 26) отдельные полномочия органов государственной власти субъекта РФ могут быть временно возложены на федеральные органы государственной власти и (или) должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти в определенных Законом случаях. Студентам рекомендуется изучить основания для временного возложения полномочий на органы государственной власти РФ.
5. АВТОНОМИЯ В РОССИИ При подготовке вопроса следует изучить теоретические подходы к определению автономии. Автономия - это право на самостоятельное решение вопросов своей жизни определенной территорией или совокупностью людей[181]. Различают территориальную и национально-культурную автономию.
Применительно к территориальной автономии применяются понятия «политическая автономия» и «административная автономия». По мнению С.А. Авакьяна, она может быть реализована в двух вариантах: Национально-культурная автономия - это сообщество людей одного национального происхождения, языка, созданное для поддержки их интереса к своей истории, литературе, культуре[183]. Студентам нужно изучить Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии», обратив внимание на следующие вопросы: Студентам рекомендуется найти информацию о количестве национально-культурных организациях в России на начало 2013 года, сколько из них национально-культурных автономий и сколько из них федеральных. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы теоретические подходы к определению субъекта РФ и его конституционно-правового статуса? 2. Дайте классификацию субъектов по различным признакам. 3. Какова юридическая конструкция правового статуса субъекта РФ? 4. Перечислите принципы статуса субъекта РФ. 5. В чем выражается равноправие субъектов РФ? 4. Каковы особенности правового статуса республики в составе РФ? 5. Каков порядок изменения границ между субъектами РФ? 6. В чем особенности конституционно-правового статуса края, области, города федерального значения как субъекта РФ? 7. Каков порядок изменения наименования субъекта РФ? 8. В чем особенности конституционно-правового статуса автономной области и автономного округа как субъекта РФ? 9. Какова нормативная основа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации? 10. Назовите основные нормативные акты, регулирующие вопросы принятия и образования в РФ нового субъекта федерации. 11. Определите компетенцию субъектов РФ. 12. Обладают ли суверенитетом субъекты РФ? Какие точки зрения на этот счет существуют в научной литературе? Какую правовую позицию по данному вопросу сформулировал Конституционный Суд РФ? 13. Дайте характеристику конституционной ответственности субъектов РФ. 14. Что следует понимать под федеральным вмешательством? 15. Каков порядок осуществления субъектами РФ международных и внешнеэкономических связей? 16. Каковы теоретические подходы к определению автономии? 17. Дайте характеристику территориальной и национально-культурной автономии. Приведите примеры.
Тесты и задачи 1. Федеральное Собрание РФ и законодательные (представительные) органы субъектов Федерации: а) составляют единую иерархическую систему органов;б) действуют обособленно;в) действуют обособленно, но Федеральное собрание может контролировать деятельность представительных органов субъектов;г) являются единой системой органов, в которую входят представительные органы муниципальных образований. 2. Кто имеет право представлять в Совете Федерации двухпалатный законодательный орган республики, если в соответствии с Конституцией РФ для законодательного органа предоставляется одно место: а) председатель нижней палаты;б) председатель верхней палаты; 3. Кто имеет право представлять в Совете Федерации республику, в которой главой государства и высшим должностным лицом является Президент, а органом исполнительной власти - Кабинет министров, если в соответствии с Конституцией РФ в Совет Федерации входит один представитель от исполнительной власти республики: а) Президент; 4. В случае выражения законодательным собранием республики вотума недоверия одновременно Президенту Республики и правительству: а) Президент уходит в отставку;б) Правительство;в) и Президент и Правительство;г) оба органа продолжают осуществлять свою деятельность. 5. При формировании областной администрации: 6. Органы исполнительной власти РФ и органы исполнительной власти субъектов: а) составляют единую систему исполнительной власти РФ;б) действуют независимо друг от друга; в) составляют единую систему исполнительной власти в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов;г) данный вопрос решается по-разному в различных субъектах. 7. Какой орган государственной власти принимает решение о переименовании субъекта РФ? а) Правительство;б) Государственная Дума; в) Совет Федерации; г) Президент. 8. Как должны регулироваться отношения автономных округов и краев, областей, в состав которых они входят? а) Законом края, области;б) Законом округа;в) Законом РФ;г) Договором края, области, округа. 9. Конституционно-правовые признаки субъектов РФ: 10. Субъектами РФ являются: а) республики;б) автономные округа;в) города краевого значения;г) федеральные округа;д) автономные края. 11. Автономные образования в составе Российской Федерации являются: а) равноправными с другими субъектами РФ; 12. Правовой статус субъектов РФ определяется: а) Конституцией РФ; б) Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами; 13. Каким признаком не обладают субъекты РФ: а) суверенитетом; б) системой государственной власти; в) территорией; г) символикой; 14. Кто утверждает изменения границ между субъектами РФ: 15. Какой орган не входит в систему государственной власти субъектов РФ: а) законодательный (представительный); 16. Каким правовым актом, кроме Конституции РФ, определяется статус автономного округа, находящегося, например, на территории Тюменской области: а) Конституцией автономного округа;б) Уставом автономного округа;в) Конституцией области;г) Уставом области;д) нет правильного ответа. 17. Возраст выдвижения кандидатуру на должность главы исполнительной власти субъекта РФ: а) с 18; б) с 21; в) 25; г) с 30; д) с 35? 18. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта РФ в случае: а) его отказа учитывать мнение законодательного органа субъекта РФ при формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ; 19. Одна из республик в составе РФ приняла закон о системе органов государственной власти и местного самоуправления, не соответствующий Конституции РФ. Президент РФ вправе: а) отменить закон; б) приостановить его действие; в) обратиться в Верховный Суд РФ; г) обратиться в Конституционный Суд РФ. 20. Губернатор Курской области издал два постановления, противоречащие Гражданскому кодексу РФ. Президент РФ: а) отменяет их; б) приостанавливает и предписывает привести их в соответствии с законами РФ; в) обращается в Верховный Суд РФ; г) в Конституционный Суд РФ; д) своим указом вносит изменения в постановления. 21. Губернатор Северного края издал постановление, не соответствующее законам РФ. Представитель Президента РФ в крае: 22. В чьем ведении находятся вопросы принятия и изменения Конституции РФ: а) Российской Федерации;б) субъектов РФ; 23. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется: 24. Субъектами РФ являются: а) равноправными с другими субъектами Российской Федерации;б) административно-политическими автономиями;в) не равноправными с другими субъектами РФ; 25. Основными принципами принятия в РФ нового субъекта являются: а) добровольность;б) соблюдение государственных интересов РФ;в) создание военно-политического блока;г) формирование более сильных вооруженных сил;д) укрепление государственных границ Российской Федерации. 26. Изменения нормы Конституции РФ о составе ее субъектов: Нормативные правовые акты 1. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. 2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. – 1999. - № 42. – Ст. 5005. 3. Федеральный закон от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешних экономических связей субъектов РФ» // СЗ РФ. -1999. - № 2. – Ст. 231. 4. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» // СЗ РФ. - 1996. - № 25. – Ст. 2965. 5. Закон РФ от 17 июня 1992 г. «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав РФ // СПС Консультант Плюс 6. Указ Президента от 9 июня 2001 г. «О включении нового наименования субъекта РФ в ст. 65 Конституции РФ» // СЗ РФ. - 2001. - 7. Указ Президента от 25 июля 2003 г. «О включении нового наименования субъекта РФ в ст. 65 Конституции РФ» // СЗ РФ. – 2003. - 8. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» // СПС Консультант Плюс 9. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2004 г. «О порядке подготовки, согласования и утверждения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами власти субъектов РФ о передаче ими друг другу части своих полномочий, а также о внесении изменений в такие соглашения» // СЗ РФ. – 2004. - № 10. –Ст. 870. Судебная практика 1. Постановления Конституционного Суда РФ: - от 25 декабря 2005 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. - 2006. - № 3. – - от 27 января 1999 г. по делу о толковании статей 71 (п. «г») 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции РФ // СЗ РФ. – 1999. - № 6. – - от 17 июля 1997 г. «По делу о толковании положения ч. 4 ст. 66 Конституции РФ о вхождении автономного округа в состав края, области» // СЗ РФ. – 1997. - № 29. – Ст. 3581; - от 28 ноября 1995 г. «По делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ» // СЗ РФ. – 1995. - № 49. – Ст. 4868. Литература 1. Авакьян С.А. Автономные округа: перспективы конституционно-правового развития // Федерализм. – 1998. - № 3. 2. Барциц И.Н. Федеративная ответственность. Конституционно-правовые аспекты. – М., 1999. 3. Белкин А.А., Ливеровский А.А. Некоторые вопросы статуса субъектов РФ // Конституционное законодательство субъектов РФ / Отв. ред. С.А. Авакьян. - М., 1999. 4. Борисова М.М., Дудко И.Г. Конституционно-правовой статус субъекта РФ. – М., 2010. 5. Володин В.В. Субъект Российской Федерации. Проблемы власти, законотворчества и управления. – Санкт-Петербург. 1999. 6. Гончаров И.В. Федеральное вмешательство в дела субъектов Федерации как средство обеспечения конституционной безопасности России. – М., 2003. 7. Добрынин Н.М. К вопросу о разграничении предметов совместного ведения РФ и её субъектов // Государство и право. - 2004. - № 5. 8. Карпечкина М.Ю. Реализация принципа разграничения полномочий между Российской Федерацией т её субъектами // Закон - 2007. - № 8. 9. Князев С.Д., Сонин В.В. Конституционно-правовой статус субъектов РФ: понятие, структура, юридическое оформление//Правоведение. - 2008. - № 4. 10. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации. - Красноярск, 1999. 11. Конституционное право субъектов РФ / Отв. В.А. Кряжков. - М., 2002. 12. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации. - М., 1999. 13. Нарутто С.В. Конституционно-правовой статус края как субъекта РФ. - Хабаровск,1998. 14. Некрасов С.И. Конституционно-правовая ответственность субъектов внутрифедеративных отношений в РФ: Специфика состава конституционного деликта // Государство и право. - 2005. - № 8. ТЕМА 22. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУБЪЕКТОВ РФ 1. Становление и современное состояние административно-территориального устройства субъектов РФ 2. Понятие и принципы административно-территориального устройства 3. Система административно-территориальных единиц 4. Правовой статус закрытых административно-территориальных образований 5. Административно-территориальные преобразования
Ключевые понятия:административно-территориальное устройство, административно-территориальная единица МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ 1. СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СУБЪЕКТОВ РФ Вопрос о территориальной организации государства в интересах управления всегда стоял остро в истории нашей страны. Так, в 1561 г. были образованы чети (четверти): Новгородская, Владимирская, Костромская, Галицкая, Устюжская. Их основная функция - обеспечение сбора налогов (податей). В XVII в. были созданы приказы, частью территориальные. Кардинальная территориальная реформа при Петре I разделила в 1708 г. Россию на восемь губерний. Окончательно реформа завершилась при Екатерине II (1729-1796 гг.). В октябре 1917 г. в России было 81 губерния, 39 из них - на территории современной России; Области формировались в основном на окраинах России. Они имели особый статус. Кроме деления империи на губернии, уезды, округа, волости и другие единицы, различные ведомства имели административные единицы. Так, Духовное ведомство делило Империю на 62 епархии. Было образовано 14 военных округов, 12 судебных округов, 15 учебных округов и т. д. В РСФСР действовал ряд актов, регулирующих административно-территориальное устройство[184]. До 31 марта 1992 г. в России вопросы административно-территориального устройства регулировались на федеральном уровне. С момента подписания Федеративного договора, когда края и области вошли в Российскую Федерацию в качестве субъектов, детальное правовое регулирование административно-территориального устройства перешло к ним. Административно-территориальные единицы, поселения рассматриваются в качестве географических объектов. В ведении России находятся вопросы установления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов (ст. 4 Федерального закона «О наименовании географических объектов»[185]). Для осуществления названных функций создан специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области наименований географических объектов. Постановлением Правительства РФ утверждается Межведомственная комиссия по географическим названиям[186]. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) входит в состав национальной системы стандартизации РФ. Объектами классификации являются субъекты Федерации; районы; города; внутригородские районы, округа города; поселки городского типа; сельсоветы; сельские населенные пункты. 2. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА При подготовке вопроса следует иметь ввиду, что административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства (унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты федерации. Данное понятие отражает сложившиеся исторические, национальные, социально-экономические, культурные особенности. Административно-территориальное устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления[187]. По мнению С.А. Авакьяна, под административно-территориальным устройствомследует понимать деление территории государства, а в федеративном государстве - его субъектов на части - территориальные единицы, в рамках которых осуществляются определенные государственные функции и (или) самоуправление населения (местное самоуправление), создаются государственные органы или органы местного самоуправления[188]. По мнению А.Н. Кокотова, административно-территориальное устройство как система административно-территориальных единиц выступает территориальной основой органов власти. Административно-территориальное деление следует отличать от муниципально-территориального деления[189]. В России административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов: 1) социально-экономический; Вопросы административно-территориального устройства относятся к ведению субъектов РФ и отражены в их конституциях (уставах), специальных законах, причем одни субъекты используют понятие «административно-территориальное устройство», другие - «территориальное деление».
3. СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ Прежде всего, необходимо изучить историю вопроса. Исторически в России была трехзвенная система административно-территориального деления (губерния, уезд, волость). В период с 1921 по 1929 г единицами стали область (край) – округ – район. К концу 1930 г. округ как единица был ликвидирован. После 1950 г. административно-территориальное деление России носит стабильный характер. Вадминистративно-территориальном устройстве следует различать административно-территориальные единицы и населенные пункты. Населенный пункт – часть застроенной для проживания населения территории, получившая статус в установленном законом порядке, располагающая в своих границах соответствующие органы или службы государственных и местных органов власти, а также предприятия, учреждения и организации. Населенный пункт может входить в состав административно-территориальной единицы, муниципального образования, быть отдельной административно-территориальной единицей, иметь административно-территориальные единицы в своем составе, а также быть административным центром[190]. Административный центр- населенный пункт, являющийся центром административно-территориальной единицы (района, сельсовета, волости). Город - населенный пункт, получивший данный статус в установленном законом субъекта РФ порядке. Как населенные пункты различают города областного, республиканского, краевого, окружного и районного значения. Затем необходимо раскрыть специфику городских районов, городов районного значения, района (уезд), поселка (рабочие, курортные и дачные). Самая многочисленная административно-территориальная единица сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, ayлы и др.). Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.). Сельсовет (сельский округ, волость) административно-территориальная единица с единым административным центром, созданным для управления частью территории района или города с территориальным районом, имеющего в составе сельские населенные пункты (села, деревни, поселки, хутора). Как правило, в территорию сельсовета входит несколько сельских населенных пунктов с окружающими их землями, используемыми для агропромышленного производства. Помимо указанных административно-территориальных единиц в России созданы и иные. Студентам нужно изучить специфику административно-территориального деления Москвы (административные округа, муниципальные районы, микрорайоны). Кроме того, субъекты РФ могут предусматривать территории со специальным статусом управления. Привести примеры.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |