Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 18 страница



2015-12-15 531 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 18 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Раскрывая особенности правового статуса других видов субъектов РФ, следует иметь в виду, что статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом субъекта РФ, принимаемым его законодательным органом.

Области, края, города федерального значения входят в состав России по территориальному признаку. Некоторые области и края - сложносоставные, поскольку включают в свой состав другие субъекты (автономные округа). Их взаимоотношения могут регулироваться федеральным законом и договорами (ч. 4 ст. 66 Конституции РФ) Две области, отделенные от основной части территории государства (Сахалинская и Калининградская), имеют гораздо больше особенностей по сравнению с другими регионами (Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области[178]).

В связи с особым статусом Москвы, столицы РФ, ее историческим, культурным и экономическим значением, а также аналогичной спецификой (за исключением статуса столицы) Санкт-Петербурга, данные города занимают анклавное положение, являясь административным центром другого субъекта (Московской и Ленинградской областей), имеют статус самостоятельных субъектов РФ, населенных пунктов.

Автономные округа и автономная область – национально-территориальные образования. Автономные округа имеют двойственный статус: одновременно входят в состав других субъектов РФ – краев и областей, за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области в 1992 г. Следует изучить Постановление Конституционного Суда от 14 июля 1997 г. «По делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области», в котором определено, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта РФ – края или области. Это состояние определяет особенности статуса как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит. Их взаимоотношения отличаются от их отношений с другими субъектами РФ.

Единственный субъект РФ, сохранивший статус автономной области, - Еврейская автономная область, – непосредственно входит в состав России. Особенностей в статусе нет, но не исключаются: в соответствии с Конституцией может быть принят федеральный закон об автономной области (ч. 3 ст. 66).

4. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ РФ

В последнее время достаточно широко обсуждается проблема усиления конституционно-правовой ответственности субъектов РФ, Ряд ученых называют ее федеративной ответственностью, в частности И.Н. Барциц[179]. По мнению С.А. Авакьяна, этот вопрос восходит к более широкой проблеме так называемого федерального вмешательства, т.е о системе мер и санкций, которые может применять федеративное государство к своим субъектам при нарушении ими либо на их территории конституции и законодательства, реальных угрозах жизни и безопасности населения, когда это делается самими субъектами либо они бессильны навести порядок, либо события и природная стихия требует помощи центра[180]. Однако ясности нет и в понимании самого характера ответственности, и в перечне её мер. Так, в связи с посягательствами на основы конституционного строя РФ можно назвать такие меры федеративного вмешательства, которые одновременно могут стать и мерами конституционно-правовой ответственности: а) принятие мер к отмене правового акта, действия органа государственной власти, высшего должностного лица субъекта; б) временное введение особого режима правления на территории субъекта; в) приостановление осуществления полномочий высшего должностного лица субъекта; и др.

Часть названных и иных мер отражена в законодательстве РФ. В частности, ряд мер, отражающих вмешательство Федерации в дела субъектов, закреплен в конституционном законе «О чрезвычайном положении». В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (ст. 26) отдельные полномочия органов государственной власти субъекта РФ могут быть временно возложены на федеральные органы государственной власти и (или) должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти в определенных Законом случаях. Студентам рекомендуется изучить основания для временного возложения полномочий на органы государственной власти РФ.

 

5. АВТОНОМИЯ В РОССИИ

При подготовке вопроса следует изучить теоретические подходы к определению автономии. Автономия - это право на самостоятельное решение вопросов своей жизни определенной территорией или совокупностью людей[181]. Различают территориальную и национально-культурную автономию.

 

Применительно к территориальной автономии применяются понятия «политическая автономия» и «администра­тивная автономия». По мнению С.А. Авакьяна, она может быть реализована в двух вариантах:
1) национально-территориальная(как средство национального самоопределения),когда территория компактного проживания этноса объявляется национально-террито­риальной автономной единицей (автономной республикой, областью, округом, национальным районом или уездом; 2) территориальная, когда как частям государства предоставляется более ши­рокий круг прав[182].

Национально-культурная автоно­мия - это сообщество людей одного национального происхождения, языка, созданное для поддержки их интереса к своей истории, литературе, культуре[183]. Студентам нужно изучить Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О на­ционально-культурной автономии», обратив внимание на следующие вопросы:
1) определение автономии: это форма национально-культурного самоопределениипредставляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находя­щейся в ситуации национального меньшинствана соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях са­мостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, разви­тия языка, образования, национальной культуры (ст. 1); 2) принципы автономии: свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизация и самоуправление; сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой; многообразие форм внутренней организации; уважение языка, культуры, традиции, обычаев граждан различных этнических общностей; законность (ст. 2);
3) правовое регулирование: законодательство об общественных объединениях, иные федеральные законы и нормативные акты РФ и субъектов РФ, а также с общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 3); 4) система и порядок учреждения и регистрации автономии: национально-культурная автономия может быть местной, регио­нальной, федеральной, это вид общественного объединения, ее ор­ганизационно-правовая форма - общественная организация, подлежит государственной регистрации
(ст. 1, глава 2); 5) права национально-культурной автономии, при этом право на автономию не является правом на национально-территориальное само­определение (ст. 4) и др.

Студентам рекомендуется найти информацию о количестве национально-культурных организациях в России на начало 2013 года, сколько из них национально-культурных автономий и сколько из них федеральных.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы теоретические подходы к определению субъекта РФ и его конституционно-правового статуса?

2. Дайте классификацию субъектов по различным признакам.

3. Какова юридическая конструкция правового статуса субъекта РФ?

4. Перечислите принципы статуса субъекта РФ.

5. В чем выражается равноправие субъектов РФ?

4. Каковы особенности правового статуса республики в составе РФ?

5. Каков порядок изменения границ между субъектами РФ?

6. В чем особенности конституционно-правового статуса края, области, города федерального значения как субъекта РФ?

7. Каков порядок изменения наименования субъекта РФ?

8. В чем особенности конституционно-правового статуса автономной области и автономного округа как субъекта РФ?

9. Какова нормативная основа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации?

10. Назовите основные нормативные акты, регулирующие вопросы принятия и образования в РФ нового субъекта федерации.

11. Определите компетенцию субъ­ектов РФ.

12. Обладают ли суверенитетом субъекты РФ? Какие точки зрения на этот счет существуют в научной литературе? Какую правовую позицию по данному вопросу сформулировал Кон­ституционный Суд РФ?

13. Дайте характеристику конституционной ответственности субъектов РФ.

14. Что следует понимать под федеральным вмешательством?

15. Каков порядок осуществления субъектами РФ международных и внешнеэкономических связей?

16. Каковы теоретические подходы к определению автономии?

17. Дайте характеристику территориальной и национально-культурной автономии. Приведите примеры.

 

Тесты и задачи

1. Федеральное Собрание РФ и законодательные (представительные) органы субъектов Федерации: а) составляют единую иерархическую систему органов;б) действуют обособленно;в) действуют обособленно, но Федеральное собрание может контролировать деятельность представительных органов субъектов;г) являются единой системой органов, в которую входят представительные органы муниципальных образований.

2. Кто имеет право представлять в Совете Федерации двухпалатный законодательный орган республики, если в соответствии с Конституцией РФ для законодательного органа предоставляется одно место: а) председатель нижней палаты;б) председатель верхней палаты;
в) лицо, избранное на совместном заседании палат;г) Президент республики?

3. Кто имеет право представлять в Совете Федерации республику, в которой главой государства и высшим должностным лицом является Президент, а органом исполнительной власти - Кабинет министров, если в соответствии с Конституцией РФ в Совет Федерации входит один представитель от исполнительной власти республики: а) Президент;
б) Премьер-министр;в) лицо, представленное президентом и одобренное кабинетом министров;г) на усмотрение республики?

4. В случае выражения законодательным собранием республики вотума недоверия одновременно Президенту Республики и правительству: а) Президент уходит в отставку;б) Правительство;в) и Президент и Правительство;г) оба органа продолжают осуществлять свою деятельность.

5. При формировании областной администрации:
а) 1/5 руководящих постов администрации назначается Губернатором после консультации с Законодательным собранием области;б) назначается Губернатором самостоятельно; в) назначается Законодательным собранием области;г) назначается Губернатором по согласованию с Правительством области.

6. Органы исполнительной власти РФ и органы исполнительной власти субъектов: а) составляют единую систему исполнительной власти РФ;б) действуют независимо друг от друга; в) составляют единую систему исполнительной власти в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов;г) данный вопрос решается по-разному в различных субъектах.

7. Какой орган государственной власти принимает решение о переименовании субъекта РФ? а) Правительство;б) Государственная Дума; в) Совет Федерации; г) Президент.

8. Как должны регулироваться отношения автономных округов и краев, областей, в состав которых они входят? а) Законом края, области;б) Законом округа;в) Законом РФ;г) Договором края, области, округа.

9. Конституционно-правовые признаки субъектов РФ:
а) собственные полномочия;б) система собственных органов государственной власти;в) общая с федерацией правовая система;
г) общие для всех субъектов РФ наименования представительных органов государственной власти; д) наличие уставов как актов конституционного значения.

10. Субъектами РФ являются: а) республики;б) автономные округа;в) города краевого значения;г) федеральные округа;д) автономные края.

11. Автономные образования в составе Российской Федерации являются: а) равноправными с другими субъектами РФ;
б) административно-политическими автономиями;в) не равноправными с другими субъектами РФ;г) культурно-национальными автономиями;
д) традиционными автономиями.

12. Правовой статус субъектов РФ определяется: а) Конституцией РФ; б) Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами;
в) Конституцией РФ, Федеративным договором, конституциями (уставами) субъектов РФ; г) конституциями (уставами) субъектов РФ;
д) Конституцией РФ, Федеративным договором, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

13. Каким признаком не обладают субъекты РФ: а) суверенитетом; б) системой государственной власти; в) территорией; г) символикой;
д) законодательством.

14. Кто утверждает изменения границ между субъектами РФ:
а) Правительство РФ; б) Совет Федерации; в) Президент РФ;
г) законодательные органы власти субъектов РФ; д) Государственная Дума.

15. Какой орган не входит в систему государственной власти субъектов РФ: а) законодательный (представительный);
б) исполнительный; в) конституционный (уставный) суд; г) прокуратура; д) избирательная комиссия.

16. Каким правовым актом, кроме Конституции РФ, определяется статус автономного округа, находящегося, например, на территории Тюменской области: а) Конституцией автономного округа;б) Уставом автономного округа;в) Конституцией области;г) Уставом области;д) нет правильного ответа.

17. Возраст выдвижения кандидатуру на должность главы исполнительной власти субъекта РФ: а) с 18; б) с 21; в) 25; г) с 30; д) с 35?

18. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ вправе выразить недоверие выс­шему должностному лицу субъекта РФ в случае: а) его отказа учитывать мнение законодательного органа субъекта РФ при формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ;
б) ненадлежащего исполнения им обязанностей; в) злоупотребления своими правами, если такие злоупотребления установлены судом; г) проведения высшим должностным лицом субъекта РФ неэффективной социальной и экономической политики.

19. Одна из республик в составе РФ приняла закон о системе органов государственной власти и местного самоуправления, не соответствующий Конституции РФ. Президент РФ вправе: а) отменить закон; б) приостановить его действие; в) обратиться в Верховный Суд РФ; г) обратиться в Конституционный Суд РФ.

20. Губернатор Курской области издал два постановления, противоречащие Гражданскому кодексу РФ. Президент РФ: а) отменяет их; б) приостанавливает и предписывает привести их в соответствии с законами РФ; в) обращается в Верховный Суд РФ; г) в Конституционный Суд РФ; д) своим указом вносит изменения в постановления.

21. Губернатор Северного края издал постановление, не соответствующее законам РФ. Представитель Президента РФ в крае:
а) приостанавливает постановление; б) отменяет его; в) обращается в суд общей юрисдикции; г) в Конституционный Суд РФ; д) информирует Президента РФ.

22. В чьем ведении находятся вопросы принятия и изменения Конституции РФ: а) Российской Федерации;б) субъектов РФ;
в) совместном ведении РФ и ее субъектов;г) органов местного самоуправления;д) совместном ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления.

23. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется:
а) Конституцией РФ, федеральным и иным договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ;б) Конституцией РФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий;в) Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ;г) соглашениями между органами федеральной исполнительной власти и исполнительной власти субъектов РФ;д) нет ответа.

24. Субъектами РФ являются: а) равноправными с другими субъектами Российской Федерации;б) административно-политическими автономиями;в) не равноправными с другими субъектами РФ;
г) культурно-национальными автономиями;д) традиционными автономиями.

25. Основными принципами принятия в РФ нового субъекта являются: а) добровольность;б) соблюдение государственных интересов РФ;в) создание военно-политического блока;г) формирование более сильных вооруженных сил;д) укрепление государственных границ Российской Федерации.

26. Изменения нормы Конституции РФ о составе ее субъектов:
а) вносятся в нее на основании конституционного закона;б) учитываются при переиздании теста Конституции РФ;в) вносятся в нее на основании решения Президента РФ;г) требуют подтверждения Конституционным Собранием;д)требуют подтверждения Конституционным Судом РФ.

Нормативные правовые акты

1. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г.
«О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. – 2001. - № 23. – Ст. 2277.

2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организа­ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. – 1999. - № 42. – Ст. 5005.

3. Федеральный закон от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешних экономических связей субъектов РФ» // СЗ РФ. -1999. - № 2. – Ст. 231.

4. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О на­ционально-культурной автономии» // СЗ РФ. - 1996. - № 25. – Ст. 2965.

5. Закон РФ от 17 июня 1992 г. «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав РФ // СПС Консультант Плюс

6. Указ Президента от 9 июня 2001 г. «О включении нового наименования субъекта РФ в ст. 65 Конституции РФ» // СЗ РФ. - 2001. -
№ 24. – Ст. 2421

7. Указ Президента от 25 июля 2003 г. «О включении нового наименования субъекта РФ в ст. 65 Конституции РФ» // СЗ РФ. – 2003. -
№ 30. – Ст. 3051

8. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» // СПС Консультант Плюс

9. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2004 г. «О порядке подготовки, согласования и утверждения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами власти субъектов РФ о передаче ими друг другу части своих полномочий, а также о внесении изменений в такие соглашения» // СЗ РФ. – 2004. - № 10. –Ст. 870.

Судебная практика

1. Постановления Конституционного Суда РФ:

- от 25 декабря 2005 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга­нов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. - 2006. - № 3. –
Ст. 396;

- от 27 января 1999 г. по делу о толковании статей 71 (п. «г») 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции РФ // СЗ РФ. – 1999. - № 6. –
Ст. 866;

- от 17 июля 1997 г. «По делу о толковании положения ч. 4 ст. 66 Конституции РФ о вхождении автономного округа в состав края, области» // СЗ РФ. – 1997. - № 29. – Ст. 3581;

- от 28 ноября 1995 г. «По делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ» // СЗ РФ. – 1995. - № 49. – Ст. 4868.

Литература

1. Авакьян С.А. Автономные округа: перспективы конституционно-правового развития // Федерализм. – 1998. - № 3.

2. Барциц И.Н. Федеративная ответственность. Конституционно-правовые аспекты. – М., 1999.

3. Белкин А.А., Ливеровский А.А. Некоторые вопросы статуса субъектов РФ // Конституционное законодательство субъектов РФ / Отв. ред. С.А. Авакьян. - М., 1999.

4. Борисова М.М., Дудко И.Г. Конституционно-правовой статус субъекта РФ. – М., 2010.

5. Володин В.В. Субъект Российской Федерации. Проблемы власти, законотворчества и управления. – Санкт-Петербург. 1999.

6. Гончаров И.В. Федеральное вмешательство в дела субъектов Федерации как средство обеспечения конституционной безопасности России. – М., 2003.

7. Добрынин Н.М. К вопросу о разграничении предметов совместного ведения РФ и её субъектов // Государство и право. - 2004. - № 5.

8. Карпечкина М.Ю. Реализация принципа разграничения полномочий между Российской Федерацией т её субъектами // Закон - 2007. - № 8.

9. Князев С.Д., Сонин В.В. Конституционно-правовой статус субъектов РФ: понятие, структура, юридическое оформление//Правоведение. - 2008. - № 4.

10. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации. - Красноярск, 1999.

11. Конституционное право субъектов РФ / Отв. В.А. Кряжков. - М., 2002.

12. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации. - М., 1999.

13. Нарутто С.В. Конституционно-правовой статус края как субъекта РФ. - Хабаровск,1998.

14. Некрасов С.И. Конституционно-правовая ответственность субъектов внутрифедеративных отношений в РФ: Специфика со­става конституционного деликта // Государство и право. - 2005. - № 8.

ТЕМА 22. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУБЪЕКТОВ РФ

1. Становление и современное состояние административно-территориального устройства субъектов РФ

2. Понятие и принципы административно-территориального устройства

3. Система административно-территориальных единиц

4. Правовой статус закрытых административно-территориальных образований

5. Административно-территориальные преобразования

 

Ключевые понятия:административно-территориальное устройство, административно-территориальная единица

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

1. СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СУБЪЕКТОВ РФ

Вопрос о территориальной организации государства в интересах управления всегда стоял остро в истории нашей страны. Так, в 1561 г. были образованы чети (четверти): Новгородская, Влади­мирская, Костромская, Галицкая, Устюжская. Их основная функция - обеспечение сбора налогов (податей). В XVII в. были созданы прика­зы, частью территориальные. Кардинальная территориальная реформа при Пет­ре I разделила в 1708 г. Россию на восемь губерний. Окончательно реформа завершилась при Екатерине II (1729-1796 гг.). В октябре 1917 г. в России было 81 губерния, 39 из них - на территории современной России;
18 областей, половина которых сохранилась в современной России (остальные - в ближнем зарубежье).

Области фор­мировались в основном на окраинах России. Они имели особый статус. Кроме деления империи на губернии, уезды, округа, волости и другие единицы, различные ведомства имели административные единицы. Так, Духовное ведомство делило Империю на 62 епархии. Было образовано 14 военных округов, 12 судебных ок­ругов, 15 учебных округов и т. д.

В РСФСР действовал ряд актов, регулирующих административно-территориальное устройство[184]. До 31 марта 1992 г. в России вопросы администра­тивно-территориального устройства регулировались на федеральном уровне. С момента подписания Федеративного договора, когда края и области вошли в Российскую Федерацию в качестве субъектов, деталь­ное правовое регулирование административно-территориального уст­ройства перешло к ним.

Административно-территориальные единицы, поселения рас­сматриваются в качестве географических объектов. В ведении России находятся вопросы установления, регистрации, учета и сохранения наименований геогра­фических объектов (ст. 4 Федерального закона «О наименовании гео­графических объектов»[185]). Для осуществления названных функций соз­дан специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области наименований географических объектов. Постанов­лением Правительства РФ утверждается Межведомственная комиссия по географическим названиям[186].

Общероссийский классификатор объектов административно-тер­риториального деления (ОКАТО) входит в состав национальной сис­темы стандартизации РФ. Объектами классификации являются субъекты Федерации; районы; города; внутригород­ские районы, округа города; поселки городского типа; сельсоветы; сельские населенные пункты.

2. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

При подготовке вопроса следует иметь ввиду, что административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства (унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты федерации.

Данное понятие отражает сложившиеся исторические, национальные, социально-экономические, культурные особенности. Административно-территориальное устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления[187]. По мнению С.А. Авакьяна, под административно-территориальным устройствомследует по­нимать деление территории государства, а в федеративном государст­ве - его субъектов на части - территориальные единицы, в рамках ко­торых осуществляются определенные государственные функции и (или) самоуправление населения (местное самоуправление), создаются государственные органы или органы местного самоуправления[188]. По мнению А.Н. Кокотова, административно-территориальное устройство как система административно-территориальных единиц выступает территориальной основой органов власти. Административно-территориальное деление следует отличать от муниципально-территориального деления[189].

В России административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов: 1) социально-экономический;
2) географический; демографический; 4) историко-национальный. Студентам рекомендуется раскрыть каждый из указанных принципов.

Вопросы административно-территориального устройства относятся к ведению субъектов РФ и отражены в их конституциях (уставах), специальных законах, причем одни субъекты используют понятие «администра­тивно-территориальное устройство», другие - «территориальное деление».

 

3. СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ

Прежде всего, необходимо изучить историю вопроса. Исторически в России была трехзвенная система административно-территориального деления (губерния, уезд, волость). В период с 1921 по 1929 г единицами стали область (край) – округ – район. К концу 1930 г. округ как единица был ликвидирован. После 1950 г. административно-территориальное деление России носит стабильный характер. Вадминистративно-территориальном устройстве следует различать административно-территориальные единицы и населенные пункты.

Населенный пунк­т часть застроенной для проживания населения террито­рии, получившая статус в установленном законом порядке, располагающая в своих границах соответствующие органы или служ­бы государственных и местных органов власти, а также предприятия, учреждения и организации. Населенный пункт может входить в состав административно-тер­риториальной единицы, муниципального образования, быть отдель­ной административно-территориальной единицей, иметь админист­ративно-территориальные единицы в своем составе, а также быть ад­министративным центром[190].

Административный центр- населенный пункт, являющийся цен­тром административно-территориальной единицы (района, сельсове­та, волости).

Город - населенный пункт, получивший данный статус в уста­новленном законом субъекта РФ порядке. Как населенные пункты различают города областного, республиканского, краевого, окружного и районного значения.

Затем необходимо раскрыть специфику городских районов, городов районного значения, района (уезд), поселка (рабочие, курортные и дачные).

Самая многочисленная административно-территориальная единица сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, ayлы и др.). Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.).

Сельсовет (сельский округ, волость) административно-территориальная единица с единым административным центром, созданным для управления частью территории района или города с территориальным районом, имеющего в составе сельские населенные пункты (села, деревни, поселки, хутора). Как правило, в территорию сельсовета входит несколько сельских населенных пунктов с окру­жающими их землями, используемыми для агропромышленного про­изводства.

Помимо указанных административно-территориальных единиц в России созданы и иные. Студентам нужно изучить специфику административно-территориального деления Москвы (административные округа, муниципальные районы, микрорайоны). Кроме того, субъекты РФ могут предусматривать территории со специ­альным статусом управления. Привести примеры.



2015-12-15 531 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 18 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 18 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)