Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания к решению задач



2015-12-15 2699 Обсуждений (0)
Методические указания к решению задач 0.00 из 5.00 0 оценок




Общие положения

Методические указания самостоятельной работе по решению задач по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» предназначены для студентов экономических специальностей.

Целью изучения дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области методологии и организации научных прогнозов, планов экономического и социального развития различных сфер народного хозяйства страны.

Целью практических занятий и самостоятельной работы является приобретение студеном навыков использования современных методов прогнозирования при расчете и оценке ряда макроэкономических показателей на перспективу.

1. Теоретико-методологические основы планирования и прогнозирования макроэкономических процессов

1.1. Методы прогнозирования и планирования

Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается система научно основанных суждений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития и о сроках их осуществления. Прогноз носит вероятностный, многовариантный и альтернативный характер.

Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их реализации. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга.

Экономической наукой и практикой разработаны различные формы планирования. Наибольшее распространение получили директивное, индикативное, стратегическое, тактическое планирование.

Директивное планирование (обязательное, жесткое, подлежащее исполнению) предполагает доведение плановых заданий, обязательных к выполнению, от центра до всех звеньев экономики. Планы разрабатываются исходя из общегосударственных интересов, утверждаются и принимают силу закона. Директивное планирование используется в государствах с рыночной экономикой в чрезвычайных ситуациях: для осуществления структурной перестройки экономики, в случае войны, а также стихийных крупномасштабных бедствий.

Индикативное планирование предполагает сочетание интересов государства и предпринимателей, носит рекомендательный характер, однако в руках государства остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, субсидий, дотаций. Предусматривает регулирование экономики на основе выбора индикаторов в виде макроэкономических показателей (ВВП, розничный товарооборот, уровень занятости населения, реальная заработная плата и др.). Составным элементом индикативного планирования является консенсусный механизм, включающий процедуру согласования выбранных приоритетов экономического развития с финансовыми и промышленными группами, профсоюзами, союзами предпринимателей и другими представителями общественных интересов.

Стратегическое планирование – процесс определения долгосрочных целей, обоснование приоритетов и формирование механизма по их реализации. Основной его целью является обеспечение достаточного потенциала для дальнейшего успешного развития страны. Оно предполагает учет факторов внешней среды: технологических, экономических, конкурентных, социальных, международных, рыночных, политических. Основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегических планах, является директивное, индикативное и тактическое планирование.

Тактическое планирование – вид планирования текущей деятельности на один-два года, в котором определяются задания по основным функциональным направлениям производственной программы, материально-технического обеспечения производства, оплаты труда и персонала, объема продаж, издержек, финансов, социального планирования. Тактический план – это система количественных показателей всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия, направленная на выполнение заданий стратегического плана при наиболее рациональном использовании ресурсов.

В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (от 5 лет и выше), среднесрочное (от 1 до 5 лет) и краткосрочное (до 1 года) планирование.

Методология прогнозирования и планирования экономических и социальных процессов базируется на важнейших положениях кейнсианской, монетарной и марксистской теорий.

Кейнсианская теория делает упор на совокупные расходы (совокупный спрос) и их компоненты. Основополагающее кейнсианское уравнение:

,

где C – внутреннее потребление в частном секторе; G – государственные расходы; I – инвестиции; E – экспорт товаров и услуг; M – импорт товаров и услуг; Y – объем товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления. В состоянии равновесия левая часть (совокупные расходы) равна правой части (объему производства в стране).

На этой модели базируется методика расчета ВНП, возможных инвестиционных потоков, экспорта и импорта товаров и услуг.

Главный параметр стабилизационной политики, согласно монетарной теории, объем денежного предложения, то есть монетаризм делает упор на деньги. Основополагающим является уравнение обмена М. Фридмена:

,

где Md – предложение денег; V – скорость обращения денег; P – уровень цен; Q – физический объем производства товаров и услуг.

Монетарная политика – один из основных макроэкономических инструментов, опирающихся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и соответственно на ставку процента.

Среди важнейших положений марксистской теории следует выделить: положение о делении общественного производства на две сферы (сферу материального производства и непроизводственную сферу), а также положение о прибавочном продукте как источнике накопления и о накоплении как источнике расширенного воспроизводства.

К. Маркс утверждал, что в условиях рыночного капиталистического хозяйства рабочая сила является товаром особого рода. Рабочий продает работодателю свою способность к труду. В процессе производства создается новая стоимость, которая больше стоимости рабочей силы. Таким образом, оплачивая рабочему полную стоимость его рабочей силы, работодатель получает взамен стоимость продукта, содержащую стоимость рабочей силы и прибавочную стоимость. В марксистской теории стоимость товар определяется как:

,

где с – постоянный капитал, затраченный на средства и предметы труда в процессе производства (не меняет своей величины); v – переменный капитал, авансированный на покупку рабочей силы; m – прибавочная стоимость.

Эти положения имеют важное значение при установлении общеэкономических пропорций на плановый период. С использованием положений марксистской теории обосновывают соотношения между фондами потребления и накопления, производством и потреблением и другие пропорции.

По степени формализации, способу получения информации все методы экономического прогнозирования подразделяются на две большие группы: интуитивные (основаны на интуитивно-логическом мышлении человека) и формализованные (базируются на математической теории).

Цель изучения темы– закрепить теоретический материал об основных методах планирования и прогнозирования, развить способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально — экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально — экономических показателей .

Задачи по теме:

1. Проанализируйте направления, обеспечивающие улучшение уровня жизни населения в Российской Федерации или области вашего проживания (Кировская область). Постройте «дерево целей» по реализации одного из отмеченных направлений. Количество уровней «дерева» должно быть не менее трех. Назначьте каждой из подцелей коэффициент весомости.

2.Четырем экспертам было предложено проранжировать девять факторов по степени их влияния на уровень экономического роста страны. Набор этих факторов включает:

X1 – уровень налоговой нагрузки;

X2 – производственный потенциал страны;

X3 – внешнее окружение страны;

X4 – географическое положение;

X5 – научно-технический прогресс в стране;

X6 – политическая ситуация в стране;

X7 – инвестиционный климат в стране;

X8 – сбалансированность отраслевого и регионального развития;

X9 – достигнутый уровень жизни населения.

В строке студент таблицы 1.1.1 проранжируйте факторы сами так, чтобы они отражали ваше мнение по данному вопросу.

Таблица 1.1.1

Эксперты Факторы
X1 X2 X3 X4 X5 X6 X7 X8 X9  
Первый  
Второй  
Третий  
Четвертый  
Студент                    

Необходимо:

o проверить соответствует ли число рангов числу ранжируемых объектов;

o провести переранжировку факторов и каждому фактору присвоить стандартизированный ранг;

o рассчитать показатели равных (связных) рангов в оценках каждого эксперта;

o рассчитать коэффициент конкордации (общий коэффициент ранговой корреляции);

o проверить значимость коэффициента конкордации по критерию

c2c–Пирсона. 2 табличному соответствуют n-1 степени свободы и доверительная вероятность (уровень значимости) 0,05 (приложение А);

o cпо критерию 2–Пирсона проанализировать, отвергается ли гипотеза о случайности в совпадении мнений экспертов;

o проанализировать, какие факторы по мнению экспертов в наибольшей степени влияет на производительность труда.

 

Методические указания к решению задач

При решении задачи 1 необходимо изучить и использовать индивидуальные экспертные оценки. По одному из социально-экономических направлений развития Республики Беларусь построить «дерево целей» – подробный многоступенчатый план-прогноз достижения поставленной цели. «Дерево целей» можно представить как в графическом виде, так и в табличной форме.

Решение задачи 2 предполагает применение коллективных экспертных оценок, а также знание методов обработки информации, полученной от экспертов, и способов анализа согласованности экспертных оценок.

 

 

Вопросы для проверки освоения знаний по теме

1. В чем заключается сущность прогнозирования?

2. Выберите правильный ответ. Какой характер носят прогнозы: а) вероятностный; б) многовариантный; в) альтернативный; г) однозначный; д) все ответы верны.

3. Чем отличается план от прогноза?

4. Каковы основные формы планирования и их сущность?

5. Выберите правильный ответ. Директивное планирование применяется в: а) условиях командно-административной экономики; б) экстремальных условиях; в) рыночных условиях; г) развитых зарубежных странах в отдельных секторах экономики; д) все ответы верны.

6. Выберите правильный ответ. Индикативное планирование применяется в сочетании с: а) директивным планированием; б) стратегическим планированием; в) директивным и индикативным планированием; г) независимо от других форм планирования; д) все ответы верны.

7. Выберите правильный ответ. На какой период разрабатываются долгосрочные планы: а) на 2–3 года; б) до 1 года; в) на период от 5 до 25 лет; г) все ответы верны.

8. Выберите правильный ответ. На какой период обычно разрабатываются краткосрочные планы: а) до 3 лет; б) до 1 года; в) свыше 5 лет; г) все ответы верны.

9. Выберите правильный ответ. Стратегическое планирование применяется в сочетании с: а) директивным планированием; б) индикативным планированием; в) как самостоятельная форма планирования; г) все ответы верны.

10. Охарактеризуйте тактическое планирование.

11. Какие формы планирования целесообразно применять в условиях становления рыночных отношений?

12. Страна ведет военные действия. Какую форму планирования должно избрать её правительство?

13. Выберите правильный ответ. На положениях каких экономических теорий базируется методология прогнозирования и планирования: а) кейнсианской; б) монетарной; в) марксистской; г) все ответы верны.

14. Приведите основополагающее уравнение Кейнса, поясните его сущность и значение.

15. Отразится ли на объеме ВНП сокращение государственных расходов и инвестиций? Если да, то каким образом?

16. Объясните, как влияет каждый из перечисленных факторов на темпы роста ВВП: а) снижение издержек производства; б) рост спроса на товары народного потребления; в) рост инвестиций; г) снижение уровня налогообложения; д) рост заработной платы и других доходов населения.

17. Охарактеризуйте уравнение обмена Фридмена, поясните его сущность и значение.

18. Прокомментируйте возможные ситуации, когда нарушается уравнение обмена MV=PQ: а) слева; б) справа.

19. Назовите важнейшие положения марксистской теории.

20. Простое или расширенное воспроизводство будет обеспечиваться при увеличении прибавочного продукта?

 

 

1.2. Организация прогнозирования и планирования

В мировой практике широкое распространение получили следующие методы прогнозирования и планирования.

Методы экспертных оценок. «Эксперт» в переводе с латинского языка означает «опытный». В основу прогноза выделяется мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональным, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Среди индивидуальных экспертных оценок наиболее широкое распространение получили метод интервью, аналитический метод и метод написания сценария. В мировой практике среди методов коллективных экспертных оценок наиболее широко применяются метод коллективной генерации идеи, метод «635», метод «Дельфи», метод комиссий, метод написания сценария.

Методы экстраполяции. Их суть заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и в переносе их на будущее. Экстраполяционные методы прогнозирования основаны на изучении динамических рядов (множество наблюдений, полученных последовательно во времени). Эти методы достаточно хорошо применимы в практике краткосрочного и среднесрочного прогнозирования. Среди методов экстраполяции широкое распространение получили метод подбора функций и метод экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом.

Методы моделирования. «Модель» в переводе с латинского означает «меру, образец». В настоящее время экономическая модель представляет собой условный образ объекта исследования социальных и экономических процессов. Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик, компонент или признаков. Широко распространены матричные модели, модели оптимального планирования, сетевое моделирование, экономико-статистические модели. Экономическая модель после её математической формализации становится экономико-математической.

Экономико-математические методы представляют собой приемы расчета экономических показателей с применением методов прикладной математики и математической статистики. Они позволяют всесторонне обосновывать изменения экономических показателей, повышать качество прогнозов, осуществлять многовариантные оптимизационные расчеты. Среди экономико-математических методов, используемых в практике прогнозирования как в нашей стране, так и за рубежом, следует выделить: прогнозирование по аналогии, метод межотраслевого баланса, методы оптимизации (симплекс-метод и др.), корреляционно-регрессионный метод, теория катастроф, теория нейросетей.

Метод экономического анализа должен осуществляться на всех уровнях управления экономикой. Сущность его заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимная связь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса.

Балансовый метод планирования позволяет реализовать принцип сбалансированности и пропорциональности. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов. Данный метод предполагает разработку системы балансов. Баланс – это уравнение, равенство, равновесие двух сторон. Обычно баланс имеет вид таблицы с системой показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой части, показывающей распределение по всем направлениям их расхода. В планировании АПК четко выделяются следующие основные балансы: трудовых ресурсов, материальные, энергетические, финансовые, земельных угодий, семян, удобрений, средств механизации, кормов и др.

Нормативный метод. Этот метод связан с балансовым методом. Нормативный метод предполагает использование в процессе прогнозных и плановых расчетов совокупность прогрессивных норм и нормативов. Норма характеризует научно обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции (работы) в принятых единицах измерения. Нормативы, устанавливаются аналитическим или расчетным путем на укрупненные измерители, представляются в относительном выражении и характеризуют степень использования ресурса (на единицу техники, гектар посева, голову животного). С помощью норм и нормативов определяется потребность в ресурсах, регулируются социально-экономические процессы.

Программно-целевой метод заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования. Он используется при разработке целевых комплексных программ («Зерно», «Молоко», «Лен» и др.).

Цель изучения темы– понимать принцип организации планирования и прогнозирования, а так же освоить применение основных методов. Развить способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.

Задачи по теме:

1. Определите потребность топливоемких отраслей в условном топливе и в натуральном выражении на основе данных, представленных в таблицах 1.2.1 и 1.2.2, используя нормативный метод.

Таблица 1.2.1

Исходные данные для определения потребности топливоемких отраслей экономики в условном топливе

Отрасли Единица измерения Объем производства продукции Норма расхода условного топлива на единицу продукции, кг
Электроэнергетика млн. кВт. ч. 0,4
Цементная промышленность тыс. т

 

Таблица 1.2.2

Структура потребления отдельных видов топлива и коэффициенты перевода условного топлива в натуральный вид

Наименование топливных ресурсов Структура потребления, % Коэффициенты перевода условного топлива в натуральное
Уголь 1,2
Нефтепродукты 0,7
Газ 0,9
Торф 2,8
Дрова 3,5

2. Разработайте прогнозный сводный баланс топлива и определите объемы производства и импорта отдельных видов топливно-энергетических ресурсов по схеме, представленной в таблице 1.2.3. Исходные данные для разработки баланса. Запасы на конец года должны составить 7 364 тыс. т условного топлива, в том числе в натуральном выражении: угля – 1 764 тыс. т, нефтепродуктов – 1 546 тыс. т, газа – 1 657 млн. м3, торфа – 4 124 тыс. т, дров – 1 288 тыс. м3. текущие потребности в условном топливе экономики страны составят 34 482 тыс. т.у.т (промышленности – 22 982 тыс. т.у.т, транспорта – 5 200 тыс. т.у.т, строительства – 1 000 тыс. т.у.т, сельского хозяйства – 4 500 тыс. т.у.т, торговли – 200 тыс. т.у.т, прочие отрасли – 600 тыс. т.у.т). Для перевода условного топлива в натуральный вид следует использовать структуру потребления отдельных видов топлива и коэффициенты перевода условного топлива в натуральный вид, представленные в таблице 1.2.2 (задача 1).

Таблица 1.2.3

Сводный баланс топлива

Статьи баланса Всего условного топлива, тыс. т.у.т По видам топлива в натуральном выражении
уголь, тыс. т нефтепродукты, тыс. т газ, млн.м3 торф, тыс. т дрова, тыс. м3
Ресурсы Остатки на начало года Производство Импорт Итого:            
Распределение Текущие потребности Экспорт Запасы на конец года Итого:            

Уголь в стране не добывается. Нефтепродуктами страна обеспечивает себя на 15 %, газом – на 3 %. Топливо из страны не вывозится. Остатки на начало года условного топлива составят 8 103 тыс. т.у.т, в том числе в натуральном выражении: угля – 1 945 тыс. т, нефтепродуктов – 1 702 тыс. т, газа – 1 823 млн. м3, торфа – 4 538 тыс. т, дров – 1 418 тыс. м3.

3. Выпуск цемента за период с 1996 года по 2005 года характеризуется динамическим рядом, представленным в виде таблицы 1.2.4:

Таблица 1.2.4

Год
Производство цемента, тыс. т

Используя линейную экстраполяцию, спрогнозируйте выпуск цемента на двухлетнюю перспективу.



2015-12-15 2699 Обсуждений (0)
Методические указания к решению задач 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания к решению задач

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2699)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)