Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины



2015-12-15 331 Обсуждений (0)
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебная программа дисциплины

Философские проблемы естествознания

 

 

Для магистров всех специальностей

Составитель: доц. к.ф.н. О. А. Иванов.

 

Москва 2015


Оглавление:

Введение …………………………………………………………… 3

1. Цели освоения дисциплины …………………………………… 4

2. Место дисциплины в структуре ООП специалиста …………… 4

3. Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины……………………………… 4

4. Содержание дисциплины ……………………………………….. 5

4.1. Содержание разделов дисциплины …………………………… 5

4.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами …………… 6

4.3 Структура трудоемкости дисциплины………………………. 6

5. Лекции: содержание и литература ……………………………… 7

5.1 Распределение учебного материала по лекциям ……………… 7

5.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины………………………………………………………. 11

6. Темы, литература и правила оформления рефератов………….. 12

6.1 Правила оформления рефератов……………………………….. 12

6.2 Выбор темы реферата…………………………………………… 14

6.3 Консультации…………………………………………………… 14

6.4 Сроки подачи реферата………………………………………… 14

6.5 Защита реферата (основные требования)……………………… 14

6.6 Темы рефератов и литература к ним………………………….. 15

7. Контрольные вопросы…………………………………………. 20

 

Введение

Продуктивная деятельность в фундаментальных и прикладных науках предполагаетхорошее знание общих законов и особенностей развития науки, ее философских — гносеологических и методологических — проблем. Удивительно интересно и поучительно изучать именно реальный процесс познания, поскольку на страницах специальных учебников «драмы идей» (А. Эйнштейн) почувствовать нельзя. Наиболее развитой областью естественнонаучного знания является физика. Самый драматичный и интересный период ее существования приходится на XX столетие, когда произошла коренная ломка классических взглядов на природу.

Содержание курса развивается вокруг двух центральных философских проблем физики: 1. Каковы фундаментальные принципы устройства природы? и 2. Как относится теория к реальности? Эти вопросы хорошо просматриваются на всем пути развития естествознания — в трудах его творцов.

Курс состоит из трех частей, названных по именам выдающихся физиков XX столетия, принявших самое активное участие в захватывающем спектакле человеческого познания — А. Эйнштейна, В. Гейзенберга и И. Пригожина. Наш выбор определялся следующими соображениями: два первых ученых являются создателями самых мощных научных теорий — теории относительности и квантовой механики, положивших начало качественно новым (в сравнении с классическими) представлениям о природе макро- и микромира. Весьма любопытна и показательна полемика Эйнштейна и Гейзенберга по гносеологическим вопросам, возникшим вокруг интерпретации квантовой механики. Что же касается И. Р. Пригожина, то с ним и Г. Хакеном некоторые исследователи связывают новую революцию в естествознании. Как известно, работы Пригожина и Хакена, посвященные неравновесной термодинамике, входят в современное научное направление, получившее название синергетики. Они имеют значение не только для физики и химии, но для биологии и других наук, включая гуманитарные.

В рамках каждой части рассматриваются предпосылки возникновения тех или иных теорий, показывающие как преемственность в развитии научного знания, так и значение выдающихся идей, поднимавших его на новый уровень. В части, посвященной А. Эйнштейну, мы даем обзор истории физических принципов, начиная от Коперника, что позволяет лучше понять те революционные изменения, которые произошли в начале XX века.

История научного знания в Новое время проходит три этапа: классический (от Коперника до Эйнштейна), неклассический (Эйнштейн и Гейзенберг) и постнеклассический ( Пригожин и Хакен).

Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины состоит в том, чтобы на примере развития взглядов выдающихся ученых понять механизмы и условия познания природы, трудности и проблемы, сопровождающие реальный процесс развития науки.

Место дисциплины в структуре ООП специалиста.

Дисциплина относится к вариативной части «Общенаучного цикла»

Дисциплина основывается на знаниях, полученных при изучении предшествующих дисциплин: философии, физики и математики.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

— общие законы и особенности развития науки, ее философские — гносеологические и методологические — проблемы;

уметь:

за специально-научными вопросами различать фундаментальные познавательные проблемы, а также способы достижения их разрешения;

владеть:

— конкретными способами разрешения противоречий познавательной деятельности.

Освоение дисциплины направлено на формирование общекультурных компетенций:

— способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

— способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

— способностью самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3);

Знание общепрофессиональных компетенций (не предполагается).

Содержание дисциплины.

Содержание разделов дисциплины.

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
Часть I: Введение Цель курса; его содержание и структура; развитие научного знания от классического к неклассическому и далее к постнеклассическому; философские проблемы естественных наук: онтологические и гносеологические.  
Часть II: Механика     Древнегреческие ученые-астрономы; геоцентрическая и гелиоцентрическая картины мира; Коперник «Об обращении небесных сфер» — новый взгляд на устройство мира (его достоинства и недостатки). Т. Браге и И. Кеплер — открытие основных законов движения планет, триумф математики. Г. Галилей — его вклад в развитие классической механики; И. Ньютон — вершина классической науки; открытие закона всемирного тяготения, его философские и научные идеи  
  Часть III: Электромагнетизм Развитие представлений об электричестве и магнетизме; Дж. Максвелл. трудности в понимании механизма распространений электромагнитного поля (проблема эфира); Г. Лоренц и А. Пуакаре — в предчувствии новой теории    
  Часть IV: Теория относителности Эфир, опыты Майкельсона и Морли;; нарушение принципа относительности Галилея. Теория относительности Эйнштейна; создание специальной теории относительности (СТО). Распространение принципа относительности на ускоренные движения (включая гравитацию), создание Общей теории относительности (ОТО); связь пространства, времени и материи; неевклидовость пространства и времени, основные идеи неевклидовой геометрии. Философские идеи А. Эйнштейна (онтологические; гносеологические; методологические идеи).    
Часть V: Квантовая механика Краткая предыстория. Интерпретации квантовой механики. Шрёдингер о волновой функции; А. Эйнштейн о теории Шрёдингера; открытие М. Борна; копенгагенская интерпретация квантовой механики: а) Гейзенберг («принцип неопределенности»), б) Бор («принцип дополнительности»), в) М. Борн («теория инвариантов»). Философские и методологические идеи В. Гейзенберга;, роль математики в развитии естественнонаучных теорий.
Часть VI: Синергетика Новый этап в развитии естествознания. Синергетика, ее происхождение и определение (Г. Хакен и И. Р. Пригожин). Истоки новой науки. Простота или сложность, необходимость или случайность, бытие или становление, деградация или эволюция, объективность или субъективность? Порядок и хаос; два пути развития материи — регресс и прогресс; критика редукционизма; физик и гуманитарий; принцип дополнительности по Пригожину; субъект и объект (Бог или человек); уровни и срезы познания мира, их единство.  

 

4.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами(отсутствуют).



2015-12-15 331 Обсуждений (0)
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)