Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Учебная программа дисциплины Философские проблемы естествознания
Для магистров всех специальностей Составитель: доц. к.ф.н. О. А. Иванов.
Москва 2015 Оглавление: Введение …………………………………………………………… 3 1. Цели освоения дисциплины …………………………………… 4 2. Место дисциплины в структуре ООП специалиста …………… 4 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины……………………………… 4 4. Содержание дисциплины ……………………………………….. 5 4.1. Содержание разделов дисциплины …………………………… 5 4.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами …………… 6 4.3 Структура трудоемкости дисциплины………………………. 6 5. Лекции: содержание и литература ……………………………… 7 5.1 Распределение учебного материала по лекциям ……………… 7 5.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………………………………………………. 11 6. Темы, литература и правила оформления рефератов………….. 12 6.1 Правила оформления рефератов……………………………….. 12 6.2 Выбор темы реферата…………………………………………… 14 6.3 Консультации…………………………………………………… 14 6.4 Сроки подачи реферата………………………………………… 14 6.5 Защита реферата (основные требования)……………………… 14 6.6 Темы рефератов и литература к ним………………………….. 15 7. Контрольные вопросы…………………………………………. 20
Введение Продуктивная деятельность в фундаментальных и прикладных науках предполагаетхорошее знание общих законов и особенностей развития науки, ее философских — гносеологических и методологических — проблем. Удивительно интересно и поучительно изучать именно реальный процесс познания, поскольку на страницах специальных учебников «драмы идей» (А. Эйнштейн) почувствовать нельзя. Наиболее развитой областью естественнонаучного знания является физика. Самый драматичный и интересный период ее существования приходится на XX столетие, когда произошла коренная ломка классических взглядов на природу. Содержание курса развивается вокруг двух центральных философских проблем физики: 1. Каковы фундаментальные принципы устройства природы? и 2. Как относится теория к реальности? Эти вопросы хорошо просматриваются на всем пути развития естествознания — в трудах его творцов. Курс состоит из трех частей, названных по именам выдающихся физиков XX столетия, принявших самое активное участие в захватывающем спектакле человеческого познания — А. Эйнштейна, В. Гейзенберга и И. Пригожина. Наш выбор определялся следующими соображениями: два первых ученых являются создателями самых мощных научных теорий — теории относительности и квантовой механики, положивших начало качественно новым (в сравнении с классическими) представлениям о природе макро- и микромира. Весьма любопытна и показательна полемика Эйнштейна и Гейзенберга по гносеологическим вопросам, возникшим вокруг интерпретации квантовой механики. Что же касается И. Р. Пригожина, то с ним и Г. Хакеном некоторые исследователи связывают новую революцию в естествознании. Как известно, работы Пригожина и Хакена, посвященные неравновесной термодинамике, входят в современное научное направление, получившее название синергетики. Они имеют значение не только для физики и химии, но для биологии и других наук, включая гуманитарные. В рамках каждой части рассматриваются предпосылки возникновения тех или иных теорий, показывающие как преемственность в развитии научного знания, так и значение выдающихся идей, поднимавших его на новый уровень. В части, посвященной А. Эйнштейну, мы даем обзор истории физических принципов, начиная от Коперника, что позволяет лучше понять те революционные изменения, которые произошли в начале XX века. История научного знания в Новое время проходит три этапа: классический (от Коперника до Эйнштейна), неклассический (Эйнштейн и Гейзенберг) и постнеклассический ( Пригожин и Хакен). Цели освоения дисциплины Цель освоения дисциплины состоит в том, чтобы на примере развития взглядов выдающихся ученых понять механизмы и условия познания природы, трудности и проблемы, сопровождающие реальный процесс развития науки. Место дисциплины в структуре ООП специалиста. Дисциплина относится к вариативной части «Общенаучного цикла» Дисциплина основывается на знаниях, полученных при изучении предшествующих дисциплин: философии, физики и математики. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: — общие законы и особенности развития науки, ее философские — гносеологические и методологические — проблемы; уметь: — за специально-научными вопросами различать фундаментальные познавательные проблемы, а также способы достижения их разрешения; владеть: — конкретными способами разрешения противоречий познавательной деятельности. Освоение дисциплины направлено на формирование общекультурных компетенций: — способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); — способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); — способностью самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3); Знание общепрофессиональных компетенций (не предполагается). Содержание дисциплины. Содержание разделов дисциплины.
4.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами(отсутствуют).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |