Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура трудоемкости дисциплины



2015-12-15 273 Обсуждений (0)
Структура трудоемкости дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 часов).

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу магистров и трудоемкость, в часах Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лк См Кс СР Реф
Введение X      
Часть I: А. Эйнштейн   2-8     Коллоквиум в конце изучения раздела
Часть II: В. Гейзенберг   9-14     Коллоквиум в конце изучения раздела
Часть III: И. Р. Пригожин   15-17     Коллоквиум в конце изучения раздела
                 
                 
                  Экзамен (40)
       

 

5. Лекции: содержание и литература.

Распределение учебного материала по лекциям.

Лекция 1. Введение к курсу «Философские проблемы естествознания».

Цель курса; его содержание и структура; развитие научного знания от классического к неклассическому и далее к постнеклассическому; философские проблемы естественных наук: онтология, гносеология, методология.

Часть I.

Лекция 2. Этапы творческой биографии А. Эйнштейна.

От компаса к единой теории поля; личность великого ученого; коллекция высказываний о жизни и научном творчестве.

Лекция 3. Отношение к предшественникам (I).

Коперник; истоки его теории — древнегреческие ученые-астрономы, Аристотель, Птолемей; геоцентрическая и гелиоцентрическая картины мира; взгляды Средневековья и Возрождения; биография Коперника; «Об обращении небесных сфер» — новый взгляд на устройство мира (его достоинства и недостатки).

Лекция 4. Отношение к предшественникам (II).

Т. Браге и И. Кеплер — открытие основных законов движения планет, триумф математики. Г. Галилей — биографические данные; защита идей Коперника; открытие основных законов движения (принцип относительности); телескоп; отношение Галилея к взглядам Кеплера; количественный подход к изучению природы (первичные и вторичные качества); Бог — Великий Математик; реальный и мысленный эксперимент в работе Галилея; Эйнштейн о его значении в открытии физических законов.

Лекция 5. Отношение к предшественникам (III).

И. Ньютон — биографические данные; открытие закона всемирного тяготения, роль математики (выражение физической причинности); тождество земных и небесных законов, природа гравитации (близкодействие); подтверждения ньютоновой теории (комета Галлея, открытие Нептуна и Плутона); идея Бога и целесообразность организации природы; понятия пространства и времени у Ньютона; принципы построения физической теории; познанное и непознанное; недостатки и развитие теории Ньютона (Лагранж, Лаплас; мир — часы), ее роль в физике XIX века.

Лекция 6. Отношение к предшественникам (IV).

Дж. Максвелл — развитие представлений об электричестве и магнетизме (Фалес, Гильберт, Кулон, Гальвани, Вольта, Эрстед, Фарадей); из биографии Максвелла; теория новой реальности — поля; свет — электромагнитная волна; роль математики; подтверждение теории (Г. Герц, А. Попов, Г. Маркони); трудности в понимании механизма распространений электромагнитного поля (проблема эфира); опыты Майкельсона и Морли; интерпретация его Г. Лорентцом; нарушение принципа относительности Галилея.

Лекция 7. Теория относительности Эйнштейна (I).

Пересмотр представлений об абсолютных пространстве и времени, отказ от гипотезы эфира; расширение принципа относительности на электромагнитные явления; создание специальной теории относительности (СТО) — принятие трех основных постулатов и введение понятия системы отсчета; парадоксы СТО; единство пространства и времени (форма, приданная СТО Г. Минковским — четырехмерный пространственно-временной континуум); E=m·c2; проблемы СТО; философские выводы из основных положений СТО (онтологические и методологические).

Лекция 8. Теория относительности Эйнштейна (II).

Распространение принципа относительности на ускоренные движения (включая гравитацию), создание Общей теории относительности (ОТО); связь пространства, времени и материи; неевклидовость пространства и времени, основные идеи неевклидовой геометрии; отличия ОТО от ньютоновской теории; доказательства справедливости ОТО; нерешенные вопросы (гравитация и электромагнетизм; частица и поле); развитие идей Эйнштейна — поиски «теории единого взаимодействия»; философские выводы из ОТО (связь пространства, времени и материи, статические и динамические модели вселенной).

Лекция 9. Философские идеи А. Эйнштейна.

Онтологические идеи (представления об объективном существовании природы и ее законов; простота фундаментальных законов природы); гносеологические идеи (познавательная модель «часы»; основное противоречие гносеологии Эйнштейна, представление о «предустановленной гармонии»; логика и интуиция; критика «индукционизма»); методологические идеи (определение науки; структура научной теории; ее развитие, преемственность; роль математики в познании мира).

Часть II. В. Гейзенберг



2015-12-15 273 Обсуждений (0)
Структура трудоемкости дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура трудоемкости дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)