Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Просвещенный абсолютизм” Екатерины II



2015-12-13 530 Обсуждений (0)
Просвещенный абсолютизм” Екатерины II 0.00 из 5.00 0 оценок




Внутренняя и внешняя Петра I.

Внешняя политика. В 1695 -1696 годах он совершает два Азовских похода, в результате чего сильнейшая в устье Дона турецкая крепость Азов пала. Азов вместе с частью побережья Азовского моря перешел в руки России. Таким образом, у России появляется флот а Азовском море. Но это не давало свободного выхода в Черное и Средиземное моря.

Для продолжения войны против Турции Россия стала искать союзников. С той целью, а также для найма иностранных специалистов и обучения своих, Пётр отправляет за границу Великое посольство. Вернувшись в 1698 году в Россию, царь начинает подготовку к войне со Швецией, для этого производится рекрутский сбор. В 1700 году начинается Северная война, которая длится до 1721 года, когда был заключёнНиштадтский мир. По мирному договору к России отходит значительная часть Прибалтики, государство получает выход к морю.

Преобразования. Создание регулярной армии повлекло за собой необходимость организации производства вооружения, снаряжения и обмундирования. Регулярные рекрутские наборы требовали точного знания о численности населения, в результате чего была сведена перепись. Содержание постоянной и многочисленной армии и создание военно-морского флота потребовали регулярного сбора налогов, что влекло за собой упорядочение системы местного управления, создание губерний и т.д. постоянные отлучки Петра вызвали к жизни учреждениеПравительствующего Сената, который решал все текущие дела в отсутствие царя. Развитие промышленности было невозможно, или крайне затруднительно без собственной сырьевой базы, отсюда заботы Петра о поисках месторождений руд, всемерная поддержка уральских заводов, которые при нём же и начали основываться. Проведение в жизнь всех этих нововведений было невозможно при сохранении старого бюрократического аппарата, имевшего в своей основе приказную систему, поэтому постепенно Пётр заменяет приказыколлегиями, которые имели коллективное руководство.

При Петре в Россию начинают активно проникать западноевропейские знания и культура, формируется прослойка общества, которая получает европейское образование, ориентируется на прогрессивные веяния.

В 1721 году Пётр указом прикрепляет крестьян к заводам и рудникам, то есть крепостное право распространяется на промышленную сферу.

Петр 1 явился основоположникомсветского просвещенияРоссии. В страну вызывались европейские учителя многих специальностей, направлялись за границу на учебу русские молодые люди. Создается светская школа, печатались книги светского содержания, начиная от азбук, учебников, календарей и кончая историческими сочинениями и политическими трактатами

Как бы не оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: в России был дан мощный импульс развитию промышленности, армии и флота, науке и культуре. В стране был сформирован дееспособный государственный аппарат. При Петре 1 Россия получает широкое международное признание.

Просвещенный абсолютизм” Екатерины II.

Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

XVIII в. – время господства просветительской идеологии. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов – мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.

Вообще просвещенный абсолютизм – это явление общеевропейское. В Европе оно представлено такими яркими личностями, как король прусский Фридрих II, шведский Густав III, император Австрии Иосиф II и др. В России политику просвещенного абсолютизма вела Екатерина II.

Идеалом Ш.Л. Монтескье, чье сочинение «О духе законов» было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.

 



2015-12-13 530 Обсуждений (0)
Просвещенный абсолютизм” Екатерины II 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Просвещенный абсолютизм” Екатерины II

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (530)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)