Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М.: ИКЦ Академия, 2002. (20 экземпляров)



2015-12-15 1313 Обсуждений (0)
Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М.: ИКЦ Академия, 2002. (20 экземпляров) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Ахманова О. С. Очерки по общей и русской лексикологии. М., 1957.

Березин Ф. М. История советского языкознания: Хрестоматия. М., 1988. (библиотека ГПА).

Блинов А. В. и др. Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание» для студентов филологического факультета. М., 1996.

Бондарко А.В. Функциональная грамматика: Введение. Л., 1984.

Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М., 1958.

Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1977.

Жирмунский В. М. Национальный язык и социальные диалекты. Л., 1936.

Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Ч. II. М., 1960.

Зиндер Л. Р. Введение в языкознание: Сборник задач. М., 1998. (библиотека ГПА).

Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., 1979.

Касевич В. Б. Элементы общей лингвистики. М., 1977.

Костомаров В. Г., Верещагин Е. М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1990.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1997. (библиотека ГПА).

Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л., 1989.

Типологическое изучение языков // Новое в лингвистике. Вып. III. М., 1963.

Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.

Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Языковая система и речевая деятельность. М.-Л., 1974.

 

II. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Планы семинарских занятий

1. Язык, речь и речевая деятельность (1 час)

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1990.

2. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977. С. 46-49, 56-59.

3. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. М., 1974.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте понятия язык, речь, речевая деятельность.

2. Сопоставьте аспекты языковых явлений, сформулированные Л.В. Щербой, Ф. де Соссюром, А.А. Леонтьевым.

3. Охарактеризуйте активные и пассивные формы речевой деятельности.

4. Перечислите основные модели порождения речи второй половины XX века.

5. Сравните понятия «языковая компетенция», «коммуникативная компетенция», «прагматическая компетенция», «коммуникативные умения», «языковое сознание личности»

2. Язык как знаковая система (1 час)

ЛИТЕРАТУРА

1. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М.: ИКЦ Академия,2002. С. 133-140.

2. Соломоник А. Язык как знаковая система. М., 1992. С. 41-77, 101-105, 116-177.

3. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977. С. 98-112.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте сущность понятий “знак”, “знаковая система”.

2. Опишите виды семиотических единиц.

3. Перечислите основные свойства знаков и определите их суть.

4. Каковы основные различительные признаки знаковых систем.

5. Прокомментируйте принципы дихотомической классификации знаковых систем.

6. В чём заключается своеобразие языка как знаковой системы?

3. Структура и система языка (1 час)

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнова Н.Д. Об иерархии лингвистических единиц // Единицы разных уровней грамматического строя и их взаимодействие. – М. – 1969. – С. 8-15.

2. Бенвенист Э. Общая лингвистика. – М. – 1974. – С. 81-95.

3. Гухман М.М. Грамматическая категория и структура парадигм //Исследования по общей теории грамматики. – М. – 1968. – С. 117-161.

4. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М.: ИКЦ Академия,2002. С. 129-140.

5. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. – М. 1971. - С. 60-91.

6. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977. С. 98-112, 155-166.

7. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975.

Вопросы для самопроверки

1. Проанализируйте вопрос о соотношении языка как наблюдаемого явления и языка как абстрактного объекта теории.

2. Охарактеризуйте уровни языка, их взаимосвязь.

3. Раскройте вопрос о предельных и непредельных единицах языка.

4. Истолкуйте сущность постулата Ф. Де Соссюра: в языке различаются два основных типа отношений: парадигматические и синтагматичекие.

5. Объясните сущность понятий “система” и “структура”, их взаимосвязь.

6. Что образует ядро языковой системы и её периферию?

7. Как характеризуется система языка с позиций дихотомической классификации?

 

4. Основные аспекты анализа предложения (3 часа)

ЛИТЕРАТУРА

1. Крылова О.А. Коммуникативный синтаксис русского языка. М., 1992.

2. Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения // Введение в языковедение: Хрестоматия. М., 2001. С.237-244.

3. Русский язык / под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2001. С.650-652.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте основные аспекты анализа предложений.

2. Раскройте и сопоставьте коммуникативный и структурно-семантический аспекты анализа предложений.

3. Охарактеризуйте понятие «актуальное членение предложения».

4. Раскройте сущность понятий «тема» и «рема».

5. Назовите основные средства актуального членения предложения.

5. Части речи, учение о морфеме (4 часа)

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975.

2. Земская С.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973.

3. Камчатнов А.М. Николина М.А. Введение в языкознание. М., 2004. С.110-138, 453-461, 502-505.

4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1997. С.121-133.

5. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. М., 1984.

6. Русский язык / под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2001. С.493-502.

7. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Л.В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятий «грамматическое значение», «грамматическая категория».

2. Чем отличается грамматическое значение от лексического значения слова.

3. Охарактеризуйте состав и типы грамматических категорий.

4. Охарактеризуйте принципы классификации слов по частям речи.

5. Опишите части речи в изучаемых вами языках.

6. Сопоставьте различные подходы к выделению слов по частям речи.

7. Определите предмет и задачи функциональной грамматики.

8. Охарактеризуйте понятие о морфеме и ее признаках.

9. Проведите типологию морфем.

10. Типы морфем в разных языках.

 

6. Фонетика. Фонология (3 часа)

ЛИТЕРАТУРА

1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2002. С.66-100.

2. Камчатнов А.М. Николина М.А. Введение в языкознание. М., 2004. С. 340-368.

3. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык. М., 2005.

4. Кодзасов С.В. Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М., 2001.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте суть трех аспектов изучения звуков.

2. Охарактеризуйте понятие о фонеме как единице фонологии.

3. Перечислите интегральные и дифференциальные признаки фонем.

4. Охарактеризуйте предмет и задачи фонетики и фонологии.

5. Понятие фонемы в Московской, Петербургской и Пражской фонологических школах.

6. Перечислите сильные и слабые позиции фонем.

 

7. Национально-языковая картина мира в лексической семантике (2 часа)

ЛИТЕРАТУРА

1. Вежбицка А. Семантические универсалии. М., 1999.

2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

4. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М., 2007.

5. Языковая картина мира и системная лексикография. М., 2006.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение языковой личности, охарактеризуйте ее структуру.

2. Что входит в понятие ассоциативно-вербальной сети.

3. Прокомментируйте основные понятия когнитивной семантики.

4. Охарактеризуйте понятие «концептуальная картина мира»

 

8. Типологическое изучение языков и этапы его развития (2 часа)

ЛИТЕРАТУРА

1. Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков. М., 1989.

2. Гак Г.В. Сравнительная типология французского и русского языков. Л., 1977.

3. Мечковская Н.Б. Общее языкознание / Структурная и социальная типология языков. Минск, 2004. С. 6-24.

4. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М.: ИКЦ Академия,2002. С. 168-204.

Вопросы для самопроверки

1. В чем суть типологической классификации языков.

2. Охарактеризуйте аналитические и синтетические языки.

3. Опишите основные категории лингвистики универсалий.

4. Охарактеризуйте место типологии и лингвистики универсалий в науке о языке.

5. Перечислите признаки языковых ситуаций, значимые для типологии.

6. Назовите вспомогательные международные языки и их типы.

 

9. Предмет и задачи лингвокультурологии (1 час)

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьев В.В. Лингвокультурология. М., 1997.

2. Культура, человек и картина мира. М., 1987.

3. Логический анализ языка: Образ человека в культуре и языке. М., 1999.

4. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2004.

Вопросы для самопроверки

1. В чем проявляется соотношение языка и культуры?

2. Цель и задачи этнолингвистики.

3. Статус лингвокультурологии в ряду других лингвистических дисциплин.

4. История, теоретические основания, цели и задачи лингвокультурологии.

5. Методология и методы лингвокультурологии. Объект и предмет исследования в лингвокультурологии.


Приложение 2

Темы рефератов

1. Язык и наука конца 20 века.

2. Язык: система и функционирование.

3. Проблемы коммуникативной лингвистики.

4. Язык, функция, коммуникация.

5. Коммуникативно-прагматические нормы.

6.Диахрония, история, развитие.

7. Внешние и внутренние факторы языковых изменений.

8. О двух подходах к выделению основных единиц языка.

9. Система основных понятий и терминов.

10. Парадигматика в лингвистике.

11. Переходность в системе частей речи современного русского языка.

12. Понятие фонемы как единицы языка.

13. Принципы классификации морфем.

14. Вариативность как общее свойство языковой системы.

15. Речевое поведение человека в малых социальных общностях.

16. Психофизические механизмы речи.

17. Язык, речь и речевая деятельность.

18. Влияние языка на мышление, познание и культуру.

19. Мышление и речь.

20. Отношение норм поведения к мышлению и языку.

21. Взаимоотношение языка, мышления и сознания.

22. Язык как объект когнитивной лингвистики.

23. Понятие языковой личности и ее структуры.

24. Русская языковая личность и задачи ее изучения.

25. Языковая способность личности.

26. Понятие «картина мира» в лингвистике.

27. Лингвистическая типология как раздел общего языкознания.

28. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин.

29. Психолингвистика как наука: проблемы и методы.

30. Лингвокультурология как аспект социолингвистики.

31. Социолингвистика как наука: проблемы и методы.

32. Теория функциональной грамматики.

33. Гендерные исследования в языкознании.

Приложение 3

Вопросы к экзамену

по дисциплине "Общее языкознание"

1. Предмет общей лингвистики. Связь общего языкознания с другими науками.

2. Функции языка.

3. Язык, речь и речевая деятельность в концепции Ф. де Соссюра.

4. Язык, речь и речевая деятельность в концепции Л.В. Щербы.

5. Языковой знак. Язык как знаковая система.

6. Означающее и означаемое языкового знака. Асимметрия языкового знака в речевой деятельности.

7. Понятие языкового уровня. Иерархические отношения в структуре языка.

8. Парадигматические и синтагматические отношения языковых единиц.

9. Подчинительные связи в языке.

10. Традиционный анализ предложения.

11. Актуальное членение предложения.

12. Способы выражения актуального значения.

13. Грамматические значения и способы их выражения.

14. Важнейшие грамматические категории русского языка.

15. Принципы классификации слов по частям речи.

16. Л.В. Щерба о частях речи в русском языке.

17. Понятие морфемы. Принципы выделения морфемы.

18. Классификации морфем.

19. Понятие фонемы. Методы установления репертуара фонем.

20. Система фонем русского языка.

21. Предмет фонетики и фонологии. Прикладные задачи фонетики.

22. Вопрос о слабой фонетической позиции в интерпретации Московской, Петербургской и Пражской фонологических школ.

23. Слово как центральная единица языка. Проблема тождества слова.

24. Лексическое значение: его структура. Сема как единица смысла.

25. Парадигматические и синтагматические отношения в лексике.

26. Языковая картина мира.

27. Модели языкового поведения.

28. Морфологическая классификация языков.

29. Лингвистическая типология.

30. Социальная стратификация языка.

31. Предмет и задачи социолингвистики.

32. Лингвокультурология как аспект социолингвистики.

33. Предмет и задачи психолингвистики.

34. Экспериментальный метод в психолингвистике.

35. Язык как знаковая система.

36. Виды знаковых систем.

37. Основные свойства знаков.

38. Понятие знака, Виды знаков.

39. Система и структура языка.

40. Предельные и непредельные единицы языка.

41. Понятие уровней языковой системы. Иерархически отношения в структуре языка.

42. Типы отношений в языке.

43. Язык как объект теории (соотношение абстрактных и конкретных единиц языка).

44. Язык и общество: языки до эпохи образования наций.

45. Языки в эпоху образования наций.

46. Понятие языкового союза.

47. Языки первобытно-общинного строя (внутренние и внешние особенности).

48. Языки рабовладельческих государств.

49. Языки феодального строя.

50. Понятие языковой личности и ее параметры.

51. Внутренний лексикон языковой личности.

52. Понятие ассоциативно-вербальной сети носителя языка.

53. Основные понятия когнитивной семантики.

54. Концептуальная картина мира.

55. Концепция речи и речевой деятельности.

56. Формы речевой деятельности.

57. Когнитивная лингвистика. Когнитивная функция языка.

58. Психолингвистические модели порождения речи.

59. Динамический аспект языка.

60. Становление языковой нормы, ее компоненты. Нормирование национальных литературных языков.



2015-12-15 1313 Обсуждений (0)
Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М.: ИКЦ Академия, 2002. (20 экземпляров) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М.: ИКЦ Академия, 2002. (20 экземпляров)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)