Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Предмет и значение общей лингвистики



2015-12-15 1771 Обсуждений (0)
Тема 1. Предмет и значение общей лингвистики 0.00 из 5.00 0 оценок




Лингвистика (языкознание) - это наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, а также об общих законах строения и развития всех языков мира. В мире существует от 2,5 до 5 тысяч языков (хотя народов по данным на 1983 г. около 1 тыс.). При всех огромных различиях между языками они имеют и много общего. К таким признакам, объединяющим все языки мира, относятся, например, следующие:

1) каждый язык является достоянием отдельного коллектива (народа, нации), в связи с чем любой язык (даже самый необработанный) выполняет в жизни этого коллектива разные функции, среди которых важнейшими являются две - быть средством познания и человеческого общения;

2) каждый язык состоит из звуков, произносимых человеком, с помощью которых формируются слова и выражаются мысли, поэтому любой язык имеет, по крайней мере, два коррелятивных класса образований - слово и предложение;

3) любое высказывание в том или ином языке членится на элементы, повторяющиеся в составе других высказываний;

4) каждый язык обладает набором таких повторяющихся элементов и правилами их соединения в высказывания.

Предметом лингвистики являются такие сложные вопросы, как сущность языка, его происхождение и основные функции, соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности, типы языков, организация их языковых уровней, функционирование и историческое развитие, классификация языков и др.

Внутри лингвистики условно можно выделить общую лингвистику и частную. Предметом изучения общей лингвистики являются общие законы организации, развития и функционирования языков. В рамках общей лингвистики находится типологическое языкознание, изучающее языки в сопоставительном аспекте с целью выявления общих закономерностей их развития и функционирования. Типологическое языкознание устанавливает языковые универсалии, т. е. положения, которые действительны для всех языков мира (т. н. абсолютные универсалии) или для их значительного большинства (т. н. статистические универсалии).

К абсолютнымуниверсалиям относятся, например, следующие: 1) во всех языках мира существуют гласные и смычные согласные (хотя соотношение их может быть разным); 2) в каждом языке речевой поток членится на слоги, среди которых обязательно встретится структура «согласный + гласный»; 3) во всех языках мира есть имена собственные и местоимения; 4) в грамматической системе любого языка различаются имя и глагол; 5) в каждом языке есть слова, передающие эмоции или команды человека; 6) если в языке есть категория падежа или рода, то в нем есть и категория числа; 7) если в языке есть противопоставление по роду у существительных, то оно есть и у местоимений; 8) на всех языках мира люди говорят предложениями и т.д.

Из числа статистическихуниверсалий можно привести, например, такие: 1) в большинстве языков мира существует не менее двух различающихся гласных (исключение составляет лишь язык аранта в Австралии, имеющий только один гласный); 2) в большинстве языков мира система местоимений имеет не менее двух чисел (исключением является один из австронезийских языков - яванский, в котором в местоимениях ед.ч. и мн.ч. не различаются).

Частное языкознание обращено к изучению отдельных языков (например, русского, английского, китайского и др.) или группы родственных языков (например, славянских, романских и др.). Частное языкознание может быть описательным (синхронным), описывающим факты языка в какой-либо момент его истории (причем не только современный, но и взятый в каком-либо ином временном отрезке) или историческим (диахронным, т.е. относящийся к движению во времени), прослеживающим развитие языка на протяжении большего или меньшего отрезка времени (например, древнерусского языка на протяжении ХП-ХШ вв.). К диахроническому языкознанию относится и сравнительно-историческое языкознание, обращенное к изучению исторического прошлого языков.

Лингвистика как наука включает множество дисциплин, среди которых:

1) дисциплины, связанные с изучением внутренней организации языка,
устройства его уровней (например, лексикология, грамматика);

2) дисциплины, связанные с изучением исторического развития языка, с формированием его уровней (например, историческая фонетика, историческая грамматика, историческая лексикология);

3) дисциплины, описывающие функционирование языка в обществе (социолингвистика, диалектология, лингвогеография), изучающие широкий комплекс проблем, отражающих социальную природу языка, его общественные функции, роль в жизни общества и т.д.

4) дисциплины, занимающиеся комплексными проблемами, возникающими на стыке наук (психолингвистика, математическая и инженерная лингвистика);

5) прикладные лингвистические дисциплины (экспериментальная фонетика, лексикография, палеография, дешифровка неизвестной письменности и т.д.).

Лингвистика изучает явления, принадлежащие различным языковым уровням. Уровни языка - это ярусы общей языковой системы. Обычно выделяют следующие языковые уровни: фонемный (или фонологический), морфемный (или морфологический), синтаксический и лексический (или лексико-семантический).

Фонемный уровень языка представляют следующие лингвистические науки:

фонетика - наука о звуковом уровне языка. Предметом ее изучения являются звуки речи во всем их многообразии, описание их артикуляционных и акустических характеристик и правил употребления в языке;

фонология - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, но с функциональной и системной точек зрения. Предметом изучения является фонема, ее фонологические признаки и функции;

морфонология - раздел языкознания, изучающий фонему как элемент построения морфемы. Предметом морфонологии является фонемная структура морфем, поведение фонем в тождественных морфемах (их варьирование, правила сочетаемости на стыках морфем и др. вопросы).

Фонетике, фонологии, морфонологии, описывающим звуковую
сторону языка, противостоят семантически ориентированные разделы
языкознания, изучающие значение, как отдельного слова, так и целого класса
слов, объединенных общностью грамматического или

словообразовательного значения.

С лексическим уровнем языка связаны следующие науки:

лексикология - раздел языкознания, изучающий словарный состав языка и слово как его основную единицу, структуру лексического состава языка, пути его пополнения и развития, характер системных отношений внутри или между группами лексики;

семасиология, исследующая лексическую семантику, соотнесенность слова с выражаемым им понятием и обозначаемым предметом действительности;

ономасиология, изучающая вопросы, связанные с техникой называния в языке, с членением мира в ходе познания его человеком

Морфологический уровень языка описывают следующие науки:

морфология, изучающая структуру слова, его морфемный состав и формы словоизменения (классификацию систем форм словоизменения), части речи и принципы их выделения;

словообразование, описывающее строение слова, средства и способы его образования, условия появления и функционирования в языке.

Синтаксический уровень языка представляет синтаксис - раздел языкознания, описывающий процессы порождения речи: способы соединения слов (и форм слов) в словосочетания и предложения, типы синтаксических связей слов и предложений, т.е. те механизмы языка, которые способствуют формированию речи.

Будучи наукой о человеческом языке, лингвистика тесно связана с социальными научными дисциплинами, которые направлены на изучение человека и человеческого общества, а именно:

с историей, которая исследует процессы, связанные с изменением социальных структур общества и их воздействием на развитие языка, культуры, литературы, искусства;

с философией, связанной с языкознанием проблемами «сущность языка», «язык и общество», «язык и сознание», «язык и культура», «соотношение понятия и значения в слове» и др.;

с антропологией через проблему происхождения человека и ранних этапов развития его языка;

с этнографией, среди проблем которой проблема функционирования языка в обществах разного типа;

с археологией при изучении вымерших языков и определении локализации и миграции их носителей;

с социологией, связанной с языкознанием такими вопросами, как социальная природа языка, его общественные функции, механизмы воздействия социальных факторов на язык, роль языка в жизни общества и

др.;

с грамматологией, наукой, занимающейся изучением письменности через проблему происхождения письма и алфавитов, основных этапов их развития;

с герменевтикой, наукой занимающейся изучением текстов, в частности, вопросами их построения и толкования через проблему расшифровки и чтения текстов (по большей части древних);

с лингвистической поэтикой, исследующей языковые законы построения художественных текстов, звуковую, синтаксическую, стилистическую организацию поэтической речи;

с психологией через проблему «психология речи», связанную с механизмом речеобразования и восприятия речи, с психофизиологической речевой организацией человека;

с логикой, исследующей среди прочих вопрос соотношения языка и мышления.

Лингвистика связана не только с гуманитарными науками, но и естественными, а именно:

с математикой, позволяющей разрабатывать статистическую теорию языка, вычислять статистические характеристики речи методами математической теории информации;

с физикой, которая дает возможность решать технические задачи экспериментальной фонетики;

с биологией через проблему эволюции, реконструкции древнейших феноменов и их классификации, особенно сравнительно-историческое языкознание, поскольку методы реконструкции праиндоевропейского языка и его праформ и определения времени его распада в языкознании оказались аналогичны сходным процедурам в молекулярной теории эволюции;

с медициной, которая на основании лингвистических данных изучает зоны и функции центральной нервной системы;

с психиатрией при анализе бессознательных речевых ошибок, патопсихолингвистических речевых нарушений, связанных с умственной отсталостью, или речевых отклонений, связанных с нарушением сенсорных систем (у глухих или глухонемых) и др. вопросов.



2015-12-15 1771 Обсуждений (0)
Тема 1. Предмет и значение общей лингвистики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Предмет и значение общей лингвистики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1771)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)