Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 14. Типологическое изучение языков и этапы его развития



2015-12-15 812 Обсуждений (0)
Тема 14. Типологическое изучение языков и этапы его развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Языки могут быть объединены в одну типологическую группу на основе морфологического сходства. Самой известной из типологических классификаций является морфологическая классификация языков, оперирующая таким понятием, как способ соединения морфем, выражающих то или иное грамматическое значение. Согласно этой классификации, языки мира делятся на три основных типа:

1. изолирующие (аморфные) языки: для них характерно отсутствие форм словоизменения и формообразующих аффиксов. Слово в них «равно корню», поэтому их иногда называют корневыми языками. Связь между словами менее грамматична, но грамматически значим порядок слов и их семантика. Слова лишенные аффиксальных морфем, как бы изолированы друг от друга в составе высказывания, поэтому их называют изолирующими. В синтаксической структуре предложения важен порядок слов: подлежащее всегда стоит перед сказуемым, определение перед определяемым словом, прямое дополнение - после глагола.

2. аффиксирующие языки. В грамматическом строе важную роль играют аффиксы. Связь между словами более грамматична, слова имеют аффиксы формообразования. Характер связи между аффиксом и корнем и характер передаваемого аффиксом значения может быть разным. Выделяют языки флективного и агглютинативного типа:

 

• флективные языки - языки, для которых характерна полифункциональность аффиксальных морфем; наличие явления фузии, т. е. взаимопроникновения морфем, при котором проведение границы между корнем и аффиксом становится невозможным; «внутренняя флексия», указывающая на грамматическую форму слова; большое число фонетически и семантически не мотивированных типов склонения и спряжения. Все индоевропейские языки;

• агглютинативные языки - языки, являющиеся антиподом флективных, т. к. в них нет внутренней флексии, нет фузии, в составе слов легко вычленяются морфемы, формативы передают по одному лексическому значению, в каждой части речи один тип словоизменения. Развитая система словоизменительной и словообразовательной аффиксации, аффиксы характеризуются грамматической однозначностью: последовательно «приклеиваясь» к корню, выражают одно грамматическое значение. Наблюдается единый тип склонения и спряжения. К агглютинативным языкам относятся финно-угорские, тюркские, тунгусо-маньчжурские, японский, корейский и др. языки.

3. инкорпорирующие языки - языки для которых характерна
незавершенность морфологической структуры слова, позволяющая
включение в один член предложения других его членов. Слово «приобретает
структуру» только в составе предложения, наблюдается особое
взаимоотношения слова и предложения: вне предложения нет слова в нашем понимании, предложения составляют основную единицу речи, в которую включаются слова. В этих словах-предложениях содержится указание на действие, объект и признак. К инкорпорирующим языкам относятся языки индейцев Северной Америки, чукотско-камчатские и др.

Многие языки по шкале морфологической классификации совмещать в себе признаки разных типов языков, например. Русский язык относится к языкам флективного типа, но ему не чужда агглютинация.

Одним из существенных критериев типологической классификации языков является аналитичность и синтетичность грамматического строя языка. В зависимости от того, как передаются в языке грамматические значения и выражаются отношения А. Шлейхер выделял в каждом из типологических классов синтетические и аналитические подтипы.

Синтетические языки - языки, для структуры которых характерно объединение в пределах одного слова морфем разного типа - лексических, словообразовательных, словоизменительных, т. е. грамматическое значение, соединяясь с лексическим и словообразовательным, синтезируется в пределах слова. В знаменательных словах этих языков имеются формальные показатели, которые указывают на грамматическое значение слова. Преобладают синтетические формы, характерна большая длина слова.

Аналитические языки - языки, для структуры которых характерно раздельное отношение основного и сопутствующих значений слова, т. е. грамматическое и словообразовательное значения слова находятся за его пределами, отдельно от него. Отсутствуют показатели связи одного слова с другим, для этого используются служебные слова, сопровождающие знаменательное слово. Аналитизм проявляется в морфологической неизменяемости слова и в наличии служебных конструкций, включающих на ряду со знаменательными словами служебные или другие полнозначные слова. Грамматическое или словообразовательное значение выражается расчлененными аналитическими формами слова, иногда порядком слов. Наиболее аналитическими считаются агглютинативные языки, меньше флективные и изолирующие. Слабая степень синтеза в китайском, вьетнамском, английском, французском языках.

В чистом виде аналитизм и синтетизм не представлен ни в одном языке мира, поскольку в каждом языке имеются элементы аналитизма и синтетизма, хотя соотношение их может быть разным.

Общие закономерности развития языков пока еще не изучены, хотя прослеживаются тенденции их эволюции. Многие языки в своей истории переходят от синтетического строя к аналитическому. Синтетические и аналитические формы могут существовать в пределах одной парадигмы. В языках постоянно формируются образования аналитического типа, т. к. сочетания слов являются наиболее простым, мотивированным способом обозначения предметов и явлений внешнего мира. В дальнейшем эти образования могут трансформироваться в синтетические формы.

В XX веке типологическая классификация языков стала дополняться
другими классификациями, учитывающими морфологический, фонетический, синтаксический и лексический критерии. Морфологическая классификация постепенно превращается в общеграмматическую, где в качестве релевантных признаков выступают массивность и фрагментность структуры слова, наличие морфологических изменений на стыках морфем, функционирование формально-грамматических элементов разных уровней языка, синтагматика и т. д.

 

 



2015-12-15 812 Обсуждений (0)
Тема 14. Типологическое изучение языков и этапы его развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 14. Типологическое изучение языков и этапы его развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (812)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)