Отделения Российской академии наук. 2010. Вып. 10. С. 297-328
Метафизика тоталитарных режимов Одной из наиболее фундаментальных работ, посвященных анализу тоталитаризма, несомненно, является книга Ханны Арендт, положившая начало экзегетике и герменевтическому анализу данного феномена на протяжении уже почти шестидесяти лет, прошедших после ее публикации. Американская исследовательница немецкого происхождения начала свое исследование весной 1945 г. и завершила его осенью 1949 г. Первое издание «Происхождения тоталитаризма» на английском языке вышло в свет в Нью-Йорке в 1951 г. Другая значительная работа Ханны Арендт «Эйхманн в Иерусалиме» - прямое продолжение проблем тоталитаризма - посвящена истории Холокоста и анализу сознания «скромного службиста», а «по совместительству» и зловещего палача еврейского народа, впервые вышла в свет в 1963 г. Проблемы, которые Ханна Арендт ставит в своей работе, посвященной истокам тоталитаризма, направлены на поиски того смысла, который, по ее мнению, не может быть выведен лишь на путях простой реконструкции фактов истории. Что случилось с Европой ХХ века? Ханна Арендт творчески развивает подход, заложенный еще в начале 40-х гг. немецкими юристами-эмигрантами Эрнстом Френкелем и Францем Нейманом, согласно которому тоталитаризм знаменует собой полный разрыв между легальными и нелегальными формами правительства, между легитимной и беззаконной властью, что, однако, не мешает этому режиму черпать «материал» для конструирования собственной идеологии и методов управления государством из реликтов предшествующих идей, институтов и форм власти. Иными словами, отдавая отчет в том, что «тоталитаризм не упал с неба», а возник в общественной жизни соответствующих стран из нетоталитарного прошлого, Ханна Арендт тем не менее не приемлет упрощенной каузальной модели объяснения и настаивает на разрыве преемственности этих режимов с предшествующей истории, ибо только в рамках зрелых тоталитарных образований происходит окончательная кристаллизация тех явлений, чье значение еще не вполне выявилось в предыдущий период. Хотя Ханна Арендт и не ссылается на знаменитую фразу Маркса о том, что «анатомия человека - ключ к объяснению анатомии обезьяны», по сути дела она исходит из примата логического подхода над историческим, ибо только тоталитаризм как сложившийся зрелый организм может дать путеводную нить к поиску его элементов в толще прошлых событий. При этом наш автор понимает истоки не только и не столько как причины, сколько как исторические элементы, которые, трансформируясь под влиянием последующих во времени образований, порождают тоталитаризм как определенную общественно-историческую структуру. Иными словами, истоки или происхождение, с позиции Арендт, нельзя понимать ни как неизбежные причины, ни даже как ростки, неминуемо долженствующие превратиться в зрелый организм. А это значит, что тоталитаризм - это не фатум, прихода которого нельзя было бы своевременно избежать или предотвратить. Ханна Арендт полагает: чем дальше исследователь отходит от эпохи, предшествовавшей установлению тоталитаризма, тем яснее он видит, что приход сталинского казарменного социализма и гитлеровского Третьего Рейха можно было бы предотвратить. А это значит, что тот, кто боролся против этих режимов уже в те годы, отнюдь не был авантюристом: его убеждения и его действия соответствовали реальным возможностям, существовавшим в контексте той эпохи. В своей лекции о природе тоталитаризма, прочитанной в 1954 г., американская исследовательница замечает, что сами по себе элементы, вероятно, никогда не являются причинами. Они превращаются в истоки событий, когда кристаллизуются в определенные фиксированные формы. Тогда и только тогда мы можем ретроспективно проследить их историю до самых корней. Событие проливает свет на свое собственное прошлое, но само это событие никогда не может быть из него логически выведено. Отсюда следует, что из знания прошлого, каким бы достоверным оно ни было, нельзя логически вывести будущее. Например, военный разгром нацизма разрушил целостную систему сцепленных между собой элементов. Некоторые из них еще продолжают влачить свое существование в виде изолированных проявлений неофашизма, но это отнюдь не означает, что в будущем осколки старой системы не могут быть втянуты в какую-то новую и неожиданную конфигурацию совершенно иной общественной кристаллизации. С точки зрения Ханны Арендт, истинное значение всякого события всегда превосходит любое число прошлых причин, которые мы могли ему приписать. Написано уже немало увесистых томов, отмечает она, по поводу происхождения двух последних войн, в которых каждая теория дает собственное объяснение необходимости их возникновения и настаивает на своих особых причинах, тогда как гораздо правдоподобнее было бы считать, что, возможно, именно совпадение разных причин, приведенных в движение какими-то дополнительными событиям, и стали истоками двух мировых пожаров. Критика упрощенно-каузальных схем объяснения исторического процесса приводит автора «Происхождения тоталитаризма» к отрицанию однозначной линейной преемственности между прошлым и будущем, преемственности, которая накладывает на нас обязательство рассматривать случившееся так, как если бы оно неизбежно должно было произойти. Именно такая односторонняя интерпретация истории приводит к фатализму, служит главным инструментом сокрытия реальных возможностей предотвращения прихода того, что казалось бы неминуемо должно было произойти Как известно, работа Ханны Арендт состоит из трех больших разделов (антисемитизм, империализм и тоталитаризм), в которых исследуется возникновение новых форм всеобъемлющего господства государства над своими гражданами. Но только после первой мировой войны тоталитаризм начинает кристаллизовать вокруг себя два уже вполне выявившихся элемента: современный антисемитизм, возникший в результате политической эмансипации евреев, и современный империализм, развившийся на базе европейской колониальной экспансии и достигший своей кульминации в последней трети XIX в. В задачи настоящей статьи не входит анализ антисемитизма и империализма. Следует только отметить, что с точки зрения Ханны Арендт, ни антисемитизм, ни империализм сами по себе не являются определяющими детерминантами возникновения фашизма. Только в рамках расистской идеологии нацистского режима антисемитизм превращается в массовое истребление евреев, а империализм трансформируется в реванш за поражение в первой мировой войне и ведет к возникновению новой еще более кровопролитной мировой бойни. Итак, средства всепроникающего господства, присущие тоталитаризму, радикально отличают его от всех прочих форм политической власти, свойственных деспотизму, тирании и диктатуре. Тоталитаризм, пришедший к власти, по мнению нашего автора, создает совершенно новые политические институты и одновременно разрушает все старые легальные общественные формы и традиции страны. Какими бы специфическими ни были национальные особенности и духовные источники идеологии, тоталитарная форма господства всегда трансформирует классы в массы, преобразует плюрализм политической системы в гегемонию одной партии, возглавляющей движение широких народных масс, превращает осуществление легально узаконенных властных полномочий в произвол и террор секретной полиции, а во внешней политике ориентируется в той или иной форме на достижение мирового господства. С точки зрения Ханны Арендт, тоталитаризм является беспрецедентным политико-правовым феноменом, характеризующимся аморализмом и правовым нигилизмом по отношению к действующим позитивным юридическим законам. Кульминация сталинских политических репрессий и массовых актов проявления беззакония, как это ни парадоксально, пришлась на период разработки и принятие советской конституции, открыто запрещающей подобного рода действия. Таким же пренебрежительно-циничным было и отношение нацистов к конституции Веймарской республики, которую они даже не удосужились изменить или хотя бы формально аннулировать. Такое беспрецедентное попрание позитивных правовых норм, подчеркивает американская исследовательница, отнюдь не означает, что тоталитарное движение является выражением полного произвола и осуществляет свои действия вне каких-либо нормативных рамок, не ориентируясь ни на какие идеалы и ценности. Абсолютную сакральную санкцию своего движения, тоталитаризм усматривает в одном случае в законах Природы, а в другом - в законах Истории, которые, по мнению их идеологов, призваны заменить собой все позитивные моральные нормы, юридическое законодательство и сложившиеся обычаи. Согласно такому подходу, и юридические законы, и моральный кодекс дототалитарных режимов маскировали, искажали или игнорировали высший источник оправдания человеческих действий, и поэтому «революционный вызов» «мнимому» и «лицемерному» буржуазному или антирасистскому легализму является средством установления высшей справедливости, которую предшествующие режимы, базировавшие свою легитимность на законах конституции, оказались бессильными претворить в жизнь. Бросая вызов предшествующей легитимности и претендуя на прямое учреждение царства справедливости на Земле, тоталитарные режимы, «руководствуясь» законами Истории или законами Природы, не переводят их в правовые и моральные нормы элементарной справедливости, регулирующие индивидуальное поведение граждан. Идеологии тоталитарных режимов, апеллируя к закону Человечества, нимало не заботятся о гарантиях соблюдения элементарных прав конкретных граждан. Они исходят из метафизической (в сущности неверифицируемой) предпосылки о том, что законы Природы или законы Истории, если они исполняются надлежащим образом, то неизбежно «произведут» Человечество как идеальный продукт. Это «метафизическо-утопическое основание» поощряет тоталитарные правительства требовать для осуществления своих «глобальных экспериментов» неограниченной внешней экспансии в пределе установления всеобщего господства над всей территорией Земного Шара. Как моральное осуждение, так и правовое наказание предполагают базовое соглашение: преступник может быть судим уже потому, что он участвует в consensus iuris. И даже закон, ниспосланный Богом, может быть признан людьми лишь при условии, если они как-то его понимают и признают его юрисдикцию». С точки зрения Ханны Арендт, пренебрежительное отношение тоталитарных режимов к юридическому консенсусу порождает произвол, беззаконие и страх, ибо, навязывая свою волю в обход соблюдения позитивных законов, их идеологи и вожди обещают установить справедливость на земле, но не на основе конституции, предполагающей consensus iuris, а на основе законов Природы и Истории, которые они превращают в высший сакральный идеал. В тоталитарных режимах сам термин «закон» изменяет свой смысл: он уже не регулирует то, что и как существует в реальной действительности, а скорее направлен на реализацию того, чего еще нет и что только должно возникнуть в результате «титанической воли» участников тоталитарного движения, строящих «светлое будущее» не спонтанно и не хаотично, а планомерно и сознательно, опираясь на незыблемые законы Природы или Истории под водительством партий и ее вождей, путем мобилизаций масс, подстегиваемых террором. Если легальность, как пишет Ханна Арендт, является сущностью антитоталитарного правительства, а нелегальность присуща тираническому режиму, то террор - это способ осуществления тоталитарного господства. Террор и угроза его применения - главные средства осуществления законов тоталитарного движения, а его высшее назначение - максимальное содействие силам Природы или Истории свободно, с наибольшей эффективностью воплощаться в Человечестве. А если на этом пути возникают какие-либо препятствия, то никакие ссылки на объективные причины или субъективные факторы не должны служить предлогом для быстрой и эффективной расчистки завалов, ведущих к полному торжеству этих законов, осуществляющихся железной волей класса-гегемона или высшей расы. Истолкование тоталитарного движения как выражения неодолимой поступи истории превращает понятия вины и невинности в простые фикции: виновный - это просто- напросто тот, кто осмелился встать на пути природного и исторического процесса, который уже вынес свой неумолимый приговор «низшим расам», «неприспособленным к жизни индивидумам», «умирающим классам» или «обреченным на гибель народам». Террор приводит в исполнение этот приговор, и перед его судом все подозреваемые - субъективно невиновны: убиваемые невиновны, потому что они ничего не сделали против системы, а их убийцы - невиновны, ибо они всего лишь простые исполнители смертного приговора, вынесенного высшим трибуналом. Даже сами руководители движений и представители власти не осмеливаются утверждать, что они - гении мудрости или светочи справедливости. Все, на чем они настаивают, - это направление движения по руслу внутренне присущего ему закона. Террор является «оправданным», если закон есть движение некой сверхестественной силы - Природы или Истории. При этом между идейными вдохновителями умерщвления «низших рас» или «умирающих классов» и их физическими исполнителями существует своеобразное «разделение труда», весьма удобное для смягчения возможных угрызений совести. Идейный вдохновитель обычно пытается «смягчить» свою вину тем, что он не есть исполнитель. Палач «оправдывает» свое «деяние» тем, что он не есть вдохновитель. Первый полагает, что его руки «чисты», а второй убеждает себя в том, что его совесть «спокойна». Каждый пытается обезопасить себя и приписать ответственность другому, сняв с себя вину за совершенные им преступления, как это, кстати сказать, наглядно продемонстрировало поведение многих нацистских преступников на Нюренбергском суде. Террор как приведение в исполнение закона тоталитарного движения, чья высшая цель - не благополучие конкретных людей и не интерес отдельно взятого человека, а «выделка» и совершенствование всего человечества, осуществляет выбраковку нездоровых особей ради торжества вида как тотальной целостности, жертвует отдельными его представителями во имя чистоты или здоровья всего общественного организма. Поскольку, заключает Ханна Арендт, цель тоталитарных движений состоит в подталкивании Природы или Истории для ускорения их движения по направлению к уже предначертанному будущему, то из этого следует, что населению тоталитарных стран заранее предназначена роль исполнителей или жертв этого движения. Ирония судьбы может повернуть события и так, что тот, кто сегодня истребляет неполноценные расы, агонизирующие классы или загнивающие народы, завтра сам может оказаться в роли жертвы. Тоталитарная власть постоянно нуждается в том, чтобы подданные ее режимов находились в состоянии постоянной готовности как к роли исполнителей ее воли, так и к роли ее жертв. Такую двоякого рода подготовку, с точки зрения Арендт, и призвана осуществить тоталитарная идеология.
Идеология тоталитаризма Благодаря логике, внутренне присущей этим идеям, идеологии претендуют на знание тайн всего исторического процесса: секретов прошлого, сложностей настоящего и неопределенностей будущего. Предполагается, что движение истории и логический процесс данного понятия соответствуют друг другу, а следовательно все происходит несмотря ни на какие видимые отклонения и зигзаги согласно логике идеи. А поскольку единственно возможное движение в сфере логики осуществляется путем дедукции, то именно дедукция и развертывает все утверждения из постулируемых посылок. Идеологическое мышление, как правило, склонно игнорировать опыт, ибо оно исходит из того, что за действительностью, открываемой человеку пятью органами чувств, скрывается другая, «истинная реальность», которая для своего распознания требует шестого органа, и таким чувствилищем как раз и является идеология. Этот шестой орган возникает благодаря процессу индоктринации, суть которого - в отрыве мышления от опыта, а также в попытке инкорпорировать в описание или объяснение событий, какими бы простыми и очевидными сами по себе они ни были, «презумпцию» подозрительности относительно секретных мотивов которые, якобы, за ними скрываются. Именно это свойство идеологизированного мышления тоталитарные режимы превращают в практику насаждения скрытых намерений и политических заговоров всевозможных врагов. Поскольку идеология сама по себе не способна преобразовать реальность, она пытается оторвать мысль от опыта с помощью определенных методов демонстрации. Идеологизированное мышление группирует и упорядочивает факты, подчиняя их логическому процессу, и исходя из принятой за аксиому посылки приходит к заранее предсказанному выводу. Данный тип мышления склонен придавать излагаемым событиям и фактам гораздо большую последовательность и логичность, нежели та, которая в действительности наблюдаются. Дар «холодного рассудка» Гитлера и «беспощадная диалектика ума» Сталина вполне вписываются в приведенную выше схему. Согласно такой логике, всех противников «великого советского вождя» без каких-либо доказательств, записывают в ряды старонников «умирающих классов», а все презираемые «великим фюрером» народы - в разряд «низших и неполноценных рас». За этим «логично» следует само собой напрашивающийся вывод о том, что необходимо «помочь» Истории или Природе освободиться от этой гангрены, «удалить» зловредную опухоль из здорового природного тела или общественного организма. С точки зрения Ханны Арендт, отличие тоталитарных идеологий от своих предшественниц, коренится не столько в идее классовой борьбы и эксплуатации трудящихся или в осуществлении расовой селекции и обеспечении процветания германских народов, сколько в самом логическом процессе, осуществляемом тоталитарными режимами. Согласно Сталину, ни идея, ни ораторское искусство, а именно «непреодолимая сила воздействия логики» Ленина накладывает неизгладимый отпечаток на его слушателей и читателей. Сила, рождающаяся, согласно Марксу, при овладении идеи массами, коренится не только в самой идее, но и в том логическом процессе, который, как могучие щупальцы, зажимает человека в тиски убеждений, от которых ему уже невозможно освободиться. Он начинает следовать логике этой идеи и мысленно признается в поражении своих прежних взглядов, которые он отбрасывает, как ложные предрассудки. Самый убедительный аргумент, констатирует Ханна Арендт, которым гордился Сталин, заключается в следующем: вы не можете сказать А, не говоря Б, В и так далее, пока не придете к концу убийственного алфавита. Здесь, кажется, находится источник принудительной силы логики, возникающий из собственного страха человека впасть в противоречие с самим собой. Этот страх достигал такого накала, что в период большевистских репрессий их жертвы сознавались в тех преступлениях, которые они никогда не совершали. Согласно Арендт, тоталитаризм никогда не ограничивается только внешним воздействием на гражданина через посредство органов государства. Именно благодаря специфической роли идеологии, пропаганды и принуждения тоталитаризм осуществляет свою власть над сознанием и волей народных масс изнутри, поддерживая их в состоянии постоянной мобилизации и непрерывной нацеленности на реализацию все новых и новых задач. Залог успеха тоталитарного движения - это искренность убеждений его адептов, готовых следовать установкам и призывам своих вождей даже тогда, когда это движение начинает «пожирать» своих собственных детей. Будучи обвиненными в отступничестве, исключенными из партии и посаженными в тюрьмы, коммунисты сохраняют непреклонную верность своим убеждениям, изъявляют готовность к сотрудничеству со своими преследователями и даже требуют для себя смертной казни, чтобы таким образом искупить свою вину, несовместимую с высоким статусом коммуниста. Фанатизм убеждений участников тоталитарного движения, особенно на начальных его этапах, делает их совершенно закрытыми любому аргументу разума или свидетельству опыта. Так, например, на судебном процессе по «делу» Бухарина его обвинители, члены ЦК, ставили ему в вину в числе прочих прегрешений то, что он не был в должной мере безжалостным, не обладал твердым «сердцем» и не мог перешагнуть через «пережиток» сочувствия и сострадания к врагам партии, своим бывшим друзьям и единомышленникам . Другая характерная черта тоталитарных движений - это культ вождя, фигура которого раздувается его фанатичными сторонниками до размеров божества, и удивительная легкость, с которой это почитание может потом перейти в забвение. Несмотря на титаническую работу по легитимации авторитета власти Сталина, базировавшейся на создании ореола святости вокруг учения и личности Ленина, а затем перенесение его сакральных атрибутов на идеи и личность его приемника, несмотря на невиданный размах пропагандистского аппарата по созданию «гениального образа вождя» и маккиавелистскую тактику закулисной внутрипартийной борьбы наследники Сталина сравнительно легко развенчали его культ, не прибегая при этом к принижению сакральности облика и учения Ленина. То же произошло и с Гитлером, чья фигура породила невиданный энтузиазм среди многочисленных его поклонников, и чье влияние тем не менее сразу же после разгрома нацистской Германии было преданно почти полному и искреннему забвению, если не принимать во внимание деятельность сравнительно немногочисленных неофашистских объединений.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (570)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |