Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


РЫНОК, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ И РАВНОВЕСИЕ




ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ МИКРОЭКОНОМИКИ

Микроэкономика - составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Непосредственным предметом микроэкономики являются:

- экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов;

- принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

Если обобщить сказанное, то мы для анализа какого-то явления попытались очистить его от случайного и временного, не характерного для этого процесса, а затем обобщить, и систематизировать те стороны, которые составляют его суть. Такой метод называется научной абстракцией. Выведенные при помощи этого метода закономерности можно применять на практике потому, что они характеризуют поведение не отдельного индивида или фирмы, а любого субъекта в определенной ситуации.

В экономической теории применяется также метод анализа и синтеза. При анализе мы пытаемся, объект нашего исследования разделить (конечно, мысленно) на составляющие его части, и изучить их в отдельности. При синтезе, мы соединяем в единое целое информацию, характеризующую отдельные объекты исследования, и делаем общие выводы.

При экономических исследованиях применяется также экономико-математическое моделирование. Любое явление в жизни можно описать словами, изобразить графически или таблично, а также попытаться вывести закономерность его проявления в математической форме. В качестве простейшего примера можно привести кривую производственных возможностей,

Логическая структура микроэкономики как учебного курса отображает логику предмета изучения — механизма рыночного ценообразования. Число факторов, определяющихцену блага и объем продаж на конкретном рынке, огромно. К ним относятся такие, как технология производства и вкусы потребителей,погодные условия и политический климат в стране, налоговая политика властей и обменный курс национальной валюты. Практическилюбое социально-экономическое событие в той или иной мере отражается на конъюнктуре рынка, а следовательно, и на цене. Однако каждый из множества ценообразующих факторов воздействует на цену,либо через спрос, либо через предложение. Поэтому спрос и предложение выступают в качестве двух агрегированных факторов, определяющих конкретное значение цены. В то же время для анализа процессаформирования цены и ее роли необходимо выяснять, что стоит за каждым из этих феноменов рынка.

 

РЫНОК, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ И РАВНОВЕСИЕ

Рынок представляет собой социальный (общественный) организм, обеспечивающий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ через процесс взаимного приспособления (выравнивания) спроса и предложения, формирования рыночных цен. Основными составляющими рыночного механизма являются спрос, предложение и цена.

Спрос в условиях рынка имеет важное значение. Спрос (от англ. demand) - желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых ценах. Нетрудно заметить, что между ценой и количеством покупок существует обратная или отрицательная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем большее его количество может быть куплено при прочих равных условиях.

Рыночный спрос (из лекций), как характеристика рынка:

Пoнятиe cпpoca нa oпpeдeлeнный тoвap oтpaжaeт пoвeдeниe мaccoвoгo пoтpeбитeля. Объeм pынoчнoгo cпpoca нa дaнный тoвap cлaгaeтcя из cпpoca мнoжecтвa cyбъeктoв, выcтyпaющиx в кaчecтвe пoкyпaтeлeй в oпpeдeлeнный пpoмeжyтoк вpeмeни. Нa pынoчный cпpoc oкaзывaют влияниe: цeнa тoвapa, дoxoды пoкyпaтeлeй, чиcлo пoкyпaтeлeй, пpeдпoчтeния пoкyпaтeлeй. Кpивaя pынoчнoгo cпpoca пoкaзывaeт oбъeм cпpoca вcex пoтpeбитeлeй пpи любoй цeнe и пpeдcтaвляeт coбoй cyммy кpивыx cпpoca вcex pынoчныx cyбъeктoв.

В рыночных условиях наиболее важными элементами функционирования рыночного механизма определяет спрос и предложение, которые определяют рыночную цену товара.

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена, которая фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса D и предложения S– в точке равновесия, а цена в этом случае называется равновесной. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца.

При этом действуют законы рыночного ценообразования: цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению; Если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе предложение увеличится.

Все эти положения наглядно отражены на графике спроса и предложения на рис.1.

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe) (рис. 2).

Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.

Рис. 2. Рыночное равновесие

Но состояние равновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия.

Если реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара (DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.

Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).

Закон убывающей предельной полезности (последовательное увеличение потребляемого блага ведет к снижению полезности от него) объясняет отрицательный наклон кривой спроса (D). То есть каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены.

С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя – это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)