Функции политической партии
1. Теоретическая функция: § анализ состояния и теоретическая оценка перспектив развития общества; § выявление интересов разных социальных групп общества; § разработка стратегии и тактики борьбы за обновление общества; 2. Идеологическая функция: § распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей; § пропаганда своих целей и политики; § привлечение граждан на сторону и в ряды партии; 3. Политическая функция: § борьба за власть; § участие во внутренней и внешней политике (разработка, формирование, проведение в жизнь); § выполнение предвыборных программ 4. Организаторская функция: § реализация программных установок и решений; § проведение избирательных кампаний; § подбор кандидатов на выборные должности, кадров для выдвижения в правительство, центральное и местное руководство.
Классификация политических партий: по социальному признаку различают партии классовые, интерклассовые (межклассовые), партии «хватай всех» и т.д.; по организационной структуре и характеру членства: § кадровые; § массовые. с четкими и формально определенными принципами членства и со свободным членством, с членством индивидуальным и коллективным и т.д.; по отношению к месту в политической системе — легальные, полулегальные и нелегальные, правящие и оппозиционные, парламентские и внепарламентские, монопольно-государственные и авангардные и пр.; по целевым и идейным установкам, способам и формам действия — радикальные, либеральные, консервативные; коммунистические, социалистические и социал-демократические; христианские и т.д. по числу депутатских мест в парламенте — мажоритарные партии (от фр. majorite — большинство), партии с мажоритарным призванием, доминирующие партии и партии миноритарные (от фр. minorite — меньшинство) и т.д. Внепарламентскиепартии считают активность представительных органов власти и борьбу за депутатские мандаты второстепенными. Их происхождение связано с развитием массовых движений и расширением политического участия рабочего класса. В зависимости от положения в политической системе партии делят на правительственные и оппозиционные.Правительственные партии, победившие на выборах, играют ведущую роль в формировании правительства.Оппозиционные партии представляют интересы политического меньшинства. Они сосредоточиваются на критике правящих партий, проводимой ими политике. 6 свою очередь, оппозиция подразделяется на системную и внесистемную.Системная оппозиция не ставит под сомнение существующие базовые ценности, политические нормы и процедуры. Она расходится во взглядах с правительственной партией но вопросам тактики (размер налогов, характер социальных нро1рамм, степень государственного регулирования экономики и т. п.).Внесистемнаяоппозиция отрицает существующий политический порядок, характер приоритетов общественного развития в целом. Ее целью, как правило, является смена существующей политической системы. С точки зрения характера организации выделяют кадровые и массовые партии.Кадровая партия — это группа известных людей, созданная для подготовки выборов, проведения избирательных кампаний, контактов с избирателями. 6 нес входят, во- первых, популярные и влиятельные лица, чьи престиж и связи способны оказать кандидату поддержку и привлечь на его сторону избирателей; во-вторых, эксперты, специалисты в области проведения избирательных кампаний и политической рекламы; в-третьих, липа, обеспечивающие финансирование партии.Массовая партия — это хорошо организованное объединение, основными признаками которого являются: широкое, активное членство; определенная идеология; существование на основе членских взносов. Партия данного типа предполагает ответственность своих парламентских представителей перед избирателями за принимаемые решения и проводимую политику. Для нее характерны строгая дисциплина, соблюдение устава и программы ее приверженцами. В соответствии с идеологическими ориентациями выделяют либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, фашистские и другие партии. В последние два-три десятилетия сформировался тип политической силы, который необоснованно называют партией. Это так называемыеуниверсальные партии (партии всех избирателей). В отличие от традиционных партий, ориентирующихся на определенные электоральные группы, они стремятся привлечь на свою сторону различные группы избирателей. Для них характерны следующие черты: необязательное фиксирование членства; особый тин лидера-интеллектуала, играющего роль мировоззренческою символа; отсутствие четко фиксированных социальных интересов. Возникновению этого типа партий способствуют размывание жестких границ между социальными фунпами и вытекающее отсюда ослабление партийной идентичности избирателей; рост благосостояния общества; развитие средств массовой информации, позволяющее партийным лидерам обращаться не к отдельным группам, а ко всем избирателям сразу. Партии такого типа в большей степени связаны с государством, чем с гражданским обществом, а их главная функция — не артикуляция и агрегация интересов общества, а защита политического курса данного правительства. типологий политических партий: § поидеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.; § потерриториальному признаку - федеральные, региональные и т.д.; § посоциальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.; § по отношению ксоциальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные; § поучастию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские. Наиболее известна классификация партий поорганизационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.
Современная российская партийная система является многопартийной. Однако эта многопартийность весьма аморфная, нестабильная. Наряду с известными партиями перед каждыми выборами неожиданно появляются, а после выборов исчезают десятки новых партий и партийных блоков, программы которых практически не отличаются друг от друга. Такая «многопартийность» распыляет электорат, мешает избирателям сделать правильный выбор. Однако наметившаяся в последние годы тенденция к сокращению партий и партийных блоков внушает определенный оптимизм. Например, если в выборах в Государственную Думу в 1995 г. приняли участие 43 избирательных объединения, в 1999 г. — 26, в 2003 г. — 22, то в 2007 г. — только 14 партий. Основной помехой на пути развития российской партийной системы является административный ресурс, который использует правящий класс для сохранения своей политической монополии и ограничения демократического партийного строительства. 18.Общественно-политические организации и движения в политической жизни общества.
Основными характерными чертами общественных организаций являются следующие: – общественные организации не имеют властных отношений и не могут выносить обязательных решений и требовать их выполнения. – в отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер. – это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе. Государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством. Общественно-политические объединения действуют на основе следующих принципов: – добровольность; – сочетание личных и общественных интересов; – самоуправление; – равноправие участников; – законность; – гласность. Общественно-политические движения – объединения, коалиции, союзы различных общественных групп для совместного решения интересующих их проблем. Общественное движение: – может структурно не оформляться; – может объединять организации различной политической ориентации; – как правило, носит временный характер (для решения определенных задач). В развитии общественного движения выделяются следующие стадии: Первая стадия: – зарождения идей; – появление активистов; – выработка общих взглядов. Вторая стадия: – пропаганда взглядов; – агитация; – привлечение сторонников. Третья стадия: – более четкое формирование идей и требований; – развитие общественно-политической активности; – оформление в общественно-политическую организацию или партию и участие в политической жизни и борьбе за власть; – если цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения, движение затухает. Общественно-политические движения можно подразделять на: – национальные (в рамках одной страны); – региональные; – континентальные; – мировые. Функции общественных организаций и движений
Важное теоретическое и практическое значение имеет выявление функций общественных организаций и движений, поскольку это помогает уяснить их место в системе гражданского общества и правового государства, а также показать формы, способы проявления их активности. Функции: 1. Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально могут выступать в весьма неопределенной, личностной и эмоционально окрашенной форме Общественные организации и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с политическими партиями общественные организации и движения решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция общественных организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.
2. Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные организации и движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.
3. Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.
4. функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные организации и движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представительства этих интересов, доведения требований группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит. 5. моделирования новых общественно-политических структур, поиск и испытание нетрадиционных форм социальных связей. Социальные движения Правовая институализация политических партий и других общественных объединений свидетельствует о признании их государством в качестве особого политико-правового института, занимающего важное место в политической системе общества.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (870)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |