Демократический политический режим
Демократия - это власть народа, или, по словам Авраама Линкольна - «народное правление, осуществляемое народом ради народа». Демократия выступает в настоящее время скорее как привлекательный идеал, а не как характеристика реальных демократических государств. Это понятие содержит в себе внутреннее противоречие. Суть его состоит в том, что власть народа в полном смысле этого слова означает самоуправление народа, а значит отрицание политического господства, специального аппарата принуждения и других атрибутов государства. Подлинное народовластие несовместимо с существованием государства и демократии как его разновидности. На деле же демократия нигде и никогда не существовала без государства. Отмирание же государства, его замена общественным самоуправлением представляется нереальным, учитывая глобализацию проблем общественной жизни, многообразие социальных отношений, свободу человека и различные интересы людей. Кроме того, со-храняя стабильность социальной системы, неизбежны обязательные для всех решения по определенным вопросам. Известная нам плюралистическая концепция демократии находит практическое признание и применение во многих государствах мира. Однако и она подвергается критике. К ее недостаткам обычно относят: 1) идеализацию действительности, преувеличение участия граждан в группах интересов. Поэтому демократия не будет властью большинства; 2) игнорирование неравенства влияния социальных слоев на власть и прежде всего приоритетного влияния бизнеса, бюрократии, ВПК, профсоюзов; 3) углубление противоречия между равенством и свободой, ог-раничение свободы в пользу равенства. Это означает нарушение ос-новополагающих прав личности. Поддержка государством социаль-но ущемленных слоев может реально осуществляться только за счет других групп населения. Разумеется, нет и не может быть совершенной демократии, но несмотря на все недостатки, она самая лучшая и самая гуманная форма правления из всех до сих пор известных. Хотя очевидны относительность, временная и пространственная ограниченность парламентаризма, системы представительства, всеобщего избирательного права и других атрибутов демократии. Они не способны раз и навсегда разрешить все стоящие перед обществом проблемы. Решение одних проблем чревато возникновением новых, порой еще более серьезных проблем, но это не может служить достаточным основанием для потери веры в саму демократию. Итак, демократия как народовластие представляет собой во многом утопию, которая все-таки имеет важное значение, поскольку демократия рассматривается как ориентир, цель политического развития общества. Реальная демократия в лучшем случае — власть большинства над меньшинством, в худшем — господство хорошо организованного, опирающегося на экономическую власть меньшинства. Меньшинство имеет социальные привилегии над большинством, поддержку информационной власти и формальное согласие боль-шинства граждан. Опыт многих демократических государств мира свидетельствует, что негативные стороны демократии можно во многом нейтрализовать, не отказываясь при этом от ее главных преимуществ, и прежде всего эффективности управления. Реально существующая демократия в индустриально развитых странах стремится воплотить идеи самоуправления — в основном на местном уровне и на производстве. В масштабах всего общества демократия выступает в виде парламентаризма — системы правления, основанной на разделении властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом. Парламентаризм может включать различные виды представительства: территориальное, партийное, корпоративное, этническое. Современная парламентская демократия весьма далека от «народовластия». И все же, несмотря на несовершенства реальной демократии, она сегодня является наиболее популярной формой правленияВ мировой политической мысли существуют ценностные и рационально-утилитарные обоснования демократии. Ценностные рассматривают демократию как ценность саму по себе, как реальное воплощение в государственном устройстве важнейших ценностей: свободы, равенства, социальной справедливости, народовластия. Такие утверждения не бесспорны, часто демократические ценности истолковываются по-разному. Например, свобода. Она сегодня воспринимается многими как тяжелое бремя, связанное с риском, ответственностью, психологическими неудобствами. Ей предпочитается покой, порядок и материальное благосостояние. Не только в прошлые эпохи, но и в наше время, многие люди не раздумывая променяют личную свободу на безопасность и вкусную «чечевичную похлебку». Неоднозначное отношение людей к основным демократическим ценностям и их различное толкование свидетельствует о сомнительности ценностных обоснований демо-кратии. Это относится и к практическим попыткам принудительного «осчастливить» ею различные народы. Рационально-утилитарное обоснование демократии рассматривает ее как наиболее полезную и рациональную для общества и граждан форму организации. Демократическое правление повышает вероятность нахождения оптимальных, решений. Демократия совместно с конкурентными рыночными структурами делает общество открытым для любых идей и вариантов развития, предпочитаемых народом (отсюда и название демократического рыночного государства - «открытое общество»). Н. Луман, К. Дойч и др. сторонники системной теории обоснования демократии оправдывают ее существование не гуманными соображениями, а лучшими возможностями сохранения и развития системы, ее адаптации к непрерывно изменяющейся социальной среде. Демократия обеспечивает многообразие общественных явлений, богатство духовных и социальных альтернатив, расширяет политический выбор. При принятии политических решений представлены различные взгляды и позиции и осуществляется отбор наиболее приемлемых из них. Смена парламента и правительства способствует своевременному исправлению ошибок, корректируется политический курс в соответствии с меняющейся ситуацией. Такая позиция подвергается критике за полное отвлечение от нравственных ценностей. С точки зрения системного подхода можно оправдать любые формы организации и меры, способствующие самосохранению системы. Ограниченность подобного подхода состоит и в том, что полное забвение ценностных ориентации, менталитета людей недопустимо, так как от внутреннего мира человека зависят любые общественные процессы. Системные трактовки демократии исходят из идеальной модели управления, рациональности политического поведения рядовых граждан и политических элит,их готовности действовать разумно. Кроме того, собственные интересы сочетаются с интересами других, с интересами общества на основе закона. К такому состоянию политической культуры подошли частично индустриальные страны. А в большинстве стран преобладают национальная, классовая, религиозная непримиримость, групповой и индивидуальный эгоизм. Социальная безответственность в поведении граждан, пренебрежение интересами других — это реалии сегодняшнего дня. Опыт истории учит, что демократия — благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа. Необходимыми условиями ее социальной эффективности являются наличие в обществе согласия по основным вопросам совместного проживания в государстве; признание подавляющим большинством граждан «демократических правил игры»; преобладание индивидуалистического сознания (ценность личности приоритетна по отношению к коллективу), нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине из уважения других людей, закона, мнения большинства. Демократия неприемлема в экстремальных ситуациях — в периоды войн, острых кризисов и т. д. Переход к ней обычно длителен, необходима постепенность. Без учета этих тенденций демократические формы теряют свою сущность, могут привести к разрушению самого государства. Современный социальный прогресс способствует развитию демократии, обеспечению фундаментальных прав и свобод личности. В странах, где существуют условия для развития индивидуальной свободы и ответственности, демократия помогает в реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости. Критерии демократизма общества: 1. Власть разделена на независимые друг от друга исполнительную, законодательную и судебные власти. Верховный законодательный орган — парламент. Высшая исполнительная власть действует в пределах своих прерогатив. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти. 2. Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. Закон закрепляет прежде всего права личности. Главный принцип: «все, что не запрещено — разрешено». 3. Легальная оппозиция пользуется всеми политическими правами и свободами как и находящееся у власти большинство. В демократическом обществе оппозиция является неотъемлемым элементом политического процесса. 4. Функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов. 5. Средства массовой информации полностью свободны от цензуры и могут не только критиковать власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призывая при этом к его насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом. 6. Армия и спецслужбы — важные опоры государства, выполняют функции, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасность государства и общества. Их действия регулируются и ограни-чены законом. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам. 7. В обществе отсутствует какая-то одна официальная идеология. В условиях плюрализма многие идейные течения противостоят друг другу; сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности. Церковь отделена от государства, и государство не вмешивается в дела церкви. Государственная власть носит светский характер. 8. Граждане открыто и свободно выражают мысли и позиции. И при всей критике действий властей большинство общества сознательно и убежденно поддерживает демократические ценности. Возможен время от времени раскол общества на остро противостоящие друг другу политические силы. Гражданское общество является совокупностью общественных отношений, при которых общественные силы ведут общественную деятельность независимо от государства, и в то же время тесно сотрудничают с ним. 9. Наряду с государственной существуют и другие формы собственности, но частный сектор является ведущей силой экономики. Частное предпринимательство ограничено государственным регулированием, носящим не прямой, а опосредованный характер. Экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна. 10. В демократическом обществе могут происходить многие негативные явления, и в то же время дисциплина основывается преимущественно на личном интересе, а не на принуждении со стороны властей. В демократическом обществе терпимо относятся к различным нормам морали. Демократии часто может сопутствовать высокий уровень преступности. 11. Унитарные и федеративные (конфедеративные) формы власти. Однако при унитарной форме государственного устройства в условиях демократии власть на местах имеет большие полномочия. 12. Права национальных меньшинств соблюдаются, как правило, в полном объеме
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (498)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |