Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Демократический политический режим



2015-12-13 498 Обсуждений (0)
Демократический политический режим 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Демократия - это власть народа, или, по словам Авраама Линкольна - «народное правление, осуществляемое народом ради народа». Демократия выступает в настоящее время скорее как привлекательный идеал, а не как характеристика реальных демократических государств. Это понятие содержит в себе внутреннее противоречие. Суть его состоит в том, что власть народа в полном смысле этого слова означает самоуправление народа, а значит отрицание политического господства, специального аппарата принуждения и других атрибутов государства. Подлинное народовластие несовместимо с существованием государства и демократии как его разновидности. На деле же демократия нигде и никогда не существовала без государства. Отмирание же государства, его замена общественным самоуправлением представляется нереальным, учитывая глобализацию проблем общественной жизни, многообразие социальных отношений, свободу человека и различные интересы людей. Кроме того, со-храняя стабильность социальной системы, неизбежны обязательные для всех решения по определенным вопросам. Известная нам плюралистическая концепция демократии находит практическое признание и применение во многих государствах мира. Однако и она подвергается критике. К ее недостаткам обычно относят: 1) идеализацию действительности, преувеличение участия граждан в группах интересов. Поэтому демократия не будет властью большинства; 2) игнорирование неравенства влияния социальных слоев на власть и прежде всего приоритетного влияния бизнеса, бюрократии, ВПК, профсоюзов;

3) углубление противоречия между равенством и свободой, ог-раничение свободы в пользу равенства. Это означает нарушение ос-новополагающих прав личности. Поддержка государством социаль-но ущемленных слоев может реально осуществляться только за счет других групп населения. Разумеется, нет и не может быть совершенной демократии, но несмотря на все недостатки, она самая лучшая и самая гуманная форма правления из всех до сих пор известных. Хотя очевидны относительность, временная и пространственная ограниченность парламентаризма, системы представительства, всеобщего избирательного права и других атрибутов демократии. Они не способны раз и навсегда разрешить все стоящие перед обществом проблемы. Решение одних проблем чревато возникновением новых, порой еще более серьезных проблем, но это не может служить достаточным основанием для потери веры в саму демократию. Итак, демократия как народовластие представляет собой во многом утопию, которая все-таки имеет важное значение, поскольку демократия рассматривается как ориентир, цель политического развития общества. Реальная демократия в лучшем случае — власть большинства над меньшинством, в худшем — господство хорошо организованного, опирающегося на экономическую власть меньшинства. Меньшинство имеет социальные привилегии над большинством, поддержку информационной власти и формальное согласие боль-шинства граждан. Опыт многих демократических государств мира свидетельствует, что негативные стороны демократии можно во многом нейтрализовать, не отказываясь при этом от ее главных преимуществ, и прежде всего эффективности управления. Реально существующая демократия в индустриально развитых странах стремится воплотить идеи самоуправления — в основном на местном уровне и на производстве. В масштабах всего общества демократия выступает в виде парламентаризма — системы правления, основанной на разделении властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом. Парламентаризм может включать различные виды представительства: территориальное, партийное, корпоративное, этническое. Современная парламентская демократия весьма далека от «народовластия». И все же, несмотря на несовершенства реальной демократии, она сегодня является наиболее популярной формой правленияВ мировой политической мысли существуют ценностные и рационально-утилитарные обоснования демократии. Ценностные рассматривают демократию как ценность саму по себе, как реальное воплощение в государственном устройстве важнейших ценностей: свободы, равенства, социальной справедливости, народовластия. Такие утверждения не бесспорны, часто демократические ценности истолковываются по-разному. Например, свобода. Она сегодня воспринимается многими как тяжелое бремя, связанное с риском, ответственностью, психологическими неудобствами. Ей предпочитается покой, порядок и материальное благосостояние. Не только в прошлые эпохи, но и в наше время, многие люди не раздумывая променяют личную свободу на безопасность и вкусную «чечевичную похлебку». Неоднозначное отношение людей к основным демократическим ценностям и их различное толкование свидетельствует о сомнительности ценностных обоснований демо-кратии. Это относится и к практическим попыткам принудительного «осчастливить» ею различные народы. Рационально-утилитарное обоснование демократии рассматривает ее как наиболее полезную и рациональную для общества и граждан форму организации. Демократическое правление повышает вероятность нахождения оптимальных, решений. Демократия совместно с конкурентными рыночными структурами делает общество открытым для любых идей и вариантов развития, предпочитаемых народом (отсюда и название демократического рыночного государства - «открытое общество»). Н. Луман, К. Дойч и др. сторонники системной теории обоснования демократии оправдывают ее существование не гуманными соображениями, а лучшими возможностями сохранения и развития системы, ее адаптации к непрерывно изменяющейся социальной среде. Демократия обеспечивает многообразие общественных явлений, богатство духовных и социальных альтернатив, расширяет политический выбор. При принятии политических решений представлены различные взгляды и позиции и осуществляется отбор наиболее приемлемых из них. Смена парламента и правительства способствует своевременному исправлению ошибок, корректируется политический курс в соответствии с меняющейся ситуацией.

Такая позиция подвергается критике за полное отвлечение от нравственных ценностей. С точки зрения системного подхода можно оправдать любые формы организации и меры, способствующие са­мосохранению системы. Ограниченность подобного подхода состоит и в том, что полное забвение ценностных ориентации, менталитета людей недопустимо, так как от внутреннего мира человека зависят любые общественные процессы. Системные трактовки демократии исходят из идеальной мо­дели управления, рациональности политического поведения рядо­вых граждан и политических элит,их готовности действовать ра­зумно. Кроме того, собственные интересы сочетаются с интересами других, с интересами общества на основе закона. К такому состоянию политической культуры подошли частично индустриальные страны. А в большинстве стран преобладают национальная, классовая, рели­гиозная непримиримость, групповой и индивидуальный эгоизм. Со­циальная безответственность в поведении граждан, пренебрежение интересами других — это реалии сегодняшнего дня. Опыт истории учит, что демократия — благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа. Не­обходимыми условиями ее социальной эффективности являются на­личие в обществе согласия по основным вопросам совместного про­живания в государстве; признание подавляющим большинством граждан «демократических правил игры»; преобладание индивидуа­листического сознания (ценность личности приоритетна по отноше­нию к коллективу), нравственной готовности к компромиссам, само­ограничению и самодисциплине из уважения других людей, закона, мнения большинства. Демократия неприемлема в экстремальных си­туациях — в периоды войн, острых кризисов и т. д. Переход к ней обычно длителен, необходима постепенность. Без учета этих тенден­ций демократические формы теряют свою сущность, могут привести к разрушению самого государства. Современный социальный прогресс способствует развитию демократии, обеспечению фундаментальных прав и свобод лично­сти. В странах, где существуют условия для развития индивиду­альной свободы и ответственности, демократия помогает в реали­зации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, спра­ведливости. Критерии демократизма общества: 1. Власть разделена на независимые друг от друга исполнитель­ную, законодательную и судебные власти. Верховный законодатель­ный орган — парламент. Высшая исполнительная власть действует в пределах своих прерогатив. Судебная власть имеет полномочия отме­нить как решения законодательной, так и исполнительной власти. 2. Граждане обладают большим объемом прав и свобод, кото­рые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ни­ми. Закон закрепляет прежде всего права личности. Главный прин­цип: «все, что не запрещено — разрешено». 3. Легальная оппозиция пользуется всеми политическими правами и свободами как и находящееся у власти большинство. В де­мократическом обществе оппозиция является неотъемлемым эле­ментом политического процесса. 4. Функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов. 5. Средства массовой информации полностью свободны от цен­зуры и могут не только критиковать власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призы­вая при этом к его насильственному свержению, что в условиях де­мократии запрещено законом. 6. Армия и спецслужбы — важные опоры государства, выпол­няют функции, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопас­ность государства и общества. Их действия регулируются и ограни-чены законом. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам. 7. В обществе отсутствует какая-то одна официальная идео­логия. В условиях плюрализма многие идейные течения противо­стоят друг другу; сохраняются общенациональные мировоззренче­ские ценности. Церковь отделена от государства, и государство не вмешивается в дела церкви. Государственная власть носит свет­ский характер. 8. Граждане открыто и свободно выражают мысли и позиции. И при всей критике действий властей большинство общества созна­тельно и убежденно поддерживает демократические ценности. Возможен время от времени раскол общества на остро проти­востоящие друг другу политические силы. Гражданское общество является совокупностью общественных отношений, при которых об­щественные силы ведут общественную деятельность независимо от государства, и в то же время тесно сотрудничают с ним. 9. Наряду с государственной существуют и другие формы соб­ственности, но частный сектор является ведущей силой экономики. Частное предпринимательство ограничено государственным регу­лированием, носящим не прямой, а опосредованный характер. Эко­номика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна. 10. В демократическом обществе могут происходить многие негативные явления, и в то же время дисциплина основывается пре­имущественно на личном интересе, а не на принуждении со стороны властей. В демократическом обществе терпимо относятся к различ­ным нормам морали. Демократии часто может сопутствовать высо­кий уровень преступности. 11. Унитарные и федеративные (конфедеративные) формы власти. Однако при унитарной форме государственного устройства в условиях демократии власть на местах имеет большие полномочия. 12. Права национальных меньшинств соблюдаются, как пра­вило, в полном объеме

 



2015-12-13 498 Обсуждений (0)
Демократический политический режим 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Демократический политический режим

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (498)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)