Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции государства. Государство в России



2015-12-13 1184 Обсуждений (0)
Функции государства. Государство в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Государство относится к наиболее устойчивой структуре по­литической организации общества, является ее основой в силу того, что выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы. Функции государства — это обя­занности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концент­рированной, обобщенной форме. Принято выделять внутренние и внешние функции. К внут­ренним функциям относятся политическая, правовая, организатор­ская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-вос­питательная.

Политическая функция связана с осуществлением политиче­ской власти: поддержанием политического господства доминирую­щего в экономике класса или социальной группы, обеспечением по­литической стабильности, установлением отношений с политичес­кими партиями, общественными институтами, а также выработкой программных целей и задач развития общества, регулированием на­циональных отношений. Правовая функция всецело принадлежит государству, кото­рое осуществляет нормотворчество, устанавливая правовые нормы и принимая законы, регулирующие общественные отношения, пове­дение граждан. Организаторская функция государства состоит в использо­вании организационных рычагов для осуществления властных пол­номочий, реализации выработанной политики: исполнения реше­ний, формирования и использования кадрового корпуса управлен­цев, осуществления контроля исполнения решений, предписаний, информационного обеспечения политики, осуществления мер коор­динации деятельности различных субъектов политической систе­мы и др. Экономическая функция является одной из главных, хотя она в разном объеме и содержании осуществляется в том или ином обще­стве и на различных этапах его развития. В современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осуще­ствлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслей экономики, непосредственном влиянии на транспорт, энергетику, использова­нии долгосрочного планирования, программирования и др.

Социальная функция государства включает: удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, осу­ществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молоде­жи, безработных, страхование жизни, здоровья, собственности. Цивилизация накопила немалый опыт удовлетворения соци­альных потребностей людей. Это использование общественных фон­дов потребления для бесплатного образования, дошкольного воспи­тания, медицинского обслуживания, льготного отдыха, широкие со­циальные программы, на пример, программа строительства отдельных коттеджей для рабочих в Великобритании, общегосудар­ственные и региональные программы защищенности и трудоустрой­ства молодежи в Италии, Испании.

Образовательная функция государства. По мнению видных государственных деятелей Великобритании, США, Японии, качест­венное образование — основа будущего. Многие государства стоят перед задачей, которой нет альтернативы: осуществление карди­нальной реформы в сфере образования, выработки политики, охва­тывающей весь процесс образования от дошкольного до универси­тетского. И государство в первую очередь обеспечивает демократи­зацию образования, его непрерывность, предоставление людям равных возможностей его получения, качественную подготовку мо­лодежи к активной жизни. Культурно-воспитательная функция государства направле­на на создание условия для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности. На­ряду с государством этой работой занимаются общественные орга­низации, негосударственные структуры, церковь, частные и незави­симые теле-радиокомпании, издательства, печать, любительские объединения и др. Тем не менее государственное финансирование, налоговое обложение, официальная государственная идеология, вы­работка перспективных ориентиров — механизмы государственного воздействия, продуктивно влияющие на духовную жизнь общества, сферу культуры. Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны (оборонная), вмешательством в дела других го­сударств (военно-агрессивная, насильственная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, координацией совмест­ной деятельности с другими государствами в различных сферах, участием в блоках, союзах и др. Государства различаются по формам правления и формам го­сударственного устройства. Они разнообразны в силу исторической традиции государственности, особенностей ее становления и др. Форма правления — внешнее выражение содержания госу­дарства, обусловленное структурой и правовым положением орга­нов государственной власти. От положения и характера высшего ор­гана государственной власти зависит в конечном итоге различие между двумя основными формами правления — монархией (абсо­лютной, конституционной) и республикой (президентской, парла­ментской). Монархия — форма правления, в соответствии с которой выс­шая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом, функции других властей — законодательной, исполни­тельной, и которая принадлежит одному лицу — монарху. Среди монархий различаются две разновидности. 1) абсолютного, имперского, единодержавного типа — в ко­торых монарх в своей высшей власти не ограничен конституцией, единодержавно осуществляет законодательство, руководит правительством, контролирует правосудие, местное самоуправле­ние (Саудовская Аравия, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты); 2) конституционные монархии — в которых власть монарха ог­раничена конституцией. Законодательство осуществляется выбор­ным органом — парламентом, под контролем главы государства и парламента создается ответственное правительство, формируется независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Консти­туционные монархии, например, Великобритания, Швеция, Испа­ния. Монархи в них декоративные фигуры, не обладающие значи­тельными политическими полномочиями. В реальности парламен­тарные, конституционные монархии мало чем отличаются от республик. Республика — форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам — парламенту, президенту; они осуществляют контроль над прави­тельством, существует независимое правосудие, муниципальное са­моуправление.

В президентской республике, например, США, президент яв­ляется одновременно главой правительства, премьер-министром, осуществляющим подбор министров и контроль заих деятельнос­тью. Законодательная и исполнительная власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разделены. Эта разделенность обеспечивается не только внепарламентским методом из­брания президента и правительства, но и отсутствием у правитель­ства прямой ответственности перед парламентом. В то же время парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельнос­тью правительства и президента, вплоть до отклонения законо-предложений. Парламентская республика отличается от президентской на­личием одной системы выборов, в результате которых победившие партии формируют высший законодательный орган. Правительство же формируется парламентом из числа лидеров партии, одержав­шей победу, и имеет ответственность перед парламентом. Парла­ментская республика менее распространена, чем президентская, и существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Финляндии, Ис­ландии и некоторых других странах.

Смешанные республиканские формы правления имеют две модели. К первому типу относятся такие формы правления (на пример, современная Французская республика), при которых президент получает значительно более важную роль, чем при парламентской модели. Президент государства в таких системах выбирается на прямых выборах; он существенно влияет на создание правительства и назначения на ключевые посты. Но правительство не только зави­сит от президента, но ответственно и перед парламентом, может быть сменено последним. Наряду с конституционным регулировани­ем важную роль играют структура партийной системы и фактичес­кое отношение парламентского большинства. Президент во Фран­ции только тогда может прочно удерживать свои позиции, когда рас­полагает большинством в парламенте, - в противоположность ситуации, когда президент представлялся от имени партии, не вла­девшей большинством в Национальном собрании и фактическим но­сителем власти был премьер-министр. Второй тип: в Швейцарии существует конституция: соединя­ющая в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь, правительству не принадлежит право решения в отношении парламента. Правительственный пост и депу­татский мандат несовместимы. Правительство образует коллеги­альный орган, а также имеет — в противоположность президентской системе — формальную возможность законодательной инициативы.

Несмотря на отличие этих систем, которые в сущности сводят­ся к отношениям между парламентом и правительством: парламен­ты везде имеют сходные функции, а именно: - законодательство, включая согласование бюджета; - контроль над правительством; - представительство и учет общественных интересов; - «волеобразование», т. е. активное влияние на население пу­тем открытого изложения аргументов, касающихся принимаемых решений; - различия между парламентами состоят в типе избиратель­ной системы и, естественно, правилах отзыва правительства.

Форма государственного устройства — это национально-тер­риториальная организация государства и взаимоотношения цент­ральных и региональных органов. Она дает ответ на вопрос о том: из каких частей состоит территория страны и каково их правовое поло­жение: соотношение и взаимосвязи иерархических структур госу­дарства. Существуют две основные формы: унитарная и федеративная. Для унитарного государства (Италия, Франция, Дания, Шве­ция и др.) свойственны единая конституция, принимаемая на всей территории без ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная система, отсутствие политической самосто­ятельности у административно-территориальных единиц. В ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются администра­тивной автономией (к примеру, Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии). Федеративная форма государственного устройства (Австра­лия, Австрия, Индия, Россия, США, ФРГ и др.) это союз государст­венных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию штаты, кантоны, земли, республики, провинции являются субъек­тами федерации и имеют собственное административно-террито­риальное деление. Признаками федерации являются следующие: территория федерации не представляет единого целого в политико-администра­тивном отношении. Правда, во многих федерациях ее субъекты не обладают правом выхода (право рецессии) из союза. Субъект феде­рации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, в пре­делах установленной компетенции, издание законодательных ак­тов, иметь собственную правовую и судебную систему. Для федера­ции характерны наличие двойного гражданства, двухпалатная структура парламента.

Существуют и довольно своеобразные, рыхлые объединения государств. Во-первых, этоконфедерации, в которые объединяются независимые государства для координации какого-либо вида госу­дарственной деятельности — военной, внешнеполитической и др. Эти объединения крайне нестабильные. Они либо распадаются после решения поставленных задач, либо развиваются в федерацию: чему пример — США, Швейцария и др. Во-вторых, существуют и объединения государств, центром которых являются бывшие метрополии. Вокруг них группируются бывшие колонии. Это прежде всего Британское содружество наций и Франкофония, основывающиеся на общности языка, элементов культуры, наличие некоего наднационального аппарата. Преимуще­ственная сфера сотрудничества государств, входящих в эти объеди­нения, — культура, наряду с которой все большее значение приобре­тают политика и экономика. В послевоенный период появились и но­вые объединения государств, например Европейское содружество, в котором создано не только общее экономическое пространство, но и надгосударственные органы, координируется политика. Современное российское государство по своему типу явля­ется переходным.Оно несет на себе отпечаток черт советской государственности (стремление контролировать различные сто­роны жизни, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный принцип подбора руководящих кад­ров и т. д.). Однако появились и укрепляются демократические начала в его деятельности: свободные выборы как способ фор­мирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей, следование Конституции и т. д. Процесс создания правового, социального государства в России займет немало времени. Движение к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда первооче­редных проблем. Прежде всего необходима сильная государст­венная власть. Акцент на разделение функций между законода­тельной, исполнительной и судебной ветвями власти не должен противопоставляться задаче налаживания их всестороннего со­трудничества, чтобы не возникало впредь трагического проти­востояния законодательных и исполнительных органов власти. Любое проявление слабости федеральной власти, ее неспособ­ности эффективно решать актуальные проблемы, возникающие в условиях набирающих силу рыночных отношений, чревато хаосом. Снижение регулирующего воздействия государственной власти на социальные процессы связано в числе прочего и с тем, что не найдено оптимального соотношения между компетенциями законодательной и исполнительной ветвей власти, с известной слабостью судебной системы. Право не стало пока повсеместной основой деятельности государственных органов, что в условиях несформированной судебной системы создает возможности для произвола властей, нарушения прав и свобод граждан. Отказавшись от тотального контроля за различными сферами жизни общества с помощью принуждения, российское государ­ство должно сформировать новые взаимоотношения с граж­данским обществом. Передав большую долю прежней государст­венной собственности в руки граждан, государство способствует формированию гражданского общества, становлению социаль­ных интересов различных групп населения. Трудности на этом пути обусловлены в значительной мере тем, что в России цен­ности свободы, индивидуализма не были преобладающими в общественном сознании, у населения до сих пор еще сильны надежды на помощь со стороны государства. Ослабление соци­альной функции государства служит важной причиной наблю­даемого сегодня роста конфликтов в обществе. Одна из самых сложных проблем - федеративное устройство российского государства, нахождение оптимального соотноше­ния полномочий между центром и субъектами федерации. Дело в том, что в России есть как национально-государственные об­разования (республики, автономные области, автономные ок­руга), так и административно-территориальные образования (края, области). Хотя все они имеют статус субъектов (таковых в России насчитывается 89), но отличаются по своим возмож­ностям, а потому и объемы полномочий центра и субъектов в каждом конкретном случае будут различные. Отношения цен­тра со многими национально-государственными образованиями строятся на основе двусторонних договоров, закрепляющих разделение компетенции. Так строятся отношения центра с Башкирией, Татарстаном, Якутией и рядом областей. Следо­вательно, в России создается федерация с асимметричными отношениями между федеральными органами и органами субъ­ектов союзного государства. Такие образования могут быть эф­фективными, если в их основе лежит экономическая и иная заинтересованность обеих сторон в сотрудничестве.

 



2015-12-13 1184 Обсуждений (0)
Функции государства. Государство в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции государства. Государство в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)