Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гражданское общество и государство



2015-12-13 751 Обсуждений (0)
Гражданское общество и государство 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С правовым государством неразрывно связано существование гражданского общества. Понятие гражданское общество появилось в XVII в., сначала в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка. Затем оно получи­ло свое развитие в XVIII в. в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Д. Вико и других ученых.

Эти мыслители отождествляют с гражданским обществом не всякое государство, а лишь такое, которое вследствие того, что оно основано на общественном договоре,выражает интересы граждан.Вместе с тем, они отмечали, что в действительности дело обстоит да­леко не так, что реальное государство чаще всего подавляет гражданское общество. Итак, понятие гражданского общества, уже тогда включало в себя такие важные элементы как договор, учет и реали­зация интересов граждан.

Более подробное изложение взглядов на гражданское общест­во встречается у Г. Гегеля. Указывая на историческую обусловлен­ность возникновения гражданского общества, которое, как он отме­чал, создано «лишь в современном мире», Г. Гегель писал об особой важности «принципа субъективной (т. е. личной) свободы», который сочетается с «системой всесторонней зависимости членов общества друг от друга».

В качестве основополагающих принципов, на которых функ­ционирует общество, Гегель называет личную свободу, частную соб­ственность, «публичность», «всеобщую осведомленность», свободно формирующееся общественное мнение, справедливые и строго со­блюдаемые законы.

Государство и гражданское общество, по Гегелю, — это не столько теснейшим образом связанные между собой части единого целого, сколько две стороны одной медали, причем лицевой стороной для него является скорее государство.

Особый подход к проблеме гражданского общества прослежи­вается в марксизме. По мысли К. Маркса, социальные структуры гражданского общества представляют собой формы, в которых воз­никло буржуазное общество. Причем само гражданское общество имеет преходящий характер, поскольку оно порождает пролетариат — могильщика буржуазного общества, породившего гражданское об­щество. Уделяя главное внимание проблеме влияния экономики на политику, Маркс упростил крайне сложную структуру гегелевской модели гражданского общества. Для него гражданское общество со­ставляет форму, в которой осуществляется экономическое развитие.

У основоположников марксизма речь шла о построении ком­мунистического общества без государства. Они были убеждены в том, что в таком обществе исчезнет порабощающее человека подчи­нение его разделению труда.

Поэтому с их точки зрения применительно к будущему отно­шения между государством и гражданским обществом теряли вся­кий смысл. Где нет государства, там нет правовых отношений и пра­вовых институтов, нет там, соответственно, и прав. В царстве свобо­ды вы не вправе поднимать вопросы о свободах. Считалось, что в коммунистическом обществе, где никто не ограничен исключитель­ным кругом деятельности, а каждый может совершенствоваться в любой отрасли, общество регулирует все производство, и именно по­этому создает для меня возможность делать сегодня одно, а завтра другое, утром охотиться, после полудня ловить рыбу, вечером зани­маться скотоводством, после ужина предаваться критике, — как мо­ей душе угодно, не делая меня, в силу этого, охотником, рыбаком, па­стухом или критиком.

В современной научной литературе существует довольно большой разброс мнений по вопросу о природе гражданского обще­ства. Дискуссионным остается вопрос о происхождении, историчес­ких судьбах, сущностных чертах гражданского общества, его взаи­моотношениях с государством. Часть исследователей считают, что сама идея гражданского общества как независимого от государства образования верна лишь на ранней стадии развития либерального капитализма. В подтверждение этого тезиса приводится довод, что в современных условиях границы между гражданским обществом и государством практически стерлись, что государство, по сути дела, вмешивается в решение всех фундаментальных экономических и социальных проблем.

Существует также мнение, которое отождествляет граждан­ское общество с человеческим обществом вообще. Несомненно, что общество возникло уже в глубокой древности и развивалось вместе с государством. Но это не дает основания смешивать категорию «об­щество» как человеческую общность вообще с категорией «граждан­ское общество», возникшем на определенном этапе развития чело­веческого общества, прежде всего западной цивилизации. Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражда­нина как самостоятельного, сознающего себя таковым, индивиду­ального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод, социально ответственного за свои действия.

В чем же сущность гражданского общества? При всех разли­чиях, существующих в трактовке этого понятия, есть общее главное действующее лицо гражданского общества — человек как личность,а не как безликий народ. Человек как личность — это индивид, име­ющий определенную обусловленную систему потребностей, интере­сов, ценностей. Наличие возможностей реализации этой системы и превращает человека в главного участника общественного разви­тия, члена гражданского общества.

Гражданское общество — это своего рода социальное прост­ранство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых друг от друга, так и от государства индиви­дов. Это — система обеспечения жизнедеятельности социальной, со-циокультурной и духовной сфер,их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система независимых от государства обще­ственных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивиду­альных или коллективных.

Вместе с тем, гражданское общество — это не только опреде­ленный комплекс институтов, но и система отношений. Поэтому гражданское общество невозможно представить без национальных, религиозных традиций, обычаев, мифов, символов, стереотипов по­ведения, морально-этических норм, ценностей и т. п.

Для устойчивых структур государства характерно преобла­дание иерархических связей, вертикальных отношений, для граж­данского общества — горизонтальных невластных связей. Эти по­следние весьма разнообразны и образуют как бы несколько слоев. Фундамент составляют отношения, связанные с обеспечением жиз­недеятельности общества. Второй слой — это социокультурные от­ношения, включающие семейно-родственные, этнические, религи­озные и прочие устойчивые связи. Наконец, третий и верхний слой образуют отношения, связанные с индивидуальным выбором, с по­литическими и культурными предпочтениями, ценностными ориентациями. Здесь мы находим всякого рода группы интересов, полити­ческие движения, клубы, партии и т. д.

В качестве основополагающего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, ее право на самореализацию. Оно утверждается на при­знании права индивидуальной, личной свободы. В рассматривае­мом контексте гражданское общество обеспечивает права челове­ка, в то время как государство — права гражданина. В обоих случа­ях речь идет о правах личности: в первом случае — о ее правах как отдельного человека на жизнь, свободу и т. д., а во втором — о ее по­литических правах. Поэтому естественно, что гражданское обще­ство предполагает разграничение между правами человека и пра­вами гражданина.

 

Большинство людей в странах Запада, занятых насущными проблемами жизнеобеспечения и жизнедеятельности, уделяют мало внимания политической сфере, рассматривая ее как дале­кую от конкретных реалий жизни. Семейная жизнь, дружеские связи, повседневная экономическая деятельность, учеба испыты­вает на себе лишь косвенное влияние со стороны самых драмати­ческих политических изменений. Люди ведут частную жизнь в самых разных политических условиях. Разумеется, политика за­трагивает их, но в значительной мереих борьба за личную иден­тичность не связана с политикой в стратегически важные момен­ты их жизни.

Опыт мирового развития позволяет говорить о «количествен­ных» и «качественных аспектах» отношений между гражданским обществом и государством. К первому можно отнести степень «по­гружения» государства в общество. Второй аспект связан с самим механизмом взаимодействия, являющимся ядром всей системы по­литического управления обществом. Говоря о «качественной» сторо­не, следует отметить, что анализ ситуации в странах Запада, где ме­ханизм взаимодействия гражданского общества и государства раз­вился в целостную структуру, позволяет вычленить два его основных элемента. Первый — это система взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти, осуществляемая на территориальной основе. Основным связующим звеном здесь являются партии; причем одна их часть действует в рамках граждан­ского общества (так называемые классовые партии), а другая — в рамках государства (парламентские фракции).

В странах Запада сформировались и специфические институты представительства интересов — многочисленные конституционные комитеты и комиссии, в работе которых обычно участвуют представи­тели групп и объединений по интересам. Число таких институтов обычно только при органах центральных правительств насчитывает­ся сотнями, и они выполняют крайне важную функцию выработки ре­комендаций и предварительной проработки ответственных государ­ственных решений.

Указанная система, именуемая чаще всего функциональным представительством, превратилась в результате длительного исто­рического развития не только в один из каналов связи между госу­дарством и обществом, но и в необходимейшее звено управления.

Однако само состояние гражданского общества в странах За­пада не дает никаких оснований для утверждений, будто найдена ' идеальная модель общественного развития и западное общество за­страховано от социальных кризисов. Так, в начале 30-х годов XX ве­ка выявилась необходимость более глубокого подключения государ­ства крегулированию экономических и социальных процессов.

Вместе с тем сложившуюся там систему отношений граждан­ского общества и правового государства можно рассматривать как носящую преимущественно общецивилизационный характеру

Современные авторы признают также существенное измене­ние функций государства. Так К. С. Гаджиев, подчеркивает, что на оп­ределенном этапе в «индустриальных странах в результате неуклон­ного расширения государственных социальных программ утверди­лось «государство благосостояния» - по сути дела взявшее на себя функции ранее принадлежащие гражданскому обществу. Социаль­ные программы стали неотъемлемой частью правового государства.

Отрицательным фактором, превращающим закономерность сближения гражданского общества и правового государства в тен­денцию, является, в частности, бюрократия. Поэтому необходимо учитывать эту тенденцию, разрабатывать систему противовесов, ог­раничивающую ее влияние.

На Западе и у нас различные условия формирования граждан­ского общества. На Западе оно проходило на основе эволюционного развития и накопления демократических традиций, экономических и политических свобод (У нас же его формирование происходит в ус­ловиях, когда на предшествующих этапах развития страны утвер­дился резкий разрыв между декларированными, формальными принципами общественных организаций (прежде всего относитель­но положения человека) и реальными общественными отношениями.

Избавление целых поколений от внушённых им догм — процесс дли­тельный. Механическое перенесение на нашу почву различных ин­ститутов гражданского общества, существующих в демократичес­ких странах Запада, не принесет ожидаемых результатов,

Особенность сложившейся у нас ситуации состоит в том, что гражданское общество, вышедшее из недр административно-бюро­кратической системы, находится в зачаточном, аморфном состоя­нии. В силу этого, несмотря на демонтаж тоталитарных институтов, доминирование политической системы над гражданским обществом продолжается.

Можно выделить следующие направления формирования гражданского общества в России:

- создание экономического фундамента на основе многообра­зия форм собственности и социально-ориентированной рыночной экономики;

- формирование нового типа государственности, базирующе­гося на приоритете права, способного к социальному партнерству, в условиях реально сложившейся дифференциации интересов раз­личных групп и общностей;

- создание реального плюрализма в обществе. Этому способст­вует рождение новых форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, нефор­мальных гражданских движений;

- преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий.

Эти процессы, как показывает мировая практика, должны быть синхронными и одинаковыми по темпам с формированием пра­вового государства. Правовое государство призвано обеспечить ус­ловия для функционирования гражданского общества, основных его институтов и ценностей.

Правовое государство

 

Идея правового государства восходит еще к Платону, а соотношение государства и права, политики и закона обосновал Цицерон. Он видел в государстве согласованное правовое взаимодействие свободных членов общества, а не просто множество живущих рядом людей, подчиняющихся единым для всех правилам.

Философское обоснование идеи правового государства наиболее полно представлено в трудах И. Канта. Только соединенная воля всех лиц, образующих народ, по мнению Канта, может быть источником законов в правовом государстве. Обладая правом участия в общем решении, каждый в то же время обязан неукоснительно ему подчиняться. Неотчуждаемой принадлежностью гражданина является равенство перед законом. Это значит, что любой гражданин вправе признать над собой только такую власть, которая сама неукоснительно соблюдает те же законы, что и он.

Большая часть положений Канта, а также Д. Локка и Ш. Монтескье вошла в Конституцию США 1787 г. и во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Последняя прямо провозглашала, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» (ст. 16), а также, что «закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества» (Ст. 5).

Концепция правового государства в работах русских социологов, юристов конца XIX — начала XX вв., прежде всего А. И. Петра-жицкого, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского, М. Я. Острогорского исходила из теории естественного права, что означало в реальной общественной жизни проведение социальных реформ только при условии соблюдения правовых гарантий и свобод индивида. Социо-логи этого направления раньше других увидели опасность идеи подчинения правовых норм «исторической целесообразности», подмены позитивного права реализацией субъективных интересов различных политических сил. Правовое государство есть само по себе величайшее достижение цивилизации. Основные отличительные признаки правового государства: - верховенство закона во всех сферах общественной жизни; - реальность прав и свобод личности; - взаимная ответственность государства и личности; - разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную; - наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов. Правовое государство есть правовая форма осуществления государственного суверенитета народа. Это означает, что все публично-властные полномочия находятся у государства и его органов, а организация и функционирование самой власти строится на правовых началах. Такое государство может базироваться только на утверждении закономерного воздействия права на государство. «Правление закона» может быть атрибутом правового государства лишь тогда, когда сами законы адекватны необходимому правопорядку.

Каковы же пути формирования правового государства? 1. Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого. 2. Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения, его правовую грамотность. 3. Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.

4. Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенции последних.

Государство, стремящееся к торжеству правопорядка, строит свои взаимоотношения с другими субъектами политической системы на основе закона. В механизме этих взаимоотношений определяющее значение имеет то обстоятельство, что государство как наиболее устойчивая, сохраняющая преемственность и обладающая наибольшим объемом властных полномочий структура является фундаментом политической системы. Во-первых, государство определяет юридическо-правовые условия функционирования слагаемых политической системы. Не вмешиваясь в работу партий, профсоюзов, движений, других самодеятельных организаций, признавая их самостоятельность в решении внутренних организационных вопросов и отправления функциональных обязанностей, оно тем не менее определяет порядок юридической регистрации общественных объединений, получения ими прав юридического лица.

Во-вторых, государство применяет политические санкции (заявления, предупреждения, запрещения и др.) в отношении субъектов политической организации общества на основе права, закона. Применение санкций, как правило, обусловливается антиконституционными, антиправовыми акциями общественных объединений, хотя имеют место и политические соображения.

В-третьих, обязательными для исполнения всеми субъектами политической системы являются Конституция (Основной закон) государства и другие законы. В условиях демократически организованного общества партии, общественные организации, движения могут сыграть роль оппозиции государственным структурам (парламенту, правительству, главе государства). Однако оппозиция не вправе нарушать законы общества. В противном случае оправданы санкции со стороны государства, обязанного защищать законы, вплоть до использования рычагов принуждения и насилия.

В- четвертых, потребности общественного согласия, скоординированного развития общества как цельного организма требуют содействия государственной политике со стороны всех субъектов политической системы. Разумеется, содержание политики и механизм ее осуществления могут быть объектом критики и борьбы. Для этого выработаны такие методы и формы, как отстаивание своей позиции через средства массовой информации; предание гласности своих платформ, заявлений; проведение митингов, борьбы за избирателей и т. д. Но до изменения государственной политики, пересмотра ее коренных положений каждый представитель партии, движения в силу гражданского права обязан осуществлять (если он работает в государственном учреждении) государственные решения.

Отношения государства с другими элементами политической системы строятся на основе партнерства, взаимодействия, учета реалий политического плюрализма, поиска согласованных усилий в решении проблем и других принципов.

Современное российское государство по своему типу является переходным. Оно несет на себе отпечаток черт советской государственности (стремление контролировать различные стороны жизни, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный принцип подбора руководящих кад-ров и т. д.). Однако появились и укрепляются демократические начала в его деятельности: свободные выборы как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей, следование Конституции и т. д. Процесс создания правового, социального государства в России займет немало времени. Движение к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда первоочередных проблем. Прежде всего необходима сильная государственная власть. Акцент на разделение функций между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти не должен противопоставляться задаче налаживания их всестороннего сотрудничества, чтобы не возникало впредь трагического проти-востояния законодательных и исполнительных органов власти. Любое проявление слабости федеральной власти, ее неспособности эффективно решать актуальные проблемы, возникающие в условиях набирающих силу рыночных отношений, чревато хаосом. Снижение регулирующего воздействия государственной власти на социальные процессы связано в числе прочего и с тем, что не найдено оптимального соотношения между компетенциями законодательной и исполнительной ветвей власти, с известной слабостью судебной системы. Право не стало пока повсеместной основой деятельности государственных органов, что в условиях несформированной судебной системы создает возможности для произвола властей, нарушения прав и свобод граждан. Отказавшись от тотального контроля за различными сферами жизни общества с помощью принуждения, российское государство должно сформировать новые взаимоотношения с гражданским обществом. Передав большую долю прежней государственной собственности в руки граждан, государство способствует формированию гражданского общества, становлению социальных интересов различных групп населения. Трудности на этом пути обусловлены в значительной мере тем, что в России ценности свободы, индивидуализма не были преобладающими в общественном сознании, у населения до сих пор еще сильны надежды на помощь со стороны государства. Ослабление социальной функции государства служит важной причиной наблюдаемого сегодня роста конфликтов в обществе. Одна из самых сложных проблем - федеративное устройство российского государства, нахождение оптимального соотношения полномочий между центром и субъектами федерации. Дело в том, что в России есть как национально-государственные образования (республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные образования (края, области). Хотя все они имеют статус субъектов (таковых в России насчитывается 89), но отличаются по своим возможностям, а потому и объемы полномочий центра и субъектов в каждом конкретном случае будут различные. Отношения центра со многими национально-государственными образованиями строятся на основе двусторонних договоров, закрепляющих разделение компетенции. Так строятся отношения центра с Башкирией, Татарстаном, Якутией и рядом областей. Следовательно, в России создается федерация с асимметричными отношениями между федеральными органами и органами субъектов союзного государства. Такие образования могут быть эф-фективными, если в их основе лежит экономическая и иная заинтересованность обеих сторон в сотрудничестве.

 

 

Политические партии

 

Наряду с государством важнейшим субъектом политического про­цесса в качестве института политической системы выступает поли­тическая партия. Термин «партия» происходит от латинского слова паре — часть. Политические партии и представляют собой наиболее активную, организованную часть населения.

Партиям, как и другим общественным объединениям, прису­щи три основных черты: 1) солидарность, основанная на осознании коллективной принадлежности к одному объединению; 2) общая цель; 3) согласие в отношении средств и способов достижения этой цели. Однако в отличие от других общественных объединений, поли­тические партии нацелены на борьбу за завоевание и использова­ние власти.

Политическим партиям присуща организационная структура, закрепленная в уставных документах, членство, внутрипартийные отношения, партийно-политическое лидерство, наличие программ­ных и уставных документов, в которых закрепляются идейно-поли­тические и организационные основы партии.

В качестве субъекта политического процесса партия выполня­ет определенные функции:

1) Агрегирование социальных интересов: одна из главных задач политической партии состоит в том, чтобы превратить множество ча­стных интересов граждан, социальных групп в их совокупный полити­ческий интерес. Деятельность партии направлена на выявление, обос­нование и формирование интересов тех граждан, социальных групп и слоев населения, которые составляют социальную базу партии.

2) Артикуляция, представительство социальных интересов.Между политическими партиями иих социальной основой существу­ют отношения представительства. В идеале цель партии состоит в реализации представительства в политической системе общества тех со­циальных групп, слоев, классов, интересы которых она выражает. В принципе этот идеал реализуется на практике как устойчивая тен­денция. Однако в реальной жизни связи социальных групп, слоев и классов с какой-либо партией не однозначны Часто политическая пар­тия не получает поддержки социальной группы, на представительство интересов которой она претендует. Интересы одной группы могут представляться несколькими партиями. Люди могут ошибочно примы­кать к партиям, которые не только не представляютих интересы, но выступают против них Партия может представлять интересы неболь­шой части крупной группы. Она может претендовать на одновременное представительство различных групп или социальных слоев.

Современные политические партии, как правило, пытаются представить себя массам как выразителей общих интересов общест­ва, а не как представителей меньшинства. Толькоих реальное поли­тическое поведение позволяет определить является ли эта претен­зия обоснованной или же она служит для маскировки истинных на­мерений партии.

3) Политическая социализация граждан, социально-политиче­ское просвещение, сплочение и активизация граждан на основе общно­сти их коренных интересов, отражение этих интересов в политической идеологии и программе развития общества, планах решения перспек­тивных и текущих задач; постоянная забота о развитии, уточнении по­литической доктрины, разъяснение массам сложившейся ситуации и предлагаемой платформы действий, организация широкой поддержки программных требований со стороны населения; постоянная забота о расширении социальной базы партийной политики. В этих целях пар­тия налаживает взаимодействие с профессиональными, экологичес­кими, культурно-просветительными и другими общественными орга­низациями и движениями, участвует в формировании общественного мнения, политическом воспитании граждан.

4) Организация борьбы за власть или в ее защиту, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюцион-но-реформистские, вооруженные и без использования вооруженного насилия и т. д.); в условиях реальной демократии такая функция осу­ществляется конституционными способами, через систему демокра­тических выборов органов центральной и местной власти.

5) Подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля заих парламентской деятельностью.

6) Формирование в парламенте партийной фракции, служа­щей связующим звеном между партией и органами власти, рычагом партийного воздействия на государственную политику в центре и на местах. Фракция широко использует законодательные инициативы, депутатские запросы.

7) Разработка принципов и форм отношений с другими поли­тическими партиями.

8) Для партии, проигравшей борьбу за власть, важной функ­цией является организация парламентской оппозиции, давления на государственные органы (Гаджиев К. С. Введение в политологию. М., 1993. С. 95).

Таким образом партия обеспечивает связь населения с госу­дарственными структурами, осуществляет институционализацию политического поведения граждан, заменяет стихийные формы об­щественно-политической активности упорядоченными, находящи­мися под контролем организованными действиями.

На основе вышеизложенного можно дать такое определение:

Политическая партия — это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государст­венной власти или участия в ее осуществлении.

Существует много критериев классификации политических партий.

С точки зрения социального характера партии различаются по тому, интересы каких социальных групп они выражают. Это могут быть: рабочие, буржуазные, крестьянские, национальные партии и др.

В зависимости от идеологического облика партии делят на: идейно-политические (их деятельность базируется на более или ме­нее четко оформленной идеологии); прагматические, или другими словами, избирательные, которые используют те или иные идеи, ло­зунги, которые наиболее привлекательны и актуальны в период вы­боров; харизматическо-вождистские, объединяющие своих членов не столько вокруг какой-то определенной идеи, сколько вокруг очень популярной личности вождя.

Существует также типология, разделяющая партии на: представительные, которые выражают взгляды своих после­дователей, с изменением которых меняется и политика партии; мобилизующие, которые нацелены на изменение сознания на­селения, особый упор делают на пропаганде, препятствуя контрпро­паганде. По месту, которое партии занимают в системе власти, они де­лятся на: легальные, деятельность которых узаконена государством. Среди них можно выделить организации, которые играют сущест­венную роль в политической системе, а также те, которые имеют не­значительное влияние; нелегальные, деятельность которых запрещена законом. По типу организационной структуры выделяются: массовые партии, они включают в свои ряды большое число чле­нов, основным источником финансирования являются уплачиваемые ими взносы, между членами партии существует тесная и постоянная связь. Большую роль в них играет идеологическая деятельность. Руко­водство в них принадлежит профессиональным политикам; кадровые партии, в них существует строго определенное и по­стоянное членство, в них не уплачиваются членские взносы, эти пар­тии немногочисленные по составу, основную свою деятельность они осуществляют в период проведения выборов, руководствоими осу­ществляется небольшим числом профессиональных политиков, и соответственно власть находится в руках тех, кто от имени партии участвует в правительстве.

По таким признакам, как характер внутрипартийных отноше­ний, отношение партии к обществу, тем или иным элементам поли­тической жизни, принято выделять партии демократические и тота­лДемократическими считаются партии, конкурирующие с другими партиями, представительные, стремящиеся учитывать различные взгляды с тем, чтобы завоевать на свою сторону широ­кий круг последователей. Демократические партии подчиняют свою деятельность конституционным нормам. Во внутрипартий­ной жизни для них характерен широкий плюрализм, наличие фракций и т. д.

Тоталитарные партии именуются еще монополистическими, поскольку они ставят цель устранить с политической арены другие партии. Находясь у власти, они стремятся подчинить своим интере­сам все классы и слои общества, поставить законы на службу пар­тийным целям. Во внутрипартийных отношениях для тоталитарных партий характерны жесткий централизм, строгая дисциплина, от­сутствие фракций. Перечисленные типы партий не исключают друг друга, наоборот, они часто совмещают различные характеристики.

Партии в политической системе в свою очередь образуют пар­тийную систему.Партийная система — это совокупная связь пар­тий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за государственную власть. Будучи важным звеном политической системы общества, партийная система оказывает непосредственное влияние на политический климат общества.

В мире существует большое разнообразие партийных систем. Политологи выделяют однопартийные и близкиеим по сути «квазимногопартийные» системы, как бы прикрывающие многопар­тийными формами однопартийное содержание. Такими были систе­мы в странах Восточной Европы. Существовавшие в некоторых из них партии, по существу, были карманными в руках правивших пар­тий. В результате длительного существования «квазимногопартий­ность» порождает тенденцию к сращиванию партийного и государст­венного аппарата, хотя и не в такой степени, как при абсолютной однопартийности. Являясь специфическим вариантом однопартий­ности, такая система не предоставляет достаточных возможностей для выражения различных интересов и идей, что приводит к нарас­танию кризисных явлений.

Длительный опыт показал, что однопартийность оказалась неустойчивой. Она не обеспечивает гармонического сочетания пря­мых и обратных связей между гражданами и политическим руко­водством, препятствуют необходимому разделению властей. От­сутствие соперничающих партий чаще всего становится результа­том не конкуренции, а физической расправы правящей партии с инакомыслящими. Единственная партия рассматривает всякую критику и всякое несогласие со своими концепциями и политикой как проявление враждебной деятельности. Вместо метода убежде­ния и консенсуса применяются судебные и внесудебные расправы. Население приучается скрывать свои истинные мысли и внешне соглашаться с официальными властями. При однопартийности не устраняется присущий каждому обществу идейный и политичес­кий плюрализм, а закрываются каналы, по которым могут цирку­лировать различные идеи в обществе. Происходит тесное сращива­ние партии с государственным аппаратом. В результате происхо­дит бюрократизация, ослабление демократического контроля за властью со стороны избирателей, выборы приобретают формаль­ный характер. В конечном итоге однопартийность исчезает, устра­няя правящую партию. Она имеет объективную основу в виде соци­ально-экономической неоднородности общества. Конкурирующие экономические интересы различных слоев получают отражение в деятельности политических партий.

Многопартийность — это результат длительного развития политических систем. Многопартийность имеет количественные и качественные параметры. Многопартийность — необходимое состояние демократичес­кого общества. Она позволяет преодолевать монополию одной пар­тии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернатив­ность мышления и действия.

Двухпартийность может в некоторых странах оказаться до­статочно устойчивой системой. Такая партийная система существу­ет в США. Относительная однородность политических концепций в США обусловливает неопределенность размежевания американ­ских политических партий и устойчивость политической системы.

Трехпартийность — система, при которой функционируют и имеют заметное влияние в стране три политические партии. Чаще всего, однако, две партии являются основными, а третья выполняет роль вспомогательного союзника для той или другой основной партии. Например, в Германии христианско-демократический союасоперни-чает за власть с социал-демократической партией, попеременно пользуясь поддержкой партии свободных демократов.

Четырехпартийная система сложилась в странах, где общест­во расколото на два лагеря — правых и левых. Во Франции коммуни­сты и социалисты представляют левых, демократы и республикан­цы — правых. Такое распределение политических сил соответству­ет наиболее влиятельным и устойчивым политическим симпатиям населения. Во Франции не удались попытки внедрить дополнитель­ные партии, а также искусственно умень<



2015-12-13 751 Обсуждений (0)
Гражданское общество и государство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гражданское общество и государство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (751)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)