Восстание в Тургайской, Уральской областях и на Мангышлаке во II- половине 19 века
Предпосылка восстания В 1907-1917 г из центральных губерний России в Казахстан было преселено 2 млн 400 тыс человек Восстание в Уральской и Тургайской областях (1868–1869 гг.) Административной реформы 1867–1868 гг. нарушили сложившийся порядок деления пастбищ, ограничили власть местной администрации, ввели новое налоговое законодательство. В декабре 1868 г. восстание вспыхнуло в Тургайской и Уральской областях. Оно началось стихийно. Поводом послужил выезд организованных комиссий в степь для проведения в жизнь «Положений» 1867–1868 гг. Оно длилось до октября 1869 г. К весне 1869 г. сформировались вооруженные отряды повстанцев, они бойкотировали правительственные комиссии, оказывали вооруженное сопротивление царским отрядам. Восстание возглавили Сейл Туркебайулы и Беркин Оспанулы, контролировавшие территорию по реке Эмбе. Восстание носило антиколониальный характер и было направлено против: 1) Административной реформы 1867–1868 гг., которая усилила колониальную зависимость казахской степи; 2) Объявления всей территории Казахстана собственностью Российской империи и использования ее по территориальному принципу. Введения новых правил землепользования; 3) Строительства новых крепостей и изъятия плодородных земель у казахов; 4) Увеличения налогов и введения новых повинностей; 5) Перехода феодальных групп на управленческую службу, усиления административного давления на своих подчиненных. Восставшие Уральской и Тургайской областей требовали: 1) Избавить народ от податей; 2) Отменить продажу земли; 3) Сохранить свободу перекочевок; 4) Ликвидировать принцип назначения уездных начальников. Для подавления восстания были посланы значительные карательные силы из солдат и офицеров Московского, Петербургского, Харьковского, Казанского военных округов и 510 стрелков. Были мобилизованы все казачьи силы Восстание на Мангышлаке(Мангыстау) (1870 г.) Восстание было связано с введением временного положения в 1869 г. в Уральской и Тургайской областях. Здесь земельный вопрос стоял еще острее. Возмущение введением новой системы налогов усилило сопротивление. В марте 1870 г. началось восстание на полуострове Мангышлак (Мангистау). Причинами восстания явились: 1) Сопротивление реформам 1867–1868 гг, которые усилили колониальную зависимость; 2) Захват казахских земель Российской империей и строительство новых крепостей. Укрепления возвели в летних кочевьях адаевцев, в долине реки Жем; 3) Увеличение налогов и введение новых повинностей; 4) Запрет роду Адай пользоваться летовками и требование от них уплаты прошлогодних податей по новой цене. 40 тыс. кибиток адаевцев должны были уплатить 160 тыс. рублей, часть податей взималась баранами; 5) Передача 2 февраля 1870 г. Мангистауского приставства в распоряжение Кавказского наместничества, в которой выразилось политическое бесправие казахского народа. Поводом к нему послужили угрозы мангистауского пристава подполковника Рукина с помощью войск и казаков принудить кочевавших здесь казахов племени адай принять «Временные положения» и попытки запретить им пользоваться традиционными летними кочевьями в долине Эмбы, где были возведены укрепления. Движущей силой восставших стали казахские шаруа, в основном род адай Младшего жуза Восставших в районе полуострова Бузачи возглавили Досан Тажиулы и Иса Тленбайулы. Впервые в этой борьбе за свои права активно участвовали казахские наемные рабочие . Последствия восстания: 1) 3 тыс. семей казахов-адаевцев перешли на территорию Хивинского ханства; 2) Адаевцам наложили контрибуцию в размере 90 тыс. баранов; 3) Кавказская администрация взыскала с оставшихся на Мангистау 9 тыс. кибиток Устное народное творчество казахов (XVIII- нач. XX вв).
Акгамберды-жырау Сарыулы (18 в.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт- импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах 18 в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии.
Умбетей Тилеу улы (18 в:) воспевал героическую борьбу с джунгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай-батыру.
Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаман улы (1684-1781). Бухар-жырау был одним из влиятельных биев при Тауке-хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.
Жырау не только певец-импровизатор, но и выразитель интересов рядовых общинников - свободных кочевников. Толгау иногда исполняется как пророчество, в той или иной степени жырау выполняет в обществе кочевников миссию жреца. Песни-толгау полны философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира. Только в конце XVIII века постепенно ослабевает эта традиция, свидетельством чего является новая плеяда акынов - Котеш, Шал и другие. В эпоху полного господства фольклора, к письменной можно отнести только религиозную литературу, связанную с распространением в Казахстане суфизма.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1350)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |