Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Система показателей рентабельности предприятия




 

Показатели рентабельности характеризуют финансовые ре­зультаты и эффективность деятельности предприятия. Они изме­ряют доходность предприятия с различных позиций и группиру­ются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприя­тий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительно­го анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используют­ся как инструмент инвестиционной политики и ценообразования

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы

1. Показатели рентабельности капитала (активов);

2. Показатели рентабельности продукции;

3. Показатели, рассчитанныена основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности (рис.1.1) формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются:

- все активы предприятия;

- инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства);

- акционерный (собственный) капитал.

 

Рисунок 1.1 – Показатели рентабельности капитала (активов)

 

Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интере­сам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - от­дача на инвестируемый капитал; собственников иучредителей -доходность акции и т.д.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям Рассмотрим следующую очевидную зависимость (формула 1.3)

 

, (1.3)

 

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономическая связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рента­бельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности, приведенной в формуле 1.4:

 

, (1.4)

 

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продук­ции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости.следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Примером служит рисунок 1.2:

 

Рисунок 1.2 – Показатели рентабельности продукции.

 

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного ( ) и отчетного ( ) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации, выраженная в формулах 1.5, 1.6:

 

, (1.5)

. (1.6)

Или определяется по формуле 1.7, 1.8, 1.9:

, (1.7)

, (1.8)

. (1.9)

где – прибыль от реализации отчетного и базисного пе­риодов;

– реализация продукции (работ, услуг) отчетного и ба­зисного периодов;

- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

– изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Влияние фактора изменения объема реализации определя­ется расчетом по формуле 1.10 (по методу цепных подстановок):

 

, (1.10)

 

Соответственно влияние изменения себестоимости рассчитывается по формуле 1.11:

, (1.11)

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом приведено в формуле 1.12:

, (1.12)

 

Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств (ЧПДС). Данные показатели представлены на рисунке 1.3:

 

Рисунок 1.3 – Показатели, рассчитанные на основе потоков наличных

денежных средств.

 

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

 




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (734)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)