Дисперсионный анализ для связанных выборок
Метод дисперсионного анализа для связанных выборок применяется в тех случаях, когда исследуется влияние разных градаций фактора или разных условий на одну и ту же выборку испытуемых.Градаций фактора должно быть не менее трех. В данном случае различия между испытуемыми - возможный самостоятельный источник различий. Однофакторный дисперсионный анализ для связанных выборок позволит определить, что перевешивает - тенденция, выраженная кривой изменения фактора, или индивидуальные различия между испытуемыми. Фактор индивидуальных различий может оказаться более значимым, чем фактор изменения экспериментальных условий. Пример 2.Группа из 5 испытуемых была обследована с помощью трех экспериментальных заданий, направленных на изучение интеллектуальной, настойчивости (Сидоренко Е. В., 1984). Каждому испытуемому индивидуально предъявлялись последовательно три одинаковые анаграммы: четырехбуквенная, пятибуквенная и шестибуквенная. Можно ли считать, что фактор длины анаграммы влияет на длительность попыток ее решения? Таблица 2. Длительность решения анаграмм (сек)
Сформулируем гипотезы. Наборов гипотез в данном случае два. Набор А. Н0(А): Различия в длительности попыток решения анаграмм разной длины являются не более выраженными, чем различия, обусловленные случайными причинами. Н1(А): Различия в длительности попыток решения анаграмм разной длины являются более выраженными, чем различия, обусловленные случайными причинами. Набор Б. Но(Б): Индивидуальные различия между испытуемыми являются не более выраженными, чем различия, обусловленные случайными причинами. Н1(Б): Индивидуальные различия между испытуемыми являются более выраженными, чем различия, обусловленные случайными причинами. Последовательность операций в однофакторном дисперсионном анализе для связанных выборок: 1. подсчитаем SSфакт - вариативность признака, обусловленную действием исследуемого фактора по формуле (1).
где Тс – сумма индивидуальных значений по каждому из условий (столбцов). Для нашего примера 51, 1244, 47 (см. табл. 2); с – количество условий (градаций) фактора (=3); n – количество испытуемых в каждой группе (=5); N – общее количество индивидуальных значений (=15); 2. подсчитаем SSисп - вариативность признака, обусловленную индивидуальными значения испытуемых. где Ти – сумма индивидуальных значений по каждому испытуемому. Для нашего примера 247, 631, 100, 181, 183 (см. табл. 2); с – количество условий (градаций) фактора (=3); N – общее количество индивидуальных значений (=15); 3. подсчитаем SSобщ – общую вариативность признака по формуле (2): 4. подсчитаем случайную (остаточную) величину SSсл, обусловленную неучтенными факторами по формуле (3): 5. число степеней свободыравно (4):
6. «средний квадрат»или математическое ожидание суммы квадратов,усредненная величина соответствующих сумм квадратов SS равна (5):
7.значение статистики критерия Fэмп рассчитаем по формуле (6 ):
8.определим Fкрит по статистическим таблицам Приложения 3 для df1=k1=2 и df2=k2=8 табличное значение статистики Fкрит_факт=4,46, и для df3=k3=4 и df2=k2=8 Fкрит_исп=3,84 9. Fэмп_факт > Fкрит_факт (6,872>4,46), следовательно принимается альтернативная гипотеза. 10. Fэмп_исп < Fкрит_исп (1,054<3,84), следовательно принимается нулевая гипотеза. Вывод: различия в объеме воспроизведения слов в разных условиях являются более выраженными, чем различия, обусловленные случайными причинами (р<0,05). Индивидуальные различия между испытуемыми являются не более выраженными, чем различия, обусловленные случайными причинами.
Корреляционный анализ Читайте также: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |