Учебно-методические разработки по проведению семинарских занятий
Семинар 1,2. Философия как форма теоретического знания и тип мировоззрения. Философия Древнего мира. 1. Понятие и общая характеристика мировоззрения. 2. Формирование и развитие философии как особого вида познавательной деятельности, универсальность философских обобщений. 3. Философия Древней Индии и Китая. 4. Особенности античной философии. Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель. Темы для докладов: 1. Особенности философского мировоззрения. 2. Творческие функции мировоззрения. 3. Становление и основные этапы развития философии Древнего Мира (Индия, Китай). 4. Античная философия: основные школы и направления. Рекомендуемая литература: 1. Волкогонова О.Д. Основы философии. – М., 2009. 2. Кузнецов В.Г., Миронов В.В. и др. Философия: Учебник. – М., 2006. 3. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2005. 4. Асмус В.Ф. Античная философия: История философии. – М., 2003. 5. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. – М., 2010.
Семинар 3,4. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения и Нового времени. 1. Характерные черты средневековой философии. Логика развития средневекового мышления. Философия Пьера Абеляра и Фомы Аквинского. 2. Основные направления философии эпохи Возрождения и их характеристика. 3. Особенности философии Нового времени. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Разработка методов научного познания (индукция и дедукция). 4. Философская концепция Г. Гегеля и антропологический материализм философии Л. Фейербаха. Темы для докладов: 1. Становление и основные этапы развития средневековой философии. 2. Философские воззрения Н. Кузанского, Дж. Бруно, Т. Мора, Н. Коперника, Г. Галилея. 3. Формирование новой механической картины мира и её эволюция. 4. Философские взгляды Ф. Бэкона, Р.Декарта. 5. Д. Юм и И. Кант о границах и возможностях человеческого познания. Рекомендуемая литература: 1. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. – М., 2005. 2. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи. – М., 2006. 3. Ильин В.В. Философия. – М., 2005. 4. Ильин В.В. Философия Нового времени: Уч. пособие. – СПб., 1993. 5. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2005. 6. Коплетон Ф. История средневековой философии. – М., 1997.
Семинар 5. Основные направления западноевропейской философии XIX-XX веков. 1. Общая характеристика марксистской философии, её основные особенности и характерные черты. 2. Возникновение и эволюция основных направлений западноевропейской философии. 3. Характерные особенности религиозной философии XX в. Неотомизм. 4. Философия позитивизма и её основные разновидности. 5. Философия экзистенциализма и её социальные и теоретико-познавательные основания. Темы для докладов: 1. Марксистская философия, её основные особенности. 2. Философия позитивизма и основные этапы её развития. 3. Философия экзистенциализма о человеческом бытии. 4. Религиозная философия XX века. Рекомендуемая литература: 1. Губман Б.Л. Современная философия культуры. – М., 2005. 2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001. 3. Пассмор Дж. Современные философы. – М., 2002. 4. Бердяев Н.А. Русская идея. – М., 2005. 5. Рассел Б. История западной философии. – М., 1959 6. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.
Семинар 6. Русская философия. 1. Становление и основные этапы развития русской философской мысли. 2. «Западничество» и «славянофильство» в русской философской мысли XIX века. 3. Русский космизм К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского. Русский марксизм Г.В. Плеханова, В.И. Ленина. Темы для докладов: 1. Характерные особенности русской философии. 2. Становление и основные этапы развития русской философии. 3. Развитие отечественной философской мысли в современный период. Рекомендуемая литература: 1. Бердяев Н.А. Русская идея. – М., 2005. 2. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 2007. 3. Сербиенко В.В. Русская философия. Курс лекций. – М., 2006. 4. Михайлова Е.Е. Русская философия: Учебное пособие. – Тверь, 2009. 5. Философия / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М., 2008.
Семинар 7. Философское учение о бытии (онтология). 1. Основные концепции и формы бытия. 2. Понятие и основные уровни организации материи и их взаимосвязь. 3. Движение, пространство и время как всеобщие формы бытия материи. Темы для докладов: 1. Современные философские концепции бытия. 2. Движение как способ существования материи. 3. Современная наука о пространстве и времени как формах бытия материи. Рекомендуемая литература: 1. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. – М., 2005. 2. Кохановский В.П. Философия. – М., 2008. 3. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993. 4. Хитроу Дж. Структура и природа времени. – М., 1984. 5. Новый энциклопедический словарь. – М., 2006.
Семинар 8. Философское учение о развитии. 1. Понятие и общая характеристика учения о развитии и всеобщей связи. 2. Принципы, законы и категории диалектики. 3. Современные концепции развития. Темы докладов: 1. Содержание и современные философские концепции развития. 2. Основные принципы и законы диалектики. 3. Противоречие как источник движения и развития. Рекомендуемая литература: 1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2007. 2. Диалектика в науках о природе и человеке. – М., 2001. 3. Канке В.А. Философия. – М., 2007. 4. Бересон А. Длительность и одновременность. – М., 2006.
Семинар 9. Сознание. 1. Понятие и структура сознания. 2. Сознание как высшая форма психического отражения действительности. 3. Самосознание и социальная активность человека. Сознание, подсознательное, бессознательное. 4. Язык как способ существования сознания. Естественные и искусственные (формализованные) языки. Темы докладов: 1. Проблема сознания в философии. 2. Основные факторы формирования и развития сознания. 3. Отражение как всеобщее свойство материи. 4. Проблема формирования экологического сознания. Рекомендуемая литература: 1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2007. 2. Бессознательное. – М., 1994. 3. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983. 4. Мозг и разум. – М., 1994. 5. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2006.
Семинар 10,11. Познание как проблема философии. Наука и научное познание. 1. Проблема познаваемости мира и её решение в истории философии. 2. Социальная природа познания. 3. Чувственное и рациональное познание. 4. Особенности научного ползнания, его методы и формы. 5. Теория истины, истина и заблуждение. Темы для рефератов: 1. Философские концепции познания. 2. Диалектический характер процесса познания. 3. Субъект и объект познания, их взаимодействие. 4. Д.Юм и И.Кант о возможностях и границах человеческого познания. 5. Практика как основа и цель познания. 6. Методы и формы научного познания. 7. Модели и моделирование в научном познании. Рекомендуемая литература: 1. История, философия и методология науки: Хрестоматия. – М., 2005. 2. Лебедев С.А. и др. Введение в историю и философию науки. – М., 2005. 3. Микешина Л.А. Философия науки. – М., 2005. 4. Стёпин в.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2006. 5. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2006.
Семинар 12,13. Общество как объект философского анализа. 1. Понятие «общество». Основные социальные общности людей. 2. Философские концепции общества и государства. Гражданское общество и государство. 3. Социально-культурные регулятивы общественного развития. Концепции детерминизма. 4. Источники и движущие силы общественного развития. Прогресс и регресс в историческом развитии. 5. Сфера управления общественными процессами. Темы докладов: 1. Социальная структура общества. 2. Структура общественных отношений, её основные элементы. 3. Проблема детерминизма в общественном развитии. 4. Первичные и вторичные уровни общественной жизни. 5. Специфика социальной деятельности. Рекомендуемая литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2007. 2. Барулин В.С. Социальная философия. – М., 2007. 3. Ильин В.В. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. – М., 2008. 4. Куратов В.И. Начала прагматической антропологии: Учебное пособие для вузов. – М., 2008. 5. Миронов В.В. Философия. – М., 2008. 6. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2006.
Семинар 14. Сферы общественной жизни. 1. Основные сферы жизни общества. 2. Производственная деятельность и её роль в общественном развитии. 3. Социальная сфера жизни общества. 4. Политическая и духовная сферы жизни общества. Политическая деятельность, политические отношения, политическая власть. Темы докладов: 1. Понятие и структура общественной жизни. 2. Способ производства его структура. 3. Социальные критерии научно-технического прогресса. 4. Проблема формирования институтов гражданского общества. 5. Политические союзы, партии и организации целевого назначения. 6. Духовная деятельность и духовные потребности. Рекомендуемая литература: 1. Алексеев П.В. Философия. М., 2007. 2. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали // Вопросы философии. 2006, № 5. 3. Генон Ф. Кризис современного общества. – М., 2008. 4. Канке В.А. Философия. – М., 2007. 5. Кравченко И.И. Политика и сознание // Вопросы философии. 2006, № 11. 6. Миронов В.В. Философия. – М., 2008.
Семинар 15. Проблема периодизации всемирной истории. 1. Понятие и сущность периодизации всемирной истории. 2. Формационная концепция общественного развития. Роль науки, техники и технологии в формационном развитии общества. 3. Цивилизационное развитие общества. Соотношение культуры и цивилизации, виды цивилизации. Темы докладов: 1. Критерии периодизации всемирной истории и её основные концепции. 2. Понятие и структура общественно-экономической формации. 3. Культура как цель, средство и результат человеческой деятельности. 4. Роль социальных институтов общества в историческом развитии. Рекомендуемая литература: 1. Генон Р. Кризис современного общества. – М., 2008. 2. Кохановский В.П. Философия. – М., 2008. 3. Кравченко А.И. Общество: статика и динамика: Учебное пособие. – М., 2006. 4. Миронов В.В. Философия. – М., 2008. 5. Рудкович Е. Система ценностей общества: структурный анализ / Власть. 2007, № 1.
Семинар 16,17. Человек в системе социальных связей, свобода и ответственность личности. 1. Философское понимание личности. Понятие «индивид», «индивидуальность», «личность». 2. Становление, структура, социальные функции личности, особенности её социализации и позитивной самореализации. 3. Деятельность и свобода личности. Свобода и ответственность. 4. Социальные нормы поведения, идеалы, интересы и ценностные ориентации личности. Темы докладов: 1. Понятие социального поведения и смысла жизни. 2. Проблема смерти и бессмертия человека. 3. Свобода и ответственность личности. 4. Проблема соотношения личности и общества и её решение в различных философских системах. 5. Типология личности и её роль в истории. 6. Социокультурные детерминанты формирования и развития личности. Рекомендуемая литература: 1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. – М., 2001. 2. Бессонов Б.Н. Философия и современные задачи: Учебник для вузов. – М., 2006. 3. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2006. 4. Руткевич Е. Система ценностей общества: структурный анализ / Власть. 2007, № 1. 5. Тульчинский Г.А. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности // Вопросы философии. 2008, № 4. 6. Таранов П.С. Философия. Биографический словарь. – М., 2004.
Семинар 18, 19. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. 1. Особенности современной информационной и техногенной цивилизации. 2. Современная цивилизация и глобальные проблемы. Понятие, сущность глобальных проблем и пути их решения. 3. Противоречия и тенденции развития современной цивилизации. 4. Демографические проблемы современного мира. Роль научного понимания проблемы перенаселения и воспроизводства населения. Темы докладов: 1. Основные ценности техногенной цивилизации. 2. Типология глобальных проблем современности и пути их решения. 3. Демографические проблемы современного мира. 4. Эволюция возрастной структуры и факторы социальной миграции населения. Рекомендуемая литература: 1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2007. 2. Волков Ю.Г. Социология. – М., 2010. 3. Воронов Н.А. Экология. Общая, социальная, прикладная. – М., 2006. 4. Генон Р. Кризис современного общества. – М., 2008. 5. Горелов А. Экология. – М., 2006. 6. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2006. 7. Энштейн М. Техника – религия – гуманистика. Два размышления о духовном смысле научно-технического прогресса // Вопросы философии. 2008. № 12.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |