Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебно-методические разработки по проведению семинарских занятий



2015-12-13 291 Обсуждений (0)
Учебно-методические разработки по проведению семинарских занятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Семинар 1,2.

Философия как форма теоретического знания и тип мировоззрения.

Философия Древнего мира.

1. Понятие и общая характеристика мировоззрения.

2. Формирование и развитие философии как особого вида познавательной деятельности, универсальность философских обобщений.

3. Философия Древней Индии и Китая.

4. Особенности античной философии. Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель.

Темы для докладов:

1. Особенности философского мировоззрения.

2. Творческие функции мировоззрения.

3. Становление и основные этапы развития философии Древнего Мира (Индия, Китай).

4. Античная философия: основные школы и направления.

Рекомендуемая литература:

1. Волкогонова О.Д. Основы философии. – М., 2009.

2. Кузнецов В.Г., Миронов В.В. и др. Философия: Учебник. – М., 2006.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2005.

4. Асмус В.Ф. Античная философия: История философии. – М., 2003.

5. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. – М., 2010.

 

Семинар 3,4.

Средневековая философия и философия эпохи Возрождения и Нового времени.

1. Характерные черты средневековой философии. Логика развития средневекового мышления. Философия Пьера Абеляра и Фомы Аквинского.

2. Основные направления философии эпохи Возрождения и их характеристика.

3. Особенности философии Нового времени. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Разработка методов научного познания (индукция и дедукция).

4. Философская концепция Г. Гегеля и антропологический материализм философии Л. Фейербаха.

Темы для докладов:

1. Становление и основные этапы развития средневековой философии.

2. Философские воззрения Н. Кузанского, Дж. Бруно, Т. Мора, Н. Коперника, Г. Галилея.

3. Формирование новой механической картины мира и её эволюция.

4. Философские взгляды Ф. Бэкона, Р.Декарта.

5. Д. Юм и И. Кант о границах и возможностях человеческого познания.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. – М., 2005.

2. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи. – М., 2006.

3. Ильин В.В. Философия. – М., 2005.

4. Ильин В.В. Философия Нового времени: Уч. пособие. – СПб., 1993.

5. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2005.

6. Коплетон Ф. История средневековой философии. – М., 1997.

 

Семинар 5.

Основные направления западноевропейской философии XIX-XX веков.

1. Общая характеристика марксистской философии, её основные особенности и характерные черты.

2. Возникновение и эволюция основных направлений западноевропейской философии.

3. Характерные особенности религиозной философии XX в. Неотомизм.

4. Философия позитивизма и её основные разновидности.

5. Философия экзистенциализма и её социальные и теоретико-познавательные основания.

Темы для докладов:

1. Марксистская философия, её основные особенности.

2. Философия позитивизма и основные этапы её развития.

3. Философия экзистенциализма о человеческом бытии.

4. Религиозная философия XX века.

Рекомендуемая литература:

1. Губман Б.Л. Современная философия культуры. – М., 2005.

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

3. Пассмор Дж. Современные философы. – М., 2002.

4. Бердяев Н.А. Русская идея. – М., 2005.

5. Рассел Б. История западной философии. – М., 1959

6. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

 

Семинар 6.

Русская философия.

1. Становление и основные этапы развития русской философской мысли.

2. «Западничество» и «славянофильство» в русской философской мысли XIX века.

3. Русский космизм К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского. Русский марксизм Г.В. Плеханова, В.И. Ленина.

Темы для докладов:

1. Характерные особенности русской философии.

2. Становление и основные этапы развития русской философии.

3. Развитие отечественной философской мысли в современный период.

Рекомендуемая литература:

1. Бердяев Н.А. Русская идея. – М., 2005.

2. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 2007.

3. Сербиенко В.В. Русская философия. Курс лекций. – М., 2006.

4. Михайлова Е.Е. Русская философия: Учебное пособие. – Тверь, 2009.

5. Философия / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М., 2008.

 

Семинар 7.

Философское учение о бытии (онтология).

1. Основные концепции и формы бытия.

2. Понятие и основные уровни организации материи и их взаимосвязь.

3. Движение, пространство и время как всеобщие формы бытия материи.

Темы для докладов:

1. Современные философские концепции бытия.

2. Движение как способ существования материи.

3. Современная наука о пространстве и времени как формах бытия материи.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. – М., 2005.

2. Кохановский В.П. Философия. – М., 2008.

3. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

4. Хитроу Дж. Структура и природа времени. – М., 1984.

5. Новый энциклопедический словарь. – М., 2006.

 

Семинар 8.

Философское учение о развитии.

1. Понятие и общая характеристика учения о развитии и всеобщей связи.

2. Принципы, законы и категории диалектики.

3. Современные концепции развития.

Темы докладов:

1. Содержание и современные философские концепции развития.

2. Основные принципы и законы диалектики.

3. Противоречие как источник движения и развития.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2007.

2. Диалектика в науках о природе и человеке. – М., 2001.

3. Канке В.А. Философия. – М., 2007.

4. Бересон А. Длительность и одновременность. – М., 2006.

 

Семинар 9.

Сознание.

1. Понятие и структура сознания.

2. Сознание как высшая форма психического отражения действительности.

3. Самосознание и социальная активность человека. Сознание, подсознательное, бессознательное.

4. Язык как способ существования сознания. Естественные и искусственные (формализованные) языки.

Темы докладов:

1. Проблема сознания в философии.

2. Основные факторы формирования и развития сознания.

3. Отражение как всеобщее свойство материи.

4. Проблема формирования экологического сознания.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2007.

2. Бессознательное. – М., 1994.

3. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983.

4. Мозг и разум. – М., 1994.

5. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2006.

 

Семинар 10,11.

Познание как проблема философии.

Наука и научное познание.

1. Проблема познаваемости мира и её решение в истории философии.

2. Социальная природа познания.

3. Чувственное и рациональное познание.

4. Особенности научного ползнания, его методы и формы.

5. Теория истины, истина и заблуждение.

Темы для рефератов:

1. Философские концепции познания.

2. Диалектический характер процесса познания.

3. Субъект и объект познания, их взаимодействие.

4. Д.Юм и И.Кант о возможностях и границах человеческого познания.

5. Практика как основа и цель познания.

6. Методы и формы научного познания.

7. Модели и моделирование в научном познании.

Рекомендуемая литература:

1. История, философия и методология науки: Хрестоматия. – М., 2005.

2. Лебедев С.А. и др. Введение в историю и философию науки. – М., 2005.

3. Микешина Л.А. Философия науки. – М., 2005.

4. Стёпин в.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2006.

5. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2006.

 

Семинар 12,13.

Общество как объект философского анализа.

1. Понятие «общество». Основные социальные общности людей.

2. Философские концепции общества и государства. Гражданское общество и государство.

3. Социально-культурные регулятивы общественного развития. Концепции детерминизма.

4. Источники и движущие силы общественного развития. Прогресс и регресс в историческом развитии.

5. Сфера управления общественными процессами.

Темы докладов:

1. Социальная структура общества.

2. Структура общественных отношений, её основные элементы.

3. Проблема детерминизма в общественном развитии.

4. Первичные и вторичные уровни общественной жизни.

5. Специфика социальной деятельности.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2007.

2. Барулин В.С. Социальная философия. – М., 2007.

3. Ильин В.В. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. – М., 2008.

4. Куратов В.И. Начала прагматической антропологии: Учебное пособие для вузов. – М., 2008.

5. Миронов В.В. Философия. – М., 2008.

6. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2006.

 

Семинар 14.

Сферы общественной жизни.

1. Основные сферы жизни общества.

2. Производственная деятельность и её роль в общественном развитии.

3. Социальная сфера жизни общества.

4. Политическая и духовная сферы жизни общества. Политическая деятельность, политические отношения, политическая власть.

Темы докладов:

1. Понятие и структура общественной жизни.

2. Способ производства его структура.

3. Социальные критерии научно-технического прогресса.

4. Проблема формирования институтов гражданского общества.

5. Политические союзы, партии и организации целевого назначения.

6. Духовная деятельность и духовные потребности.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П.В. Философия. М., 2007.

2. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали // Вопросы философии. 2006, № 5.

3. Генон Ф. Кризис современного общества. – М., 2008.

4. Канке В.А. Философия. – М., 2007.

5. Кравченко И.И. Политика и сознание // Вопросы философии. 2006, № 11.

6. Миронов В.В. Философия. – М., 2008.

 

Семинар 15.

Проблема периодизации всемирной истории.

1. Понятие и сущность периодизации всемирной истории.

2. Формационная концепция общественного развития. Роль науки, техники и технологии в формационном развитии общества.

3. Цивилизационное развитие общества. Соотношение культуры и цивилизации, виды цивилизации.

Темы докладов:

1. Критерии периодизации всемирной истории и её основные концепции.

2. Понятие и структура общественно-экономической формации.

3. Культура как цель, средство и результат человеческой деятельности.

4. Роль социальных институтов общества в историческом развитии.

Рекомендуемая литература:

1. Генон Р. Кризис современного общества. – М., 2008.

2. Кохановский В.П. Философия. – М., 2008.

3. Кравченко А.И. Общество: статика и динамика: Учебное пособие. – М., 2006.

4. Миронов В.В. Философия. – М., 2008.

5. Рудкович Е. Система ценностей общества: структурный анализ / Власть. 2007, № 1.

 

Семинар 16,17.

Человек в системе социальных связей, свобода и ответственность личности.

1. Философское понимание личности. Понятие «индивид», «индивидуальность», «личность».

2. Становление, структура, социальные функции личности, особенности её социализации и позитивной самореализации.

3. Деятельность и свобода личности. Свобода и ответственность.

4. Социальные нормы поведения, идеалы, интересы и ценностные ориентации личности.

Темы докладов:

1. Понятие социального поведения и смысла жизни.

2. Проблема смерти и бессмертия человека.

3. Свобода и ответственность личности.

4. Проблема соотношения личности и общества и её решение в различных философских системах.

5. Типология личности и её роль в истории.

6. Социокультурные детерминанты формирования и развития личности.

Рекомендуемая литература:

1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. – М., 2001.

2. Бессонов Б.Н. Философия и современные задачи: Учебник для вузов. – М., 2006.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2006.

4. Руткевич Е. Система ценностей общества: структурный анализ / Власть. 2007, № 1.

5. Тульчинский Г.А. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности // Вопросы философии. 2008, № 4.

6. Таранов П.С. Философия. Биографический словарь. – М., 2004.

 

Семинар 18, 19.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

1. Особенности современной информационной и техногенной цивилизации.

2. Современная цивилизация и глобальные проблемы. Понятие, сущность глобальных проблем и пути их решения.

3. Противоречия и тенденции развития современной цивилизации.

4. Демографические проблемы современного мира. Роль научного понимания проблемы перенаселения и воспроизводства населения.

Темы докладов:

1. Основные ценности техногенной цивилизации.

2. Типология глобальных проблем современности и пути их решения.

3. Демографические проблемы современного мира.

4. Эволюция возрастной структуры и факторы социальной миграции населения.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2007.

2. Волков Ю.Г. Социология. – М., 2010.

3. Воронов Н.А. Экология. Общая, социальная, прикладная. – М., 2006.

4. Генон Р. Кризис современного общества. – М., 2008.

5. Горелов А. Экология. – М., 2006.

6. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2006.

7. Энштейн М. Техника – религия – гуманистика. Два размышления о духовном смысле научно-технического прогресса // Вопросы философии. 2008. № 12.



2015-12-13 291 Обсуждений (0)
Учебно-методические разработки по проведению семинарских занятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебно-методические разработки по проведению семинарских занятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)