Обязательственный и имущественные отношения по Законам Ману
Имущественные. Право собственности. В период создания ЗМ в Индии уже хорошо понимали различия между собственностью и владением. Способы возникновения прав собственности: • наследование • находка • покупка • завоевание (кшатрии) • ростовщичество (вайши) • исполнение работы • получение милостыни (брахманы) • давность владения (10 лет)
Различали имущество: • Движимое (рабы, скот, инвентарь и др.) • Недвижимое (поле, роща, оросительное сооружение, пруд, водоем) Виды собственности: • Государственная • Общинная • семейная
Из владельца в собственника человек превращается только при законном подтверждении. Приобретать вещи можно было только у собственника. Основным видом собственности являлась земля, за незаконное присвоение которой накладывался большой штраф. Преимущественное право покупки земли – у родственников, соседей и кредиторов продавца. В ЗМ упоминается о судебных спорах о границах между общинами. При рассмотрении таких споров прежде всего учитывалось мнение родственников или соседей.
Обязательственные. Обязательства из договоров. Виды договоров: • Займа. Устанавливает нерушимость долговых обязательств (если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте не мог заставить отрабатывать того, кто выше него по касте. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения) • Личного найма. В основном это были шудры, но могли быть и свободные общинники, ремесленники (вайшьи) условия договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалование виновному не уплачивалось (кроме случаев, когда договор не исполнялся по болезни) • Аренда земли. Получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. • Купли-продажи. Считался действительным, если заключался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца был только собственник вещи. Закон запрещал продавать вещи плохого качества, недостаточного по весу. В течении 10 дней договор мог быть расторгнут без уважительных причин. • Дарения
Обязательства из причинения вреда. В качестве основания-порча имущества (потрав посевов скотом, потеря пастухом животного). Виновный был обязан возместить ущерб и выплатить штраф царю.
• Эпоха Греко-Персидских войн. (5 в.до н.э.) Афиняне решили вступить в войну с персами • так-так понимали неизбежность военного столкновения с ними, • персы захватили Египт, проливы и мешали свободной торговли Афин. Когда персы узнают об этом, то вводят войска в Грецию под предлогом возмездия. Город был разграблен и сожжен, а граждане обращены в рабство. Тогда граждане Афин приняли решение о войне до конца. Персидские походы против Греции были успешны вначале и окончились тяжелым поражением. Эта война оказала большое влияние на развитие Греции, в первую очередь на формирование рабовладельческой системы (создались условия для широкой эксплуатации рабского труда). Делались попытки объединения греческих земель вокруг Афин. • Пелопонесская война (431—404 до н. э.) Это была длительная война между Пелопоннесским (во главе со Спартой) и Делосским (во главе с Афинами) союзами за гегемонию. Она включала в себя 3 войны: • Архидамова война (431-421 гг. до н. э., названа по имени спартанского царя Архидама) не принесла решительного успеха ни одной из сторон, хотя на море преимущество имел афинский флот. • Сицилийская война ( 420-413 гг. до н. э.) Афины вели безуспешную борьбу по захвату Сицилии, на помощь которой пришли Спарта и Коринф. Афинские экспедиционные силы были почти полностью истреблены на острове. • Декелейская война (413-404 гг. до н. э.) началась с захвата Спартой Декелеи и выявила преимущество Пелопоннесского союза. Вскоре после победы спартанского флотоводца Лисандра над афинском флотом при Эгопотамах (405 г. до н. э.) Афины подверглись осаде и через 6 месяцев капитулировали. По условиям мира Афины передали Спарте почти весь свой флот, афинские кре-постные стены были срыты. Эта война явилась крупнейшим столкновение не только двух наиболее значимых полисов-Афин и Спарты, но и двух важнейших политических систем-демократии и олигархии. Прежде всего война: • нарушила равновесие в социальной структуре полиса, • дала резкий толчок развитию крупного ремесленного производства • ускорила процесс социальной дифференциации, что привело к обострению внутренней обстановки в каждом отдельном полисе (нарастание напряжения между богатыми и бедными, народом и правительством) Обе воины способствовали сохранению власти в руках одного человека. На политическую борьбу повлияли реформы Эфиальта и Перикла. Цели реформ: усовершенствование уже сложившегося государственного механизма Афин, дальнейшая демократизация общественного и государственного строя. Реформа Эфиальта: Меры по демократизации общества • лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету 500 и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные(решал лишьуголовные дела) и религиозные функции. • Добивался самостоятельности Афин во внешней политике Эфиальт был предательски убит (461 г. до н. э.)
Перикл - последователь и сторонник демократа Эфиальта, лидер афинского демоса, первый стратег в течении почти 15 лет(с 444 по 429 гг. до н.э.) Реформа Перикла: • Создал Афинский морской союз (Архэ), который давал Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон) • Придал завершающий вид государству • Отмена делена населения на имущественные разряды • Обеспечение доступа граждан к участию в управлении государством • Заставил всех граждан работать • Введена оплата должностей членов народного собрания – диета (открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н. э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.) • Увеличил роль народного собрания в политической жизни • Практика бесплатной раздачи хлеба неимущим • Впервые устанавливается система сдержек и противовесов • Установил открытый демократический суд Три главных ветви власти в римской республике: магистраты, сенат и народ МАГИСТРАТУРА- понятие для обозначения почетных должностей в Др. Риме. • В руках магистратов была сосредоточена исполнительная власть, право законодательной инициативы и (совместная с сенатом) значительная часть административных функций. • Власть магистратов, все их права и обязанности исходили от государства. • Первоначально официальные должности могли занимать только аристократы-патриции.
Магистратуры можно разделить на • Курульные (консул, диктатор, претор, цензор, курульный эдил), дававшие право на почетное (курульное) кресло и считавшиеся более престижными, • Консулы обладали высшей властью по гражданским и военным делам, набирали легионы и возглавляли их, созывали сенат и комиции, диктаторов. • Диктатор - официальное лицо, облеченное верховной властью, избирался только в чрезвычайных ситуациях; • Претор - судья по гражданским делам и младший коллега консула; • Цензоры проводили перепись населения и допускали или отвергали кандидатов в сенат, проводили ревизию сословия всадников; • курульные эдилы отправляли гражданские и религиозные функции в частности, обладали судебными полномочиями
• Менее значительные должности (квесторы, трибуны, плебейские эдилы и т.д.). • Квесторы первоначально были лишь помощниками консулов, финансовые чиновники, позже уголовная юрисдикция, заведование гос.казной и архивом. • Плебейские трибуны - обязанность защищать плебеев от произвола патрициев. Право вмешиваться в дела патрицианских магистратов и сената, могли налагать на их постановления запрет. • Плебейские эдилы - являлись помощниками трибунов в тех вопросах, которые трибуны им поручали и среди которых перечисляется разбор менее важных дел, позже хранители постановлений сената, результаты плебисцитов. Различалось наследование: • По завещанию Существовало три вида завещаний: 1. завещание, составленное перед лицом всего народа в куриатных собраниях 2. перед выступлением в поход, то есть когда для войны брались за оружие и намеревались идти в сражение 3. С помощью обряда эманципации: участвовали 5 свидетелей, весовщик, завещатель, наследник и покупатель наследства, выступавший в роли душеприказчика. Завещатель мог оставить наследникам: • Легат – распоряжение о совершении каких-либо полезных действий в пользу легатория(3-его лица) • Фидеикомисс – просьбу передать наследственное имущество другому римскому гражданину. • По договору - Передача подвластным и эманципированным детям умершего. В классический период наследниками по закону стали признаваться когнаты(кровные родственники по отцовской и материнской линиях) и пережившая мужа жена. Билет № 19. 1.Способы разрешения конфликтов: Саморегуляция как признак человечества. Человек отличается от животного тем, что он способен сам регулировать свое поведение. Человек изобрел «общественные регуляторы», самые первые из них: магия, культурные ритуалы, обряды. Функции социальных регуляторов в первобытном обществе: • Они позволяли первобытному человеку освободить сою психическую энергию от страха перед окружающим миром, тревожности и направить ее на производительную деятельность. • Установление в обществе стабильных отношений. Известная стандартность, предсказуемость, надежность и общепонятность поведения окружающих людей давала каждому человеку определенную гарантию безопасности.
Социальные нормы – правила поведения, определяющие взаимные отношения между людьми. Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами — обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.п. Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являются обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари и мифология. Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Передавались из поколения в поколение. Нормы первобытной морали — правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Религиозные нормы — правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Табу — религиозный запрет, налагаемый на какой - либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов. Мифология — совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях и т.п.), отражавших представления людей о мире, природе и человеческом бытии. В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведения о местах для стоянок и.т. д.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2097)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |