Основная часть (содержательный этап)0.00 из
5.000 оценок
Организованной образовательной деятельности
В старшей группе №2.
Тема: «Приобщение детей к культуре татарского народа»
Подготовила: воспитатель
Iквалификационной категории:
Макарова Е.С.
Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы
По ОО Социально – коммуникативное развитие.
Тема: «Приобщение к культуре татарского народа».
Цель.Формирование начал национального самосознания, интереса к национальной культуре народов республики Башкортостан, быту и традициям.
Образовательные задачи.Расширять представления детей о республике Башкортостан, о народах, проживающих в ней. Формировать представления о культуре татарского народа: традициях, обычаях, быте, национальных костюмах. Активизировать в речи слова: оборки, калфак, камзул, тюбетейка, пиала, чак-чак, джигит, бай, батыр.
Формировать умения детей сравнивать татарские и русские народные сказки, находить различие и сходство, высказывать свою точку зрения. Обогащать духовный и двигательный опыт детей.
Развивающие задачи.Развивать речевую культуру детей, интонационную выразительность речи, творческие способности, координацию движений, зрительно-моторную координацию, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Воспитательные задачи.Воспитывать любовь к родному краю, толерантность, общительности, доброжелательность, чуткость, внимательность, приветливость в общении со сверстниками и взрослыми
Оборудование.Элементы национальной татарской одежды: тюбетейки, камзул; посуда: самовар, чайник, пиалы; картинки с изображением национальных костюмов, декоративно – прикладного искусства, диск с татарской национальной музыкой,
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательная область (вид деятельности
Образовательные
задачи
Содержание организованной образовательной деятельности
Целевые
ориентиры
(характеристики)
«Социально – коммуникативное развитие»
Развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками,развитие мотивационной заинтересованности.
Дети входят в группу под мелодию песни «Любимая Россия» (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова). Рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом.Воспитатель. Ребята, в какой стране мы живём? (Ответы детей: в России).
А кто назовет нашу Республику? (Ответы детей: Республика Башкортостан).
Как называется село, в котором мы живём? (Ответы детей: Рощинский).
Какая река протекает рядом с нашим селом? (Ответы детей: Асава).
Ребята, люди каких национальностей живут и трудятся в нашем селе? (Ответы детей: башкиры, татары, русские, чуваши). Как можно назвать людей разных народов, которые живут в нашем селе? (Ответы детей: рощинцы).
Правильно, мы – рощинцы. А можно ли назвать всех нас – башкортостанцы? Почему? (Ответы детей. Да. Потому, что наше село находится в республике Башкортостан.)
А правильно ли я скажу, что мы все с вами – россияне? Почему? (Ответы детей.
Правильно. Потому, что Республика Башкортостан это часть нашей страны России.
Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет интерес к общению. Проявляет мотивационную заинтересованность.
Основная часть (содержательный этап)
Образовательная область (вид деятельности
Образовательные
задачи
Содержание организованной образовательной деятельности
Развитие умения вслушиваться в смысловое значение поэтических строк, эмоционально откликаться на стихотворение.
Формирование представлений о национальной культуре татарского народа: национальной одежде, быте, народных промыслам.
Формирование представлений детей о народно – прикладном творчестве татар.
Воспитатель.Правильно. Послушайте стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение В.Степанова «Российская семья».
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
Звучит татарская народная мелодия.В группу подскоками вбегают девочка и мальчик (дети подготовительной группы) в национальных татарских костюмах. Девочка здоровается на татарском языке, а мальчик на русском.Воспитатель. Кто вы и откуда? Как вас зовут?
Мальчик. Я – татарин. Живу в селе Рощинский. Зовут меня Дамир.
Девочка. Я тоже татарка. Я тоже жительница села Рощинский. А зовут меня Рената.
Воспитатель. Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите какое красивое платье у Ренаты.А почему оно такое красивое? (Ответы детей.Украшено оборками)
А что надето поверх платья? ( Ответы детей. Передник)
А у Дамира, посмотрите какая жилетка, а на голове необычная шапочка. Как она называется? (Ответы детей: тюбетейка). Рената: Мы принесли вам подарок. (Отдаёт конверт)Воспитатель. Спасибо.
Дамир и Рената прощаются и уходят.Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, что в конверте. Здесь картинки с изображением национальных татарских костюмов. Вот женский костюм. (показ). Посмотрите, женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул. Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани .На голове женщины носили калфак .
Это мужской костюм (показ). Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзул, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку, которая тоже украшалась вышивкой.
На ногах мужчины и женщины носили сапоги (читек) или лапти. Такие костюмы носили давным-давно, когда большая часть татар жили в деревнях. Жили они в деревянных домах. Утром вставали и шли на работу. Мужчины обрабатывали поля, пасли стада, шили обувь, вырезали из дерева или лепили из глины игрушки.
Женщины ткали рушники, салфетки, полотенца в национальном стиле (показ), шили одежду и украшали её. А ребятишки помогали взрослым по мере сил и, конечно, играли.
Сейчас я предлагаю вам поиграть в национальную татарскую игру «Тюбетейка»
Владеет умением вслушиваться в смысловое значение поэтических строк, эмоционально откликается на стихотворение.
Проявляет интерес к культуре татарского народа: национальной одежде, быту, народным промыслам.
Имеет представления о народно – прикладном творчестве татар.
«Физическое развитие»
Развитие координации движения, зрительно-моторной координации, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
Проводится народная татарская игра «Тюбетейка» (см картотеку «Татарские народные игры»)
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
«Социально-коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
Художественно – эстетическое развитие
Формироваие начала национального самосознания, интереса к национальной культуре, быту и традициям.
Развитие умения детей сравнивать татарские и русские народные сказки, находить различие и сходство, высказывать свою точку зрения. Развитие интонационной выразительности речи.
Развитие навыков выразительного исполнения песни, умения петь коллективно.
Воспитатель. А вечером вся семья собиралась за столом. Основой питания татар издавна были мука и крупа, с помощью которых они научились готовить много вкусных блюд: лапшу, ватрушки с творогом, мясом, ягодами, обжаренные в масле, беляши с мясом, картошкой, плов. Заканчивался ужин чаепитием (показ картинки). Чай пили из самовара, наливали чай в пиалы (показ). Чай татары пьют с молоком. Сначала наливают в пиалу молоко, потом заварку, потом кипяток. Обязательно наливали половину пиалы, чтобы гость подольше посидел. И, конечно, пекли к чаю сладкие блюда. Например, чак – чак (показ).
После ужина детей укладывали спать и рассказывали им сказки.
Беседа о татарских сказках и сравнение их с русскими.
Воспитатель.Мы с вами тоже читали татарские народные сказки.
Скажите, какие сказки вам понравились больше всего? (Ответы детей)
Как называют в татарских сказках богатыря? (Ответы детей. Батыр)
А как называют молодого красивого ловкого человека? (Ответы детей. Джигит)
Кто такой бай? ( ответы детей. Богатый человек)
Ребята, а вы помните с каких слов начинаются татарские сказки? (Ответы детей. В давние – давние времена или давным – давно)
Сколько раз в сказках повторяется чудо? (Ответы детей. Три раза)
Какими словами заканчиваются сказки? (Ответы детей. «И я на том пиру побывал, ай, хороший пир был», «И по сю пору, говорят, живут они справно да ладно. Вчера у них был, сегодня вернулся», «Угощали меня там на славу. Жаль одно по усам текло, а в рот не попало».)
Похожи ли татарские сказки на русские? (ответы детей. Да)
Правильно. А чем же они похожи? (Ответы детей. Так же как и в русских в татарских сказках добро побеждает зло, жадность и лень наказывается, щедрость и трудолюбие награждается.
Как вы думаете есть ли что – то общего между русским и татарским народами? (Ответы детей. Сказки похожи, игры похожи, чай любим пить из самовара, любим плов, кисель, ватрушки и т.д.)
А почему? (Ответы детей. Живём рядом и дружно).
Ребята, давайте споем песню о дружбе, которая так и называется.- «Друзья».
Пение песни «Друзья»
Воспитатель. Молодцы, ребята.
Имеет представления о национальных блюдах татар, проявляет интерес к народной культуре.
Владеет умением сравнивать татарские и русские народные сказки, находить в них различие и сходство, высказывать свою точку зрения. Активен в беседе. Речь интонационно выразительна.
Владеет навыками выразительного исполнения песни, умением петь коллективно.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательная область (вид деятельности
Образовательные
задачи
Содержание организованной образовательной деятельности
Целевые
ориентиры
(характеристики)
«Социально – коммуникативное развитие»
Формирование позитивных установок.
Воспитатель. В нашем селе тоже живут татары, в нашей группе тоже есть татары. И не только татары, а дети других национальностей: башкиры, русские, чуваши.. И все мы живём дружно, вместе играем, веселимся, поём и любим свой родной детский сад, наше село Рощинский.
А сейчас помоем руки и попробуем татарское блюдо чак-чак.
Чаепитие с чак – чаком.
Проявляет положительные эмоции во время сюрпризного момента.