Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Доктрина «открытых дверей», «изоляционизма» во внешней политике США в XIX ст



2015-12-13 1373 Обсуждений (0)
Доктрина «открытых дверей», «изоляционизма» во внешней политике США в XIX ст 0.00 из 5.00 0 оценок




Политика «изоляционизма». Политика в духе доктрины Монро получила название “изоляционизма”, т.е. сознательного самоустранения от европейской, а точнее мировой политики, поскольку последняя в тот период концентрировалась в Европе. Притязания США на роль единственного хранителя безопасности Западного полушария усилились после окончания строительства Панамского канала (1870-е гг. – 1914 г.), облегчавшего американское военно-морское господство как в Атлантическом, так и Тихом океанах. Испано-американская война 1898 г. была первой для Америки захватнической войной за пределами континента. В результате этой войны, развязанной США, власть Америки распространилась далеко в Тихоокеанский регион. США захватили Филиппины, Пуэрто-Рико, Гуам и превратили Кубу фактически в свою колонию. На пороге ХХ века американские специалисты по стратегическому планированию уже активно занимались выработкой доктрин военно-морского господства в двух океанах – Атлантическом и Тихом, а американский военно-мор ской флот стал оспаривать господство Британии на морях. Проводимая в этот период политика изоляционизма основывалась на принципе невмешательства во внутренние дела США в данном регионе – так зародился прообраз современных «зон ответственности» и «жизненно-важных интересов». Примечательно, что политика изоляционизма осуществлялась посредством планомерной геополитической экспансии, которая проявилась в том числе в аннексии части территории Мексики в 1845 г. (штат Техас) и Гавайских островов в 1898 г. Моральной основой экспансии стала установившаяся в умах американцев вышеупомянутая идея об исключительности опыта США и необходимости распространить его на весь мир. В результате такой политики США фактически установили контроль в Западном полушарии в ХIХ веке. В следующем столетии это государство трансформировалось в мирового гегемона.

Политика открытых дверей. Политика открытых дверей — это политика, проводимая США в Китае с 1899 г. до 1949 г., начало и основу которой положила доктрина Государственного секретаря Дж. Хэя. Суть такого политического курса состояла в том, что в Китае должна проводиться свободная торговля и свободное проникновение капиталов.

История. Китай до «опиумных войн» (конец XIX века) был закрытой для внешнего мира страной. Вся торговля осуществлялась через провинцию Гуанчжоу, расположенную на юге Китая. Однако, в некоторые части иностранным державам удалось проникнуть: в XVI веке португальцы закрепились в городе Аомынь (Макао), в XVII в. голландцы захватили Тайвань. В XIX в. Китай начинает терять свою влиятельность. Причиной этому стали «опиумные войны». По итогам трёх войн Китай предоставлял льготы английским купцам, отдавал в аренду Британии порт Коулун, разрешал свободное перемещение всем иностранным купцам и разрешал торговлю опиумом. Некоторые исследователи сравнивают положение Китая в то время с полуколонией.

После провалившегося «боксёрского восстания» было решено поделить Китай на сферы влияния между Британией, Францией, Германией, Россией и Японией. США не вошли в число держав, которые получили «лакомый кусочек» Китая. Это и стало главным поводом для доктрины «открытых дверей». Стоит отметить, что США уже в то время входили в число самых крупных экономик мира, поэтому исключение Америки из сфер влияния Китая вызвало недовольства американского правительства.

Суть доктрины. Главный смысл доктрины заключается в предоставлении равных возможностей для европейских держав и США в торговой политике в Китае. США предложили великим державам в своих сферах влияния или на «арендованной» территории не препятствовать интересам других держав и применять китайский договорный таможенный тариф на все товары, независимо от того, где они были сделаны. Предлагалось также взимать одинаковые сборы за транспортные перевозки. Этими мерами обеспечивались благоприятные условия для проникновения на китайский рынок американских монополий, а режим благоприятствования в торговле европейскому капиталу сводился к минимуму. В целом, американцы пытались показаться благодетелями, так как европейские державы принесли много бед и разорение Китаю (опиумные войны), американцы не участвовали в них, но хотели получить экономическую выгоду в Китае тоже. Поэтому В. Хэй предложил доктрину «открытых дверей», которая открывала доступ американскому бизнесу в Китае.

Позже Вудро Вильсон практиковал миссионерскую дипломатию в Китае. Так, самыми влиятельными миссионерами были Чарльз Скотт и Вудбридж. Миссионеры убедили Вильсона, что кредиты нужно давать физическим лицам в Китае и фирмам, а не китайскому правительству. Также Вудро Вильсон сформировал теплое отношение американцев к усилиям китайцев по достижению свободы и самоуправления с идеями о том, что нужно помогать Китаю распространять христианскую мораль и помощь. Миссионеры надеялись, что через такую политику Китай последует за американской добродетели. В то же время миссионерская деятельность — это была некоторая «дорожка» для американского капитала.

 



2015-12-13 1373 Обсуждений (0)
Доктрина «открытых дверей», «изоляционизма» во внешней политике США в XIX ст 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Доктрина «открытых дверей», «изоляционизма» во внешней политике США в XIX ст

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)