Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Восточное славянство до образования государства



2015-12-13 819 Обсуждений (0)
Восточное славянство до образования государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

История Киевской Руси - это история раннего государственного об-разования восточных славян. Хронологически этот период охватывает IХ-ХII вв. IX в. - возникновение элементов государственности у восточных славян, XII век - период ослабления и распада Киевской Руси на отдельные княжества, выделения новых политических центров.

 

Мы употребили термин «восточные славяне», где существительное «славяне» отражает принадлежность к более широкой этнической группе, прилагательное «восточные » показывает, что речь пойдет лишь о восточной ветви славянской этнической общности. А что мы понимаем под этнической общностью, этносом? Этнос - это общность людей, проживающих на определенной территории, вырабатывающих исходя из особенностей ландшафта определенный уклад хозяйственной жизни, характеризующийся общими чертами в культуре и языке. Следует обратить внимание на то, что этнос - это явление, в значительной степени обусловленное географической средой, он тесно связан с природой ареала*, в котором появляется, развивается, живет. Имеется и более простое определение понятия «этнос»: родственная по языку и близкая по культуре общность людей.

 

Приступая к изучению истории нашего государства, в данном случае к истории Киевской Руси, мы прежде всего , обращаемся к проблеме про-исхождения славян, ставя перед собой цель показать сложившееся в исто-рической науке представление о том, когда, на какой территории родился этот этнос, как он развивался до образования государства. Иногда для обо-значения этих явлений используют вместо словосочетания «происхожде - ние славян» более сложное понятие «этногенез славян». Этногенез славян - это рождение, развитие славянского этноса.

 

Человеческую историю можно представить как историю возникно-вения, развития, а иногда и исчезновения этносов. В исторической науке есть особый раздел , занимающийся историей этносов - этническая исто-рия. Здесь мы лишь хотим подчеркнуть, что история имеет дело с разными человеческими общностями, или этносами. Одни народы появляются, формируют свою культуру, государственные образования и исчезают спустя какое- то время или дают продолжение , включаясь в другую этниче-скую группу. Приведем пример. Римляне как народ появились, по мнению историков, где-то в VII-VI вв. до н.э. и исчезли в IV-V вв. н.э., одновре-

 

* Ареал – площадь , пространство, область распространения на земной поверхно-сти каких-либо явлений, тех или иных видов животных, растений и т.п.

 


менно с гибелью Римской империи, а современный итальянский народ сформировался на тех же землях несколько позже, где-то в Х-ХI вв., в ре-зультате объединения потомков римлян, готов, франков, лангобардов, ара-бов и норманнов. К исчезнувшему народу можно отнести скифов.

 

Изучать раннюю историю любого народа очень трудно в силу очень ограниченного числа источников или вообще их отсутствия. Как историче-ская наука отвечает на вопрос: где, когда появился на исторической арене такой этнос, как славяне?

 

Сравнение языковых сходств, древних верований и обычаев народов показало, что славяне вполне могли принадлежать к большой семье наро-дов, ведущей свое начало от одного народа праотца - ариев, живших в Азии, на иранской возвышенности. Арийское племя, разрастаясь, выдели-ло из себя части, которые, продвигаясь на север и запад, складывались в отдельные племена. В Европе - это греки, итальянцы, германцы, литовцы, славяне, в Азии - иранцы, индийцы.

 

Выделение праславян из более широкой этнической группы, кото-рую по сходству в языке с другими народами называют индоевропейской языковой группой, по мнению академика Б.А. Рыбакова, произошло в се-редине II тысячелетия до н.э. Этот период историки связывают с тшинец-ко-комаровской археологической культурой, подразделяющейся внутри на пятнадцать локальных культур.

Территорию первоначального расселения праславян в Европе отно-сят к рекам Висле или Дунаю. Затем область расселения предков славян расширяется: северной границей их прародины становится побережье Бал-тийского моря, южной - предгорья Карпат, западной - реки Висла, Одер, восточной - Среднее Поднепровье, река Ока.

 

Народы, проживавшие на этой территории, античные авторы назы-вали « венетами» или «венедами». Термин «славяне» появляется в V-VI вв. нашей эры.

Сделаем оговорку, что рубежом деления истории на периоды «до нашей эры» и «нашей эры» считается рождение Иисуса Христа.

И еще одно примечание : «античными авторами» мы называем греко-римских авторов, историков, путешественников, оставивших записи, со-общения о том или ином событии.

Итак, славян можно рассматривать как продолжателей народа вене-тов. Возникновение термина «славяне» исследователи объясняют по-разному. Интересна , на наш взгляд, такая версия объяснения происхожде-ния этого термина. Слово «славяне» образовалось в результате слияния, соединения двух слов, возникших, скорее всего, в период расселения сла-вян на более широкой территории, где первая часть слова «сла» - изменен-ное древнее слово «слы», т.е. выходцы, послы, вторая – «вяне» происходит от корня слова «вене», или от древнего названия праславянской общности.

 


В переводе мы получаем - послы венетов, выходцы из земли венетов или венедов.

В настоящее время выделяют три группы славянских народов: за-падную, восточную и южную. К западным славянам относятся: чехи, сло-ваки, словене, поляки; к восточным - украинцы, белорусы, русские, к юж-ным - болгары, народы Югославии.

 

Нет однозначных объяснений причин и определения времени раско-ла единой славянской общности. Чаще раскол славян на западную и вос-точную группы связывают с процессами, которые произошли в результате столкновения славян с готами во II-IV вв.

 

Готы - группа германских племен, пришедших в Северное Причер-номорье с берегов Швеции.

В IV в. славяне столкнулись с гуннами, и под влиянием их нашест-вия часть славян ушла на юг, на Балканском полуострове сливаясь с тюрк-ским народом.

Часть славян появляется в северном Причерноморье и становится широко известна в источниках как народ «анты».

 

Таким образом, праславяне историческими корнями восходят к древнему народу ариев. Выделившись из индоевропейской общности, они получают название венеты или венеды, которое постепенно вытесняется другим названием этого народа - славяне. Под влиянием двух крупных за-воеваний - вначале готов, а затем гуннов славянская общность оказалась разбитой на три группы: западных, восточных и южных славян. Историче-ская эволюция привела к возникновению разных народов с разными куль-турными традициями, но сохраняющими общность языка.

Далее поведем разговор только о восточных славянах. Часть славян-ских предков издревле проживала на территории Восточной Европы. Са-мые ранние сведения о предках восточных славян мы получаем от римско-го историка Геродота, жившего в V в. до н.э. Он путешествовал по грече-ским городам северного побережья Черного моря, побывал и в близлежа-щих землях. Соседями жителей греческих городов оказались скифы. От Геродота мы узнаем, что скифы - в основном кочевой народ, свои жилища они «перевозят за собой», они храбрые воины и отличаются очень жесто-кими нравами. Для нас наибольший интерес представляют сообщения Ге-родота о скифах-пахарях. Скифы-пахари живут по берегам Борисфена (римское название Днепра), потому их Геродот называет борисфениты. Они сеют зерно на продажу. Первым человеком в их земле они считают Таргитая, а почитаемыми у них реликвиями, которые, по легенде, упали с неба, являются золотые плуг с ярмом, чаша и стрелы. У борисфенитов, или скифов-пахарей, есть стоящий над ними Кола-ксай, что наши исследовате-ли переводят как Солнце-царь. Сам народ называет себя сколотами.

По наружности скифы представляются древним белокожими, крас-нолицыми, голубоглазыми, с мягкими длинными желтыми волосами.

 

 


Историки отождествляют сколотов с предками восточных славян. Почему? Во-первых, они проживали по берегам Днепра; во-вторых , это земледельческий народ; в-третьих, имя их вождя - Солнце-царь, а у восточных славян и в позднее время была традиция называть наиболее любимых правителей-князей «Красное солнышко». Таким образом, Геродот в скифском массиве столкнулся с земледельческим народом, а именно - предками восточных славян.

 

Учитывая сведения Геродота, можно сделать вывод о классовом расслоении этого народа, чему способствовала и торговля хлебом. Показателем зарождения элементов государственности является и наличие главы или вождя племени. Однако сарматское завоевание привело к тому, что культуре этого народа был нанесен существенный удар. Археологические данные показывают понижение уровня материальной культуры, расселение дальше на север, утрату элементов государственности. Заметим, что скифы-кочевники, сливаясь с сарматским племенем, как самостоятельный народ исчезают с исторической арены.

На берегах Днепра, где в скифское время жили так называемые ски-фы-пахари, в последующее время исследователи находят оседлый народ с земледельческой культурой, связанный торговыми связями с Грецией. По - сле понижения уровня материальной культуры в конце I тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э., во II-IV вв. в районе Среднего Поднепровья археологические данные свидетельствуют о новом подъеме в развитии материальной куль-туры народа, здесь проживающего.

 

Академик Б.А. Рыбаков , связывая существовавший на территории Среднего Поднепровья народ с предками восточных славян, определяет период II-IV вв. как «Траяновы века», подчеркивая, что воспоминание об этом периоде сохраняется даже в письменных источниках Киевской Руси. В «Траяновы века» отмечается рост производства зерна, вывоз его в Гре-цию и Рим, появление богатых кладов римских монет, особенно часто с изображением императора Траяна, жившего в I в. н.э., что и дало основа-ние для названия этого периода. Историки отмечают в этот период замет-ное классовое расслоение, появление общей для племени оборонительной линии, что указывает на новые ростки государственности. Однако разви-тие этого народа было приостановлено и даже отброшено назад мощным гуннским завоеванием в IV в.

В VI в. в поле зрения разных авторов попадает племя антов, которое историки в большинстве склонны отождествлять с одним из восточносла-вянских племен. Проживало это племя на южной окраине Восточной Ев-ропы, вблизи Черного моря. Название этого племени иногда предлагается переводить как «окраинные славяне ». Очень интересные сведения об антах оставил такой автор, как Маврикий Стратег. Он, в частности , сообщал, что анты свободолюбивы, их никоим образом нельзя склонить к рабству «ино-земцам», не порабощают пленных, живут вблизи рек, являются хитроум-

 

 


ными воинами, вооружаются двумя небольшими копьями, защищаются щитами, прочными, но трудно переносимыми. Пользуются анты луками и стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сражаться любят в лесах. Женщины их после смерти мужа добровольно лишают себя жизни, не счи-тая вдовство за жизнь. Обратим внимание на последний обычай антов - жена следует за умершим мужем в мир иной . Этот обычай в более раннее время встречался у скифов, а в более позднее время - у славян.

 

Источники VI в. сообщают, что анты ходили походами на Византию (Византия - восточная часть расколовшейся Римской империи). Анты уча-ствовали в составе византийских войск в военных походах, некоторые из них занимали и видные полководческие должности . Известны и их имена - Всегорд, Добрагез. Римский император Юстиниан заключал с антами до-говор. В последующее время это племя исчезает из источников. Скорее всего, произошло изменение названия племени. По мнению ряда исследо-вателей, анты стали называться в более позднее время термином «поляне». Под этим названием они попадают в перечень племен, приводимых лето-писцем в «Повести временных лет».

 

Таким образом, позиция историков, нами разделяемая , может быть сведена к следующему положению: восточные славяне уже в первом тыся-челетии до н.э. проживали на территории Восточной Европы, и некоторые из этих племен и попали в поле зрения Геродота как скифы-пахари, а в бо-лее позднее время – как анты. Племена эти, как свидетельствуют археоло-гические раскопки, занимались земледелием, в сочетании с пастушеским скотоводством, охотой, рыболовством. Еще в I тысячелетии до н.э. восточ-ные славяне начали выплавлять металл.

 

Есть и другие точки зрения. Так, историк XIX в. С.Ф. Платонов счи-тал, что племена, которые мы стали называть восточнославянскими, толь-ко в VII в. появились в пределах будущей Руси.

« Повесть временных лет» приводит названия и порядок расселения славян на территории Восточной Европы: в верховьях Днепра «сидят» по-ляне, по реке Припяти в лесах - древляне , по реке Десне - северяне, между Припятью и Двиною – дреговичи, около озера Ильмень живут словене, у реки Полоты живут кривичи, по Западному Бугу - волыняне, между реками Сожей и Днепр - родимичи, по реке Оке - вятичи. У ильменских словен был город Новгород, у полян - Киев, у древлян - Искоростень, у кривичей - Смоленск.

 

Уровень развития славянских племен совершенно различен. В каче-стве наиболее развитого племени летопись выделяет племя полян. Лето-пись противопоставляет полян другим племенам : «Поляне имеют обычаи кроткие, и стыдение к снохам своим и сестрам, к матерям и родителям, брачный обычай имеют, а древляне живяху зверинским образом, живуще скотски, и убивают друг друга, едят все нечисто, и брака у них нет, а ро-

 


димичи и вятичи и северяне один обычай имеют: живяху в лесу , якоже всякий зверь, ядуще все нечисто, и срамословие у них, и брака у них нет... ».

 

По мнению академика Б.А. Рыбакова, каждое славянское племя со-стояло из более мелких племен, названия которых летописцу уже были не-известны . «Племя, - пишет академик Б.А. Рыбаков, - представлявшее сово-купность родственных родов, занимало территорию примерно 40-60 км в поперечнике. В каждом племени собиралось, вероятно, вече, решавшее важнейшие вопросы общественной жизни; выбирался военный вождь (князь); существовали постоянная дружина из молодежи и общеплеменное ополчение. В пределах племени был свой град. Там и собиралось вече, на-ходился торг, производился суд. Там же имелось святилище, куда собира-лись представители всего племени».

 

Наличие у восточных славян в VI-VII вв. родовых сходов и племен-ных вечевых собраний отмечал и В.О. Ключевский. Он так же, как и Б.А. Рыбаков , видел у славян деление на более мелкие роды. В.О. Ключевский отмечал складывание у славян в VI в. крупных союзов. Власть, по его мне-нию, была у многочисленных племенных князьков и родовых старейшин, что, несомненно, свидетельствует о процессе распада родоплеменных свя-зей.

 

Анализ археологических данных привел исследователей истории Ки-евской Руси в советское время к выводам о том, что

- у славян складывалась моногамная семья,

- отдельные семьи объединялись не столько на основе родства, сколько на основе хозяйственной жизни,

 

- на смену кровнородственной шла соседская или территориальная община,

- в пределах общины складывалась частная собственность,

- выделялась племенная верхушка.

 

Таким образом, исследователи и XIX и XX вв. отмечали у восточных славян во второй половине IX в. процесс разложения родоплеменных от-ношений, выделение племенной верхушки, складывание племенных сою-зов.

 

Культура восточных славян в догосударственный период известна мало. Представление об уровне материальной культуры дают, прежде все-го, археологические данные. В кладе русских вещей XII в., найденном в бассейне реки Рось, имеются серебряные фигурки коней с золотыми гри-вами, серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде. VII-VIII вв. датируют создание найденных археологами фигурок с изобра-жением человека, зверей, птиц и змей.

 

Образ жизни славян был достаточно прост. Селились они вблизи рек, озер. Жили в «дрянных избах», пишет С.М. Соловьев, которые находились на далеком расстоянии друг от друга. По сведениям Маврикия Стратега, «у

 


них недоступные жилища в лесах, при реках, озерах и болотах, в домах своих они устраивают многие выходы на всякий опасный случай».

Жили особыми поселками, которые укрепляли, огораживали, отчего они и получили название «городища». «Это обыкновенно округлые , реже угловатые пространства, очерченные иногда чуть заметным валом. Такие городища рассеяны всюду по Приднестровью на расстояния 4-8 верст друг от друга. Их происхождение еще в языческую пору доказывается соседст-вом курганов, древних могильных насыпей», - сообщает В.О. Ключевский, при этом замечая , что это не начало городов, а укрепленные большие кре-стьянские дворы, из которых могли в последующем вырастать и города.

 

Нравы и обычаи славян производили «выгодное впечатление» на чужеземцев. Они отмечали простоту , доброту, гостеприимство славян, ласковость к иностранцам, отмечали, что славяне хорошо обращались с пленными: сохраняли им жизнь, разрешали выкупить себя, а по прошест-вии времени освобождали от рабства.

 

Что касается брака, необходимо отметить , что некоторые племена брака не знали, и летописец по степени развития брачных отношений про-водил различие между восточнославянскими племенами. Было распро-странено похищение невест, у одного мужчины могло быть две и три же-ны.

 

Славянские женщины проявляли большую привязанность к своим мужьям, за которыми отправлялись в мир иной.

Ранняя религия восточных славян, как и у всех народов, - язычество. Язычество, по определению Б.А. Рыбакова, часть огромного обще-человеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позд-нейших мировых религий. Языческие верования теснейшим образом свя-заны с освоением человеком природы. По мере изменения отношений че-ловека и природы менялись и религиозные верования человека.

 

По мнению С.М. Соловьева, религия восточных славян поразительно схожа с первоначальной религией арийских племен . Она состояла в покло-нении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших.

 

По мнению исследователей, занимающихся ранней историей славян-ства, наиболее ранние языческие верования были связаны с верой в злых духов (упырей) и добрых духов (берегинь). Злых духов славяне боялись, опасались и, чтобы задобрить их, приносили им разного рода жертвы. Особо почитали славяне водные пространства и лес, что объясняется их основным занятием - собирательством, охотой и рыболовством.

Наиболее древним божеством восточных славян исследователи счи-тают Рода - творца окружающего мира, одновременно с ним почитались и Роженицы - божества плодородия. Их появление связывают с переходом славян к занятию земледелием. День Рода и Рожениц, по определению ис-следователей, отмечался 9 сентября, после завершения земледельческих

 

 


работ. Постепенно главным божеством у славян стал бог Сварог - бог неба. Род потерял свое значение. Сыном Сварога считался Сварожич - бог огня, покровитель кузнецов. Покровителем скота и скотоводов считался бог Ве-лес (Волос). Праздник Велеса отмечался в начале января. Считалось, что этот бог способствует обогащению.

 

Храмов славяне не имели, и их природными жертвенниками, алтаря-ми служили деревья, реки.

 

Таким образом, восточные славяне - часть единой славянской общ-ности –

- ведут свое происхождение от народа ариев,

- часть племен славян издревле проживала на территории Восточной Европы,

- славянские древности на территории Восточной Европы исследователи чаще связывают с землей полян в верховьях Днепра,

 

- восточные славяне селились у рек, являлись земледельческим народом, сочетали земледелие с охотой, рыболовством, собирательством,

- культура восточного славянства раннего периода представлена немногочисленными сведениями и передается, прежде всего, через археологические находки и сохранявшиеся длительное время языческие традиции.

 

 

§ 2. Возникновение государства у восточных славян

 

История Киевской Руси имеет ряд очень спорных, сложных момен-тов. К одной из самых сложных проблем не только истории Киевской Ру-си, но и истории России принадлежит проблема образования государства у восточных славян.

 

Прежде чем рассматривать процесс образования государства у вос-точных славян, обратим внимание на сопредельный мир. В первом тысяче-летии нашего времени крупнейшим государством сопредельного мира бы-ла Римская империя, которая в 395 г. при императоре Феодосии была раз-делена на Восточную и Западную. Восточная часть Римской империи стала называться Византией, ее столицей являлся город Константинополь, она включала Балканский полуостров, Египет и Азиатские земли. Западная, со столицей в Риме, охватывала Апеннинский и Пиренейский полуострова, а также Галлию, Британию, северо-западный берег Африки.

Распад Римской империи произошел в условиях начавшихся набегов варваров (германцев, славян, гуннов). Причем в середине первого тысяче-летия нашего времени у варварских народов идет процесс возникновения государства. Государства возникли у вестготов, остготов, гуннов, в Брита-нии появилось семь англосаксонских королевств, в Галлии - Французское и Бургундское королевства. В конце VIII - начале IX вв. (768-814 гг.) было

 

 


создано государство, объединившее все германские племена - Священно-Римская империя.

В первой половине IX в. образуется Великоморавское княжество, на рубеже IХ-Х вв. - Чешское, во второй половине IX века возникает Древне-польское государство, в IX веке складывается государственность в Хорва-тии и сербских землях, появляется объединение англосаксонских коро-левств, получившее название Англия, в X в. - Датское королевство.

 

Таким образом, середина и вторая половина первого тысячелетия оз-наменовалась бурными изменениями: упадком одних государств и рожде-нием новых, прежде всего у так называемых «варваров», то есть народов, только выходивших на историческую арену, многие из которых и в на-стоящее время сохраняют свое политическое значение.

Возникновение государства у восточных славян относят к IX в., что вполне соответствует времени образования государств у варварских наро-дов. Но сложность определения времени и обстоятельств образования го-сударства Киевская Русь связана с тем, что

 

- среди восточнославянских племен, упоминаемых в летописи, нет племени с названием «русь», а это племя уже и по летописным данным приняло участие в объединении восточнославянских племен, и от него го-сударство получило свое название,

 

- русы, по свидетельству летописи, имели прямое отношение к скан-динавским мореплавателям-норманнам.

Русская историческая мысль средневекового периода связывала ран-нюю историю Руси с древними народами восточной Европы, и считалось, что имя «Русь» происходит от сарматского племени роксаланов.

В XVIII в. немецкие ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер, приглашенные в Россию, создали теорию, получившую название норманн-ской. Суть ее сводится к признанию факта участия норманнов в создании русского государства. После этого в русской исторической науке возник многовековой спор между норманнистами и противниками этой теории - антинорманнистами. В этом вопросе исследователи не всегда руково-дствовались исторической истиной, на первый план нередко выступали политические мотивы. У норманнистов могли иметь место ссылки на не-самостоятельное развитие русской государственности, указания на неспо-собность русского народа создать свою культуру и государственность. Ан-тинорманнисты, пренебрегая истиной, стремились доказать во что бы то ни стало, что варяги не оказали никакого влияния на формирование рус-ского государства.

 

Этот спор между норманнистами и антинорманнистами дошел и до наших дней. Приведем первоначально точку зрения, которая принадлежит антинорманнисту, крупному советскому ученому Б.А. Рыбакову. Она во-шла во многие школьные и вузовские учебники. Суть ее сводится к тому, что племя «русь» имело славянское происхождение, проживало по реке

 

 


Рось в непосредственной близости от племени полян и, возможно, явля-лось частью этого племени. Б.А. Рыбаков отмечает часто встречающиеся в этом районе географические названия с корнем «рос» или «рус»: река Рось, русская поляна, река Нарусса у Трубчевска, Русский Орчик близ Полтавы. «Ядром древнерусской народности является та Русская земля VI века, ко-торая включала земли наиболее значительного в то время племени «русь»,

– писал Б.А.Рыбаков.

 

Уже в VI в. на земле полян сложилось крупное княжество, по выра-жению Л.Н. Гумилева, «Киевский каганат», и правила в нем династия Кия. На летописные сведения о Кие обращали внимание не только историки со-ветского периода, но и историки XX в. Так С.М. Соловьев писал, что Кий был знаменитым владыкой рода, ходил с походами в Царьград , принявший большую честь от императора и построивший на обратном пути город Киевец на Дунае, его же город был построен на Днепре, назывался Киев.

 

В.О. Ключевский замечал, что старший брат Щека и Хорива Кий был князем в смысле родового старейшины; С.М. Соловьев видел в нем влия-тельного князя; В.О. Ключевский - только родового старейшину; совет-ский историк Б.А. Рыбаков - влиятельного князя, основателя династии.

Однако несомненно признание этими исследователями Кия:

 

- в качестве реального исторического лица,

- достаточно влиятельного правителя одного рода или одного племе-

ни.

Таким образом, возвращаясь к версии Б.А. Рыбакова, отметим, что она выстроена на том, что

 

- русы – восточнославянское племя,

- процесс образования государства восточных славян шел давно, ядром стала земля полян,

 

- одним из первых правителей в этой земле был князь Кий.

 

Не соглашаясь с Б.А. Рыбаковым в объяснении происхождения Руси, следует признать наличие племенного княжения с центром в Киеве. Кроме предгосударственного образования с центром в Киеве, в источниках встре-чались указания еще на два племенных союза у восточных славян: Славию и Арсу . Славия была областью словен ильменских, а Арса, по предполо-жению Л.Н. Гумилева, А.П. Новосельцева, находилась между современ-ным Ростовом и Белоозером.

 

Но в целом к IX в. восточнославянские племена были разобщены, хотя у них и возникали племенные объединения. Процесс классового рас-слоения и выделения племенной знати следует, на наш взгляд, признать свойственным догосударственному периоду истории восточных славян.

 

Следует отметить, что в IX в. часть восточнославянских племен на-ходилась в зависимости от варягов, о которых подробный разговор пойдет дальше, а также от хазар. О последних заметим, что хазары - тюркский на-род, появившийся на территории Восточной Европы после гуннского на-

 

 


шествия. Хазары кочевали в степях Прикаспия и Нижней Волги, были подчинены тюркским каганатом. В VII в. на территории Нижнего Повол-жья и восточной части Северного Кавказа после распада тюркского кага-ната у хазар возникло государственное образование - Хазарский каганат со столицей Итиль. В X в., потерпев поражение от арабов и затем от войск Киевского князя Святополка, Хазарский каганат сошел с исторической арены.

 

Что же произошло в IX в., с которым и связывают историки образо-вание государства у восточных славян? Если Б.А. Рыбаков представляет образование государства как длительный, эволюционный процесс склады-вания классовых отношений внутри восточнославянских племен, то мно-гие, в том числе очень известные историки, связывали начало древнерус-ской государственности с определенными событиями IX в., опираясь прежде всего на летописные сообщения.

 

Какие именно? «Повесть временных лет» сообщает, что в 862 г. на княжение в Новгород группировкой Гостосмысла были приглашены варя-ги. Летописец пишет: «Поищем себе князя, - решили новгородцы, - иже володел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси, и ска-зали: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да и пойдите и володети нами. И собрались три брата с роды своими, и пояша по себе всю русь, и приидоша; старший Рюрик, седе в Новгороде, а другой Синеус на Белоозере, а третий Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозваяся Рус-ская земля».

Варяги, по «Повести временных лет», были из племени русь, « ру-сью» назывались варяги, точно так же, как другие зовутся шведами. От ва-рягов - руси и прозвалась наша земля Русью.

Уже из этих летописных сведений вытекает ряд вопросов:

 

- Кто такие варяги?

- Если они из племени русь, где это племя проживало?

- При чем тут Новгород, если Русь стала называться Киевской? Начнем с ответа на последний вопрос. Событие 862 г. получило сле-

дующее продолжение: в 879 г. после смерти Рюрика в Новгороде стал пра-вить конунг Олег- Хелгу (степень родства с Рюриком историками не выяс-нена). В 882 г . он совершил завоевательный поход из Новгорода по Волге и Днепру, то есть по тому торговому пути, который получил название «путь из варяг в греки ». По пути следования Олег подчинял славянские племена, предлагая им вместо дани, которую они платили хазарам, более легкую дань. Дошел до Киева, обманным путем проник в город, убил пра-вителей - Аскольда и Дира и представил киевлянам малолетнего сына Рю-рика - Игоря. Центром своего княжения Олег объявил Киев.

 

Итак, в 882 г. варяжский конунг Олег пришел в Киев. Чем привлекал его этот город? Киев - важный торговый центр, «все торговые города рус-ские стояли в зависимости от Киева, в Киеве сходились нити их благосос-

 

 


тояния, Киев мог подорвать их торговлю, перерезав доступ торговых лодок вниз по Днепру к азовским и черноморским рынкам».

Олег происходил из варягов-руси. Кто такие варяги?

 

Варяги - это русский вариант названия скандинавских море-плавателей, со значением «наемные воины», в Европе известны как нор-манны (норманн-нордманн-северный человек). Слово «варяг » связывают и с греческим словом «варанг» - наемник, возможен и русский перевод этого слова: «человек, заключивший «вар», то есть договор».

 

По выражению некоторых историков, норманны стали в IX в. « кош-маром для Европы». В 839 г . они основали королевство Ирландия, в 840-ые гг. разграбили Лиссабон, Сицилию, Гамбург, Париж. В 878 г. они за-хватили Англию, но утвердились в ней только в 1066 г.

 

Где же проживало племя русь, из которого вышли варяги?

Поиск ответа на этот вопрос наталкивается на многочисленные вер-сии. Одну из версий - советского историка Б.А. Рыбакова, мы уже приво-дили . Напомним, что он один из немногих, кто считает , что русь - славян-ское племя. Историк XIX в. Н.М. Карамзин считал, что Нестеровы варяги-русь обитали в Шведском Королевстве, где одна область именовалась Рос-скою, Росслаген... «Финны, имея некогда с Росслагеном более сношений, чем с прочими странами Швеции, - пишет Н.М.Карамзин, - именовали всех ее жителей россами». В.О.Ключевский считал варягов выходцами из наро-да данов, племени германского происхождения. В подтверждение этого он приводил следующие исторические сведения:

 

- в начале XI в. немцы, побывавшие на территории Руси, приглядев-шись к населению Киевской Руси, рассказывали, что в Киевской Руси мно-го «проворных данов»,

- в скандинавских сагах много рассказов о походах в страну «Гарда-рик», то есть страну городов, как называли они русскую землю,

- имена первых русских князей и их дружинников почти все сканди-навского происхождения (Рюрик, Трувор, Олег, Игорь, Ингвор, Аскольд, Дир).

Древние авторы также рассматривали Русь как народ неславянского происхождения.

 

С.М. Соловьев, анализируя письменные источники древности, при-шел к выводу, что варяги-скандинавы жили на северном побережье Ва-ряжского-Балтийского моря, являлись выходцами из германских племен. Он считал, что «под именем варягов разделились дружины, составленные из людей, ... покинувших свое отечество и искавших счастья ... в странах чужих»..., слово «рос», по его мнению, означало «людей-мореплавателей, приходящих на кораблях морем, ходящих по рекам внутри страны». С.М. Соловьев отмечал, что «русь на берегах Черного моря была известна раньше половины IX века, прежде прибытия Рюрика с братьями».

 


Таким образом, выдающиеся историки XIX в. относили русь к скан-динавам, указывая при этом на их германские корни.

Советский историк Л.Н.Гумилев также считал русь потомками гер-манского народа русов, которые после поражения от готов бежали частич-но на восток, частично на юг. Часть русов, ушедшая на восток и занявшая Киев, объединилась там с племенем полян.

 

Значительная группа советских историков так же, как и историки XIX в., видит скандинавское происхождение варягов , но по-разному опре-деляет территорию их проживания до приглашения в Новгород:

- южный берег Ладожского озера,

 

- берега Немана или Западной Двины,

- побережье Балтийского моря,

- остров Рюген и т.д.

 

Таким образом , большая часть историков как XIX, так и XX вв. схо-дились во мнении о скандинавском происхождении руси, по-разному оп-ределяя этническую принадлежность скандинавов. Большинство истори-ков считали русов неславянским народом.

 

Особую остроту вопрос о русах имеет, прежде всего, в связи с обра-зованием государства и перенесением названия этого племени на целый народ и его государственное образование . Заметим, что если и имело место заимствование названия у неславянского племени, то это не такая уж ред-кость в истории.

 

Так, например , германские племена англов и саксов, завоевавшие кельтское население Британии, дали название будущему государству Анг-лия.

Вернемся к походу Олега из Новгорода в Киев в 882 г. и рассмотрим, как оценивалось это событие историками разных веков.

 

Выдающийся русский историк, живший в XIX в., С.М. Соловьев пи-сал: «Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую ис-торию. Главное, начальное явление в основании государства - это соеди-нение разрозненных племен, появление среди них сосредоточивающего начала, власти... В результате похода Олега «образовалась первоначальная государственная область».

 

В подразделе «Киевское княжество - первая форма русского государ-ства» В.О. Ключевский, в отличие от С.М. Соловьева, писал, что не появ-ление Рюрика в Новгороде нужно считать началом русского государства, а деятельность Аскольда, а затем Олега в Киеве.

 

Еще более высокую оценку деятельности Олега дает историк XIX в. С.Ф. Платонов: «Олег собрал под свою власть большую часть славянских племен, все важнейшие города, освободил племена от зависимости хазар-ского каганата, стал закладывать крепости, обороняющие страну от кочев-

 


ников , строить города на границе. Он создал из разобщенных племен и го-родов государство, вывел славян из подчинения хазарам».

В последних публикациях нашего времени подчеркивается, что «объединение важнейших политических центров восточного славянства – Новгорода, Смоленска и Киева ... было совершено князем варяжского про-исхождения Олегом (взятие Киева датируется в летописи 882 г.). Так обра-зовалось Древнерусское государство, или Киевская Русь. Значение Олега в истории Восточной Европы можно сравнить с ролью Карла Великого».

 

Объединение восточнославянских земель в Древнерусском государ-стве, разумеется, было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами . Но произошло оно в результате похода князя Олега на Киев при активном участии его Руси. Легкость утверждения вла-сти Олега в П



2015-12-13 819 Обсуждений (0)
Восточное славянство до образования государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Восточное славянство до образования государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (819)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)