Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 40. Московская лингвистическая школа. Фортунатов. Проблема языка и мышления



2015-12-13 915 Обсуждений (0)
Вопрос 40. Московская лингвистическая школа. Фортунатов. Проблема языка и мышления 0.00 из 5.00 0 оценок




Основатель – Фортунатов. Формальное направление. Большое внимание взаимосвязи языка и мышления.

Московская лингвистическая школа

Сложилась в ходе научной и преподавательской деятельности Ф.Ф. Фортунатова в Московском университете (конец 19 в) и функционировала до середины 1910-х гг.

К началу XX в. заняла ведущее место в отечественной науке о языке (общее и сравнительное языкознание, русистика и славистика), разрабатывала принципы системно-функционального подхода ко всем языковым явлениям и опоре на собственно лингвистические (формальные) критерии в языковедческом анализе. Многочисленные московские ученики и последователи Фортунатова (А.А. Шахматов, Р.О. Якобсон, Р.И. Аванесов и др.) вместе с их сторонниками из других стран добились:

· выдающихся успехов в реконструкции праславянского и древнерусского языков,

· в разработке принципов анализа и издания памятников письменности, в изучении современного русского литературного языка и живой народной речи.

Очень важный момент в этом билете – это Морфологическая классификация языков (Фортунатова):

1. Агглютинативные языки, где основа и аффикс остаются по своему значению отдельными. В языках этого типа либо основа «вовсе не представляет так называемой флексии», либо флексия «не представляет необходимой принадлежности форм слов». Примером языков этой группы могут служить урало-алтайские языки.

2. Флективно-агглютинативные языки, в которых основы слов имеют «формы, образуемые флексиями основ», причем отношения между основой и аффиксом аналогичны языкам агглютинативным. Сюда относятся семитские языки.

3. Флективные языки, «представляющие флексию основ в сочетании основ с аффиксами. К ним принадлежат индоевропейские языки».

4. Корневые языки, где вообще не существует форм слов, образуемых аффиксами (китайский, сиамский и т. п.)

5. Полисинтетические языки, по образованию форм отдельных слов относящиеся к агглютинативным, но обладающие формами, которые образуют слова-предложения. К ним принадлежат языки американских индейцев.

 

НЕ ПУТАТЬ С БИЛЕТОМ ПО Шлейхеру, т.к. у Ш. немного другая классификация, состоящая только из трех элементов

Вопрос 42-43. Учение о форме слова и словосочетании Фортунатова

Исходя из основных положений своей концепции, Фортунатов определяет грамматику как учение о форме, подразделяя ее на морфологию ( формы и их отнош.), и синтаксис( формы отдельных слов по отношению к их употреблению в словосочетаниях, а также формы самих словосочетаний).

Слово –всякий звук речи, имеющий значение, но зависящий от других звуков (слов)

3 вида слов:

1. Полные (предметы, мысли, часть предложения – формальная и основная принадлежность слов

2. Частичные (служебные)

3. Междометия

Форма слова выражается наличием/отсутствием флексии.

Наличие – словообразование. Отсутствие – словоизменение

Основная предпосылка формы, - соотнесенность с другими формами. (напр.:в слове несу - формальная принадлежность – у, общая со словами веду, беру , + основа нес, данную в других словах с другими форм. принадл. (нес-ешь).

! формальные принадлежности м.б. :

положительные, т. е. материально выраженными,

отрицательными, т. е. «отсутствие в слове какой-л. форм. принадл. этого слова в известной форме (общей ему с другими словами) по отношению к другой форме или другим формам, (например, слово дом воспринимается как форма именительного падежа благодаря противопоставлению формам других падежей: дом-а, дом-у и т. д.).

Словочетание .В синтаксисе СС – на первом плане. СС - то целое по значению, которое образуется сочетанием одного полного слова (не частицы) с другим полным словом, будет ли это выражением целого психологического суждения или его части.

СС состоит из зависимой и независимой части.

Псих. – суждение – предложение в мысли/Словосочетание – предложение в речи

Два вида СС:

грамматическими словосочетаниями. Те словосочетания, в которых составляющие его части сами являются грамматическими и само словосочетание также носит грамматический характер (птица летит, воспитанник корпуса и т. п.),

неграмматические словосочетания: Пушкин – поэт, сегодня мороз и др., в которых не обозначено формами языка отношение одного предмета к другому

Словосочетание, включающее грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое, является законченным и образует грамматическое предложение.

Вопрос. 46-47

Диалектический материализм - философская основа совр языкознания

Диалектический материализм как основа современного языкознания
Философской (или методологической) основой современного языкознания является диалектический материализм и, в частности, диалектический метод познания. Применительно к языку принципы материалистической диалектики на примитивном уровне можно привести к следующему: 1. диалектический метод утверждает, что в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Это значит, что и в языке прослеживаются эти связи - в частности, звуки, слова и грамматические значения существуют в языке не изолированно, а в контексте. Все три стороны взаимосвязаны и образуют единую систему или структуру. Связи существуют не только внутри языка - язык связан с культурой, мышлением, народом, обществом. 2. диалектический метод учитывает, что в природе нет предметов и явлений, находящихся в покое, а есть движущиеся и развивающиеся явления, поэтому и язык не есть нечто вечное и застывшее. Язык тоже развивается, причем все его стороны, но значительно быстрее изменяется словарный состав языка, очень медленно изменяется грамматика и еще медленнее фонетика. 3. диалектический метод учит, что развитие может происходить двумя способами: эволюционно (постепенно) и революционно (скачками). В языке тоже действуют оба пути, но эволюционный путь более свойственен языку, чем революционный. Таким образом, диалектический метод является методологической основой современного языкознания.

Исторический материализм - методологическая базаа в совр языкознании

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД (КОМПАРАТИВНЫЙ МЕТОД, КОМПАРАТИВИЗМ) Совокупность методик и процедур, используемых в сравнительно-историческом языкознании для установления родства между языками, генетической классификации языков, выявления закономерных межъязыковых фонетических (фонетический закон) и грамматических соответствий, восстановления исходных языковых форм, сводимых в систему праязыка, определение хронологических и пространственных характеристик праязыковых состояний, причин и путей исторической дифференциации языков и их эволюции. Основным приемом исследования в компаративизме является сравнение языковых фактов (звуки, звукосочетания, корни, аффиксы, флексии, целые слова, их грамматические формы, лексические значения, структурные схемы словосочетаний и предложений) для реконструкции их архетипов. Филологический метод состоит в сравнении письменно засвидетельствованных фактов данного языка, относящихся к разным хронологическим уровням, выявлению на этой основе различий между ранними и поздними состояниями языка и установлению путей исторических языковых изменений. Метод внутренней реконструкции, также имеющий дело с показаниями одного языка, опирается на сосуществование в языке в данный момент его развития фактов, разновременных по своему происхождению, что позволяет судить, какими были соотношения между формами в прошлом. Метод внешней реконструкции, или собственно компаративный метод, основной в сравнительно-историческом языкознании, состоит в сличении показаний разных языков, определении обязательных соответствий между звуками и формами разных языков, восстановлении грамматической системы и словаря их предка — праязыка. В сравнительноисторическом языкознании весьма существенную роль играет использование показаний лингвогеографии и ареальной лингвистики.

 



2015-12-13 915 Обсуждений (0)
Вопрос 40. Московская лингвистическая школа. Фортунатов. Проблема языка и мышления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 40. Московская лингвистическая школа. Фортунатов. Проблема языка и мышления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (915)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.027 сек.)