Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ОСНОВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Метод




 

Испытуемые.Сто девяносто шесть студентов университета штата Айова (105 женщин и 91 мужчина),посещавших лекции по вводному курсу психологии, согласились участвовать в исследовании, что было одной из возможностей получения зачета по курсу.

 

Процедура.Всем испытуемым сообщили, что они участвуют в исследовании, посвященном изучениюреакций людей на различные стили коммуникации. Два экспериментатора, мужчина и женщина, разда-ли испытуемым материалы. Испытуемых проинформировали, что им надо прочитать несколько описаний различных социальных взаимодействий, включающих в себя разговоры между друзьями, знакомыми и сотрудниками по работе, а затем оценить стиль коммуникации одного из участников каждого разговора. Каждый испытуемый получил один из двух вариантов брошюры, в которой было 19 эпизодов. В 12 эпизодах описывалось, как мужчина или женщина совершает действия, которые можно трактовать в качестве проявлений сексизма по отношению к женщине. В остальных семи эпизодах описывались взаимодействия между двумя или большим числом лиц. Эти «проходные» эпизоды не содержали проявлений предвзятого отношения к какому-либо полу.

 

Стимульные материалы.Как уже было сказано, в 12 из 19 эпизодов описывался человек,демонстрирующий сексистское поведение по отношению к женщине. В шести из этих эпизодов дискриминирующие действия совершала женщина, а в шести такие действия совершал мужчина. Для контрбалансировки пола лиц, совершающих дискриминирующие действия в 12 эпизодах, брошюры были представлены в одном из двух вариантов с идентичными по содержанию рассказами, но с действующими лицами противоположного пола. Например, в Брошюре 1 в первом эпизоде


описывались дискриминирующие действия мужчины, а в Брошюре 2 те же самые дискриминирующие действия приписывались женщине. Как упоминалось ранее, семь эпизодов использовали в качестве «проходных».

 

В основных эпизодах описывались действия, которые обычно классифицируются как унижение достоинства женщины. Сценарии этих эпизодов были разработаны на основе обсуждения тендерных стереотипов в дискуссионных группах и пилотажного опроса, охватившего около 100 человек. В этих эпизодах реакции действующих лиц и их отзывы о женщинах были основаны на стереотипах и традиционном понимании половых ролей. В эпизодах описывалось, например, как от женщин ожидают приготовления пищи, как женщину просят не садиться за руль ее собственной машины из-за снегопада, как женщину упрекают за неожиданную беременность, как пренебрегают мнениями женщин при принятии решений, как женщине советуют бросить подготовительные курсы для поступления в медицинский институт и перевестись на курсы медсестер. Ниже приводится пример эпизода с проявлениями сексизма. В тексте эпизода имя главного действующего лица напечатано заглавными буквами (как и в настоящих брошюрах).

 

Эпизод с проявлениями сексизма. Дженис пришла на интервью в компанию Мидвестерн Юнифайд Индастриз на10 минут раньше, но все равно оказалось второй в очереди. Она хотела получить работу водителя тракторного прицепа на погрузочной площадке — это одна из самых высокооплачиваемых почасовых работ. Водитель маневрирует прицепами с контейнерами, которые надо ставить на погрузочные площадки и выводить с них по мере необходимости. Инспектор отдела кадров КЕН (ДЖИЛЛ) БЭЙНС опоздал(а) на 15 минут, и Дженис пришлось ждать почти час, пока ее наконец не пригласили войти. Познакомившись с Дженис, Кен (Джилл) Бэйнс изучил(а) ее резюме и спросил(а): «Почему вы хотите работать именно на этом месте, Дженис?» Дженис настолько удивил этот вопрос, что она ответила прямо: «Мне надоело работать на конвейере. Мне больше

 

нравится быть на воздухе. И кроме того, маневрировать контейнерами довольно трудно, а мне это нравится».

Кен (Джилл), казалось, был(а) обеспокоен(а). «Я пока не вижу доказательств, что у вас есть соответствующий опыт. Это тяжелая работа. Она требует высокой квалификации и много сил».

Но Дженис не тревожилась. «Я действительно никогда не двигала по двору контейнеры, но я 6 лет работала сменщицей моего первого мужа — мы с ним делали дальние рейсы на грузовике. У нас был собственный контейнер. Мой отец был водителем грузовика. Я вожу трактор с прицепом с семнадцати лет и умею это делать хорошо. Я легко справлюсь с этой работой. Бояться здесь нечего».

 

«Я не испытываю такой уверенности, — ответил(а) м-р (миз) Бэйнс. — У нас на этом месте никогда не работала женщина».

 

«Ну, вероятно, на это место никогда не пыталась поступить женщина, имеющая такую квалификацию, как я». «Это звучит прекрасно, Дженис, но если я приму вас на работу, а вы не справитесь, то проблемы возникнут у меня, а не у вас. Это напряженная работа, она требует умения и силы. У меня масса желающих попробовать поработать на этом месте из-за высокой оплаты и престижа. Если они попробуют и у них не получится, то с ними ничего не случится, но если водитель не справится и не сможет выдержать темпа, то будет разбито оборудование, принадлежащее компании, и уменьшится прибыль компании. Кроме того, если я сделаю неправильный выбор, то пострадает моя репутация. Я буду говорить откровенно. Поскольку эта работа очень напряженная, я всегда считал(а) ее мужской, и я по-прежнему так считаю., А сейчас я собираюсь продолжить интервью с остальными претендентами, потому что я на самом деле сомневаюсь в том, что вы — самый квалифицированный кандидат на эту работу. Масса людей умеют давать задний ход на полуприцепе, и я уверен(а), что вы это тоже можете. Но не слишком многие могут выдерживать постоянное напряжение, с которым связана работа водителя прицепа в нашей компании. Именно поэтому мы и платим так много. Но не беспокойтесь. Если окажется, что вы — мой лучший претендент, то я обязательно позвоню вам и приглашу на дорожное тестирование. Спасибо, что вы пришли».

 

Дженис встала. Выражение ее лица была усталым. «Очень приятно. Я просто обожаю интервью по приему на работу», — сказала она и вышла из кабинета.

 

В семи «проходных» эпизодах описывались межличностные ситуации, в которых главный персонаж не

 

совершал дискриминирующих действий по отношению к представителям какого-либо пола. Средняя длина «проходных» эпизодов была такой же, как длина эпизодов с проявлениями сексизма. Всем испытуемым выдавались брошюры с одинаковыми «проходными» эпизодами, и пол основного персонажа этих эпизодов в брошюрах первого и второго типа был одинаков. Ниже приводится пример «проходного» эпизода, в тексте которого имя главного персонажа напечатано заглавными буквами.

 

Проходной эпизод. ДЖЕРРИ и Тед вместе работают над важным проектом. За два дня до срока сдачи проекта Тедне приходит на работу, и до него никак не могут дозвониться. В 16:30 он является в офис в пьяном виде и поднимает шум. Увидев Джерри, он заявляет: «Вот старый трудоголик Джерри-— сама надежность — горбатится, как обычно. Ну, как дела, дурья башка?» Джерри отвечает: «Мне не нравятся такие разговоры, Тед. Не мог бы ты придержать свой язык? У меня полно работы». Тед говорит: «Ты знаешь, что ты ничтожество?» Джерри отвечает: «Если ты не можешь разговаривать вежливо, то я просто не буду обращать на тебя внимания. Оставь меня, пожалуйста, в покое».


Шкала реакций.После прочтения каждого из эпизодов испытуемых спрашивали: «Как вы считаете,какие качества или черты действующего лица сильнее всего продемонстрированы в этом эпизоде?» Испытуемых просили перечислить не менее двух, но не более трех черт. Действующим лицом всегда считался тот персонаж, чье имя было напечатано заглавными буквами. Под таким открытым вопросом было оставлено три строчки для ответов. Семибалльная шкала под каждой из этих трех строк позволяла испытуемому указать степень выраженности каждой из названных черт (1 — «слабо выражено», 7 — «чрезвычайно выражено»). Открытая форма ответа использовалась для того, чтобы свести к минимуму влияние определенного замысла экспериментатора, которое возникло бы, если бы применялся индекс оценки черт для выявления того, насколько присуща сексизму какая-либо черта-мишень. Семь «проходных» эпизодов были предназначены также для минимизации влияния замысла экспериментатора.

 

Результаты

 

Межоценочная надежность Поскольку использовалась шкала открытых ответов, то необходимо было закодировать эти ответы,

 

исходя из того, показывают ли они сексистское поведение действующих лиц. С этой целью двух независимых судей проинструктировали следующим образом: «Основываясь на своем личном опыте, укажите те ответы, в которых, по вашему мнению, испытуемый воспринимает поведение действующего лица как проявление сексизма». Кодировку сексистских получили в основном те ответы, в которых проявления предрассудков были очевидны (например, предвзятый, сексистский, фанатичный, традиционный). Более того, проверка надежности на 30 случайно выбранных вопросниках показала,что кодировщики обычно придерживались одинакового мнения по поводу, того, какие ответы считать сексистскими. Межоценочная согласованность с поправкой на случайную согласованность была равна 86% ...

Анализ результатов

 

...Двенадцать основных эпизодов были разбиты на две группы: в один блок было включено шесть эпизодов, в которых дискриминирующие действия совершали мужчины, а в другой блок включили шесть эпизодов, в которых описывались дискриминирующие действия, совершенные женщинами. В Брошюре 1 в Тендерный блок 1 входили шесть основных эпизодов, описывавших дискриминирующие действия, совершенные женщинами. Блок 2 Брошюры 1 состоял из шести основных эпизодов, в ко-торых дискриминирующие действия совершали мужчины. В Брошюре 2 в Тендерный блок 1 входили эпизоды того же содержания, что и эпизоды Блока 1 Брошюры 1, но дискриминирующие действия совершали мужчины; в Тендерном блоке 2 Брошюры 2 также производилась замена пола действующих лиц — они становились женщинами. Отметим, однако, что эпизоды, входившие в «тендерные блоки» в стимульных брошюрах не были представлены последовательно. При анализе результатов мы группировали их по Тендерным блокам 1 и 2.

 

Такая организация результатов... позволяла получить две репликации нашего основного плана исследования. При первом анализе различий рассматривалось влияние пола действующего лица в первой репликации (то есть Блок 1), а при втором анализе различий рассматривались данные, полученные во второй репликации (то есть Блок 2). Почти во всех случаях статистические выводы, полученные при анализе двух репликаций, были идентичны. Поэтому в целях экономии места здесь будут полностью описаны данные Репликации 1. В Репликации 2 получены аналогичные уровни значимости результатов.

 

Частотные данные: количество эпизодов, названных «сексистскими».Основной измеряемойзависимой переменной является число испытуемых, в восприятии которых поведение действующих лиц в основных эпизодах было сексистским. Поэтому мы регистрировали частоту, с которой испытуемые давали характеристику «сексистский» действующим лицам эпизодов Тендерного блока 1 и повторяли процедуру снова для эпизодов Тендерного блока 2. Если испытуемый при оценке одного эпизода давал два «сексистских» ответа, то они считались только за один ответ, поскольку оба ответа характеризовали одно и то же действующее лицо. Короче говоря, при оценке каждого блока можно было получить максимум 6 баллов. Если испытуемый получал 6 баллов, то это означало, что он заметил тендерную предвзятость действующего лица в каждом из шести эпизодов, входящих в этот тендерный блок. Отдельно проведенные внутри

 

каждого блока анализы различий, в которых в качестве факторов выступали пол действующего лица и пол испытуемого, обнаружили в обеих репликациях экспериментального плана высокую значимость главного фактора — пола действующего лица. ...Как и ожидалось, если дискриминирующие действия совершал мужчина, то испытуемые обоего пола чаще относили основной эпизод к категории


сексистских, чем если их совершала женщина. Более того, пол испытуемых не оказывал значимого влияния, а взаимодействие «Пол испытуемого х Пол действующего лица» было ненадежным...

 

Оценки интенсивности «сексистских» ответов.Для того чтобы выяснить, как испытуемыевоспринимают силу сексистского поведения, проводились оценки его интенсивности. Эти оценки были основаны на ответах испытуемых с применением семибалльной шкалы, по которой они должны были указать, насколько сильно выражена данная черта. Оценки интенсивности усреднялись только по тем эпизодам, в которых испытуемые отнесли поведение действующего лица к категории сексистского.

 

По результатам этого анализа было выявлено значимое влияние как пола действующего лица, так и пола испытуемого. По сравнению с испытуемыми мужского пола испытуемые женского пола выше оценивали интенсивность отмеченных ими сексистских действий, совершенных как мужчинами, так и женщинами... Более того, в восприятии испытуемых мужчины, совершавшие дискриминирующие действия, демонстрировали более интенсивную тендерную предвзятость, чем женщины, совершавшие те же действия. ...Оба анализа показали, что взаимодействие между полом испытуемого и полом действующего лица было незначимым...

 

Оценки интенсивности для «проходных» эпизодов.Чтобы исключить возможность того, что болеевысокие оценки интенсивности сексистского поведения, данные женщинами, просто отражают тенден-цию женщин вообще давать более высокие оценки интенсивности, были проанализированы данные по интенсивности, относящиеся к «проходным» эпизодам. Обратившись к размерности 2 (Пол испытуемого) x 2 (Вид брошюры), мы провели межсубъектный анализ различий средней интен-сивности всех ответов, относящихся к дополнительным эпизодам. Напоминаем, что пол главного персонажа каждого из дополнительных эпизодов в брошюрах первого и второго вида был одинаков. Этот анализ не выявил значимого влияния пола испытуемых...

 




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (354)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)