Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Глава 5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ




Игры большого города

Мы выходим из дома. Недалеко от нашего пара­дного продают сувениры. Цена на одни и те же из­делия зависит от того, кто интересуется покупкой: иностранец из дальнего зарубежья, житель СНГ, соотечественник или москвич. У расторопных про­давцов много игр. Остановимся на одной. Вам при­глянулась чудесная маленькая шкатулка с изящной миниатюрой на крышке. Вы с удовлетворением уз­наете, что и цена, по сравнению с другими подоб­ными вещицами, вполне приемлема. Вы решаете купить. Продавец заворачивает вам вашу покупку. В это время второй продавец, не умолкая и стара­тельно фиксируя на себе все ваше внимание, пред­лагает вам другие товары. Он беззастенчиво фанта­зирует об их свойствах и происхождении. Вы уходите с покупкой, еще долго вспоминая и обдумывая то, что говорил вам второй продавец. И... когда вы раз­ворачиваете свою покупку... Вместо изумительной де­ревянной шкатулочки с лаковой миниатюрой, у вас шкатулка из картона с наклеенной цветной открыт­кой. У вас отсутствует чек или иной документ, удо­стоверяющий ваши права потребителя. Остается

только горько сетовать, а лучше — громко рассмеять­ся... Вы вновь стали жертвами игры.

Я выхожу из дома. Недалеко от моего парадно­го, под памятной доской Анатолию Рыбакову— ав­тору «Детей Арбата», «Страха», «Кортика» рядом с магазином «Овощи, фрукты» продают и овощи и фрукты. И в самом магазине продают овощи и фрук­ты. Только в магазине цены выше. Конечно, эти женщины заняты неразрешенной торговлей, и ми­лиция иногда ими интересуется. Тогда часть из них убегает, а другие лишь чуть-чуть отходят в сторону и спокойно пережидают. Вы спрашиваете: «Откуда фрукты?» Вам отвечает чернявая женщина: «Молдав­ские, свежие, сладкие, красивые, дешевые». И все вы это сами видите. Да и сама приветливая и опрятная женщина похожа на молдаванку. И вы говорите: «Свешайте мне три килограмма». Она начинает взве­шивать и вдруг вскрикивает: «Милиция, побежали». Подхватив свои фрукты, она спешно удаляется в полутемную подворотню. Вы бежите рядом с ней. И там, в полумраке она взвешивает вам три килограм­ма фруктов. Даже не задавая традиционного для московских рынков вопроса: «Вам завесить или вы на своих весах взвесите?» В хорошем настроении вы приходите домой. С гордостью отдаете свою покуп­ку жене. И вдруг слышите ее слова: «И для чего же покупать такие плохие яблоки? А, кстати, сколько здесь?» В каждой московской семье есть весы. Мно­гие ходят с ними на рынок, чтобы контролировать вес своих покупок. И вскоре оказывается, что яблок вовсе не три килограмма, а значительно меньше... Вы вновь стали жертвой игры. Перед тем, как перейти к следующему примеру, важно дать два пояснения, имеющие отношение к играм.

При покупках на рынках Москвы продавцы зада­ют вопрос: «Вам взвесить или вы на своих ве,сах взве-

сите?» Чаще всего у такого продавца двое весов типа безмен. Одни точные, другие подкрученные. И в зависимости от того, будете ли вы перевешивать, в ход идут те или иные весы. Теперь о продавщице фруктов. Она действительно молдаванка. Только из Молдавии уехала очень давно и круглый год прода­ет в Москве фрукты. А когда она не торгует, то в ши­карной шубе проходит мимо своих товарищей, про­дающих фрукты. Никогда не останавливаясь, она заходит в магазин «Овощи и фрукты» и делает по­купки там.

Я выхожу из дома. Недалеко от моего парадного находится пункт обмена валюты. Как только курс рубля начинает колебаться, возле обменного пунк­та выстраивается очередь. И сразу появляются люди, предлагающие разные услуги. Кто-то из них предла­гает просто обменять без очереди, кто-то даже по более выгодному курсу. И в результате нескольких несложных манипуляций в ваших руках вместо де­нег может оказаться то, что называется «куклой». То есть бумага, сверху «обернутая» в деньги. Или вы мо­жете лишиться денег и быть сильно напуганными возможностью возбуждения уголовного дела, когда в вашем незаконном обмене денег в качестве неждан­ного участника появляется фигура в форме милици­онера и сообщает вам о предстоящем уголовном преследовании. Милиционер задерживает человека, пытавшегося поменять вам деньги. Вы, расставшись с некоторой суммой, спешно покидаете опасное место. И когда на другой день проходите мимо, с удивлением обнаруживаете, что ваш «меняла» пре­спокойно выискивает новую жертву, а человек в милицейской форме маячит совсем рядом... вы вновь стали жертвой игры.

Я выхожу из дома. И направляюсь в метро. Рядом с метро место всегда оживленное. Слышу: «Мужчи-

6 Макаров В. В.

на, можно вас. Интересная игра, бросьте...» Вы не останавливаясь идете дальше. И только слышите вдогонку «Я за вас бросил, получите выигрыш...» Если вы остановитесь, чтобы получить выигрыш, вас окружит группа игроков, и вы точно лроиграете в одном из многих вариантов игр, получивших назва­ние «лохотрон». То есть игре, рассчитанной на про­стаков.

Или к вам подходит милая девушка и сообщает, что проводится лотерея туристических путевок или социологический опрос об отдыхе. И она хотела бы задать вам несколько вопросов. Отвечая на вопросы, вы сообщаете свои данные. Вскоре вам звонят и тор­жественно сообщают, что именно вы выиграли «апартаменты в экзотической стране» и вам обяза­тельно необходимо быть на презентации и явиться обязательно с супругой. На презентации выясняет­ся, что выигравших «апартаменты» очень много. И этот выигрыш нельзя получить деньгами или ка­ким-то другим путем. А нужно обязательно ехать в эту экзотическую страну и там получить свой приз. И если вы это сделаете, то обнаружите, что вы зап­латили за путевку слишком дорого, переплатили за визу, авиабилеты. Что вы оказались далеко не в луч­шем пансионате и далеко не в самое удобное время. И когда вы все осознаете и посчитаете, то с непри­ятным чувством поймете... вы вновь стали жертвой игры.

Или к вам подходит скромный мужчина и сооб­щает, что в метро авария. И вам лучше ехать на так­си, и цены низкие. Это так называемый подсадчик. Он приводит таксистам клиентов и зарабатывает как посредник. Подсадчиков особенно много в аэропор­тах и на вокзалах. Позвольте немного отвлечься. Описывая эту игру, я слышу звонок в дверь. Входит редкий гость, мой друг и коллега. Он живет в Сиби-

ри и только что прилетел в Москву. В аэропорту он сел в такси и поехал на железнодорожный вокзал. Во­дитель такси без умолку рассказывал московские ис­тории. И как-то мимо ушей пропустил заявление пас­сажира о той сумме, которую он может заплатить. И когда пассажир все же настоял на том, чтобы сум­ма была определена, водитель сказал, что в Москве принята оплата по счетчику километров, и каждый километр стоит... и назвал сумму, большую, чем пас­сажир готов был заплатить за всю поездку. Пассажир к своему неудовольствию узнал, что должен будет зап­латить сумму в 60 раз большую, чем он рассчитывал и о которой заявил в начале поездки. Дальше мы бу­дем обсуждать антитезисы, которые представляют со­бой приемы внешнего освобождения, разрушения игры. Сейчас сообщим лишь о том, как человек, хо­рошо знающий игры, использовал антитезис.

Пассажир заявил, что он отказывается оплачивать поездку исходя из такого расчета и потребовал, чтобы таксист отвез его в аэропорт, где он обратится к диспетчеру такси. Таксист остановил машину на ближайшей автобусной остановке. Пассажир вышел. Остановил проходящую легковую машину и сразу, внятно условившись о приемлемой цене, благополуч­но добрался до вокзала.

Вернемся к метро. К вам подходят цыгане с раз­нообразными предложениями. Стоит принять любое из их предложений и ... вы вновь станете жертвой игры. Где они, кстати, часто используют состояния измененного сознания, так называемый цыганский гипноз. А нищие... Нищенство в нашей стране на­столько распространено, что мы обычно не замеча­ем, что часто это игра. Сообщим об этом подробнее немного позже.

Я выхожу из дома и захожу в метро. Я очень спе­шу и быстро помещаю свой многоразовый билет для б*

поездок в компостер. В это время происходит корот­кое замыкание и все билеты в компостерах блоки­руются. Ими теперь нельзя пользоваться. Дежурный говорит: «Пройдите в кассу метро». Кассир вас про­сит подождать, пока освободится старший кассир. Дождавшись старшего кассира, вы узнаете, что вам следует ехать до станции «Проспект Мира», там вый­ти на поверхность, найти здание управления метро­политена. В этом большом офисе найти сотрудника, который изучив ваш проездной билет, разблокиру­ет его. Предположим, что вы отложили свои дела, купили билет на одну поездку и поехали в управле­ние метрополитеном. Там вы, скорее всего, обнару­жите очередь из нескольких сотен пассажиров мет­рополитена и одного сотрудника, вдумчиво и подробно разбирающегося с каждым заблокирован­ным проездным билетом. Когда вы все-таки высто­ите очередь, у вас могут попросить удостоверение личности. Если у вас его не окажется, учтивый со­трудник предложит прийти в другой раз с удостове­рением. Может быть, лучше сразу после того, как ваш билет блокирован компостером, осознать, что... вы вновь стали жертвой игры. Принципиальное от­личие этой игры состоит в том, что против вас иг­рает могущественная государственная структура, а не отдельные, пусть даже особо предприимчивые, граж­дане.

Я выхожу из дома и осознаю, что игр, в которые меня вовлекают, становится все больше. А может быть, я просто их все лучше и лучше вижу, осознаю и избегаю. Как тяжело тем, кто приезжает в Москву из других городов. Именно они часто становятся жертвами игр. А вот москвичи часто приобретают иммунитет ко многим играм вовсе не за счет их рас­познавания, а за счет формирования множества лич­ностных защит. Они формируются чаще бессозна-

тельно и исходят из интуитивной оценки опасной ситуации. Иногда на основании негативного опыта в одной ситуации, экстраполируясь в последующем на многие аналогичные. Конечно, такие защиты по­могают адаптироваться в огромном мегаполисе. Толь­ко они еще и препятствуют усвоению новой инфор­мации, снижая открытость и восприимчивость человека. Я уж не говорю о многих профессиональ­ных качествах специалистов, работающих с людьми. Впрочем, вернемся к играм.

Значение игр

Все люди, за некоторым незначительным исклю­чением, играют в игры. Игры позволяют занять, за­полнить или, как принято говорить в теории тран-зактного анализа, структурировать время. Игры будоражат чувства и наполняют жизнь переживани­ями, давая энергию для свершений или для удержи­вания себя от деятельности.

Игры позволяют человеку без существенных уси­лий поддерживать свой образ, а также образы дру­гих людей, сохранять их такими, какие для него выгодны.

Заполняя жизнь человека, игры постепенно на­чинают определять ее качество и стиль и могут пре­вращаться в судьбу. При этом происходит обедне­ние жизни человека. Ведь люди, судьбу которых определяют игры, не могут быть удачниками, по­бедителями.

С момента рождения каждый человек становит­ся участником игр в своей семье, а позже, подрас­тая, и в обществе. Каждое эго-состояние человека испытывает свои неудачи и получает свое вознаграж­дение в играх. Играя из Родительского состояния, мы повторяем игры наших родительских фигур. Иг-

рая из Детского состояния, мы вновь и вновь повто­ряем неуспешность и иллюзии первых лет своей жизни. Такие игры обычно содержатся в ближайшем бессознательном, а когда осознаются, — то разруша­ются. Правда, часто возникают вновь и повторяют­ся. Игры, разыгрываемые из Взрослого состояния, рассчитаны и осознаваемы. Взрослые игры, разыг­рываемые продавцами, финансовыми пирамидами, чиновниками — то есть те, которые сознательно рас­считаны на получение наживы. Это игры професси­оналов с дилетантами. Причем со стороны профес­сионалов они осознаваемы, тогда как со стороны дилетантов — бессознательны.

Каждое действие игры сопровождается поглажива­ниями. В начале игры поглаживаний больше, пинков меньше. Чем дальше, тем интенсивнее поглаживания. И в конце игры — самые сильные поглаживания и самые сильные пинки.

Игры могут включать в себя момент переключе­ния, когда игроки испытывают чувство будто что-то произошло или скоро произойдет. Одни восприни­мают это чувство как непредвиденное и весьма не­приятное. Другие ощущают скорую развязку и выигрыш. Впрочем, такое чувство может длиться лишь несколько мгновений, затем уходит и забыва­ется.

Итак, игры — это:

• структурирование времени и в, конце концов, судьбы;

• укрепление старых решений;

• стимуляция чувств, эмоций и энергии;

• репетиция будущих сцен;

• отчаяние при отказе партнера играть: «А что же теперь делать?»

Определение игр

Существует несколько определений игр.

Так, под играми понимается продолжите л ьный ряд действий с определенной скрытой целью, дви­жущихся к определенному, предсказуемому исходу. В таком общем определении суть игр остается непо­нятной.

Вот еще одно определение. Последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд, оче­видных, но со скрытой мотивацией, называется иг­рой. Это определение хорошо дополняет представ­ление об играх.

Есть совсем простое и короткое определение, где играми называется ряд движений с ловушкой. Здесь внимание акцентируется на ловушке.

А вот и более подробное определение, содержа­щее формулу игры. Игрой называются взаимодей­ствия, содержащие слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие в них сопровождается определенными чувствами. Более того, ради получения чувств часто и совершаются действия игры.

Приведем еще одно определение, предложенное И.А. Чегловой. Игра— это цикл манипулятивных взаимодействий, неосознанно направляемых челове­ком на переживание привычных эмоций и ощуще­ний с целью подтверждения ранее избранной жиз­ненной позиции (фиксированной эмоциональной установки) и организации своей судьбы.

Результат игрового поведения — это предлог для искомых переживаний {«купоны», дающие право на них— термин Э. Берна), что прямо противополож­но тому, что наблюдается при деятельности, созна­тельно предпринимаемой для удовлетворения кон­кретных биологических, социальных или духовных

потребностей человека. Ведь чувства в случае дея­тельности — это критерий оценки получаемого ре­зультата, а не самоцель.

Антитезисы

Для понимания игры важно и даже обязательно раскрыть ее антитезис, который представляет собой внешнее освобождение от игры, отключение сценар­ного поведения или сценарной стратегии посред­ством внешнего воздействия. Оно необходимо в слу­чае, если человек осознает бесперспективность игры, но не имеет внутренних ресурсов для того, чтобы выполнить свое собственное решение о ее прекра­щении. В каждой игре возможно внешнее освобож­дение. Или даже несколько освобождений.

Изучив большое количество игр, мы задались воп­росом о том, существует ли универсальное освобож­дение от игр. Мы считаем, что таким общим, а, может быть, и всеобщим внешним освобождением является отсутствие лжи. Осознание истинных мо­тивов своего поведения и отказ от ложных взаимо­действий делают игры невозможными. Впрочем, не всякая ложь — игра, хотя всякая игра содержит ложь.

Можно привести еще два общих антитезиса для игр, — это контрактные отношения и обращение к профессионалам.

Контракт— это договор с самим собой, другим лицом или организацией о деятельности для дости­жения определенных, оговоренных целей: Умение заключать контракты, до конца их выполнять, изме­нять, когда это необходимо, приводит человека к желаемым результатам.

Важными характеристиками контракта являются четкость целей и обязательств, ясность и краткость. В таких контрактах исключаются возможные игры.

Контракт в психотерапии обязательно включает в себя четыре части:

1. Цель, сформулированную ясно, простым язы­ком.

2. Решение предпринять что-либо, связанное с определенной целью.

3. Возможности и технологии выполнения задач, определенные целью.

4. Санкции при невыполнении задач, не дости­жении цели.

Одна из важнейших характеристик успешного, результативного человека •*-* умение заключать кон­тракты, формулировать их так, чтобы избежать игр. Также чрезвычайно важно уметь изменять кон­тракты, когда это необходимо, и доводить дело до конца.

Желание обратиться к профессионалам в сложных ситуациях вполне естественно и обычно для запад­ного человека. И достаточно новое и редко встреча­ющееся для нас. Мы слишком долго жили в стране, где профессионализм ценился низко, более того — разрушался. Неквалифицированный труд часто оп­лачивался выше, детей интеллигенции ограничива­ли в праве получения высшего образования, и так далее. Поэтому сегодня пока сплошь и рядом мы, будучи дилетантами, любителями вступаем в игро­вые отношения с профессионалами. И, конечно, проигрываем. Ведь против профессионалов должны играть профессионалы. Поэтому обратиться к про­фессионалам — это третий всеобщий антитезис в психологических играх.

Итак, использовав антитезис, мы можем разру­шить игры. Применив договорные отношения, мо­жем не допускать. А обратившись к профессиона­лам— можем выиграть.

Впрочем, иногда возникают такие ситуации, что, распознав игру, лучше довести ее до конца к обоюд­ному удовлетворению сторон.

В иных случаях, человеку, который почувствовал себя втянутым в игру, ничего не остается, как начать встречную игру и выиграть в ней. Эта увлекательная, заманчивая и рискованная стратегия поведения может показаться очень интересной, и даже особенно соблаз­нительной. И более того, весьма результативной.

Вместе с тем, игровое поведение, как правило, все же не является оптимальным. Самыми результатив­ными формами взаимодействия представляются опе­рации и близость. Операции эффективны при про­стых взаимодействиях. Близость— при любых. Операции и близость мы уже рассмотрели ранее.

Итак, особенности игр состоят в следующем:

• игры постоянно повторяются;

• в большинстве случаев игры проигрываются вне Взрослого сознания;

• во время игры и при ее завершении испыты-ваются чувства, знакомые с самого детства;

• игры включают в себя обмен скрытыми взаи­модействиями;

• игры всегда содержат в себе ложь;

• игры укрепляют старые решения и позволяют репетировать будущие сцены.

Степени игр

Выделяются три степени игр.

Игры первой степени приняты в обществе, не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям.

Игры второй степени скрываются, не приветству­ются обществом, приводят к ущербу, который, од­нако, нельзя назвать непоправимым.

Игры третьей степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. И еще, как нам удалось установить, выигрыш почти всегда значительно меньше, чем проигрыш.

Игры зачастую разыгрываются двумя игроками. В не­которых играх значительно больше двух ролей. Каждый игрок может исполнять несколько ролей. Иногда игрок разыгрывает игру с организацией. Значительный инте­рес представляют игры, разыгрываемые человеком с самим собой. Мы еще остановимся на них.

Классы игр

Игры первого класса

В определении игр мы уже назвали формулу игры. Игра может состоять из огромного многообразия дей­ствий. Только шесть из них являются и обязательны­ми и необходимыми. Приведем их на схеме (рис. 6).

Рис. 6. Схема игры первого класса

Эту формулу для наглядности, большей доступ­ности понимания и простоты запоминания мы на­зываем мышеловкой.

Итак, в доме завелась мышка. Она доставляет много хлопот и неприятностей хозяйке. Хозяйка покупает мышеловку. Она знает, что мышка любит сыр, и кладет сыр в мышеловку. Мышка, улавливая запах сыра, приближается и хватает вожделенный кусочек. Мышеловка срабатывает, мышка погибает. Хозяйка получает удовлетворение, избавившись от

мышки. Ходы игры здесь следующие. Мышка — уча­стник 1. Хозяйка — участник 2. Слабость мышки со­стоит в том, что она любит сыр. Хозяйка на данную слабость ставит ловушку, заряжая сыром мышелов­ку. Мышка отвечает, дергая свой обожаемый сыр. Мышеловка захлопывается. Мышка расплачивается жизнью. Хозяйка получает вознаграждение, навсег­да избавившись от мышки. Внешнее освобождение или антитезис для игры сформулирован известной пословицей — бесплатный сыр бывает только в мы­шеловке. Жаль, что мышки эту пословицу не знают.

Данный класс игр мы назвали первым, или игра­ми с мышеловкой. Важно обратить внимание, что в вы­дающейся работе основоположника анализа Э. Бер­на «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений» описан именно этот класс игр. А в каталоге приводится 36 игр, подразделяемые на 7 групп. Перечислим эти группы: бытовые, супру­жеские, общественные, сексуальные, преступного мира, в приемной врача и хорошие игры. Выше мы описали игры городских улиц. Позже мы добавим еще шесть групп: игры маленьких детей, игры финансо­вых пирамид, семейные игры, административные игры, игры нищих, игры с самим собой. А в группу Игры в приемной врача — еще и суицидные игры.

Во многих играх в качестве выигрыша или при­манки фигурируют деньги. В данном издании мы остановимся на описании только одной такой игры. В дальнейшем мы планируем создать постоянно дополняемый, максимально полный каталог психо­логических игр России и всего постсоветского про­странства. И призываем тех, кто знает еще не опи­санные игры, присылать их описания. С нашей стороны мы даем гарантию, что публиковаться игры будут с указанием авторства того, кто сообщит нам об игре. Теперь вернемся к описанию игры.

Главному врачу большой городской больницы позвонил один из наиболее известных в городе бизнесменов и сообщил, что он плохо себя чувству­ет и хотел бы обследоваться и пройти курс лече­ния в больнице. Он сказал, что, конечно же, ос­ведомлен, что в городе имеется больница для при­вилегированных пациентов. Для него не важно, что там высокие цены за обследование и лечение. Что можно лечиться в столичных клиниках или за ру­бежом. А он просто хотел бы воспользоваться ус­лугами данной большой городской больницы, зная уровень ее возможностей. Главный врач был явно польщен.

И вскоре известного бизнесмена как националь­ного героя встречала вся администрация больницы. Бизнесмен осмотрел скромный вестибюль больни­цы и многозначительно произнес: «Да... нужно по­править». Администрация и коллектив больницы постарались создать ему все возможные удобства. Он был обследован и получал самое лучшее лече­ние. И все это за счет государства и самоотвержен­ности сотрудников. Конечно, он обещал материаль­но помочь больнице. А некоторым сотрудникам от­дельно — трудоустроить их на более оплачиваемые места. И вот он выписывается из стационара. Он получил все согласно добровольно взятых админи­страцией больницы и сотрудниками обязательств. Он обещает вскоре приехать в больницу для дело­вой встречи. И действительно вскоре приезжает, привозит с собой две бутылки шампанского и ко­робку конфет. Говорит слова благодарности и вос­хищения бескорыстным трудом администрации и сотрудников больницы и уезжает. Важно отметить, что последующие попытки встретиться с ним адми­нистрации больницы и сотрудников оказываются тщетными. И еще: и шампанское, и конфеты, ко-

торыми бизнесмен благодарил сотрудников больни­цы, производятся на его предприятиях.

В анализе этой игры можно отметить, что адми­нистрация больницы и ее сотрудники являются уча­стниками игры № 1. Бизнесмен— № 2. Слабость участников игры №1 состоит в отсутствии опыта вза­имодействия с богатыми людьми такого уровня и в надежде на то, что найдется благодетель, который чудесным образом исправит их бедственное матери­альное положение. Ловушка состоит в том, что че­ловек, известный как очень богатый, обещает им это. В ответ они делают для него значительно больше, чем обязаны, задействовав государственные и личные ре­сурсы. Удар обрушивается, когда выясняется, что бизнесмен вовсе не намерен оказывать учреждению и им лично какую-либо помощь и поддержку. Их расплата состоит в том, что они осознают бесполез­ность произведенных затрат. Его вознаграждение со­стоит в том, что удалось провернуть пусть неболь­шое, но выгодное дельце, бесплатно обследовать­ся и лечиться.

В этой игре может быть несколько антитезисов, один из них состоит в том, чтобы сразу осуществлять взаимно выгодное взаимодействие. Ане ограничи­ваться собственными иллюзиями и удовлетворяться туманными обещаниями со стороны бизнесмена. Впрочем, далеко не все игры построены так просто. Перейдем к играм второго класса.

Игры второго класса

Если игры первого класса мы назвали «мыше­ловкой», то игры второго класса отличаются от первого сменой ролей или наличием переключе­ния. Их формула описана Э. Берном как: «Крючок + Клев = Реакция — Переключение — Смущение — Расплата».

А сама игра определяется автором как серия скрытых транзакций с клевом, которая обычно ве­дет к хорошо скрытой, однако четко определенной расплате. А вот еще одно определение (В. Джоинс): «игра — это процесс какого-либо действия, совер­шаемого со скрытым мотивом, который: находит­ся вне сознания Взрослого; явно не проявляется до момента изменения участниками своего поведения и приводит к тому, что участники испытывают смущение, непонимание и желание обвинить парт­нера».

В играх этого класса всегда присутствует удивле­ние происходящим и смущение по поводу происхо­дящего. В формуле это соответствует четвертому действию, переключению, когда игроки меняются ролями и смущение испытывается именно по этому поводу.

Для лучшего понимания и запоминания мы ис­пользуем такую историю. Человек пошел на рыбал­ку. Он насадил червячка, забросил удочку и стал мирно ждать клева. И вдруг леску очень сильно по­тянуло. Рыбак попытался вытянуть предполагаемую рыбу. Из воды с леской, торчащей из пасти, вылез большой крокодил, который начал преследовать рыбака. В отличие от первого класса игр, данные игры мы называем ловлей крокодила на удочку. При переключении оба участника отдают и получают интенсивные пинки. Вот именно в этот момент про­исходит осознание, что на крючке не рыбка, а кро­кодил. И кто кого поймал!? Это даже уже не вопрос. Просто вы попались.

Анализировать игры второго класса удобно, ис­пользуя драматический треугольник С. Карпмана (рис. 17). В играх люди проигрывают одну из трех ро­лей: Жертва, Спаситель, Преследователь. Жертва признает свое неблагополучие, игнорирует свою спо-

собность самой решать свои проблемы и ищет по­мощи. Получая помощь от Спасителя, она подтвер­ждает свое неблагополучие и беспомощность. Ког­да же жертва находит Преследователя, он унижает ее или ставит на место. Спаситель считает себя бла­гополучным и, исходя из своего более высокого по­ложения, игнорирует возможности других людей, считая их неблагополучными. Преследователь, счи­тая себя благополучным, нуждается в том, чтобы вокруг были неблагополучные люди. Он игнориру­ет их способности и возможности.

Все три роли считаются не аутентичными, ведь человек действует не из реальных потребностей аутентичной личности, а с позиций своего прошло­го, очередной раз проигрывая свои сценарные стра­тегии поведения.

Важно обратить внимание, что в играх второго класса люди всегда меняют свои роли и являются то в роли жертвы, то спасителя, то преследователя.

Я. Стюард и В. Джойс (1996) приводят изменения в представлениях об играх основоположника транзак-тного анализа Э. Берна. Они убедительно показыва­ют, что в начале он говорил об играх первого класса, затем об играх второго класса. В последующем неко­торые аналитики стали относить к играм только игры первого класса, другие — лишь игры второго класса. С нашей точки зрения, как игры первого, так и вто­рого класса — явления, открытые и изученные Э. Бер­ном. Возможно, будут открыты еще и другие классы игр. Ведь человеческая предприимчивость в стремле­нии удалиться от близости и, тем не менее структу­рировать время, не знает границ!

Игры второго класса классифицируются по типам переключения. Исходя из схемы драматического треугольника возможно 6 вариантов переключения: переключение Преследователь — Жертва; переклю-

Рис. 7. Драматический треугольник С. Карпмана

чение Жертва — Преследователь; переключение Жертва — Спаситель; переключение Спаситель — Жертва; переключение Спаситель — Преследователь; переключение Преследователь — Спаситель.

Приведем примеры игр второго класса.

Переключение Преследователь Жертва покажем на примере жизни одной семьи, состоящей из ма­тери и двух детей: сестры Оли и брата Коли.

Мать, в одиночку воспитывающая двоих детей, постоянно жалуется на то, что дети связали ее по рукам и ногам. Она совсем не может уделять доста­точно времени себе: заниматься самообразованием, путешествовать, делать карьеру на службе. А уж тем более — обратить на себя внимание достойного муж­чины и выйти за него замуж. Хотя на улице мужчи­ны не только обращают на нее внимание, но и, по ее мнению, оказывают ей знаки внимания. А она не реагирует, и все из-за детей. Здесь отмечается изве­стный вариант игры первого класса «Все из-за тебя». Мать является преследователем, дети— жертвами. Старшая дочь в 17 лет уходит из дома и, преследуе­мая проклятиями матери, уезжает с нелюбимым мужчиной подальше от матери. В дальнейшем она поддерживает отношения только с братом, который

пересказывает ей все злобные высказывания матери в ее адрес. Мать постоянно, впрочем, достаточно вяло, пытается найти ее, чтобы «все сказать этой неблагодарной твари». Однако удовлетворяется сво­ей игрой и продолжает заочно преследовать свою дочь.

После ухода дочери, несмотря на высвободивше­еся время, образ жизни матери мало меняется. Она продолжает преследовать дочь и подрастающего сына. У сына начали появляться девушки. Мать про­тив того, чтобы он с ними «где-то ходил по подво­ротням» и разрешает приглашать девушек домой. Знакомится с ними. Через короткое время у каждой девушки отношения с сыном не складываются. При­чем, бывает по-разному, то он девушку не устраива­ет, то девушка — его. Только они расстаются.

Мать говорит, что у сына тяжелый характер, что он весь в нее и жить может только с ней. Возраст сына уже приближается к 30 годам. Теперь он дела­ет попытки хотя бы некоторое время пожить не с мамой, а с другой женщиной. Мать просит только одного — обязательно звонить вечерами. И когда он звонит, то обычно выясняется, что мама очень пло­хо себя чувствует. Она больна и нуждается в уходе. Если подруга этого мужчины включалась в помощь его матери, то их отношения быстро расстраивались. Если же она не включалась, то мама говорила сла­бым голосом сыну: «Что же она даже не придет по­знакомиться. Неужели ты выставляешь меня такой страшной?»

Однажды у сына возникла настоящая привязан­ность, и он часто не ночевал дома. И позвонить было неоткуда. И встреч с мамой подруга сына избегала. Утром он как обычно пришел домой и нашел свою маму лежащую на полу без сознания. Когда он при­вел ее в чувство, она ничего не помнила. С тех пор

сын всегда ночевал дома. Он боялся за жизнь своей мамы. И только иногда у этого тридцатидвухлетне­го мужчины появлялось некое неприятное воспоми­нание и вопрос, который оставался без ответа. По­чему в то утро, когда он застал маму без сознания, входная дверь в их квартиру была заперта на один-единственный и самый ненадежный замок? Ведь в других случаях всегда было четыре запора. Из них два открывались только изнутри.

Теперь Николай начал выпивать. И когда он при­ходил домой выпивши, он ругал свою маму. Он выс­казывал ей всю горькую правду о своей не склады­вающейся жизни. Аон-а становилась жалкой и какой-то забитой и ничего не возражала. Только со­глашалась, плакала и говорила, что любит сына. Такие пьяные вечера становились все чаще.

Приезжала сестра, Ольга. Первый брак у нее ока­зался коротким. Вскоре она вновь вышла замуж, и жизнь ее сложилась счастливо. Оля часто встреча­лась со своим отцом. Он жил счастливо во втором браке. С мамой у Оли отношения так и не налади­лись. Она редко бывала у матери. И вот во время своего короткого визита Оля стала свидетелем пья­ного дебоша брата. Когда он кричал, плакал обви­нял во всем мать. А она соглашалась, плакала и пря­талась. Такие откровенные высказывания на Олю произвели очень большое впечатление. Ведь в их семье откровенность ранее не была принята. Зато наутро мать взяла реванш. Она отчитывала и выго­варивала Николаю. А он молчал или бурчал себе под нос, что виноват.

У Оли возникла идея — нужно лечиться у врача-нарколога. Маме эта идея тоже очень понравилась, да, Коле нужно к наркологу!

Врач, обследовав Николая, не нашел алкогольной зависимости, а обнаружил выраженные расстройства

отношений в семье. Николай получил курс психоте­рапии с акцентом на алкогольную экологию. И вско­ре, неожиданно для мамы, переехал в другой город. Там Николай вскоре женился. Теперь в его семье уже двое детей и супруги сообщают, что не желают на этом останавливаться. Мама Николая рвется пере­ехать к ним. Пока Николаю удается не только про­тивостоять этому, но и практически исключать об­щение мамы с женой. Кстати, здоровье мамы значительно улучшилось. А образ жизни остался пре­жним, хотя у нее теперь много свободного времени.

Анализируя данную игру, нужно отметить, что она, конечно же, третьей степени. Мама была пре­следователем, а дети жертвами. Дочь вышла из игры, сбежав из семьи с нелюбимым мужчиной. Игра про­должалась без ее непосредственного участия и дли­лась много лет. Впрочем, она оставалась заочным участником игры. Эта достаточно частая ситуация — игра с заочным участником — пока мало изучена в теории и практике игр. Переключение в игре насту­пило, когда выпивающий сын начал играть роль пре­следователя, а мать — жертвы. Впрочем, обратное пе­реключение происходило каждое утро после эксцесса сына. Игра матери и сына была разрушена при по­мощи использования проверенного антитезиса: ког­да участники игры стали жить в разных городах и не встречались.

С позиции игр первого класса здесь даже две са­мостоятельные игры. Одну мы уже называли. Это — «Если бы не ты». Название второй звучит «Будь сча­стлив — только не покидай меня». Впрочем, в такую сценарную игру родители чаще играют с девочкой, младшим ребенком в семье. Родители готовят ее для того, чтобы она обеспечивала им комфортную ста­рость. Такой девочке внушают идеи почитания ро­дителей и семьи. Она получает одну из помогающих

профессий: врача, психолога, социального работни­ка. Ей чаще всего непозволительно выходить замуж. И она живет, обслуживая родителей. Впрочем, для этого родители должны быть достаточно беспомощ­ны и больны. И они становятся такими. Когда же игра разрушается, состояние и самочувствие роди­телей даже может улучшаться.

Переключение Жертва Преследователь можно показать на следующем примере. Участница учебно-тренинговой психотерапевтической группы в одном медицинском учреждении, назовем ее Натальей Сергеевной, вдруг сделала заявление: «У меня не складываются отношения с мужем, и я ему изме­няю». Данное заявление имело эффект разорвавшей­ся бомбы. Ведь в этом, традиционно женском вра­чебном коллективе именно семья Натальи Сергеевны считалась примерной. Группа только начинала ра­боту и, как это обычно бывает, участники начали давать советы Наталье Сергеевне. Предложения формулировались так: «Наталья Сергеевна, а вы пробовали...» или « Наталья Сергеевна, а почему бы вам не...». Ведущий группы с самого начала испы­тывал дискомфорт и ощущение, что что-то здесь не так. И когда Наталья Сергеевна очередной раз ска­зала: «Да, я это пробовала, но не помогло...», стало ясно, что это игра. Ведущий принял решение не препятствовать игре, сколько бы она ни длилась. Это решение оказалось верным. И когда через 2 часа 20 минут советчики иссякли со своим морализировани­ем и своими советами, наступила тягостная пауза молчания. Участники группы выглядели уставшими, растерянными, беспом




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (422)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)