В 2014 году на сдачу единый государственный экзамен по географии былоо зарегистрировано 510 участников сдавало 322, из них минимальный порог преодолело 178 (55,3%) экзаменующихся выпускников. Средний балл составил – 37,7.
Распределение результатов представлено на диаграмме 7.1.
Диаграмма 7.1.

Таблица 7.1.
Анализ выполнения заданий ЕГЭ 2014 года по географии
|
Уровни сложности задания:
Б – базовый (примерный процент выполнения – 60-90%),
П – повышенный (примерный процент выполнения – 30-60%),
В – высокий (примерный процент выполнения – 10-30%).
|
Задание
| Содержание задания
| Уровень сложности задания
| Уровень выполнения задания, %
|
A1
| Географические модели. Географическая карта, план местности
| Б
|
|
A2
| Литосфера. Атмосфера. Гидросфера
| Б
|
|
A3
| Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование
| Б
|
|
A4
| Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность
| Б
|
|
A5
| Особенности природы материков и океанов. Особенности распространения крупных форм рельефа России
| Б
|
|
A6
| Особенности природы материков и океанов. Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России
| Б
|
|
A7
| Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли
| Б
|
|
A8
| Половозрастной состав населения
| Б
|
|
A9
| Городское и сельское население мира. Миграция. Основные направления и типы миграций в мире
| Б
|
|
A10
| Географические особенности размещения населения. Неравномерность размещения населения земного шара
| Б
|
|
A11
| Уровень и качество жизни населения
| Б
|
|
A12
| Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства
| Б
|
|
A13
| Ведущие страны-экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции. Основные международные магистрали и транспортные узлы
| Б
|
|
A14
| Современная политическая карта мира
| Б
|
|
A15
| Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира
| Б
|
|
A16
| Территория и акватория, морские и сухопутные границы
| Б
|
|
A17
| Размещение населения России. Основная полоса расселения
| Б
|
|
A18
| Городское и сельское население. Города
| Б
|
|
A19
| География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта
| Б
|
|
A20
| Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России
| Б
|
|
A21
| Россия в современном мире
| Б
|
|
A22
| Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам
| Б
|
|
A23
| География религий мира. Народы и основные религии России
| Б
|
|
A24
| Мировое хозяйство. Хозяйство России, Регионы России
| Б
|
|
B1
| Погода и климат. Распределение тепла и влаги на Земле
| Б
|
|
B2
| Мировой океан и его части. Воды суши. Особенности природы материков и океанов
| Б
| 35,5
|
B3
| Административно-территориальное устройство России. Столицы и крупные города
| Б
|
|
B4
| География отраслей промышленности России. Ведущие страны-экспортеры основных видов промышленной продукции
| П
|
|
B5
| Часовые зоны
| П
|
|
B6
| Направление и типы миграции населения России
| П
|
|
B7
| Географические особенности воспроизводства населения мира
| П
|
|
B8
| Природные ресурсы
| П
|
|
B9
| Этапы геологической истории земной коры. Геологическая Хронология
| П
|
|
B10
| Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира
| П
|
|
B11
| Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России
| В
|
|
B12
| Географические модели. Географическая карта, план местности
| Б
|
|
B13
| Географические модели. Географическая карта, план местности
| П
|
|
C1
| Географические модели. Географическая карта, план местности
| В
| 9,5
|
C2
| Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Природа России. Динамика численности населения Земли. Половозрастной состав населения. Факторы размещения производства. География отраслей промышленности, важнейших видов транспорта сельского хозяйства. Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства
| В
|
|
C3
| Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Природа России. Динамика численности населения Земли. Половозрастной состав населения. Факторы размещения производства. География отраслей промышленности, важнейших видов транспорта сельского хозяйства. Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства
| В
|
|
C4
| География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер
| П
|
|
C5
| Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли
| В
|
|
С6 к1
| Численность, естественное движение населения России. Направление и типы миграции
| В
| 2,5
|
С6 к2
|
|
Анализ результатов выполненных заданий по уровню сложности:
Задание «А» – минимальный процент выполнения по заданию А24 (Б) – 16 %,
максимальный процент по заданию А22 (Б) –71 %
средний процент по заданию «А» – 46 %
Задание «Б» – минимальный процент выполнения по заданию В13 (П) – 6 %,
максимальный процент по заданию В3 (Б) – 44 %
средний процент по заданию «А» – 24,5 %
Задание «С» – минимальный процент выполнения по заданию С5 (В) – 3 %,
максимальный процент по заданию С3 (В), С4 (П) – 11 %
средний процент по заданию «С» – 9,3 %
В ходе сравнения результатов выявлено, что наибольший процент выполнения и наименьшее расхождение с заданной примерной шкалой наблюдается в базовых заданиях «А», а также в повышенной и высокой сложности заданиях «С».
Результаты апелляции
Наапелляцию было заявлено 3 работы, в день апелляции явилось 2 человека. В обеих работах апеллянтов результаты заданий «С» не изменены, что подтверждает высокий уровень работы экспертов.
Методический анализ:
- устойчиво низкие результаты наблюдаются по заданиям по географическим моделям, картам и планам местности;
-особую сложность по прежнему представляют задания С6 по вопросам населения из программы социально-экономической географии и С5по положению Солнца над горизонтом и расчету часовых поясов из программы физической географии;
- наблюдается улучшение результатов по выполнению заданий С1, С2и снижение результатов по заданиям С3, С4.
Выводы:
– с каждым годом растет число выпускников, желающих сдать ЕГЭ по географии;
– в 2014 году выросло число не приступивших к заданиям «С» и даже «В»;
– в 2014 году отмечаются самые низкие показатели ЕГЭ;
– в 2014 году выросло число не набравших нижний порог для поступления в ВУЗ.
Рекомендации:
-организовывать предварительное традиционное обучение новых экспертов перед электронным зачётом
- довести анализ результатов ЕГЭ до сведения руководителей СОШ РСО-Алания
- организовать специальные курсы по проблемным заданиям ЕГЭ для учителей школ на базе института повышения квалификации.