Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 17 страница





муникационную ситуацию, для которой характерно постоянно ме­няющиеся разнообразие новых культур, а это ведет к раздробле­нию процессов идентификации индивидов и групп на множество миниидентификаций и возникновению множества разнообразных вееров коммуникационных взаимодействий.

Пятую коммуникационную модель— аутопойетическую — разработал выдающийся немецкий социолог Никлас Луман. Что такое аутопойетическая система в его понимании? Это — система, отличающаяся оперативной закрытостью и состоящая из множест­ва коммуникативных элементов, каковыми являются потоки ин­формации, причем каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему. Именно вследствие интегрирования информа­ции, сообщения и понимания, социальная система приобретает свои специфические свойства: 1) способность к самоограничению, т.е. к различению самой себя и окружающей среды; 2) способность самовоспроизводства; 3) самоорганизацию; и, 4) самореференцию, т.е. самопредставление. Если психическая система (например, личность) самоорганизует и самореференцирует себя, т.е. прихо­дит к самопониманию посредством сознания, то социальная сис­тема (общество), согласно Н. Луману, осуществляет этот процесс посредством коммуникации.

Поскольку социальная система состоит из самовоспроизво­дящихся и самореференцирующихся элементов коммуникации, считает Н. Луман, постольку «общество является всеобъемлющей системой всех коммуникаций, воспроизводящих себя аутопойети-чески, в то время как она производит все новые (и все время - дру­гие) коммуникации» (5; 34). А это означает, что понятие коммуни­кации становится решающим фактором для определения понятия «общество». «Лишь с помощью понятия коммуникации, — подчер­кивает немецкий социолог, - социальную систему можно мыслить как аутопойетическую систему, которая состоит из элементов, а именно: из коммуникаций, производящих и воспроизводящих себя посредством сети именно этих элементов, посредством сети ком­муникаций» (5; 31).

Важное значение имеет типологизация коммукационных взаимодействий. Она может производиться по нескольким основа­ниям. В зависимости от содержания этих процессов они подразде­ляются на:

1) информативные, имеющие целью передачу некоего со­общения, информации от коммуникатора к реципиенту;


2) управленческие, ориентированные на передачу управляю­
щей системой (руководителем) указаний, распоряжений, приказов
управляемой подсистеме (подчиненным лицам, организациям и
т.д.) с целью выполнения управленческих решений;

3) акустические, рассчитанные на слуховое восприятие ре­
ципиентом информационных потоков, поступающих от коммуни­
катора, путем звуковой речи, распространения радиосигналов, ау­
диозаписей и т.п., и на получение аудиальных реакций на звуко­
вые сигналы;

4) оптические, ориентированные на визуально-зрительное
восприятие информации, поступающей от коммуникатора к реци­
пиенту и соответствующее чувственное, мыслительное, волевое и
т.п. реагирование последнего;

5) тактильные, включающие в себя передачу и восприятие
информации коммуникаторами и реципиентами путем воздействия
на тактильную чувствительность индивидов, коррелирую иду ю с
ощущениями прикосновения, давления, поглаживания, а также с
явлениями вибрации;

6) эмотивные, связанные с возникновением у субъектов,
взаимодействующих в процессах коммуникации, эмоциональных
переживаний радости, восхищения, страха, боязни и т.п., способ­
ных воплощаться в различные формы активности, в том числе на­
правленные на реализацию и удовлетворение интересов, потреб­
ностей, желаний и стремлений индивидов.

По модальности воплощения коммуникативных взаимодей­ствий и их направленности они различаются следующим образом:

1) сообщение побудительно-информативного порядка: све­
дения, просьба, внушение, убеждение, команда, приказ, инструкция;

2) экспрессивно-эмоциональные взаимодействия: реакции ин­
дивидов на чувственно-эмоциональные переживания; поведенче­
ские акты, направленные на установление и поддержание контактов.

По формам и средствам выражения коммуникационные взаимодействия можно распределить на:

1) вербальные, воплощаемые в письменной и устной речи;

2) символически-знаковые и предметно-знаковые, выражае­
мые в произведениях изобразительного искусства, в скульптуре,
архитектуре;

3) паралингвистические, передаваемые посредством жестов,
мимики, пантомимики;


4) гиппосуггестивпые - процессы влияния - воздействия коммуникатора на психическую сферу реципиента, связанные с сужением сферы сознания, с отключением дискурсивного осмыс­ления внушаемой информации и ее логических оценок, с ассоциа­тивностью с прошлой эмпирической действительностью.

В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом ком­муникацию подразделяют на следующие типы: традиционная, функционально-ролевая, межличностная, групповая и массовая.

1. Традиционная коммуникация осуществляется главным об­
разом в локальной сельской среде, где все, более или менее, знают
друг друга; роль каждого человека в этом сообществе определяет­
ся возрастом и образом жизни, а нормы общения известны всем с
детства или, по крайней мере, в течение многих лет. Общение от­
личается постоянством, стабильностью ожиданий, первичностью
коммукативных связей; оно не требует специальных знаний и
инициативы.

2. Фунщионалъпо-ролевой тип коммуникации развивается в
городской среде, в условиях значительной дифференциации видов
деятельности и образа жизни. Он является специализированным и
безличным. Правила коммуникации, в общем, соответствуют роли,
которую человек выполняет в данной системе, прежде всего в
профессиональном плане, что соответствует его статусу и сло­
жившейся социальной иерархии в этой системе. Устные, а еще бо­
лее письменные, контакты часто формализованы. Горожане обыч­
но не вступают в общение на улице или в городском транспорте,
ибо в такой функциональной среде возникают правила знакомства
и представления.

3. Мелешчностная коммуникация— такой тип коммуника­
ционного взаимодействия, при котором в роли как отправителя,
гак и получателя сообщения выступают отдельные индивиды. Для
него характерны: непосредственный контакт между субъектами
общения, чем определяется ряд особенностей данного типа ком­
муникации, и, в частности, 1есная обратная связь, регулирующая
процесс общения; множество используемых средств - не только
вербальных, но и невербальных: мимики, жестов и т.п.; двусто­
ронний обмен информацией, происходящий чаще всего в виде
диалога. По характеру взаимодействия между партнерами разли­
чают личностную и ролевую межиндивидную коммуникацию. Со­
держание и форма личностной коммуникации не связаны строги­
ми правилами, а имеют индивидуализированный неформальный


характер. Большое значение здесь придается самовыражению «Я» каждого из субъектов коммуникационного взаимодействия, по­этому оно насыщено экспрессивными элементами - чувствами, эмоциями, переживаниями. Ролевая разновидность межличност­ной коммуникации более формализована, ее содержание и форма определяются ролевыми отношениями партнеров, а процесс пере­дачи информации ориентирован на достижение определенного ре­зультата, например, на выполнение задания, которое поручает ру­ководитель подчиненному или преподаватель студенту

А. Групповая коммупикаг/ия представляет собой такой тип коммуникационного взаимодействия, в процессе которого обще­ние происходит между двумя или большим количеством членов определенной социальной группы (территориальной, этнической, профессиональной, религиозной и т.п.) в целях организации взаи­мозависимых действий. Она может выступать как в форме двух и более межличностных коммуникаций личностной либо ролевой направленности, так и в форме взаимной коммуникации всех чле­нов группы. Совокупность коммуникационных взаимодействий может способствовать динамизму структуры, сплоченности груп­пы, ее срабатываемости или, напротив, приводить к возникнове­нию и возрастанию конфликтной напряженности между членами данной группы, подталкивать к внутригрупповому конфликту. В случае малой группы (семья, компания сверстников) такая комму­никация насыщена непосредственными контактами, экспресивны-ми элементами, неформальными взаимоотношениями, хотя неко­торые ее компоненты могут быть и формализованы. Но значитель­но большее значение, чем в межличностной коммуникации, здесь имеют ролевые отношения: между руководителями и подчинен­ными, лидерами и аутсайдерами и т.п. Групповая коммуникация составляет основу коммуникационных взаимодействий в социаль­ных организациях

Групповые коммуникации включает в себя два, три и более субъектов. Если схематично изобразить активных участников (субъектов) коммуникации соответственно символами d, Ci ..., то получим структурную схему межличностной и групповой комму­никации, изображенную на рис. 47.

5. Межгрупповая коммуникация - это такой тип коммуника­ционного взаимодействия, в процессе которого потоки информа­ции циркулируют между двумя или большим количеством соци­альных групп, в целях осуществления совместной деятельности



 


6. Массовая коммуникация - это такой тип коммуникацион­ных процессов, которые на основе использования технических средств тиражирования и передачи сообщений охватывают боль­шие массы людей, а в качестве коммуникаторов в них выступают средства массовой информации (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение). Главная особенность мас­совой коммуникации заключается в соединении институционально организованного производства информации с ее рассредоточени­ем, массовым распространением и потреблением. Вследствие это­го СМИ стали в последние годы одним из наиболее эффективных способов формирования общественного мнения и организации массового контроля над массовым поведением Основными функ­циями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе, являются: 1) информирование о происходящих событиях; 2) пере­дача знаний об обществе от одного поколения к другому через со­циализацию и обучение; 3)целенаправленное влияние на форми­рование определенных стереотипов поведения людей; 4) помощь обществу в осмыслении и решении актуальных проблем; 5) раз­влечения (рис. 48).

Итак, средства массовой информации оказывают мощное целенаправленное влияние на людей, на их предпочтения и жиз­ненные позиции. Однако было бы упрощением представлять дело таким образом, будто читатель, слушатель, зритель в этом массо­вом коммуникационном процессе предстает только в роли пассив­ного объекта. Проведенные американскими, финскими, россий­скими, белорусскими социологами исследования показали, что воздействие массовой коммуникации на индивидов и социальные группы чаще всего носит не непосредственный, а опосредованный (некоторыми промежуточными социальными переменными) ха­рактер. К наиболее важным из них относятся: позиция группы, к которой принадлежит реципиент; селективность, т.е. способность и стремление человека отбирать ту информацию, которая согласу­ется с его ценностями, мнениями и позициями. Поэтому в процес­сах массовой коммуникации многие реципиенты, как установил в середине 70-х годов американский социолог Дж. Блумер, высту­пают не в качестве пассивного получателя информации, а в каче­стве активного фильтра. Они осуществляют отбор определенных видов сообщений средств массовой информации, чтобы удовле­творить те или иные свои потребности.



 



 


Разумеется, массовая коммуникация оказывает и позитивное воздействие на человека. Она способствует повышению любозна­тельности, осведомленности, эрудиции, росту политической куль­туры, соблюдению социальных норм и правил. Такое воздействие существенно возрастает, когда средства массовой информации ак­тивно и целенаправленно используют коммуникативную функцию культуры.

Коммуникативная функция культуры в концентрированном виде воплощается в том, что в художественных произведениях, в научных трактатах, в философских доктринах, в нравственных нор­мах и религиозных проповедях происходит композиционно замкну­тое (на идее или образе, созданном автором) и одновременно ра­зомкнутое, ориентированное на многих других людей, общение че­ловека с человеком. Заключая автора в контексте философской кни­ги, художественного романа, в ритме мелодии, - массовое комму­никативное взаимодействие вместе с тем делает возможным наи­более глубокое и насущное взаимопонимание между многими различными людьми: между автором и читателем, автором и зрите­лем, автором и слушателем, — т.е. между различными слушателями, зрителями и т.п., т.е. в постоянном расхождении и схождении, взаимопроникновении двух различных «полюсов» культурной ком­муникации. Именно в коммуникативной функции отчетливее и полнее всего проявляется диалоговая сущность культуры. Только благодаря коммуникативной функции происходит диалог различ­ных эпох, различных культур, различных людей в лоне одной куль­туры, в результате чего «Царь Эдип» Софокла, «Гамлет» Шекспира, Дмитрий Карамазов Достоевского оказываются в своеобразной культурной одновременности и диалогичности, диалогической «до­полнительности». А это приводит к тому, что трагедия Эдипа четче и глубже воспринимается через соотнесение с трагедиями Гамлета и Дмитрия Карамазова. Вследствие именно этой функции духовный мир писателя, художника, композитора, что отделен от него, транс­лирован в произведение и способен существовать как бы обособ­ленно, самостоятельно даже после физической смерти творца, ока­зывается включенным в иной мир, в жизнь людей последующих эпох и других устремлений, собеседуя с этими современниками. Поэтому культура предстает особой формой коммуникации и одно­временно бытия людей прошлых, настоящих и будущих культур, а также их совместного бытия в пределах одной и той же культуры. Именно благодаря коммуникации возможен диалог культур, а Шек­спир, Гомер и Пушкин говорят с нами как наши современники.


1.

2. 3. 4. 5. 6.

7.


Вопросы для самоконтроля и повторения

Как можно определить термин «коммуникация»? Какова структура коммуникационного процесса? Каковы основные задачи коммуникации? Какие модели коммуникации Вы знаете? Каковы основные типы коммуникации?

Каковы особенности, задачи, позитивные и негативные черты массо­вой коммуникации? Какую коммуникативную роль играет в обществе культура?


Литература

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.

2. Боголюбова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.

3. Дмитриев А.В., Латынов В.В. Социальная коммуникация //Социоло­
гия /Под ред. Г.В. Осипова. Гл. IX. М, 1996.

4. Луман Н. Понятие общества //Проблемы теоретической социологии.
СПб., 1994.

5. Луман Н. Почему необходима «системная теория»? //Проблемы тео­
ретической социологии. СПб., 1994.

6. Моль А. Социодинамика культуры. М, 1984.

7. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем дей­
ствия: культура, личность и место социальных систем //Амери­
канская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

8. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения
//Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

9. Терин В.П. Основные направления исследований теории массовой
коммуникации//Социологические исследования. 1997, № 11.

10. Тоффлер О. Раса, власть и культура //Новая технологическая волна
на Западе. М., 1986.

11. Шибутани Т. Коммуникация и социальный контроль //Социальная
психология. М., 1969.

Глава 28. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Обычно под поведением понимается присущее живым суще­ствам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней двигательной активностью, а также внутренними потреб­ностями. Таким образом, поведение свойственно не только чело­веку, но и животным. Однако у человека, в отличие от животных,


поведение формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер, т.е. является, по своему существу, социальным.

Поведение представляет собой совокупность извне наблю­даемых поступков и действий отдельных индивидов и их групп, их определенную направленность и последовательность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей или всего общества. В поведении проявляются социальные каче­ства человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, характера, его потребности, убеждения, взгляды, вкусы; формируется и реализуется его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим людям и к самому себе.

Социология исследует и интерпретирует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценно­сти и потребности. В поведении человека выясняется, что он ценит не только кусок хлеба или деньги в своем кармане. Он испытывает потребность в общении и совместной деятельности с другими людьми, он хочет быть любимым, уважаемым, справедливо оце­ниваемым и вознагражденным за свои поступки. Более того, в сво­ем поведении люди взаимодействуют друг с другом, оценивают друг друга и стремятся влиять на своих партнеров по общению.

Микросоциология ищет причины и устанавливает особенно­сти человеческого поведения во взаимодействии между личностью и другими людьми прежде всего в малых группах— семья, трудо­вой коллектив, группа сверстников и т.д. Макросоциология иссле­дует поведение главным образом в процессах взаимодействия крупномасштабных социальных общностей: этносов, наций, госу­дарств, социальных институтов и т.п. Однако в конкретном соци­альном контексте взаимодействия нередко сочетаются элементы обоих этих уровней социологического анализа поведения. Так, на­пример, повседневное поведение и взаимодействие между членами семьи осуществляется на микроуровне. В то же время семья, как специфическая социальная общность является социальным инсти­тутом, изучаемым на макроуровне, поскольку она связана с систе­мой социальных взаимодействий между классами и слоями обще­ства, с рынком рабочей силы, с системой социальной политики, с образованием,здравоохранением,культурой.

В рамках микросоциологического и психологического ана­лиза поведения наибольшую известность приобрел бихевиорист-


скип подход (наиболее крупные представители - Э. Торндайк Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скинер и др.). Его исходной предпосыл-кой служит признание взаимовлияния поведения (behaviour- по ведение) человека и событий, происходящих в его окружении; свя зи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влия­ния на поведение непредвиденных обстоятельств. Здесь широкс используется понятие вероятности для описания связи между изу­чаемым поведением и его предпосылками и последствиями. Счи тается, что поведение базируется на трех различных формах реак­ции человека на окружающую среду. Они таковы:

1) эмоциональная, или аффективная, основанная на чувствах
и эмоциях;

2) компетентная, или когнитивная, базирующаяся на знании
и размышлении;

3) прямое открытое реагирование по механизму: стимул -
реакция.

Знание особенностей действия каждого звена этой трехком-понентной структуры, считает Б. Скинер, дает возможность сде­лать поведение человека предсказуемым, поскольку именно эти звенья представляют собой социально-психологические механиз­мы влияния социального окружения на поведенческие акты. Именно такой подход, пишет он, дает возможность понять, что «личность ответственна за свое поведение не только в том смысле, что она может быть осуждена или наказана в случае, если ведет себя дурно, но также и в том смысле, что ей можно доверять и восхищаться ее достижениями» (7; 41). При таком подходе рас­крывается решающая «избирательная роль окружения в оформле­нии и поддержании поведения индивида, а это дает возможность смоделировать поведение человека в определенных условиях, т.е. разработать и применить на практике технологию поведения» (7; 44).

В теоретической части бихевиористских исследований пове­дения основное внимание сосредоточено на признании того, что внешние переменные, т.е. поведенческие реакции, определяемые и контролируемые влиянием социального окружения, имеют при­оритет над внутриличностными процессами - мыслями, чувствами и аффектами. Бихевиористы уделяют первоочередное внимание определению ресурсов личности и ее окружения, которые способ­ны обеспечить достижение желаемых результатов. Анализ сосре­доточен на конкретных видах поведения в реальной жизненной обстановке - в семье, в классе, вагоне метро, купе поезда и т.п. - и


функциях, органически связанных с факторами окружения, ко-эрые изучаются по изменениям, наблюдаемым до и после реали-ации действия. В своем прикладном аспекте бихевиористские ис­следования зарекомендовали себя в разработке методик управле­ния поведением учеников в классе; совершенствования способно­стей индивидов, отстающих в развитии, а также в лечении присту­пов депрессии, тревожности, гнева и др. Бихевиористы считают, что символические процессы - подражание, косвенное усвоение и предвосхищение последствий, - являются существенными компо­нентами процесса социального обучения.

Большое внимание исследованию социального поведения уделяется в социологической теории обмена, одним из основных авторов которой является американский социолог и социальный психолог Дж. Хоманс. Исходной единицей социологического ана­лиза Хоманс считает «элементарное социальное поведение», т.е. непосредственный обмен поведенческими актами между двумя, тремя и т.д. индивидами. Описывая социальное поведение как универсальный обмен, он формулирует четыре принципа межин­дивидуального взаимодействия. Первый из них гласит: чем чаще и больше вознаграждается определенный тип поведения, тем охот­нее и чаще он повторяется индивидами - будь это в бизнесе, спор­те или рыбной ловле. Согласно второму принципу, если вознагра­ждение за определенные типы поведения зависит от каких-то ус­ловий, человек стремится воссоздать эти условия. В соответствии с третьим принципом, когда вознаграждение за определенное по­ведение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения. И, наконец, четвертый принцип утверждает: когда по­требности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Таким образом, в хомановской концепции социальное пове­дение и взаимодействие индивидов предстает системой обмена поведенческими актами, посредством которых «они санкциони­руют друг друга, т.е. один вознаграждает или наказывает действия другого» (10; 58). Такая система действительно нередко реализу­ется во взаимодействиях людей друг с другом, и, в частности, в области бизнеса. Но в целом поведение людей более многогранно, чем предполагает теория обмена. В области исследовательской деятельности, художественного творчества, в отношениях дружбы, любви и т.д. — поведение людей отнюдь не сводится к уравнове­шиванию затрат и вознаграждений, ибо все это (и многое другое) в


человеческой жизни не имеет стоимостного характера, определ. мого обменом товаров и услуг на другие товары и услуги.

Значительный вклад в социологическое изучение поведения людей внесла теория символического взаимодействия, развитая главным образом в трудах американских социологов Ч. Кули и Дж. Мида.

Ч. Кули ввел в социологию различение первичных групп (сам этот термин был введен в социологию именно им) и вторич­ных общественных институтов. Первичные группы (семья, компа­ния сверстников, соседство, местная община), считал он, являются основными социальными ячейками, в которых происходит форми­рование личности, ее социализация, а поведение индивидов харак­теризуется тесными интимными, личностными, неформальными связями и взаимодействиями. «Первичные группы, - отмечал он, -первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, а также в том смыс­ле, что они не изменяются в такой же степени, как более сложные отношения, но образуют сравнительно неизменный источник, из которого постоянно рождаются эти последние» (2; 330). Кули предложил специфический термин «зеркальное Я», согласно кото­рому в процессе поведения, особенно во взаимодействии с други­ми, люди смотрят на себя как бы со стороны, глазами другого че­ловека, т.е. «смотрят на себя в зеркало». В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркалами, поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими индивидами.

Дж. Мид продвинул предложенный Ч. Кули поведенческий анализ социального взаимодействия значительно дальше. Он от­рицал, что поведение людей - это пассивная реакция на вознагра­ждение и наказание, и рассматривал человеческие поступки как социальное поведение, основанное на коммуникации. По его ут­верждению, человек реагирует не только на поступки других лю­дей, но и на их намерения. Он разгадывает значение поступка дру-j гого человека прежде, чем ответить на него. Но чтобы сделать это. говорит Мид, необходимо поставить себя на место собеседник; или партнера, «принять роль другого». Когда же мы придаем зн. чение чему-то, оно становится символом, т.е. понятие, оценк; действие или предмет в нашем взаимодействии с другими людьм символизируют или выражают смысл другого действия, другой предмета или понятия. Поднятая рука может символизироват]


I


приветствие, просьбу остановить автомобиль или намерение на­нести удар другому человеку. Только поняв значение данного жес-га, его смысл, мы можем правильно на него реагировать: пожать руку другому человеку, остановить автомобиль, уклониться от удара или нанести ответный удар.

Итак, чтобы наше поведение стало адекватным ситуации, мы должны приобрести определенные умения и навыки, прежде всего научиться понимать и использовать символы. Исходя из этого, Мид выделил два основных компонента поведенческого взаимо­действия у людей в процессе их социализации: ум (мнение) и Я сам. Чтобы стать самими собой, т.е. социализироваться как лично­сти, и научиться правильно взаимодействовать с другими людьми, мы должны научиться понимать символы и уметь использовать символы в своем поведении. Через долгий опыт наблюдения за ре­акцией других на то, что мы делаем, мы получаем не только поня­тие о том, что мы собой представляем, но и научаемся ставить себя на место другого.

Мид отмечал, что пока дети не способны «принять роль дру­гого», они не могут принять эффективного участия в большинстве игр. Чтобы научиться играть в мяч, например, в футболе, ребенок должен ставить себя «во все роли, участвующие в игре, и совер­шать свои действия в согласии с другими». Когда вы проходите мимо футбольного поля, где играют маленькие дети, обратите внимание, что они стараются толпиться вокруг мяча. Каждый ре­бенок стремится получить мяч и никто не хочет передать его дру­гому или получить передачу. Детям необходимо время, чтобы научиться брать на себя роль другого - понять, что когда Том по­лучит мяч, я приму передачу, а Джордж перебежит на другую сто­рону поля, и я передам ему мяч и т.д., что только в таком случае получится настоящая игра. Следовательно, каждый ребенок, уча­ствующий в игре, должен знать, что собирается делать любой дру­гой игрок, чтобы выполнить свою собственную роль. Он должен принять на себя все эти роли. Сама же игра организована так, что­бы «установки одного индивида вызвали соответствующие уста­новки другого» (5; 224).

Согласно концепции Мида, мы развиваем себя и свое пове­дение через взаимодействие с другими, но мы не превратимся в умелых во взаимодействии, пока не разовьем самих себя. От про­цесса взаимодействия друг с другом мы переходим к модели мно­гократных взаимодействий с определенными группами людей.


Благодаря этому каждый из нас приспосабливает свои поступки, свое поведение к ожиданиям и действиям других людей в сооизет-ствии с их значениями для нас. Исходя из того, что поведение че­ловека во взаимодействии с другими людьми представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, ос­мысливают посредством понимания символов намерения друг друга, один из учеников и последователей Дж. Мида, Г. Блумер, назвал в 1969 г. рассматриваемую социологическую концепцию поведения символическим интеракционизлюм

Серьезное внимание социологическому анализу социального поведения уделяют П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарен-дорф и другие известные социологи. П.Сорокин, в частности, сравнивал человеческое общество с волнующимся морем, в кото­ром отдельные люди, подобно волнам, своим поведением дейст­вуют на окружение себе подобных, обмениваются с ними идеями, художественными образами, волевыми импульсами и т.д. Нельзя себе представить повседневное поведение людей, считал он, без взаимного обмена чувствами. Поведение каждого из нас представ­ляет собой непрерывный процесс взаимодействия между нами и другими людьми на основе дружбы, любви, сострадания, вражды, ненависти и т.п. Без этого не бывает поведения ни в коммерции, ни в хозяйственной, ни в научной, ни в благотворительной, ни в какой иной сфере деятельности.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (379)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)