Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое государство и гражданское общество



2015-12-13 314 Обсуждений (0)
Правовое государство и гражданское общество 0.00 из 5.00 0 оценок




Республиканская форма правления

Являясь суверенным государством, Республика Казахстан самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.В Конституции РК установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.Если рассматривать форму правления с чисто формальных позиций, то можно сказать, что она не оказывает определяющего влияния на характер государственного строя. И тем не менее республиканская форма правления в большей мере, чем монархическая, соответствует характеру демократического, конституционного государства.

1.Федеративное устройство — способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой. В отличие от административно-территориального устройства (деления), присущего унитарным государствам, федеративное устройство имеет в своей основе гораздо более усложнённые взаимоотношения, и связано это в первую очередь со сложным механизмом взаимодействия различных частей федерации. Единицами территориального деления являются субъекты федерации, наименования которых могут быть различным: штаты, республики, края, земли, области и иные. Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. .

1. Форма государственного (политического) режима - это способ реализации государственной власти, проявляющийся в том, кем и каким образом она осуществляется.Основные виды государственных режимов: а) демократический;6) недемократический. Демократический режим характеризуется реальным участием населения в осуществлении государственной власти через представительную и непосредственную формы демократии. Недемократический режим характеризуется отсутствием действительного участия населения в осуществлении государственной власти. Среди недемократических режимов различают авторитарный (например, режим военной хунты, партийно-государственной номенклатуры) и тоталитарный (фашистский, коммунистический).

Антидемократические режимы. Виды, особенности

Признаки антидемократического режима:

* господство одной политической партии;

* господство одной формы собственности;

* ограничение политических прав и свобод;

* акцент на карательные меры и принуждение;

* ограничение роли выборных органов;

* усиление исполнительной власти;

* запрет оппозиционных партий;

* недопущение инакомыслия и многопартийности;

* стремление государства регулировать все сферы общественой жизни и межличностные отношения.

Виды антидемократического режима

1) тоталитарный — политический режим, при котором сводятся к минимуму политические свободы граждан, а государство насильственно контролирует все стороны общественной жизни.

2) авторитарный: занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и представляет собой ослабленную форму тоталитарного политического режима.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Правовые отношения — это отношения в связи с правом, на основе права. Они возникают вместе с природными правами и обязанностями, а с появлением государства важнейшие из них получают законодательное оформление.

Элементы правоотношений:

Субъекты – участники правоотношений;

Объекты – материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения;

Содержание - материальное (т.е. дозволенное поведение обязанного лица) и юридическое (т.е. субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения).

Обстоятельства, которые предусмотрены в законе и иных источниках права в качестве основания возникновения правовых отношений, называются юридическими фактами.

Юридический, правовой прецедент и его виды.

Юридический прецедент (судебная практика) — более распространенный в современном мире источник права, чем правовой обычай. «Под юридическим прецедентом понимается судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение».

Правовой прецедент-это придания нормативной силы решению органа государства по конкретному делу, которое принимается за правило при разрешении других аналогичных дел.

Правовое государство и гражданское общество

1.Политическая система общества представляет собой совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, она направлена на осуществление политических интересов классов, других социальных групп, а также национальных общностей

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему.

Принципы правового государства:

1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;

3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закре-пленными полномочиями;

4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;

5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации.

2. Понятие нормативно-правового акта /НПА/. Виды НПА. Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

 

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

 

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

 

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

 

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

 

по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

1.Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.

Правовое государство требует наличия следующих институтов:

Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам.

Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов.

Важную роль играет согласие среди правящих классов в отношении норм политического поведения, принципов разрешения конфликтов и базовых культурных ценностей, в том числе, законности.

1.теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства.

Древнегреческая теория

Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских Богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни, необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам (философски говоря — идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды

Древнеиндийская теория

Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай (риту). Он же и поддерживает этот порядок.

Древнекитайская теория Волей божественного Неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын Неба.

Теологическая теория

Получила распространение в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как Божественной воли, так и воли человеческой.

Патриархальная теория

От слова патриарх — родоначальник. В данной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая, завершенная форма общения (развития по схеме семья-селение-государство), в целях достижения общего блага. При этом Аристотель говорит не о первичности государства перед семьей, а о человеке как о существе политическом, то есть в наиболее развитом виде государство — это общение свободных и равных граждан.

2.Дееспособность граждан (физических лиц) — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Закон устанавливает следующие их виды:

полная дееспособность;

частичная дееспособность;

неполная дееспособность;

ограниченная дееспособность.

Полная дееспособность, т.е. способность своими действиями приобретать и осуществлять любые не запрещенные законом права и принимать и исполнять любые не запрещенные законом обязанности, возникает при достижении лицом 18-летнего возраста.

Частичная дееспособность означает, что гражданин может приобретать, осуществлять своими действиями не любые, а только некоторые права и обязанности. Все остальные сделки за несовершеннолетних могут совершать только их родители, усыновители, опекуны.

Частичной дееспособностью обладают малолетние в возрасте от 6 до 14 лет.

Неполной дееспособностью обладают несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет.



2015-12-13 314 Обсуждений (0)
Правовое государство и гражданское общество 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое государство и гражданское общество

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)