· биологическую терминологию и символику.
Учащиеся должны уметь:
· решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах;
· сравнивать биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения
· анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности человека в окружающей среде;
· находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать;
· использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни с целью соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.
Раздел программы
| дата
| №
Урока
п\п
| Тема урока
| Тип урока
| Основные понятия
| Формы контроля,
Лабораторные,
практические работы
| Домашнее
задание
|
Введение
|
|
| Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии
| Урок лекция
| Классическая и физико-химическая биология
| Беседа по вопросам
| 1,2
|
|
|
| Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живого
| комбинированный
| Жизнь, свойства жизни
| Беседа, заполнение таблицы
| 3,4
|
|
|
| Обобщающий урок по теме «Биология, жизнь, сущность и свойства живого»
| обобщающий
|
| Тестовые задания
|
|
Основы цитологии
|
|
| Методы цитологии. Клеточная теория
| Изучение нового материала
| Основные положения клеточной теории
| Конспект, беседа по вопросам
|
|
|
|
| Химический состав клетки
| комбинированный
| Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы
| беседа
|
|
|
|
| Вода , ее роль в жизнедеятельности клетки
| комбинированный
| Гидрофильность, гидрофобность
| Беседа по вопросам
|
|
|
|
| Минеральные вещества и их роль в клетке
| комбинированный
| Буферные системы, анионы, катионы
| беседа
|
|
|
|
| Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетке
| Изучение нового материала
| Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды
| Самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы
|
|
|
|
| Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки
| Изучение нового материала
| Липиды, воск, фосфолипиды
| Самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы
|
|
|
|
| Строение белков
| комбинированный
| Белки, протеины, протеиды, пептиды, пептидная связь, первичная, вторичная, третичная структура
| Заполнение таблицы
|
|
|
|
| Функции белков
ЛАБ.РАБ.№1 – 20МИН
| комбинированный
| денатурация
| Лабораторная работа
|
|
|
|
| Нуклеиновые кислоты: ДНК
| Изучение нового материала
| Нуклеиновая кислота, нуклеотид, ДНК, азостистые основания, комплементарность
| Заполнение схем, заполнение таблицы
|
|
|
|
| Нуклеиновые кислоты: РНК
| комбинированный
| РНК, рибосомная, информационная, транспортная
| Заполнение схем, таблиц
|
|
|
|
| АТФ и другие органические вещества
| комбинированный
| Макроэргическая связь, АТД, АДФ, АМФ
| Таблицы, схемы
|
|
|
|
| Состав клетки
| Контрольно-обобщающий урок
| Роль вещества в клетке
| Контрольная работа
| Повторить
5-13
|
|
|
| Строение клетки
ЛАБ.РАБ.№2 – 5 МИН
| вводный
| Цитоплазматическая мембрана, эндоцитоз, экзоцитоз
| Лабораторная работа
|
|
|
|
| ядро
| Изучение нового материала
| Ядро, хроматин, ядрышки, кариоплазма, хромосомы
| Проверочная работа
|
|
|
|
| Цитоплазма, клеточный центр. Рибосомы
| комбинированный
| Цитоплазма, цитоскелет, клеточный центр, центриоли, рибосомы
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
| Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи, лизосомы, включения
| комбинированный
| Эндоплазматическая сеть, гладкая, шероховатая, комплекс Гольджи, лизосомы
| Заполнение таблицы
|
|
|
|
| Строение клетки: митохондрии, пластиды, органоиды движения
| Урок лекция
| Митохондрии, пластиды, граны, строма, органоиды движения
| конспект
|
|
|
|
| Сходства и различия в строение прокариотических и эукариотических клеток
| комбинированный
| Аэробы, анаэробы , споры
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
| Сходства и различия в строение клеток растений, животный и грибов
ЛАБ.РАБ.№3-10МИН
| комбинированный
| Сапрофиты, паразиты, симбионты, гифы
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
| Неклеточные формы жизни. Вирусы и фаги
| Изучение нового материала
| Каспид, бактериофаг
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
| Обмен веществ и энергии в клетке
| Урок лекция
| Гомеостаз, пластический и энергетический обмены, метаболизм, ферменты
| конспект
|
Вопросы
|
|
|
| Энергетический обмен в клетке
| комбинированный
| Фосфорилирование, гликолиз, кислородное расщепление
| Индивидуальный опрос., самостоятельная работа
|
|
|
|
| Питание клетки
| Изучение нового материала
| Питание, автотрофы, гетеротрофы
| Срезовая работа
|
|
|
|
| Автотрофное питание, фотосинтез
| комбинированный
| Световая и темновая фазы фотосинтеза
| Индивидуальный опрос
|
|
|
|
| Автотрофное питание. Хемосинтез
| комбинированный
| Хемосинтез, железобактерии, серобактерии, нитрофицирующие бактерии
| Индивидуальный опрос
|
|
|
|
| Генетический код. Транскрипция
| Изучение нового материала
| Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция
| Индивидуальный опрос
|
Таблица
|
|
|
| Синтез белков в клетке. Трансляция
| Изучение нового материала
| Промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома
| Индивидуальный опрос
|
|
|
|
| Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организма
| комбинированный
| Оперон, оператор, структурные гены, репрессор
| Индивидуальный опрос, беседа
|
Повторить 5-27
|
|
|
| Семинар по теме: «Цитология»
| Обобщающий урок
| Все понятия
| Диктант, тесты
|
|
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез организмов)
|
|
| Жизненный цикл клетки
| Изучение нового материала
| Апоптоз, митотический цикл, интерфазы, репликация
| конспект
|
|
|
|
| Митоз и амитоз
| комбинированный
| Кариокинез, цитокенез, веретено деления
| Схема, таблицы
|
|
|
| 35-36
| мейоз
| Изучение нового материала
| Мейоз, коньюгация, кроссинговер
| Опорный конспект
|
|
|
|
| Формы размножения организмов. Бесполое размножение
| Урок лекция
| Бесполое размножение, вегетативное размножение, сиамские близнецы
| конспект
|
|
|
|
| Формы размножения организмов. Половое размножение
| Изучение нового материала
| Гаметы, гермафродит, конъюгация, копуляция, яичники, семенники
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
| Развитие половых клеток
| комбинированный
| Гаметогенез, оогенез, сперматогенез
| Проверочная письменная работа
|
|
|
|
| оплодотворение
| Изучение нового материала
| Оплодотворение, зигота, двойное оплодотворение, микроспоры, пыльцевое зерно, мегаспоры
| Самостоятельная работа с текстом
|
|
|
|
| Онтогенез – индивидуальное развитие организма
ЛАБ.РАБ.№4-10 МИН
| комбинированный
| Онтогенез, типы онтогенеза, метаморфоз, плацента
| конспект
|
|
|
|
| Индивидуальное развитие. Эмбриональный период
| Урок лекция
| Морула, бластула, гаструла, эктодерма, эндодерма, мезодерма
| Таблицы, конспект
|
|
|
|
| Постэмбриональное развитие
| комбинированный
| Периоды: ювенальный, пубертатный,старение
| Беседа по вопросам,
|
|
|
|
| Обобщающий урок по теме «Онтогенез»
| обобщающий
|
| Тестовые задания
|
|
Основы генетики
|
|
| История развития генетики. Гибридологический метод
| вводный
| Гибридологический метод, чистые линии
| Беседа по вопросам
|
|
|
|
| Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание
| Изучение нового материала
| Аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантные, рецессивные гены, правило единообразия, расщепление, закон чистоты гамет
| Решение задач
|
|
|
|
| Множественные аллели. Анализирующее скрещивание
| Изучение нового материала
| Неполное доминирование, сверхдоминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание
| Решение задач
|
|
|
|
| 1 и 2 законы Менделя
ЛАБ.РАБ.№5 – 20МИН
| Урок практикум
|
| Решение задач
|
|
|
|
| Дигибридное скрещивание
| Изучение нового материала
| Решетка Пеннета, закон независимого наследования признаков
| Решение задач
|
|
|
|
| Законы Менделя
| Урок практикум
| Фенотип, генотип, расщепление генов
| Решение задач
| 40-41
|
|
|
| Обобщающий урок теме «1 и 2 законы Менделя»
| обобщающий
|
| Решение задач
|
|
|
|
| Хромосомная теория наследственности
| комбинированный
| Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты
| Решение задач
|
|
|
|
| Взаимодействие неаллельных генов
| Изучение нового материала
| Дополнительное взаимодействие, эпистаз, плейтропность
| Решение задач
|
сообщения
|
|
|
| Цитоплазматическая наследственность
| Урок сообщения
| Цитоплазматическая наследственность
| таблица
|
|
|
|
| Решение задач «дигибридное и моногибридное скрещивание»
| Урок практикум
|
| Решение задач
| 43-44
|
|
|
| Генетическое определение пола
| Урок лекция
| Аутосомы, половые хромосомы
| Решение задач
|
|
|
|
| Наследование признаков, сцепленных с полом
| Изучение нового материала
| Гомогаметный пол, гетерогаметный пол
| Решение задач
|
|
|
|
| Решение задач по теме «наследование признаков, сцепленных с полом»
| Урок практикум
|
| Решение задач
|
|
|
|
| изменчивость
| Урок практикум
| Модификационная изменчивость, наследственная изменчивость
| Лабораторная работа
|
|
|
|
| Виды мутаций
| Изучение нового материала
| Генные, хромосомные, геномные, утрата, делеция, дупликация, инверсия, транслокация, полиплоидия
| конспект
|
|
|
|
| Причины мутаций. Соматические и генетические мутации
ЛАБ.РАБ.№7 – 10МИН
| Урок лекция
| Мутагенные факторы, соматические, генетические мутации, летальные, полулетальные, нейтральные, полезные мутации
| конспект
| 48, повторить 38-48
|
|
| 62-63
| Повторение по теме «Генетика»
| Урок семинар
|
| Тесты, доклады учащихся
| 38-48
|
|
|
| Контрольная работа
|
|
| Письменная контрольная работа
|
|
Генетика человека
|
|
| Методы исследования человека
| вводный
| Методы, генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биологический
| таблицы
|
|
|
|
| Генетика и здоровье
| Урок сообщение
| Генные заболевания, хромосомные болезни
| сообщение
|
|
|
|
| Проблемы генетической безопасности
| Урок лекция
| Медико-генетическое консультирование
| конспект
|
|
|
| 68-69
| Решение генетических задач
ЛАБ.РАБ.№8
| Урок практикум
|
| Решение задач
| 50-51
|
|
|
| Повторение по теме «Генетика человека»
| Урок семинар
|
|
|
|
|
|
| Обобщение материала за курс 10 класса
| Контрольная работа
|
| Письменная контрольная работа
|
|
Подведение итогов
|
|
| Подведение итогов года. Анализ контрольной работы
|
|
|
|
|
1. Биология. Справочник школьника. АНК, 1995год
2. Биология Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Издательство «Мир», 1993 год
3. Опорные конспекты по биологии. НГПУ, Новосибирск, 1996 год
4. Основы биологии С.Г.Мамонтов, Просвещение, 1992 год