Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Основные формы проведения занятий




ПРОГРАММА

 

Внеурочной деятельности

 

«Занимательная математика»

для учащихся 5 класса,

срок реализации – один учебный год, 34 часа,

направление – общеинтеллектуальное

 

Авторы:

Жигулев Л.А., заслуженный учитель РФ,

доцент кафедры физико-

математического образования СПБ АППО,

Лукичева Е.Ю., к.п.н., доцент

заведующий кафедрой физико-

математического образования СПБ АППО,

 

Санкт-Петербург

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» адресована учащимся 5 класса и является одной из важных составляющих работы с актуально одаренными детьми и с мотивированными детьми, которые подают надежды на проявление способностей в области математики в будущем.

Направление программы – общеинтеллектуальное, программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.

Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.

Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи программы:

· пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;

· расширение и углубление знаний по предмету;

· раскрытие творческих способностей учащихся;

· развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;

· воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);

· решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;

· формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

· специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;

· работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

Ожидаемые результаты

 

Личностными результатами реализации программы станет формированиепредставлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

· Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

· Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

· Составлять план решения проблемы (задачи).

· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

· В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

· Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.

· Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.

· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.

· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

· Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

· Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

· Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

· Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

· Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

· Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.

Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:

· познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;

· познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;

· освоить логические приемы, применяемые при решении задач;

· рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию

· познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков.

· расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;

· познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;

· познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;

· приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;

· приобрести опыт презентации собственного продукта.

 

Формы и режим занятий

 

В соответствии с ФГОС школьники выбирают содержание внеурочной деятельности, в которой они могут участвовать. В 5-м классе учащимся следует дать время на осознание своего «выбора». В этой связи наилучшим началом организации внеурочной деятельности по математике является середина сентября-начало октября, а завершением работы – конец апреля.

«Вхождение» в математику, ту математику, которой мы мечтаем учить школьников, процесс, требующий значительного времени на анализ, понимание, вживание, осознание учебной задачи, то есть тех качеств, которые заявлены в ФГОС смыслообразованием современного образования. В рамках образовательного процесса следует создавать условия для целенаправленного и комфортного воспитания и развития школьников, в этой связи рекомендованная продолжительность учебного занятия - 90 минут.

Вместе с тем, если в образовательном учреждении не могут быть созданы указанные условия, то режим проведения занятий может быть следующим: по 1 занятию раз в неделю в течение 34 учебных недель.

Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.

Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, поисковым, исследовательским и проблемным, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию важных характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Методы и приемы обучения: проблемно-развивающее обучение, знакомство с историческим материалом, иллюстративно-наглядный метод, индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися, дидактические игры, проектные и исследовательские технологии, диалоговые и дискуссионные технологии, информационные технологии.

Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

 

Основные формы проведения занятий

1. Комбинированное тематическое занятие:

ü Выступление учителя или кружковца.

ü Самостоятельное решение задач по избранной теме.

ü Разбор решения задач (обучение решению задач).

ü Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений.

ü Ответы на вопросы учащихся.

ü Домашнее задание.

2. Конкурсы и соревнования по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:

3. Заслушивание рефератов учащихся.

4. Коллективный выпуск математической газеты.

5. Разбор заданий городской (районной) олимпиады, анализ ошибок.

6. Изготовление моделей для уроков математики.

7. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.

8. Просмотр видеофильмов по математике.

Специфика математической деятельности такова, что требует системной отработки навыка приобретаемых умений, поэтому поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, решении задач, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)