Структурное построение учебного пособияСтруктуризация материала учебного пособия произведена прежде всего на основе дидактического принципа эффективного обучения. По этому принципу в логике обучения должны быть предусмотрены: первичное ознакомление с общими характеристиками сферы труда, понятийным и категориальным аппаратом, методами исследования. Затем должна быть обеспечена передача обучающимся представлений о сфере труда в реальном масштабе места и времени как совокупности качественных и количественных характеристик состояния трудовой сферы. И, наконец, на основе рассмотрения проблем труда как системы конкретных социально-экономических задач у учащихся должны быть выработаны умения и навыки их решения. В структуру учебного пособия, характеризующего социально-трудовые отношения, заложен также дидактический принцип последовательной идентификации собственного положения студента в изучаемой сово- Глава 1. Объект, предмет и задание дисциплины
Проблемное пространство экономики труда структурировано также по макро- имикроуровням. Как известно, макроэкономические явления и процессы складываются в результате взаимодействия на рынке множества фирм, домашних хозяйств, субъектов рынка труда, т. е. основы макроэкономики закладываются на микроуровне, при этом основополагающим является принятие фирмами, домашними хозяйствами и работниками оптимальных, с их точки зрения, решений в трудовой сфере на основе поставленных ими целей и имеющихся ограничений. Очевидно, невозможна и структуризация, в основу которой положены жизненные циклы человека, его социализации и адаптации в трудовой сфере. При этом представляется невозможным жесткое разделение экономического и социального компонентов, так как в этом случае формировалось бы нереальное состояние социально-трудовых отношений. Имеет право на существование иструктуризация проблем экономики труда с акцентом на движение и развитие системы рабочих мест — как основы занятости, как объекта инвестиционной политики, структурной перестройки экономики и технологической революции. Это объективный и весьма продуктивный подход, поскольку в конечном счете система рабочих мест — определяющий фактор характера, содержания и условий труда, его организации. Охарактеризуем основные элементы учебного пособия, его структуры и взаимосвязь между ними. Учебное пособие состоит из четырех разделов, содержащих шестнадцать глав, приложений в форме схем, таблиц, терминов, тестов и задач. В каждой главе имеются вопросы для обсуждения и контроля. Первый раздел посвящен трудовому потенциалу Украины, регулированию занятости и формированию новых социально-трудовых отношений. С точки зрения социально-экономического развития Украины, значимость верных представлений о трудовом потенциале общества, экономически активном населении и т. д. очень высока, поскольку на основе именно этих представлений решаются такие глобальные задачи, как макроэкономический мониторинг и планирование людских ресурсов, определение трудового потенциала общества, измерение взаимосвязи между
Условия и предпосылки становления нового типа социально-трудовых отношений, жизненные циклы в социализации человека, индивидуальное предложение труда и трудовое поведение работника в условиях перехода к рыночной экономике — новая проблематика, синтезирующая в себе социальные и экономические подходы к формированию и развитию социально-трудовых отношений — изложены в главах 4, 5 учебного пособия. Переход к рыночным отношениям в сфере труда сопровождается становлением системы социального партнерства, формированием основных субъектов рынка труда — работодателей и работников. В учебном пособии охарактеризованы содержание, принципы и организация социального партнерства, механизм его формирования в Украине (гл. 6). Привнесение принципов рыночной экономики в систему социально-трудовых отношений приводит к формированию рынка труда. В целях освоения студентами этого вопроса в учебнике представлен анализ украинской модели рынка труда, факторов формирования спроса и предложения на рынке труда, характеристик совокупного и текущего, скрытого и открытого сегментов рынков труда, гибкого рынка труда, безработицы. При этом предполагается, что студент в качестве базы уже имеет представление об основных теоретических концепциях анализа рынка труда (гл. 7). Далее в учебном пособии подробно рассматриваются новая концепция занятости населения, основные принципы формирования занятости и период становления рыночной экономики, занятость по основным социально-демографическим группам и государственная политика в этой сфере (гл. 8). Много внимания уделяется вопросам внутрифирменного управления сферой труда. Глава 9 учебного пособия, посвященная анализу внутренних рынков труда и кадровой политики фирмы, раскрывает такие проблемы, как планирование и формирование персонала, найм и увольнение, развитие персонала и построение трудовой карьеры. Главы учебного пособия, характеризующие вопросы организации труда на предприятии и его нормирования, представляют собой адаптированные к условиям переходного периода «классические» положения экономики труда: анализ основных факторов организации труда на предприятии, характеристику форм разделения и кооперации труда, анализ условий труда, его охраны и безопасности, методических положении по нормированию труда (гл. 10). Производительность труда в настоящее время ни на макро-, ни на Глава 1. Объект, предмет и задание дисциплины
Глава учебного пособия, посвященная политике государства в области доходов и уровня жизни, завершает освещение социально-трудовых отношений на макроуровне. Она дает представление об основном содержании социальной политики, источниках формирования и направлении использования доходов населения и влиянии изменений стоимости жизни на трудовое поведение (гл. 12). В главе 12 характеризуются проблемы вознаграждения за труд, организации оплаты труда на предприятии и изменения функций заработной платы в условиях становления рынка труда. Глава дает представление о заработной плате как социально-экономической категории, ее структурных элементах, механизмах регулирования и типах организации. В данном учебном пособии студенту дается представление об анализе системы трудовых показателей на предприятии и взаимосвязи их элементов. Кроме того, здесь раскрываются направления и методические подходы к аудиту в сфере труда (гл. 13). В главе 14 рассматриваются вопросы исследования проблем социально-трудовой сферы в условиях стремительно развивающегося рынка труда и возможности (аспекты) регулирования и совершенствования социально-трудовых отношений. В учебном пособии много внимания уделяется вопросам, связанным с деятельностью Международной организации труда, представлены конвенции и рекомендации МОТ, международные трудовые нормы как обязательный элемент образованности в сфере труда, с международной трудовой миграцией и использованием различных программ в мировом сообществе по регулированию и совершенствованию социально-трудовых отношений (гл. 15 и 16). Учебное пособие «Экономика труда и социально-трудовые отношения» представляет собой второе издание (первое — «Экономика труда», 1999 г.) переработанное и дополненное в соответствии с Государствен-
Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор ным образовательным стандартом, адекватным условиям социальной рыночной экономики Украины.
1. Раскройте особенности труда как объекта исследования и изучения I. Покажите роль труда в развитии человека и общества 3. Определите предмет экономики труда и социально-трудовых отношений 4. Перечислите основные цели, которые можно достигнуть с помощью эко 5. Какие задачи решает экономика труда и социально-трудовые отношения Глава 2 ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА Читайте также: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |