Причины трудовых конфликтовИсследования причин трудовых конфликтов позволяют подробно их классифицировать и определить возможности и принципы их разрешения. Причина возникает обычно раньше, чем появляется само столкновение социальных сторон. Необходимо также различать причину и инцидент, т. е. какой-то случайный факт отношений оказывается поводом к началу конфликтного поведения. Поводом может быть и умышленно созданная ситуация. Причины трудовых конфликтов прежде всего можно разделить на объективные и субъективные. В основе трудового конфликта могут лежать объективные недостатки, слабости, ошибки в организации труда; именно они сталкивают людей, делают конфронтацию между индивидами и группами неизбежной. Объективные организационно-трудовые причины конфликтов предполагают две ситуации: определенный принцип организации либо должен быть отменен вообще в целях разрешения трудового конфликта, либо просто усовершенствован в деталях, способах реализации и т. д. Одним словом, существуют своеобразные «антагонистические» и «неантагонистические» организационно-трудовые противоречия как причины конфликтов. Трудовой конфликт может основываться на субъективных особенностях и состояниях индивидов и групп. Более того, индивиды и группы иногда привносят в свои организационно-трудовые отношения внешние конфликтные настроения, возникающие за пределами труда. Объективные и субъективные причины не всегда различимы, между ними иногда нет четких границ. Объективные противоречия в организации труда способны в конечном итоге привести к глубоким личностным антипатиям, а личностные антипатии могут искажать организационно-трудовые отношения, усложнять их. Кроме того, существует категория причин, которые можно определить как объективно-субъективные. Например, трудовые конфликты возникают из-за того, что отдельные работники или целые трудовые группы недостаточно адаптировались к новым принципам организации труда, не поняли их смысла достаточно точно. Одним словом, трудовой конфликт происходит по поводу, а не вследствие определенной организации труда. Проблема человеческих отношений связана с производством, но главный ее источник — сами работники. Причины трудовых конфликтов можно рассматривать и более конкретно, исходя из типов противоречий, лежащих в их основе. 1.Проблемы распределительных отношений. Они обычно являются наиболее вероятными факторами конфликтных ситуаций на производ- стве. Индивиды и группы конфликтуют прежде всего по поводу присвоения каких-либо благ и ценностей. В связи с распределительными отношениями возможен трудовой конфликт из-за: факта распределения благ (справедливо—несправедливо); перераспределения уже присвоенных, полученных благ; самого принципа, критерия распределения благ. Конфликт перераспределения болезненнее, чем конфликт распределения; конфликт из-за принципа распределения носит более идейный и конструктивный характер, чем конфликт из-за фактического распределения. Например, если все работники по их собственным оценкам имеют достаточно хорошие условия труда, то конфликт между ними не возникает; если же при равных результатах труда заработная плата одной из групп работников значительно повысилась без достаточных на то оснований, то возможен конфликт. Объектом и предметом конфликта в производственных условиях могут быть не только заработная плата, но условия и содержание труда, норма выработки и т. д. Распределительные конфликты практически не имеют границ, они могут быть между бедными и бедными, богатыми и бедными, богатыми и богатыми, индивидами и группами, занятыми в одинаковых или разных сферах труда и экономической деятельности. Этот конфликт возможен при любой системе распределительных отношений. Например, конфликт может вызвать слишком сильная зависимость заработной платы от возраста и т. д. 2. Сложности функционального взаимодействия. Это одна из самых 3. Ролевые противоречия. Конфликтные ситуации в организационно- Раздел 2. Социально-трудовые отношения на рынке труда Глава 6. Социальное партнерство
Субъекты организационно-трудовых отношений, выполняющие противоположные задачи и функции, имеют свои представления и взгляды по поводу ролей друг друга. Если «исполнение» своей роли одной стороной не соответствует представлению о данной роли другой стороны, то это несоответствие и приводит к конфликту, т. е. причиной конфликта является не реализация взаимных ролевых ожиданий субъектов. 4. Сугубо деловые разногласия. В данном случае конфликт не связан с 5. Раздел вины, ответственности. Если организация переживает неус 6. Лидерство. Наряду с формальным руководством в организационно- 7. Ненормальные условия труда. Они являются частым раздражите
8. Несовместимость. Под несовместимостью понимают существенные 9. Половозрастной состав организации. Существуют различные точки В отношении межвозрастных различий и их значения в организационно-трудовых отношениях чаще всего оговариваются следующие проблемы, вызывающие конфликтность: • молодому работнику иногда свойственно переоценивать свои способ • опытные старшие работники не оказывают помощи молодым, особен • опытные старшие работники иногда недооценивают способности молодых; • молодежь не всегда понимает некоторые специфические сложности и • работники старшего поколения иногда слишком ревностно относятся Считается, что при соответствующей культуре отношений именно разновозрастной состав персонала трудовой организации, группы дает лучшие показатели социально-психологического климата, способствует профессиональному и экономическому успеху. 10. Социальные различия. Трудовые конфликты в организациях могут провоцироваться различиями между людьми сословие-классового, расового, этнического, религиозного, политического характера. Требуются не только культура самих людей, но и талант администратора в предотвращении таких конфликтов. Необходимо быть достаточно компетентным, чтобы полно и правильно понимать сложные социальные различия, создавать на их основе оптимальные социально-трудовые отношения. 9-3-1844
Разрешение трудового конфликта — это процесс или целенаправленная деятельность, снимающие его причины и последствия. Разрешение трудового конфликта может быть организованным или произвольным, стихийным. Не всегда установимы четкие границы между разрешением конфликта и самим конфликтом, поскольку он иногда протекает как конструктивное преодоление трудовых проблем. С теоретической точки зрения разрешимость трудового конфликта зависит от степени его сложности. Однако в действительности последняя довольно трудно определяется и прогнозируется. Самые незначительные проблемы оборачиваются острой конфликтной ситуацией, а самые значительные иногда так и не перерастают в открытый и длительный конфликт. Можно сформулировать несколько конкретных факторов, обусловливающих сложность трудового конфликта. 1. Масштаб конфликта. Он определяется общим количеством участ 2. Длительность конфликтной ситуации. Разрешить конфликт на его 3. Новизна или стандартность конфликта. Если подобный конфликт
Глава 6. Социальное партнерство форме. Участники относятся к проблеме конфликта как к уже знакомой, обычной, они спокойны, знают решения этой проблемы. 4. 5. Субъективные характеристики конфликтующих сторон. Если Можно выделить следующие конкретные модели разрешения трудового конфликта: 1. Если конфликтующие стороны не видят способа согласования, то 2. Одна из конфликтующих сторон отказывается от своих притязаний, 3. Конфликтующие стороны находят вариант компромисса, жертвуя 4. Обе стороны могут реализовать свои притязания: если находятся Существуют такие типы разрешения конфликта, как: автономный, когда конфликтующие в процессе социально-трудовых отношений способны снять проблемы самостоятельно, в границах собственных задач и функций; общеорганизационный, если трудовой конфликт разрешается только в результате организационных изменений; самостоятельный, когда конфликтующие стороны сами решают проблему, опираясь на собственные возможности, желания и способности; публичный, если в разрешении конфликта участвуют окружающие, они сочувствуют, советуют, одобряют или осуждают, и административный, когда урегулирование происходит только в результате вмешательства и соответствующих решений администрации. Глава 6. Социальное партнерство
1. Реорганизация — изменение организационно-трудового порядка, 2. Информирование, т. е. социально-психологическая регуляция, на 3. Трансформация, т. е. перевод конфликта из состояния бесполезной 4. Отвлечение — перенос внимания конфликтующих сторон на другие
5. Дистанцирование — исключение конфликтующих сторон из общих 6. Игнорирование — умышленное невнимание к конфликту с тем, что
7. Подавление — это ситуация, при которой причины конфликта не 8. Комфортное предпочтение — решение в пользу большинства, удов Разрешимость и разрешение трудового конфликта во многом определяются особенностями поведения индивидов и групп в определенных условиях. Обратим внимание на некоторые негативные поведенческие явления в конфликте: • драматизация конфликта — преувеличение конфликтующими сторо • установка на конфликт как самоцель — превращение конфликта в • эксплуатация конфликта, т. е. заинтересованность в нем как условии • персонализация конфликта — придание объективной проблеме лич Изложенная теория трудового конфликта является общей. Она может конкретно разрабатываться в трех направлениях: конфликты между работниками и трудовыми группами; конфликты между персоналом и администрацией; конфликты между организацией в целом и внешней социально-экономической средой. Исследование проблем конфликта в сфере труда показало, что он представляет собой противоречие организационно-трудовых отношений, социальные столкновения между индивидами и группами работников. Наряду с негативными последствиями трудовой конфликт выполняет и некоторые позитивные функции: через конфликт становится открытой информация, которая функционально необходима всем и многим; в результате конфликта индивиды получают социальный опыт, знания, которые недоступны в обычных условиях; в конфликте разрешаются накопленные негативные настроения, происходит очищение моральных ориентиров; конфликт стимулирует изменения, через него официально признается какая-то проблема. Вопросы для обсуждения и контроля 1. Расскажите об истории формирования концепции социального партнерства. 2. Дайте характеристику понятия «социальное партнерство». 3. Какие направления охватывает социальное партнерство? 4. Дайте характеристику понятия «социальный институт». 5. Перечислите основные социальные институты, осуществляющие защит 6. Раскройте роль профсоюзной организации по защите прав и интересов 7. Расскажите об основных принципах социального партнерства. 8. Приведите некоторые положения из законодательства о социальных га 9. Дайте характеристику трудового конфликта.
10. В каких случаях возникает трудовой конфликт? 11. Раскройте критерии, по которым дается типология трудовых конфликтов. 12. Какая взаимосвязь между отношением к труду и особенностями кон 13. Расскажите о негативных последствиях трудового конфликта. 14. Что несет в себе позитивного трудовой конфликт? 15. Какие вы знаете объективные и субъективные причины трудовых кон 16. Раскройте причины трудовых конфликтов исходя из типов противоречий. 17. Что понимается под разрешением трудового конфликта? 18. Расскажите о факторах, обусловливающих трудовой конфликт. 19. Охарактеризуйте конкретные модели и типы разрешения трудового 20. Расскажите об основных формах разрешения трудового конфликта.
7.1. Рынок труда: сущность, содержание и структура. 7.2. Сегменты рынка труда. 7.3. Спрос и предложение на рынке труда. 7.4. Регулирование рынка труда. 7.1. Рынок труда: сущность, содержание и структура Переход к новому типу экономики в Украине сопровождается привнесением рыночных отношений в сферу занятости — в ней формируется рынок труда. Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений с согласованными интересами работодателей и наемной рабочей силы. Рынку труда свойственны следующие характеристики. Рынок труда — это: во-первых, совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы; во-вторых, — место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций; в-третьих, с позиций предприятий, — поле взаимоотношений отдельного предприятия и его сотрудников (т. е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы). Прежде чем рассматривать сущность и структуру рынка труда, необходимо обратиться к дискуссии о том, что на рынке труда продается и покупается: «рабочая сила» или «труд»? Сторонники марксистской теории рыночных отношений утверждают, что на рынке труда продается рабочая сила, т. е. способность к труду, которую и эксплуатирует работодатель. Современная экономическая теория доказывает, что на рынке труда продается и покупается именно труд, что заработная плата есть плата за труд (и называется это оплатой труда). Третья точка зрения заключается в том, что ее сторонники полагают, что рынок труда является ресурсным рынком. В качестве основных субъектов купли-продажи выступают работодатель — покупатель труда, а также юридически свободный и юридически защищенный собственник — продавец ресурса труда. Последний является носителем и собственником своей рабочей силы, т. е. всей совокупности своих способностей к определенным видам трудовой деятельности. Это особый ресурс, специфика которого заключается в физической неотделимости его от собственника, что отражается на характере объекта купли-продажи на рынке труда. Здесь объектом рыночной сделки является право использования единицы ресурса труда определенного качества при определенных условиях в определенный отрезок времени.
Глава 7. Рынок труда и его регулирование На рынке труда цена труда выступает в форме ставки — заработной платы (часовой ставки), указываемой в договоре (контракте), заключаемом между работодателем и лицом, нанимающимся на работу. Рыночная цена единицы ресурса труда данного качества складывается в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда. Фактическая цена труда отражает равновесную ставку заработной платы.
1) конкурентные отношения между работниками и предпринимателя 2) механизм государственного регулирования рынка рабочей силы; 3) система социальной защиты населения. 1) неотделимость прав собственности на товар-труд от его владельца. 2) значительная продолжительность контакта продавца и покупателя. 3) действие неденежных факторов сделки (условия труда, микрокли 4) наличие большого числа институциональных структур особого ро 5) высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются боль Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение (П), охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос (С) как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда (рис. 7.1).
С — совокупный спрос на труд П — совокупное предложение труда УС — удовлетворенный спрос на труд Рис. 7.1. Совокупный рынок труда Таким образом, та часть, которая образуется путем пересечения совокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетво-
136 Раздел 2. Социально-трудовые отношения на рынке труда
ТР = СР - УС, где СР — совокупный рынок труда; ТР - текущий рынок труда. Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест (ввод новых и выбытие старых). Он состоит из отдельных элементов: — открытый рынок труда — это экономически активное население, — скрытый рынок труда — это лица, которые формально заняты в Исходя из определения и характеристики рынка труда можно установить основные его элементы: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъюнктуру рынка; службы занятости населения; инфраструктуру рынка труда; систему социальной защиты и др. Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники. Работодатель — наниматель, который может быть представлен разными «фигурами» в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Им могут быть: государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т. п. Наемные работники — это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социально приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.). Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов (рис. 7.2): • отношения между наемными работниками и работодателями; • отношения между субъектами рынка труда и представителями (проф • отношения между субъектами рынка труда и государством. Наличие и Рис. 7.2. Система отношений на рынке труда Использование перечисленных материалов позволяет выявить емкость как официального рынка труда, охваченного посреднической деятельностью, так и его неофициальной части, а также проследить динамику показателей спроса и предложения на открытом рынке труда в целом, в рамках его официальной и неконтролируемой частей, оценить их соотношение. Конъюнктура рынка — это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структуру рынка труда. Конъюнктура рынка зависит от: состояния экономики (подъем или спад); отраслевой структуры хозяйства; уровня развития технической базы; благосостояния (уровень дохода населения, в том числе на душу населения); развития рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг: состояния социальной и производственной инфраструктуры; степени развития многоукладности экономики; развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экологические и другие факторы. В зависимости от соотношения между спросом и предложением различают три типа конъюнктуры рынка труда: • трудодефицитный, когда рынок труда испытывает недостаток предло • трудоизбыточный, когда на рынке труда имеются большое число без • равновесный, когда спрос на труд соответствует его предложению. Текущая конъюнктура украинского рынка труда характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда, которые носят застойный характер, что сдерживает движение работников между предприятиями, секторами экономики. Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них Раздел 2. Социально-трудовые отношения на рынке труда Глава 7. Рынок труда и его регулирование
Для полноценного функционирования рынка труда требуется развитая инфраструктура. Инфраструктура рынка труда — это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда. 7.2. Сегменты рынка труда Сегментация рынка труда — это разделение работников и рабочих мест на устойчивые и замкнутые секторы, зоны, очерчивающие мобильность рабочей силы своими границами. Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный рынки труда. Первичный рынок труда — это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, а также возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, система управления и т. п. Вторичному рынку труда свойственны большая текучесть кадров и нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие профессионального продвижения, роста квалификации, наличие отсталой техники и технологии, отсутствие профсоюзов. Причинами разделения рынка труда на сегменты являются различия в уровнях: экономической эффективности производства; социальной эффективности труда; социальной эффективности производства. Сегментация рынка труда предусматривает также его деление на внутренние и внешние рынки. Внутренний рынок труда — это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и размещение последней определяются административными правилами и процедурами. Хотя внутренние рынки труда (ВРТ) различных предприятий обычно изолированы друг от друга, они обладают общими чертами: 1) ВРТ имеет иерархическую структуру, в которой можно выделить 2) работник, как правило, сначала попадает на одну из низших ступе 3) находящиеся на внутреннем рынке труда работники в значительной Специфику внутреннего рынка труда как относительно обособленной подсистемы определяют следующие особенности: — относительная независимость относящихся к нему работников от — сравнительно малое число агентов на рынке; — ограниченность мест приложения труда; — относительно небольшое число вариантов мобильности; — большая значимость административных методов регулирования; — быстрое перемещение работников без больших затрат; — существенный объем недоступной внешним экономическим субъек В зарубежной литературе внутренние рынки труда изучаются при помощи анализа данных, характеризующих степень их открытости, масштаб и пространственную структуру, усл Читайте также: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2015)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |