Библиографический список. 1.Анциферова Л1.Анциферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности 2. БразерсД. Что каждая женщина должна знать о мужчинах. М.: Ав- 3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с франц. М.: Мир,
Крат Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. М., 1994. Mud М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука, 1988. I. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного 8. Она же. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. 9. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. Мн.: Харвест, 2000. 10. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (сред- II. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, уп- 12. Фромм Э. Искусство любви. Мн.: Полифакт, 1990. 13. Харли У. Ф. Законы семейной жизни. М.: Протестант, 1992. 14. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности / Архетип. 1995. №1. 15. Он же. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Универси- 16. Он же. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 17. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994.
Нормальная зрелость Согласно Э. Эриксону, средняя зрелость - седьмая стадия жизненного пути. Зрелая личность стоит перед выбором: «генеративность(произво-дительность, продуктивность, плодовитость, порождение, творчество) против стагнации(застоя). Она длится на протяжении всей взрослости. Близкие отношения и преданность определенным людям переходит в об-щую заботу о воспитании и поддержке следующего поколения. С точки зрения человеческой психосоциальной эволюции, люди — существа обу-чающие. Они должны научить следующее поколение реализовывать иден-тичность, поддержать умения и навыки. Однако производительность под-разумевает заботу не только о потомстве, но и обо всем, что создается че-ловеком в этой стадии, о «порождениях ума и сердца»: идеях, идеалах, творениях, продуктах и самих себе, так как человек также является про-дуктом собственного творчества: «Забота выражается во всеобъемлющем интересе к тому, что было произведено любовью, необходимостью или случаем. Забота преодолевает амбивалентность, присущую необратимым обязательствам» (Э. Эриксон). Все сильные человеческие качества, приоб-ретенные в предыдущих стадиях жизни: надежда, автономная воля, ини-циатива, умение, верность, любовь — оказываются основополагающими для решения задачи, стоящей перед старшим поколением - культивиро-вать эти сильные качества в следующем поколении. Если сфера продуктивности человека не расширяется, он рискует стать жертвой скуки и стагнации. Если человек не востребован, он будет стра-дать от нарциссизма и погруженности в себя. Антипатическая тенденция проявляется в сердцевинной патологией стадии, которую Э. Эриксон на-зывает погруженностью в себя, отвержением.«Взрослые должны стать в глазах следующего поколения образом божества и действовать как судья порока и распространитель идеальных ценностей, носитель ритуалов» (Э. Эриксон). Авторитети авторитаризмна этой стадии - две разновидности отно-шения к собственной власти. Под авторитаризмом понимается невелико-душное и бесплодное использование абсолютной власти для регламента-ции экономической и семейной жизни. Кризис середины жизни Этот кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он на-зывается кризисом середины жизни, потому что 40—45 лет - некий психо-социальный рубеж, психологический водораздел, означающий, что чело-век прожил половину жизни, достиг вершины своего развития, а далее в
его жизни начинается спад. Принять этот спад - значит сделать переоцен-ку ценностей, в этом и заключается суть кризиса. К. Г. Юнг о кризисе середины жизни.С точки зрения К. Г. Юнга, если воля - главное, что стоит развивать в молодости, то во второй поло-вине жизни все иначе. Чем ближе середина жизни и чем больше удалось утвердиться в своей личной установке и социальном положении, тем сильнее кажется, что найдены правильная линия жизни, верные идеалы и принципы поведения. Поэтому в дальнейшем возникает представление, что они незыблемы, и появляется желание навсегда за них зацепиться. Однако исподволь подготавливается существенное изменение человече-ской психики. «Мы не можем прожить вечер жизни по той же самой про-грамме, что и утро, потому что того, чего много утром, будет мало вече-ром, а то, что верно утром, вечером будет уже не верно», - считает К. Г. Юнг. Сетуя на то, что для сорокалетних людей нет школ, «которые готовили бы их к будущей жизни с ее требованиями так же, как вводят в знание мира и жизни наших молодых людей школы и институты», Юнг все же поправляется, что «это не совсем верно. Наши религии с давних пор являются или когда-то были такими школами», хотя и для очень маленького количества людей. Итак, сорокалетнему человеку «больше не нужно воспитывать волю — скорее, чтобы понять смысл своей индивидуальной жизни, нужен опыт собственной сущности. Социальная полезность уже не столь желанна, как раньше. Он воспринимает свою социально бесполезную творческую дея-тельность как работу и над собой, и личное благодеяние» (К. Г. Юнг). Про-блемой зрелого возраста может стать то, что «мы цепляемся за свою моло-дость подобно тому, как юноша цепляется за свое детство». То есть суть кризиса середины жизни, как и других кризисов, в неспособности пере-шагнуть через порог предыдущей фазы. «Очень часто встречающиеся нев-ротические расстройства зрелого возраста имеют нечто общее: они пыта-ются перенести психологию фазы молодости через порог зрелого возрас-та». Кризис середины жизни не связан с внешними событиями и поэтому не может быть решен через внешние события. Это экзистенциальный кризис, который решается человеком только через внутреннюю работу. Р. Пекк о четырех подкризисах.Психолог Р. Пекк (Peck R., 1968) вы-деляет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым ус-ловием для развития аутентичной генеративности: — развитие уважения к мудрости должно сменить примат физической храбрости. Поскольку тендерные стереотипы диктуют для мужчин быть эффективными в деятельности, то данное утверждение касается, скорее, мужчин. Женщины же, в силу ориентации на привлекательность в комму-
никации, должны перейти от примата внешней привлекательности к внут-ренней (Р. Е.); - сексуализация социальных отношений должна уступить место их со- - необходимо противиться аффективному обеднению, связанному со - важно, чтобы человек старался сохранить душевную гибкость и про- Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (553)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |