Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СЭМЮЕЛЬ ТЭЙЛОР КОЛРИДЖ



2015-12-13 428 Обсуждений (0)
СЭМЮЕЛЬ ТЭЙЛОР КОЛРИДЖ 0.00 из 5.00 0 оценок




Шахназарян Н.М.

Учебное пособие для студентов-филологов

"ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ Х1Х ВЕКА. АНГЛИЯ".

Санкт-Петербург. 2004.

УИЛЬЯМ ВОРДСВОРТ

(1770-1850)

 

Творчество У. Вордсворта, представителя старшего поколения английских романтиков, одного из т.н. поэтов-"лейкистов", составляет целую эпоху в истории английской литературы. Вместе с С.Т. Колриджем он осуществил одну из самых значительных реформ поэтического языка, заложив основы философско-эстетических принципов новой поэзии.

Вордсворт родился в Кокермауте (Западный Кемберленд), в северной части малонаселенного Озерного Края Англии, ставшего поэтическим центром благодаря творческому содружеству Вордсворта и Колриджа. Лишившись матери в 8 лет, Вордсворт отправляется учиться в школу в Хоукшед. Хозяйка коттеджа, в котором жили Вильям с тремя своими братьями, ­Энн Тисон, создала детям уют, предоставила им возможность свободно прогуливаться по окрестностям. Энергичный, своевольный и порой впадающий в уныние мальчик в свободное время занимался спортом, но более всего любил прогулки, наслаждаясь видами и звуками природы. Одинокие странники, жилища простолюдинов, пастухи остались в воображении Вордсворта, и составили образный строй его зрелой поэзии (1 и 2 книги поэмы "Прелюдия"). Молодой наставник Вордсворта Вильям Тейлор поощрял увлечение Вордсворта чтением книг и сочинением стихов.

Отец Вордсворта - юрист, состоявший на службе управляющего имением лорда Лансдейла, завещал своим пятерым детям значительную сумму, однако получить ее удалось только в 1802 году, после кончины лорда. Тем не менее Вордсворт получает возможность поступить в колледж св. Иоанна Кембриджского университета 1787 году, в котором учился без особого интереса, однако окончил его в 1791 году без отличия, но с получением степени. В течение летних каникул на третьем курсе в 1790 году во время первой годовщины падения Бастилии Вордсворт со своим ближайшим другом по колледжу уэльсцем Робертом Джонсом отправился в путешествие через Францию и Альпы, описанное в 6-й книге поэмы "Прелюдия". Перед окончанием учебы в Кембридже Вордсворт провел 4 месяца в Лондоне, готовясь с Джонсом в путешествие по Уэльсу (описание горы Сноудон в 14-й главе "Прелюдии") и затем вернулся один во Францию в целях совершенствования языка в качестве гида. В течение года во Франции (между ноябрем 1791 и декабрем 1792 годов) Вордсворт становится "демократом" и сторонником Французской революции, которая казалась ему, как и многим выдающимся умам того времени, "блистательным обновлением" мира. Вордсворт знакомится с добросердечной дочерью хирурга из Блуа Аннет Валло. Несмотря на различия в политических и религиозных воззрениях (семья Аннет симпатизировала роялистам и исповедывала католическую веру), Вордсворт собирался жениться на Аннет. Неожиданно, вскоре после рождения дочери Каролины, Вордсворт возвращается в Англию в связи с финансовыми издержками. Однако обострение отношений между Англией и Францией сделало невозможным его возвращение к Аннет. Существует предположение о секретной службе английского агента на континенте, которую исполнял Вордсворт, знакомясь с французскими революционерами, английскими реформаторами (см. кн. К.Р. Джонсона "Таинственный Вордсворт" - Лондон: Нортон, 1998). Описанное в 10-11 книгах "Прелюдии" разочарование в событиях французской революции, внесших разлад в его чувства к Франции и Англии, ощущение вины привели его к духовному кризису, сомнению в своей способности разрешить тяжелые нравственные вопросы. Его переживания на грани депрессии, решительный разрыв с прошлым, восстановление "спасительного согласия со своим истинным "я" - находят отражение во многих выдающихся стихотворных произведениях. В этот критический момент жизни Вордсворт получает завещанную ему молодым другом Рэйсли Кэлвери сумму денег, позволившую жить поэзией. Вордсворт поселяется в свободном от ренты коттедже в Рэйсдауне (Дорсетшир) со своей любимой сестрой Дороти, на долгие годы ставшей его единомышленницей, вдохновительницей и секретарем. В это время Вордсворт впервые повстречал Колриджа. Двумя годами позже он направляется в Альфоксден Хаус (Сомерсетшир), чтобы быть рядом с Колриджем, который жил в 4 милях отсюда в Незер Стоуэе. Здесь его становление как поэта завершается и он вступает в пору расцвета своего поэтического творчества в возрасте 27 лет.

Уже во время учебы в Кембридже Колридж отметил черты гения в "обычных стихах" Вордсворта о путешествии через Альпы ("Описательные очерки", 1793). Теперь же он признает Вордсворта "лучшим поэтом своего времени". Вордсворт и Колридж встречаются ежедневно, беседуют часами о поэзии, сочиняют. Созвучие их мыслей настолько сильно, что можно обнаружить схожие фразы в их стихотворениях. Они свободно обменивались мыслями и готовыми фрагментами стихов. Колридж даже взялся завершить несколько стихотворений Вордсворта, оставшихся незавершенными ("Нас семеро").

Результатом их сотрудничества стал маленький томик стихотворений - "Лирические баллады и несколько других стихотворений", опубликованный анонимно в 1798 году. Он открывался поэмой Колриджа "Сказание о Старом Мореходе". В него вошли также еще три стихотворения Колриджа, несколько стихотворений Вордсворта - анекдоты и психологические этюды о духовной жизни простого люда, несколько лирических стихотворений, в которых Вордсворт прославил явления живой природы. Завершался сборник программным для всей поэзии Вордсворта стихотворением - "Тинтернское аббатство". Традиции медитативной поэзии получают в нем новое качество, выражаемое в органичном соединении исповедального голоса лирического героя и повествовательного искусства рассказчика, характерных черт пейзажной и философской поэзии.

Никакой иной сборник стихотворений в Англии не провозглашал более откровенно новое литературное направление. У. Хэзлитт отмечал, что, когда Колридж читал некоторые из этих по-новому написанных стихотворений вслух, "чувство нового стиля и нового духа поэзии проникало в него", производя эффект, соразмерный с ощущением от "свежей почвы или первого приветливого дыхания весны". Профессиональные обозреватели проявляли меньше восторга. Тем не менее тираж сборника был распродан в течение двух лет, и в 1800 году Вордсворт публикует новое издание исключительно под своим именем, дополнив его вторым томом стихотворений, большинство из которых было написано в уединении в течение долгой, холодной зимы, проведенной вместе с Дороти в Госларе (Германия, 1789-1799), а также Предисловием о принципах разумного обоснования новой поэзии, сформированных в тесном сотрудничестве с Колриджем. Примечательна среди других работ, созданных в этот плодотворный период, трагическая поэма "Разрушенный дом" ("The Ruined Cottage").

По возвращении в Озерный край (1799), Вордсворт и дороти поселяются в Грэсмере (Grasmere) в маленьком доме, позже назаванном "Голубятня" (Dove Cottage). Колридж последовал за ними и снял небольшой дом (Greta Hall) в Кесвике, в 13 милях поодаль.

В 1802 году Вордсворт окончательно вошел в права на отцовское наследство и, после гражданского брака с Аннет Валло женился на Мэри Хатчинсон, уроженке Озерного края, с которой был знаком с детства. С этого времени его жизненный путь, относительно ровный, прерывал ряд несчастий: гибель любимого брата Джона в 1805 году - капитана, чей корабль утонул во время шторма, утратой двух из пяти его детей в 1812 году, растущее отдаление от Колриджа, достигшее кульминации во время скандала в 1810, после которого они не встречались почти 20 лет, физическое и умственное расстройство его дорогой сестры Дороти. Однако в зрелые годы ему сопутствует все возрастающая известность и признание, растущие параллельно с его политическим и религиозным консерватизмом.

В 1813 году Вордсворта назначают на должность сборщика налогов, что являлось знаком, подтверждающим его признание как национального поэта.

Постепенно его резиденции, часто сменяемые на более просторное жилище, становились местом стоянки для туристов. Обладатель многих почетных грамот, в 1843 году Вордсворт наследует после Р. Саути звание поэта-лауреата.

Самое выдающееся произведение всей жизни Вордсворта, имеющее эпохальное значение для английской литературы - ­автобиографическая поэма "Прелюдия" в двух частях, начатая в 1799 и завершенная в 1805, а затем дорабатываемая в последние годы жизни поэта, была опубликована посмертно душеприказчиками поэта.

Большинство величайших произведений Вордсворта написано до 1807 года, когда вышли в свет его "Стихотворения в 2-х томах". Далее появились поэма "Прогулка" ("Excursion", 1814) и первое полное собрание его стихотворений (1815). Хотя Вордсворт продолжал писать много, но очевидны повтор и закат его поэтической силы. Среди спорных причин такого исхода одна из важнейших коренится в самой природе его наиболее характерных произведений. Вордсворт не имеет себе равных среди современников в сфере воспоминания о прошлом, или, по его собственным словам, - "настроений, воссозданных в спокойствии" ("emotion recollected in tranquility"). Внезапное воспоминание о чувствах, испытанных им в молодости, в связи с определенными явлениями или событиями, приводило к возникновению т.н. произведений "двух сознаний" ("two consciousness" ­определение Вордсворта), охватывающих прошлое и настоящее. Но память о первом эмоциональном опыте не является неистощимым источником поэзии. В "Прелюдии" (12 книга) описывается возврат к "фрагментам времени" ("spots of time") из детских воспоминаний.

Прошлое, собираемое Вордсвортом, являлось моментом интенсивного эксперимента, в процессе которого хаос эмоций, возбуждаемый воспоминанием о прошлом, в напряженном усилии творческого воображения поэта обретал разумное равновесие в спокойном настоящем. Данную характерную черту поэзии Вордсворта некоторые исследователи называют неоклассицистической. В результате поэзия экстаза обращается в поэзию покоя. Гений, по Вордсворту, "рожден преуспевать благодаря "чередованию состояния / Покоя и возбуждения" ("Прелюдия", книга 13, строки 1-10).

С течением времени поразительное равновесие его творчества стало привычным, и Вордсворт окончательно достиг того, о чем велась речь в его "Оде Долгу",1804 ("покоя, который всегда один и тот же"). Однако и под спокойной поверхностью его самых лучших стихотворений присутствует взволнованность и эмоциональная сила. Порой в поздний период жизни Вордсворта смелый эксперимент оживлял интенсивность чувств и раннюю поэтическую силу, пробужденные памятью. Сонет "Удивленный радостью" ("suprised by Joy") написан в сорок лет в пору начала преодоления боли потери его младшей дочери Кэтрин несколькими годами ранее. Когда Вордсворту было 65 лет, внезапное сообщение о кончине Джеймса Хогга вызвало воспоминание о других великих поэтах (В. Скотт, Колридж), любимых и пережитых Вордсвортом. "Ода: Знамения Вечности" (1835) напоминает безыскусные строки "Лирических баллад" и волнующий элегический голос, обращенный к Люси 35 лет назад.

Если первое издание "Лирических баллад" Вордсворт предваряет вступлением об "эксперименте" в целях выявления степени применения разговорного языка среднего и низшего классов английского общества в поэзии, доставляющей эстетическое удовольствие, то во второе (1800) и третье издание он включает Предисловие как манифест, обосновывающий принципы новой поэзии, не согласной с принципами жанровой иерархии, "декорума" и дидактики, характерными для поэзии 18 века. Предлагая новые темы, новых героев, новый способ лирического переживания как "спонтанного потока мощных чувств", новую концепцию природы как источника творческого воображения поэта, Вордсворт "переводит" свои демократические и пантеистические воззрения на язык литературно-критических понятий (Нортон). Основные положения поэтической программы, сформулированные Вордсвортом в Предисловии к сборнику "Лирические баллады" (1800), оставались неизменными.

Стремясь дать "логическое обоснование теории, лежащей в основе "новой поэзии", Вордсворт называет главные задачи своего творчества: 1. выбор случаев и ситуаций из повседневной жизни в качестве предмета описания; 2. использование просторечного языка соответственно предмету описания или пересказа; 3. активизация воображения для раскрытия необычного облика привычных вещей; 4. выявление основополагающих законов природы, правдиво и безыскусно придавая им интерес.

Все составляющие данной задачи проистекают из представления Вордсворта о главном свойстве поэзии - способности волновать, возбуждать, неожиданно связывая воедино разные понятия. Именно по этой причине Вордсворт выбирает сцены из "простой сельской жизни", считая близость к природе источником естественных и наиболее сильных чувств. Постоянное общение с "прекрасными и вечными формами" природы, "от которой произошла лучшая часть языка", оберегает простой люд от тщеславия и перемены вкусов, даруя надежный жизненный опыт и постоянство чувств.

Одна из высших оценок компонентов искусства в романтизме - признание его философичности, единства идеи и образа, формы выражения и сущности.

По мнению Вордсворта, подобной философичностью обладает язык селян, непосредственно и безыскусно выражающий естественные чувства, искренние мысли. Высокую поэзию, по мнению Вордсворта, отличает единство мысли и чувства. "Достойная цель" стихотворения задает характер размышлений поэта, в свою очередь влияющих на его чувства и направляющих описание предметов, возбуждающих их. Вордсворт создает своеобразную модель круговорота чувств двоякого происхождения - исходящих извне в процессе восприятия окружающего мира и осмысленных во взаимосвязи с другими чувства изнутри: "...постоянный поток наших чувств модифицируется и направляется нашими мыслями, которые, по сути дела, обозначают испытанные нами ранее чувства". Вордсворт имеет в виду органическую природу поэтического сознания, а не рациональную заданность, контролируемую автором.

Творческий опыт осмысления чувств рождает ассоциации, закрепляемые авторской интуицией - источника равновесия при отборе эмоций определенного рода в их определенном соотношении друг с другом.

Таким образом, поэт как богоравный творец и сотворец бытия отражает природу, не копируя ее, но преображая в более емкое и экспрессивное по форме, ясное по смыслу идеальное целое, способное просвещать и возвышать одновременно соответственно аристотелевскому определению цели искусства. Силой преображения действительности согласно идеалу является Воображение. В "новой поэзии" главную роль играет чувство, а не обстоятельства и действия. Вордсворт отмечает: "... одна из лучших целей, которую писатель может поставить перед собой в любую эпоху" состоит в пробуждении прекрасных чувств и благородных мыслей.

Особую актуальность данной цели Вордсворт видит в современной эпохе, когда "множество неизвестных доселе сил" способно довести человеческий ум "до состояния почти дикарского отупления". К их числу относятся "важные государственные события", происходящие ежедневно, рост населения в городах, единообразие занятий, порождающие страсть к необычным происшествиям, удовлетворяемую ежечасно прессой. Массовая литература, представленная романами ужасов, "болезненными" немецкими трагедиями, "нелепыми" рифмованными историями, потакала "жажде сильных ощущений" толпы. "При виде огромных размеров повсеместного зла" Вордсворт особенно остро осознает необходимость борьбы, противостояния. "Лирические баллады" - попытка утверждения веры в гуманистические ценности и защиты "извечных и неистребимых качеств человеческого ума". Морально-этическое назначение искусства для Вордсворта столь же важно, как и его эстетическая ценность, тесно связанные друг с другом. В то же время, сравнивая степень влияния недостатков современной поэзии, Вордсворт замечает, что "убожество мысли" более вредит репутации писателя, тогда как "претенциозность и сомнительное новаторство" вредно по степени влияния на современников. Предлагая реформировать содержание поэзии, Вордсворт соответственно настаивает на реформе стилевых приемов поэтического языка.

Новые представления о возвышенном в поэзии сопрягались с новым языком его выражения. В связи с этим Вордсворт предлагает отказаться от использования персонификации абстрактных идей как "шаблонного стилистического приема" для придания возвышенного стиля языку поэзии в отличие от языка прозы. Для естественного и простого "обычного разговорного языка людей" данный прием не характерен. Применение его уместно только в случае согласования с характером лирического переживания. Для осуществления главной цели собственно поэзии - предоставления читателю удовольствия от ощущения подлинной жизни посредством естественного языка, Вордсворт устанавливает для себя следующие правила: иметь ясное представление о теме стихотворения; вести описание соответственно правде жизни; выражать идеи соразмерным их важности и природе языком. Свойством всякой хорошей поэзии является здравый смысл, ведущий автора к самоограничению, а именно отказу от фраз и стилистических приемов, накопленных в истории поэзии, и воздержанию от выражений прекрасных самих по себе, но избитых по причине частого и неуместного употребления плохими поэтами. Спорное положение Вордсворта (Колридж не согласился с ним в "Литературной биографии", 1817) о том, что язык хорошего стихотворения по большей части ничем, кроме размера, не должен отличаться от языка хорошей прозы, подтверждается им примерами из Д. Мильтона и Т. Грея.

Вордсворт ставит правила выбора рифмы и размера в зависимость от степени интенсивности лирического переживания поэта, а также темы стихотворения, которая "естественным образом и в надлежащем месте вызовет... чувства, слог которого обязательно окажется приподнятым и красочным, насыщенным метафорами и образами" в случае сильного чувства поэта, или сдержанным и умеренным в случае умеренной природы его чувств.

Среди необходимых качеств, присущих поэту, Вордсворт отмечает чувствительность и отзывчивость, быстроту и силу выражения мысли и чувства. В отличие от Байрона (письмо Д. Меррею), Вордсворт отдает первенство эстетической ценности природе по отношению к искусству, считая искусство лишь отражением первоисточника, оригинала.

"Даже величайшие поэты", - замечает он, - передают лишь "бледную тень" страстей, переживаемых на деле людьми, на языке "по живости и естественности" уступающем языку жизни. "Невыдуманное действие и страдание - естественно и органично, тогда как описание и подражание им имеет отчасти механический характер. Поэт подчиняется принципу отбора, согласно которому все неприятное и отталкивающее в переживании следует устранять, а не приукрашивать или возвышать. Данный отбор направлен на достижение определенной цели - ­доставлять эстетическую радость, привлекая читателя к общечеловеческим интересам. Но, как бы прекрасны не были слова поэта, "подсказанные его фантазией или воображением", они не могут "сравниться со словами, порожденными действительностью и истиной". Вордсворт дает определение природе поэта и поэзии в русле античной и ренессансной традиции: "Поэт - переводчик с языка красот жизни... на язык красот иного рода в попытке превзойти оригинал".

"Поэзия - самый философский вид литературного творчества (Аристотель)... ее предмет - истина, ...всеобщая и действенная, ...проникающая в сердце вместе с чувством. "Поэзия представляет собой образ человека и природы", - отмечает Вордсворт.

Аргументируя, как и Сидни в "Защите поэзии", превосходство поэзии по отношению ко всем другим наукам и сферам человеческой мысли и деятельности, Вордсворт подчеркивает два аспекта: ее наибольшую близость природе, "самые прекрасные и интересные свойства" которой отражает, как в зеркале, человеческий ум ("Поэзия является духом и квинтэссенцией познания"), а также безграничность ее распространения, общечеловеческую, объединяющую силу, присущую ей ("Она оплот человеческой природы; защитник и хранитель, приносящий с собой взаимопонимание и любовь"). Именно "поэт связывает с помощью чувства и знания огромную человеческую империю, охватывающую всю землю и все времена".

Все открываемое сознанию человечества, в том числе научные открытия, одухотворяются поэзией - началом и венцом всякого познания. Целью своей поэзии Вордсворт называет стремление выразить "великие и всеобщие чувства людей, их наиболее распространенные и интересные занятия и весь мир природы... в бесконечных сочетаниях форм и образов".

Основная задача - простота и безыскусность стиха. Разумное использование размера при ограничении стилистических приемов в соответствии с принципом соответствия языка стихотворения языку его героев, а не автора, совершающего субъективный произвол искусственными украшениями речи.

В качестве примера безыскусных, но высоко поэтичных произведений, Вордсворт приводит старинные баллады. Особое внимание Вордсворт уделяет размеру, увеличивающему удовольствие от восприятия стиха. Первая причина такого эффекта - психологическая. Обнаружение сходного в несходном - один из "основных двигателей нашей умственной деятельности". Другая причина - эстетическая, связанная с поэтической традицией возвышения чувств под действием определенных правил выражения.

Объясняя процесс творчества, Вордсворт по сути раскрывает двоякую роль воображения - порождающую стихийный поток сильных чувств и оформляющую в процессе анализа чувств, выражаемого в смене состояний волнения и покоя, боли и радости, сопутствующей описанию сильных страстей. Размер и рифма при этом закрепляет ощущение удовольствия в сознании, сохраняя воспоминание о нем.

Вордсворт подчеркивает, что объектом критики может стать не качество размера, языка или порядка слов (пример неудачной строфы из С. Джонсона), а несоответствие образа осмысленным чувствам, т.е. неудачное содержание стиха. Причины собственных недостатков Вордсворт видит в частном, а не общем характере ассоциаций, обедняющих тему, в произвольном соединении чувств и идей с определенными словами и фразами, придающими сентиментальным и трогательным чувствам смехотворный характер из-за несоответствия формы содержанию.

Творческий диапазон Вордсворта как лирического поэта многомерен. Как поэт новой, романтической школы, он новаторски преобразил жанровые формы лирической поэзии, восходящие как к античной (ода, элегия, пастораль, элегия), ренессансной (сонет), так и фольклорной традициям (баллада, песня), обогатил возможности поэтического языка за счет привнесения в стихотворный текст "странного просторечия", при этом мастерски используя традиционные для английской поэзии метрические и строфические формы (рифмованные разностопные ямбические строки и белый стих, "королевскую" строфу и сонетные терцеты), демократизировал тематику высокой поэзии, высвечивая сложные явления духовной жизни человека в судьбах простолюдинов, переживающих трагедию социального и морального бесправия, придал медитативно-описательной пейзажной лирике качества философского лирико-драматического рассказа-исповеди.

В творчестве Вордсворта можно выделить основные этапы и тематические тенденции стихотворных произведений, неизменные в течение всей жизни поэта.

К первому этапу творчества (до выхода в свет сборника "Лирические баллады", 1798) относятся первые сборники стихотворений Вордсворта "Вечерняя прогулка" и "Описательные эскизы", или "Живописные наброски" (1793), в которых присутствует влияние сентименталистов (Т. Грей, О. Голдсмит), предромантиков (Д. Макферсон, Т. Чаттертон), а также Р. Бернса, научившего молодого поэта, по его собственному признанию, "создавать золотой трон поэзии / На почве простой повседневной жизни" (стихотворение-посвящение "У могилы Р. Бернса"). Наиболее показательным и прославленным произведением раннего периода является поэма "Вина и скорбь, или происшествие в долине Солсбери" (1792-1793). Неторопливое повествование в поэме пронизывает динамика драматических событий из жизни главных героев. Судьба двух несчастных семей, оказавшихся жертвами социальной несправедливости и рокового стечения обстоятельств, лишивших их возможности отстоять свое человеческое достоинство, трагически пересекается в результате отчаянного преступления, совершенного главным героем. Уродливая действительность, насильственно превратившая безропотного крестьянина в изгоя и убийцу, отчуждает человека от самого себя, от ближних, восстанавливая людей друг против друга и умножая их страдания. Матрос, будучи жертвой жестоких законов общества, сам становится орудием преступления. В финале поэмы героя настигает возмездие, но истинный виновник - общество, узаконивающее бесправие скорбящего народа, остается без наказания. Высокий гражданский и гуманистический пафос поэмы, пронзительная искренность лирических монологов глубоко и сильно чувствующих героев, безыскусный и выразительный язык, органичная форма лирико-драматического повествования вызвали интерес современников поэта.

Следующий период творчества (1796-1802), наиболее плодотворный и значительный, связан с подготовкой стихотворений для сборника "Лирические баллады", явившегося результатом прославленного содружества двух зачинателей английской романтической поэзии - Вордсворта и Колриджа. Как объяснил Колридж в "Литературной биографии" (1817), в задачу Вордсворта входило придание обыденным вещам оттенка новизны и сверхъестественности, тогда как Колридж взялся диковинное и необычное представить как правдоподобное и реальное.

Среди "экспериментальных" стихотворений, т.е. согласующих использование просторечного языка с задачей доставить поэтическое удовольствие, можно выделить баллады "Нас семеро", "Терн" (1798).

Вера в бессмертие человеческой души, искренне и наивно защищаемая маленькой героиней стихотворения "Нас семеро", была близка детскому мировосприятию самого поэта, что позже подчеркнет Вордсворт в "Оде: Знамения бессмертия" (1802-1804). Прототипом героини послужила маленькая девочка, встретившаяся Вордсворту в местечке Гудрич Касл в долине Уай близ Тинтернского аббатства в 1793 году. Светлая душа ребенка не сознает пределы земной жизни, верно хранит любовь к сестре Джейн и брату Джону, похороненным у церкви. Девочка беседует с ними, поет песни, угощает едой. Однако неведение ребенка оказывается высшей мудростью, осознанием вечной жизни неразлучных в пространстве вечной жизни любящих сердец.

Одним из ярких образцов романтической вариации балладного жанра, восходящего к народной шотландской балладе, является стихотворение "Терн". Лиро-эпический характер жанра народной баллады приобретает здесь черты драматической поэмы, а образы-символы, создающие атмосферу роковой тайны, окружающей фигуры героев, приобретают черты детально выписанных картин из повседневной действительности. Главная героиня баллады Марта Рэй находится во власти столь безутешного и мучительного горя, что рассказ об истории ее жизни из ее собственных уст, как в других балладах Вордсворта, невозможен. Лишь одно и то же горестное восклицание героини пронизывает всю балладу, заставляя автора сострадать и вопрошать о причине, заставляющей Марту в любую непогоду стремиться к загадочному холму возле старого терна.

Стремительный переход автора от описания места драматических событий к разговору рассказчика и автора (1 и 6 строфы) или автора и рассказчика (8 и 19 строфы) отличает искусный повествовательный рисунок баллады, в которой историю жизни Марты открывает свидетель истории ее жизни, выступающий в роли рассказчика (9-18 и 20-22 строфы). Мощный поток чувств и размышлений рождается непосредственно, спонтанно, направляемый благородным стремлением узнать правду, возвышающую, а не унижающую страдания героини, находя органичное выражение в языке и форме баллады. История Марты, обманутой своим возлюбленным Стивом Хиллом 20 лет назад и сошедшей с ума от горя, напоминает трагедию Маргариты из "Фауста" Гете. Однако Вордсворт предлагает более возвышенный и глубокий анализ душевной драмы героини. Автор и рассказчик отвергают обывательские домыслы об убийстве Мартой своего дитя. Более того, рассказчик отмечает, что рождение ребенка вернуло Марте ясный ум и спасительное чувство любви, и его утрату переживает не ослепленная безумием, а прозревшая в страданиях женщина. Описание мрачного, старого терна и прекрасного, цветущего холма, заставляющего терн согнуться до самой земли, построено по принципу контраста и символизирует вечную силу любви непорочной души, возвышающейся над изменой, празднословием и смертным пределом. Облик невинного ребенка отражается в небесах, в многоцветном убранстве холма из цветов и зелени, обрызганном жемчугом лунного сияния. Цвет плаща Марты, приходящей сюда, - ­красный, символизирующий неиссякаемую силу любви.

В сборник "Лирические баллады" входят также стихотворения, продолжающие традицию поэмы "Вина и скорбь" о духовной и социальной катастрофе крестьян, ставших жертвами промышленного переворота в Англии. Вордсворт не принимал тезис У. Годвина об отмене частной собственности в статье "Политические права", считая домашний очаг крестьянина, его надел земли, частное хозяйство основой надежного и достойного положения жителей села, их душевного покоя и материального благополучия. В стихотворении "Последний из стада" (1798) Вордсворт искренне и трогательно передает исповедь бедного крестьянина, кормильца шестерых детей, лишившегося из-за голода и нищеты единственного источника существования - стада из 50 овец. В то же время о каждой из них он говорит с нежностью и сочувствием, как о потерянном члене семьи.

Целый ряд стихотворений сборника посвящен теме природы. В стихотворении "Опрокинутые парты" мудрость книг сравнивается с бесконечной мудростью природы. "Пусть Природа будет твоим учителем", "Она обладает готовым богатством, / Благословляющим наши умы и сердца" - призывает поэт (16-18 строки). Увлекая учеников в мир природы из школьных классов, Вордсворт рисует выразительные в своей безыскусной красоте картины: "Солнце, над горной главой, / Излучает свежий свет, спешащий / На бескрайних зеленых полях / Оставить золото первого волшебного вечера". Обратиться к природе - первоисточнику всякой науки и искусства, означает "Обрести силу и согласие со своим сердцем" (31 строка). Ритмический рисунок стиха энергичен и легок благодаря чередованию разностопных ямбических строк в рамках четырехстрочных строф с перекрестной рифмой.

Безусловным шедевром сборника является программное стихотворение Вордсворта, выражающее основные мировоззренческие и поэтические принципы его творчества на протяжении всей жизни, - "Строки, написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства при повторном путешествии на берега реки Уай" (1798). Столь длинное и обстоятельное название стихотворения значимо в русле главной задачи поэтического сборника, которую решал Вордсворт - в обыкновенном разглядеть возвышенное и сверхъестественное. Роль обычного повседневного явления играет какой-либо внешний объект, привычный для глаза - скала ("Скала Джоанны"), кукушка ("Кукушка"), нарциссы, маргаритки и т.д. Необычными их делает откровение души героя, воображение, рождающее чувство прекрасного, освещающее новым смыслом части единого целого - Природы. Взаимопроникновение духовной жизни человека и природы ведет к познанию божественной истины - гармонии всего сущего, "любви святейшей", "чистейшей человечности". На композиционный рисунок стихотворения оказал влияние принцип построения стихотворений-бесед Колриджа ("Эолова Арфа", "Строки при расставании с местом уединения"). Реальное время встречи с местом, связанным с дорогими сердцу воспоминаниями, сменяется воображаемым временем, переносящим мысль и чувства поэта в далекое прошлое. Затем под влиянием нахлынувших воспоминаний наступает кульминационный процесс преображения действительности красками воображения: реальное и воображаемое время сливаются воедино, превращая обыденную пейзажную картину в священный образ духовной веры поэта. Сожаление об утраченной способности по-детски непосредственно воспринимать красоту окружающего мира примиряется с осознанием более глубокого осмысленного переживания всеприсутствующего "движения и духа", направляющего и пронизывающего все предметы. Вордсворт называет природу нравственной, поскольку находит в ее "языке врожденных чувств / Чистейших мыслей якорь" (пер. Рогова, 119, 120 строки). "Веселая вера в то, что все кругом / Полно благословений" помогает преодолевать гнет социальных пороков времени, скуку повседневной суеты при помощи настроя души на возвышенный лад, что ведет мысли и чувства к гармоничному, исполненному покоя и равновесия творчеству. Осуществление данной идеальной жизненной и творческой программы возможно только в тесном сотрудничестве единомышленников и единоверцев, но никак не в одиночестве. Несмотря на пресловутый индивидуализм романтиков, подчеркиваемый в качестве непременной, характерной черты романтического мироощущения, подлинный идеал романтиков состоит в достижении высшей, божественной общности индивидуальных сознаний отдельных личностей. Вордсворт обращается в финале своего стихотворения к сестре Дороти, на протяжении долгих лет остававшейся духовно близким другом поэта. В "Прелюдии" Вордсворт обращается к Колриджу - собрату по перу и мировоззрению.

Как видно, тематика и форма стихотворений сборника "Лирические баллады" довольно широки. Здесь можно найти стихи на философско-религиозные и социально-нравственные темы, в форме монолога и диалога, исповеди и описания, в целом варьирующих и синтезирующих лирические, эпические и драматические жанровые формы как на фольклорной, так и на традиционно литературной основе.

Особого внимания заслуживает цикл балладных песен, посвященных Люси (1799, Германия). Прототипом героини стала Пегги Хатчинсон, скончавшаяся в 1796 году в совсем юном возрасте. Люси олицетворяет идеал душевной чистоты и безыскусной красоты, верной любви и природного очарования. Герой переживает боль земной разлуки с Люси, но в то же время наполнен возвышенным чувством любви и благоговения перед чудесным светом, который она продолжает излучать. В стихотворении "Моя любовь любила птиц, зверей,..." (1802) Вордсворт, вспоминая Люси, рассказывает о скромном подарке своей возлюбленной - светлячке под окном ее дома.

Среди стихотворений 1800 года можно выделить балладу "Агасфер", в которой вечные скитания библейского героя, наказанного за отказ Христу в просьбе об отдыхе на пути к месту распятия, разворачиваются в метафору беспредельного одиночества человека, отлученного от всего живого в природе. Герой сравнивает свой непрестанный путь с движением небесных и земных существ, находящих пристанище и утешение, которых он лишен навеки.

Стихотворение-беседа "Скала Джоанны" (1800) написано белым стихом и посвящено младшей сестре жены Вордсворта Мэри Хатчинсон. В нем утверждается излюбленная поэтом мысль о тождестве места переживания чувства с памятью о нем. Гора становится символом созвучия природы и души героини. Та же тема звучит в стихотворениях "Кукушка" (1802) о "птице-тайне" в "волшебном доме природы", "Нарциссах" (1804) о свете дружелюбия и радости, излучаемом природой.

К числу выдающихся произведений философской поэзии Вордсворта относитс



2015-12-13 428 Обсуждений (0)
СЭМЮЕЛЬ ТЭЙЛОР КОЛРИДЖ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СЭМЮЕЛЬ ТЭЙЛОР КОЛРИДЖ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)