Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Темы контрольных работ



2015-12-13 255 Обсуждений (0)
Темы контрольных работ 0.00 из 5.00 0 оценок




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История искусств: театр

по направлению подготовки

51.03.01 Культурология,

профиль подготовки «Социально-культурные практики в индустрии досуга и рекреации»

квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

заочная форма обучения

Срок обучения: 4 года

 

Преподаватель: Попова Александра Сергеевна, преподаватель кафедры культурологии и религиоведения, [email protected]

1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель: формирование системы знаний в области истории мирового театра, формирование представлений о театре как особой сфере культурной и общественной жизни человечества.

 

Задачи:

· Дать представление о театре как особой сфере культуры и искусства;

· Познакомить обучающихся с основными этапами истории театрального искусства;

· Познакомить обучающихся с основными представителями зарубежного и русского театра.

Содержание учебной дисциплины «История искусств: театр»

Тема Краткое содержание
Театр как вид искусства. Этимология термина «театр» и его значения. Виды театра. Основные жанры театрального искусства. Специфические особенности театра. Художественные средства театра. Процесс подготовки спектакля. Театркак один из важнейших институтов культуры. Функции театра. Принципы его существования. Социальная значимость. Место «Истории театра» в системе наук о культуре.
Истоки театра. Ритуал как исток театрального действа. Ритуальный компонент в восточном театре. Религиозные ритуалы как основа африканского театра. Ритуальность театра в современности.
Античный театр. Появление театра в Древней Греции (причины). Происхождение древнегреческой драмы (культ Диониса). Трагедия. Феспид – первый афинский трагик. Творчество великих греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида, комедиографа Аристофана. Роль театра в общественно – политической жизни Древней Греции. Организация театральных представлений. Роль государства. Архитектура Древнегреческого театра. Театр Диониса в Афинах. Характеристика театральных представлений посвящённых богу Дионису. Танцевально – песенные элементы в театральных представлениях. Культовое значение маски в античном театре. Театр в эпоху эллинизма. Новая аттическая комедия и ее особенности. Римский театр. Истоки (обрядовые игры, сатура, ателлан, мим). Творчество Гнея Невия, Плавта, Теренция.
Театр эпохи Средневековья.     Театр раннего средневековья. Религиозное и светское начала. Борьба церкви против сельских игрищ, массовых представлений. Народные зрелища «гистрионы»; деятельность вагантов, труверов, шпильманов. Литургическая и полулитургическая драма, миракль, примеры светской драматургии, мистерии и их постановки, моралите, фарс (его влияние на драматургию Европы), соти – новые виды и жанры театра. Организация спектаклей. Актерское искусство средневековья. Театральные творческие объединения в средневековье – «Базошь», «Беззаботные ребята». Светский театр. Драматургическая деятельность Адама де ла Алля («Игра в беседке», «Игра о Робене и Марион»)
Театр Возрождения.   Особенности развития итальянского театра Возрождения. «Ученая комедия». Драматургия Л. Ариосто, Н. Макиавелли, П. Аретино, Дж. Бруно. Площадной импровизированный театр масок (комедия дель арте). Театральное искусство испанского Возрождения. Периодизация и особенности испанского ренессансного театра. 1-ый период. Творчество Х. дель Энсина и Т. Наарро. Л. де Руэда – родоначальник испанского национального театра. 2-ой период. Творчество М. де Сервантеса и Х. де лаКуэва. Л. де Вега – представитель «золотого века» испанского театра; его теоретические взгляды на драматургию. Творчество его продолжателей – Г. де Кастро и Т. де Молина. 3-ий период. Драматургия Д. П. Кальдерона. Профессиональный театр Испании. Архитектура и сценическое устройство театра. Порядок испанского представления. Положение актеров. Английский театр эпохи Возрождения. Отличительные особенности. Ранние мистерии, интерлюдии. Влияние образцов античной и итальянской драмы. Ренессансная трагедия (Т. Нортон, Т. Секвил). «Кровавая трагедия» (Т. Кид). Творчество К. Марло и Р. Грина. Драматургия У. Шекспира – вершина развития ренессансного театра. Биография, спор об авторстве произведений Шекспира. 3 периода творчества. Источники шекспировской драматургии. Значение творчества Шекспира для европейского театра. Особенности оформления сценического пространства. Символизм английского театра (цветовая гамма костюмов, обозначение жанра представления).
Театр эпохи Классицизма   Понятие «классицизм». Эстетика классицизма. «Поэтическое искусство» Н. Буало. Закон трех единств. Каноны классицизма (разделение на жанры, система жестов, речь и амплуа актера). Оформление классицистического спектакля. Французский театр эпохи Классицизма. Творчество А. Арди. Великие драматурги 17 века – П. Корнель, Ж. Расин и Ж.-Б. Мольер. Новаторство Мольера. Влияние театра классицизма на мировой театр.
Зарождение профессионального театра в России Ранняя театральная терминология (термины «комедия», «потеха», «позорище», «игрище», «игра», «действо»). Периоды развития русского театра. Трудовые обдряды как основа театрального действа. Игра, драма, обряд. Взаимосвязь игрового действа и празднеств. Скоморошество. Театральное искусство в России при царе Алексее Михайловиче. Деятельность боярина Артамона Матвеева. «Комедийная хоромина» в селе Преображенском. Иоганн (Яган) Готфрид Грегори – первый театральный режиссер на Руси. Первые представления на Руси. «Школьные» театры. Театральная деятельность монаха Симеона Полоцкого.
Театр эпохи Просвещения   Театр английского Просвещения. Театральная монополия. У. Конгрив и Дж. Фаркер – родоначальники просветительской комедии. Появление новых жанров: «мещанская драма» (Дж. Лилло), буржуазная трагедия (Э. Мур), трагедия «кошмаров и ужасов» (Х. Уолпол), «веселая комедия» (О. Гольдсмит), балладная опера (Дж. Гей), парадные шествия. Сатирическое направление – творчество Дж. Гея и Г. Филдинга. Драматургия Р. Шеридана. Особенности английского спектакля (роль национальной музыки и танца). Театральная афиша. Французский театр эпохи Просвещения. Политическая ситуация во Франции в 18 веке. Театр «Комеди Франсез». Творчество просветителей Вольтера и Д. Дидро. Содержание «парадокса об актере» Д. Дидро, его концепция актерского творчества. Крупнейший французский комедиограф 18 века П. Бомарше. Ярмарочные и бульварные театры. Итальянский театр эпохи Просвещения. Культурная ситуация в Италии 18 века. Реформа итальянского театра К. Гольдони (театр – школа морали). Создатель жанра «фьяба» (сказки) К. Гоцци. Немецкий театр эпохи Просвещения. Драматургия Э. Лессинга, И. Гёте и Ф. Шиллера. Теоретические взгляды Э. Лессинга в «Гамбургской драматургии». Всемирное культурное значение театра эпохи Просвещения.
Театр 18 века в России.   Политические, экономические и культурные преобразования в России в начале XVIII века. Попытка Петра I создать публичный театр в России. Театральная деятельность Кунста-Фюрста. Школьный театр. Театр «охочих комедиантов» как основа будущего русского профессионального театра. Влияние иностранных трупп, гастролировавших в России на драматургию, постановку, актерское мастерство. Оперно-балетные представления. Первая русская танцевальная школа и деятельность балетмейстера Ж.- Б. Ланде. Драматургия русского классицизма. Сатирическая комедия, политическая трагедия, мещанская драма, слезная комедия. Деятельность Я. Княжнина, Н. Николева, В. Лукина, М. Хераскова. Трагедии А.П. Сумарокова. Комедийный жанр и творчество Д.И. Фонвизина. Актерская деятельность Федора Григорьевича Волклва, Прасковьи Жемчуговой-Ковалевой, Якова Шушерина, Василия Померанцева, Петра Плавильщикова, Силы Сандунова,. Возникновение провинциальных и крепостных театров. Крепостные театры графов Шереметевых, князя Н.Б. Юсупова, графа А,Р. Воронцова и др.
Театр 19 века в России и за рубежом.   Эстетика романтизма. Особенности романтического спектакля. Появление профессии театрального рецензента. Английский театрэпохи Романтизма. Творчество Дж. Байрона и П. Шелли. Английская мелодрама (Р. Ноульс, Б. Литтон) и ее особенности. Французский романтический театр. Драматургия В. Гюго, А. де Мюссе, А. Дюма-отца и Э. Скриба. Немецкий театр эпохи романтизма. Политическая ситуация Германии в первой половине XIX века. Творчество Г. фон Клейста, Г. Бюхнера, Э. Гофмана и Л. Тика. Становление и развитие реалистического направления в театре. Творчество Оноре де Бальзака. Создание «правдивой» пьесы. Альфред де Мюссе и социальный пессимизм. Реалистические черты пьес, стремительность развития действия. Критический реализм Ч.Диккенса. Изменение метода актёрского творчества, изображение на сцене конкретной исторически-социальной обстановки. Постановки Ч. Кипа в Англии, спектакли Мейнингенского театра в Германии. Актёры-реалисты — Э. Росси, Т. Сальвини, Э. Дузе (Италия), Б. К. Коклен (Франция), А. Макреди (Великобритания). Стилевое разнообразие европейскоготеатра конца XIX – начала XX веков. Драматургия Г. Ибсена («новая драма»), Г. Гауптмана (натурализм), М. Метерлинка (символизм), Г. де Аннунцио (поэтический театр), Г. фон Гофмансталя (модерн). Творчество О. Уайльда и Б. Шоу («новая драма). Драматурги России XIX века, А.С. Грибоедов, Д.И. Финвмзин, Н.В. Гоголь, А. С. Пушкин. А.Н. Островский как основоположник современной русской драматургии. Известные актеры России: А.С. Яковлев, М.С. Щепкин, Е.С. Семенова, И.И. Сосницкий и др. Выдающиеся театральные деятели России конца XIX - начала XX вв.: К.С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. Открытие МХТ 14 (27) октября 1898г. Драматургия А.П. Чехова. Репертуарный театр. 4 линии исторического развития МХТ. МХТ и Эдвард Гордон Крэг. Постановка «Гамлета». Художники МХТ – М. Добужинский, Н. Рерих, Б. Кустодиев, А. Бенуа и др. Студии МХТ. Студия на Поварской – попытка освоения символистской драматургии, работа Мейерхольда над пьесами Г. Гауптмана, М. Метерлинка. Влияние МХТ на императорские театры – Малый и Александринский. Студии Московского художественного театра. В.Э.Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, М.А. Чехов. А.Я. Таиров. С.П. Дягилев и «Русские сезоны» в Париже.
Театр 20 века в России и за рубежом.   Российский театр в годы октябрьской революции 1917г. и 20-е годы XX века. Новые формы революционного театра: площадные театрализованные действа, создание фронтовых театров. Формирование советского театра 20-40-е годы XX в. Создание новых театров (БДТ, МГСПС и др.), первые советские пьесы. В.Билль-Белоцерковский, Н. Эрдман, Вс. Иванов, А. Афиногенов, К. Тренев. Театральный авангард. Объединение ОБЭРИУ. Пьесы Д. Хармса и А. Введенского. Создание Фабрики эксцентризма. Послереволюционная драматургия Горького. Драматургия М.А. Булгакова. Творческая деятельность режиссера А.М. Лобанова. Режиссерская деятельность А.Д. Попова. Советский театр в годы великой Отечественной войны и послевоенные годы. Политика государства в сфере театра в конце 40-х начале 50-х. 50-60-е годы: расцвет советского театра. Драматургия А. Арбузова, Е. Шварца, С. Алешина, А. Володина, И. Дворецкого, М. Рощина, В. Розова, А. Салынского, М. Шатрова Э.Радзинского. Обращение советских режиссеров к зарубежной драматургии.Творческая деятельность Г.А. Товстоногова, А.А. Гончарова. Создание театра «Современник», эстетика театра, первые спектакли («Вечно живые» В. Розова и др.), актеры – Г. Волчек, И. Кваша, О. Табаков, Е. Евстигнеев Т. Лаврова и др. Ю.П. Любимов и театр на Таганке; Деятельность А. В. Эфроса. М. А. Захаров и театр «Ленком». «Мастерская Петра Фоменко». «Авангард» в зарубежном театре. Театральный экспрессионизм (драматургия Ю. Стриндберга и Ю. О¢Нила). Философия экзистенциализма в творчестве Ж.-П. Сартра и А. Камю. Интеллектуальная драма Ж. Ануя и Т. Уайлдера. Театр абсурда. Творчество Э. Ионеско, С. Беккета и Э. Олби (абсурдизм). «Теория эпического театра» Б. Брехта. Театр Жестокости А. Арто. Театр после Второй Мировой войны. Творчество А. Адамова («демократический авангард») и П. Вайса (документализм).
Современный театр. Основные тенденции русского и зарубежного театра в XXI веке. Визуальный театр. Русский театр в мировом культурном пространстве. Вербатим – новый жанр театра рубежа 20 - 21 веков. Режиссерские новации Ю. Бутусова, К. Серебренникова, Н. Чусовой, О. Субботиной, М. Карбаускиса. «Новая драма» в России: Театр.doc, Театр «Практика», театр Е. Гришковца, и т.п. Современная зарубежная драма: творчество М. Макдонаха, Т. Стоппарда, Э.-Э. Шмита и К. Людвига. Современные театральные формы: перфоманс, театр танца, моноспектакли и т.п.

3. Темы и задания к практическим занятиям:

подготовка творческого задания по теме контрольной работы; презентация результатов творческого задания (см. в папке «Методические рекомендации», файл «Рекомендации для заочного отделения!»).

Темы контрольных работ.

1. Особенности античного театра.

2. Средневековый театр как противостояние светского (народного) и церковного.

3. Английский театр эпохи Возрождения.

4. Театр эпохи классицизма: оформление системы театральных канонов.

5. Европейский театр эпохи Просвещения: национальные особенности театров Англии, Франции, Италии, Германии.

6. Театр эпохи Романтизма: особенности направления.

7. Зарубежное театральное искусство конца XIX начала ХХ века.

8. Основные направления зарубежного театра XX века.

9. Основные тенденции русского и зарубежного театра конца ХХ- начала XXI веков.

10. Становление русского профессионального театра: русский театр XVII - начала XVIII веков.

11. Классицизм в театральном искусстве России XVIII века.

12. Театр России в XIX веке.

13. Театр России рубежа XIX-XX веков.

14. Театральное искусство СССР.



2015-12-13 255 Обсуждений (0)
Темы контрольных работ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Темы контрольных работ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)