Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА




Липская Л.И.

 

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 45.03.01 Филология

(очная форма обучения)

 

Тюменский государственный университет


Липская Л.И. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 45.03.01 Филология (очная форма обучения). Тюмень, 2015, 146 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: История зарубежной литературы [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зарубежной литературы. Утверждено директором Института филологии и журналистики.

 

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зарубежной литературы

Г.И. Данилина, д.филол.н., профессор

 

 

© Тюменский государственный университет, 2015.

© Липская Л.И., 2015.


 

Пояснительная записка

Цели и задачи дисциплины

История зарубежной литературы – научная дисциплина, изучающая историю мировой литературы в динамике ее последовательного, поэтапного развития как единый исторический и историко-культурный процесс. История зарубежной литературы охватывает многовековое развитие литературы с учетом региональной и национальной значимости литератур разных стран и регионов и стадиальных различий. Особое внимание уделяется изучению международных литературных общностей, художественных систем.

Цель курса «История зарубежной литературы» – сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о литературе Европы от античности до наших дней и общее представление о литературах других регионов мира. ФГОС ВПО предусматривает знание выпускниками основных этапов истории мировой литературы, основанное на последовательном изучении античной литературы, зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения, 17–18, 19, 20 и 21 веков. Основными задачами изучения истории зарубежной литературы являются углубленное познание исторических процессов во всех национальных литературах, их интерпретация отечественными и зарубежными литературоведами, философами, историками, культурологами; освоение основного корпуса художественных текстов, представляющих золотой фонд классической мировой литературы. Одним из важных методологических и методических принципов при составлении планов практических занятий по истории зарубежной литературы является включение списков литературы, представляющих исследовательские и литературно-критические материалы в максимально полном объеме. Это отражает специфику подготовки профессионального филолога. Данный подход преследует следующие дидактические цели:

Курс «История зарубежной литературы» ведется в течение 1–3-го семестров и включает в себя несколько этапов: «История античной литературы»,«История зарубежной литературы средних веков и Возрождения»,«История зарубежной литературы 17–18 вв.», «История зарубежной литературы 19 в.», «История зарубежной литературы 20 в.». Составной частью предмета является история эстетических учений и литературной критики, представляющих методологическую и теоретическую основы дисциплины. История зарубежной литературы является одним из магистральных направления литературоведения, без освоения которого невозможно как изучение истории отечественной литературы, так и теоретического литературоведения. Программа курса отражает проблематику истории зарубежной литературы как науки и как учебной дисциплины в рамках традиций отечественных университетов и с учетом региональных особенностей, отражая цель классического филологического образования.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина «История зарубежной литературы» входит в раздел «Профессиональный цикл. Б.1.В.ОД. Обязательные дисциплины». Развивая и углубляя литературоведческое образование словесника, эта дисциплина дополняет его общефилологическую подготовку, расширяет профессиональный и общекультурный кругозор. Этот курс формирует систему знаний, которые являются основой для освоения таких дисциплин, как «Введение в спецфилологию», «Философия», «История мировой культуры», «Классические языки», «Теория литературы», «Риторика», «История литературной критики», «Филологический анализ текста» и преподается параллельно с дисциплинами «Введение в литературоведение», «Основы филологии» и «История русской литературы».

Студент должен знать принципы основных литературоведческих методов исследования (культурно-исторический, типологический, структурный и др.), овладеть навыками литературоведческого анализа текста на разных уровнях (проблемно-тематическом, структурно-композиционном и др.), сформировать представление об общих закономерностях развития литературного процесса, развить навыки работы с исследовательской литературой, уметь применять знания в практике филологического анализа текста. База знаний по истории зарубежной литературы позволит студенту сформировать представление об основных литературных направлениях и школах, увидеть развитие отечественной литературы в контексте общемировой, знать основные научные школы и направления, уметь дать оценку тем или иным воззрениям отечественных и зарубежных литературоведов, представлять литературу как инструмент межкультурного общения, уметь показать учащимся роль художественной литературы, значение чтения в современном мире.

Таблица 1-3.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

СЕМЕСТР

I. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ
№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Философия       + + +     + +
2. История мировой культуры + + + + + + + + + +
3. Экология культуры   + + +     +     +
4. Основы экологии   + + +     +      
5. Классические языки + + + + + + + + + +
6. Теория литературы +   + + + +   +    
7. Риторика         +   +      
8. Русское народное творчество   +                
9. История русской литературы   + + + + + + + + +
10. История литературной критики +       +     +    
11. Введение в спецфилологию + + + + +          
12. Современная зарубежная литературы + + +   +       + +

 

СЕМЕСТР

II. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Философия +   +   + + +     +
2. История мировой культуры + + + + + + + + + +
3. Теория литературы + +   +   + +   + +
4. История русской литературы + + + + + + + + + +
5. История литературной критики + + +   + + +   + +
6. Современная зарубежная литература +       + +   +   +

СЕМЕСТР

III. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. История мировой культуры + + + + + + + + +
2. Зарубежная литература в контексте культуры + + + + + + + + +
3. Типология литературных жанров + + +     + + + +
4. Сравнительное литературоведение + + +       + + +
5. История русской литературы + + + + + + + + +

 

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1)

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5)

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6)

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)

способностью использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук (наук об обществе и человеке), в том числе психологии и педагогики, в различных сферах жизнедеятельности (ОК-10)

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

способностью демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области (ОПК-1)

способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3)

владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста (ОПК-4)

свободным владением основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке (ОПК-5)

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6)

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

научно-исследовательская деятельность:

способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-1)

способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-2)

владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-3)

владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-4)

педагогическая деятельность:

готовностью к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с обучающимися (ПК-7)

владением базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование, информационно-словарное описание) различных типов текстов (ПК-9)

владением навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках (ПК-10)

проектная и организационно-управленческая деятельность:

владением навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных, научных и культурно-просветительских организациях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-11)

 

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: основные понятия и термины теории и истории литературы; понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества.

· Уметь: применять на практике базовые навыки сбора литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.

· Владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.

 


2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 1–3. Форма промежуточной аттестации: зачет (I семестр), экзамен (II семестр), экзамен (II семестр). Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единицы, 288 академических часов, из них 147,1 часа, выделенные на контактную работу с преподавателем, 140,9 часа, выделенные на самостоятельную работу.

Таблица 4

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:        
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Иные виды работы 9,1 1,7 3,65 3,75
Самостоятельная работа (всего) 140,9 40,3 32,35 68,25
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)     Зачет Экзамен Экзамен
Общая трудоемкость час зач. ед.

 

3. Тематический план

Таблица 5-7

СЕМЕСТР

Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в интерактивной форме, в час Итого количе-ство баллов  
Лекции* Практические занятия* Самостоятельная работа*  
I. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ  
Модуль 1  
1. Термин и понятие "античная литература".   0-3  
2. Миф как историко-культурная категория, развитие греческой мифологии.   0-5  
3. Древний эпос. 0-7  
4. Развитие архаической литературы в 7-6 вв. до н.э.: основные направления и жанры.   0-4  
5. Классический период развития древнегреческой литературы. Расцвет древнегреческого театра.   0-7  
6. Культура эллинизма. Греческая культура римского периода.     0-4  
  Всего 0-30  
Модуль 2  
7. Ранний период римской литературы. Литература последнего века республики. 0-5  
8. Литература "века Августа". 8-9 0-7  
9. Серебряный век римской литературы   0-8  
10. Позднейший период: литература упадка и кризиса Римской империи. Раннехристианская литература 11-12 0-10  
  Всего 0-30  
Модуль 3  
11. Литература средних веков: общая характеристика. Литература раннего Средневековья 13-14 0-10  
12. Литература зрелого Средневековья. Героический эпос. Рыцарская литература Средневековья Городская литература Средневековья. Клерикальная литература. 15-16 0-10  
13. Пути развития средневековой драмы. Предренессанс. Творчество Данте Алигьери. 17-18 0-20  
  Всего 0-40  
  Итого (часов, баллов):   0 – 100  
  Из них в интерактивной форме          
                                   

* - самостоятельная работа (включая иные виды контактной работы)

 

СЕМЕСТР

II. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА  
Модуль 1 ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Литература эпохи Возрождения. Итальянская литература. Итальянский ренессансный театр 1-2 0-10  
2. Северное Возрождение. Немецкая литература. Возрождение во Франции. Возрождение в Испании. Жанр романа в европейской литературе 3-4 0-10  
3. Испанский ренессансный театр. Английская литература. Творчество Шекспира 5-6 0-10  
  Всего 0-30  
Модуль 2 ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ
4. Классицизм и барокко: эстетика и поэтика 7-8 0-12  
5. Просветительская проза XVIII века 9-10 0-14  
6. Художественный универсализм И.В. Гете и литературный контекст эпохи 0-9  
  Всего 0-35  
Модуль 3 ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
7. Романтизм как литературная эпоха. Национальные школы романтизма 12-13 0-12  
8. Критический реализм и его эстетика 14-15 0-14  
9. Творческие принципы критического реализма и поэтика жанров 0-9  
  Всего 0-35  
  Итого (часов, баллов): 0 – 100  
  Из них в интерактивной форме          

* - самостоятельная работа (включая иные виды контактной работы)

 

СЕМЕСТР

III. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.
Модуль 1
1. Реализм и символизм: эстетика и поэтика 1-2 0-10  
2. Натурализм и романный жанр в контексте культуры рубежа веков 3-4 0-10  
3. Драматургия второй половины XIX века 5-6 0-10  
  Всего 0-30  
Модуль 2
4. Характеристика литературных направлений XX века и поэтика модернистского романа 7-8 0-10  
5. Литература критического реализма XX века 9-10 0-10  
6. Жанр интеллектуального романа в европейской литературе XX века 11-12 0-10  
  Всего 0-30  
Модуль 3
7. Неоавангард во французской литературе XX века: театр абсурда и школа «нового романа» 13-14 0-12  
8. Английская, американская и немецкоязычная литература XX века 15-16 0-14  
9. Латиноамериканская литературы XX века 17-18 0-14  
  Всего 0-40  
  Итого (часов, баллов): 0 – 100  
  Из них в интерактивной форме          

* - самостоятельная работа (включая иные виды контактной работы)

Таблица 8-10




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)