Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ЗАНЯТИЕ 4. Развитие архаической литературы в 7-6 вв. до н.э.: основные направления и жанры




1. Разновидности греческой лирики. Фольклорные корни лирики.

2. Греческая элегия

А). Идеал гражданина полиса в военных и политических элегиях (Каллин, Тиртей,

Солон);

Б). Нравоучение в элегии : дидактика или житейская мудрость (Феогнид);

В). "Юность почтенная" и "старость презренная" в элегиях Мимнерма.

3. Ямбография: творчество Архилоха. Семонид Аморгский о происхождении

женщин.

4. Сольная мелика.

А). Основные темы поэзии лесбосских меликов;

Б). Картины природы в стихах Алкея и Сапфо;

В). Анакреонт и "анакреонтика";

Г). Сравните Эроса Сапфо. Ивика, Анакреонта, Архилоха;

Д). Сопоставьте разработку "застольной темы" у Алкея, Анакреонта, Ксенофана.

5. Хоровая мелика.

А). Образный строй лирики Алкмана: "знаю все напевы птичьи";

Б). Композиция и герои пиндаровских од; "пиндарический стиль".

 

Литература

1. Античная лирика. М., 1968 (БВЛ).

  1. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.
  2. Гринбаум Н.С. Язык древнегреческой хоровой лирики. Кишинев, 1973.
  3. Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989.
  4. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.
  5. Гаспаров М.Л. Древнегреческая хоровая лирика // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980.
  6. Толстой И.И. Сапфо и тематика ее песен // Статьи и фольклоре. М.-Л., 1966.
  7. Тахо-Годи А.А. Античная гимнография // Античные гимны. М., 1988.
  8. Ярхо В.Н. Собрание трудов: Древнегреческая литература: Эпос. Ранняя Лирика. М., 2001.

 

ЗАНЯТИЕ 5.Классический период развития древнегреческой литературы. Расцвет древнегреческого театра

Ритуальные корни трагедии. Ф. Ницше о происхождении трагедии.

Аристотель о трагедии: определение трагедии; части трагедии; виды узнавания;

характеры; виды трагедии; категория катарсиса.

"Эдип-царь" Софокла как классический образец трагического жанра. Проблема рока в трагедии:

a)Образ Эдипа: Эдип как правитель государства; Эдип и Тиресий; Эдип и Креонт;

путь Эдипа от незнания к знанию – от пролога к эксоду; тема личной

ответственности за содеяное

b) Значение партий хора: хор как действующее лицо; тема соблюдения

божественных законов; тема изменчивости человеческого счастья

c)Композиция трагедии, развитие действия, искусство перипетии

Основной конфликт "Антигоны" Софокла.

a)Образ главной героини трагедии

b) Г. Гегель, В.Г. Белинский, В.С. Соловьев о характере конфликта "Антигоны"

c)Актуальность этической проблематики трагедии в ХХ веке.

Творчество Еврипида – новая стадия в эволюции древнегреческой трагедии:

индивидуализация и психологизация драмы.

Основной конфликт трагедии "Медея".

Любовная страсть как тема в "Ипполите".

Знаете ли Вы значение следующих терминов: агон, антистрофа, коммос, парод,

перипетия, пролог, протагонист, девтерагонист, эксод, эписодий, анагнорисис?

Фольклорные корни комедии.Своеобразие комического хора /"парабаса", "коматтион", "пнигос", "ода", эпиррема"/.

Комедиография Аристофана: основные направления творчества.

Эстетическое кредо Аристофана. Литературно-художественная дискуссия в

комедии "Лягушки":

a) Спор о задачах поэтического искусства: Эсхил – Еврипид

b) Идеал трагического героя

c) Тема почитания "старых" богов

d) Дискуссия о трагическом стиле

11.Традиционное и злободневное в комедии "Лягушки"

a) Элементы обрядовых празднеств плодородия; традиции народного балагана:

Дионис и Ксанфий

b) Исторические реалии в комедии

c) Функции хоров

 

Литература

  1. Античная драма. М., 1970.
  2. Аристотель. Поэтика /любое издание/.
  3. Аристофан: Сб. статей. М., 1957.
  4. Беляев Д.Ф. К вопросу о мировоззрении Еврипида. Казань, 1978.
  5. Головня В.В. История античного театра. М., 1972.
  6. Гончарова Т.В. Еврипид. М., 1984.
  7. Гусейнов Г. Аристофан. М., 1988.
  8. Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. М., 1982.
  9. Иванов Вяч. Человек и судьба в трагедиях Эсхила и Софокла // Античность и культура Серебряного века: К 85-летию А.А. Тахо-Годи. М., 2010. С. 130-131.
  10. Каллистов В. Античный театр. М., 1970.
  11. Кирккопельно Э. Голос Афины (трагедия, демократия, деконструкция) / (пер с фр. Д. Калугина) // НЛО. 2004. № 5 (69). С. 38 – 52.
  12. Кулишова О.В. Афинская демократия и театр // Вест. СПбГУ. Сер. 2. История. 2010. Вып. 1. С. 32 – 38.
  13. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки //Ницше Ф. Собр. Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1990.
  14. Погосова В. Идея прощения в "Ипполите" Еврипида //Вестник древней истории –2003 - №2 .
  15. Поплавская Л.Б. Любовь к трагедии или трагедия любви. «Ипполит» Еврипида // Вест. СПбГУ. Сер. 9. Филология, востоковедение, журналистика. 2005. Вып 3. С. 45 – 59.
  16. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Соч. в 2-х т. М., 1988.
  17. Толстой И.И. Инвективные песни аттического крестьянства в древней комедии //Статьи о фольклоре. М. – Л., 1966.
  18. Фрейденберг О.М. "Эйрена" Аристофана //Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.
  19. Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. М., 1990.
  20. Ярхо В.Н. Аристофан. М., 1954.
  21. Ярхо В.Н. Древнегреческая литература: Трагедия: Собр. трудов. М.: Лабиринт, 2000.

 

ЗАНЯТИЕ 6. Культура эллинизма. Греческая литература римского периода

  1. Сущность понятия «эллинизм». Новые культурные центры: эллинизация Востока и

ориентализация Запада.

Эллинистическая поэзия: основные жанры, тематика, поэтические приемы, поиски

новых литературных форм.

Идиллии Феокрита.

Античный роман и развитие повествовательных жанров в Греции и Риме.

М.М. Бахтин об античном романе:

a) Три типа античного романа

b) Особенности авантюрного романа: схема сюжета, авантюрный хронотоп

c) Взаимоотношения героя и бытовой обстановки в авантюрно-бытовом романе

Греческий эротический роман: "Дафнис и Хлоя" Лонга как прообраз пасторального

романа.

Литература

1. Античный роман. М., 1969

2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической

поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

3. Веселовский А.Н. Греческий роман // Избранные статьи. М. – Л., 1939.

4. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

5. Греческий роман. М., 1988

6. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М., 2001.

7. Протопопова И.А. Ксенофонт Эфесский и поэтика иносказания. М., 2001.

 

 




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (675)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)