Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внешняя политика в 34-41е гг. Борьба за «коллективную безопасность»



2015-12-13 512 Обсуждений (0)
Внешняя политика в 34-41е гг. Борьба за «коллективную безопасность» 0.00 из 5.00 0 оценок




Ухудшение советско-германских отношений в течение лета 1933 г. стало первым признаком изменения внешнеполитической ориентации советского руководства. В июне СССР заявил Германии о том, что продолжавшееся десять лет военное сотрудничество двух стран с сентября будет прекращено. Таким образом, были похоронены и «дух Рапалло», и надежды на широкомасштабное совместное советско-германское экономическое развитие.

 

Тем не менее, изменение отношения к нацизму шло медленно. Слишком быстрый пересмотр его мог бы внести еще большее смятение в ряды Коминтерна, который и без того будоражили участившиеся призывы Троцкого к образованию единых фронтов социалистов и коммунистов и к осуждению политик Сталина и Коминтерна, приведшей к разгрому и запрещению компартии Германии.

 

На прошедшем в январе 1934г. XVII съезде ВКП(б) Бухарин заявил, что идеология германского нацизма чрезвычайно опасна для коммунистического движения и самого Советского Союза. В отличие от Бухарина Сталин продемонстрировал спокойное отношение к приходу Гитлера к власти.

 

В декабре 1933 г. Литвинов изложил новые направления советской внешней политики на ближайшие годы. Суть их заключалась в следующем:

 

* ненападение и соблюдение нейтралитета в любом конфликте;

* политика умиротворения в отношении Германии и Японии, несмотря ни на что, до тех пор, пока она не станет доказательством слабости;

* свободное от иллюзий участие в усилиях по созданию системы коллективной безопасности с участием Лиги Наций;

* открытость в отношении западных демократий (хотя и без особо тесного сближения).

 

За 2 года (конец 1933 — начало 1936 г.) «новый курс» позволил советской внешней политике добиться некоторых успехов. В ноябре 1933 г состоялся визит Литвинова в Вашингтон, где его переговоры с Ф. Рузвельтом завершились установлением дипломатических отношений между двумя странами. В 1934 г. СССР был принят (39 голосов против трех при семи воздержавшихся) в Лигу Наций и сразу же стал постоянным членом ее Совета, что означало его формальное возвращение в качестве великой державы в международное сообщество. Принципиально важно, что СССР возвращался на своих собственных условиях: все споры, и прежде всего по поводу долгов царского правительства были решены фактически в его пользу.

 

Заключенный 26 января 1934г. договор Германии с Польшей был расценен советским руководством как серьезный удар по всему предыдущему сотрудничеству Советского Союза с Германией. Становилось все более очевидно, что антибольшевизм составлял основу внешней политики Гитлера. Перед лицом германской угрозы советские руководство благосклонно отнеслось к предложениям Франции (май 1934г.). Первое из них предусматривало настоящее «восточное Локарно», объединившее бы в многостороннем пакте о взаимном ненападении все государства Восточной Европы, включая Германию и СССР; второе состояло в заключении договора о взаимопомощи между Францией и СССР.

 

Первому проекту суждено было погибнуть вместе со своим автором (мин. ин. дел Франции Л. Барту), убитого вместе с королем Югославии Александром хорватскими террористами в Марселе. Однако франко-советский договор о взаимопомощи, тем не менее, был подписан 2 мая 1935г. Договор был малоэффективен, поскольку в отличие от франко-русского договора 1891г. этот договор не сопровождался какими-либо военными соглашениями.

 

В русле улучшения отношений с Францией, Сталин разрешил французским коммунистам голосовать за военные кредиты и высказал полную поддержку внешней политике Франции. Это привело к крутому повороту в политике ФКП, приведшему к образованию т. н. «Народного фронта» (коммунисты + социалисты + «радикалы»), победившего на выборах 1936г. Таким образом, перед лицом нацистской опасности был положен конец политике отказа от любых контактов с социалистами.

 

Ратификация советско-французского договора послужила предлогом для ремилитаризации Рейнской области в марте 1936г. Что, в свою очередь, сильно изменило военно-политическую ситуацию в Европе. Военные гарантии, предоставленные Францией ее восточным союзникам, становились невыполнимыми: в случае войны с Германией французская армия была отныне не способна быстро придти на помощь какой-либо стране Центральной и Восточной Европы. Положение усугублялось отказом Польши пропускать через свою территорию иностранные войска. Эта ситуация показала советскому руководству полную беспомощность западных демократий и Лиги Наций перед лицом грубой силы, хрупкость европейского равновесия и необходимость сохранения в интересах собственной безопасности полной свободы рук.

 

Сильно осложнила политическую игру советской дипломатии гражданская война в Испании (1936—1939 гг.). Вначале Советский Союз пытался ограничить свое участие в испанских событиях. Как и другие великие державы, в августе 1936г. он объявил о политике невмешательства. Лишь в октябре 1936г., после открытого вмешательства в войну фашистских режимов Германии и Италии на стороне путчистов СССР после долгих колебаний заявил о поддержке Испанской республики. Это решение было непростым, так как с одной стороны, оставить левые силы в Испании без поддержки означало дать повод Троцкому в очередной раз заявить об измене Сталина делу социализма (и, кроме того, позволить хотя бы на время придти к власти очень сильным в Испании троцкистам и анархистам), с другой стороны, прямая интервенция Красной армии в Испанию означала бы для европейских стран стремление СССР экспортировать в Испанию социалистическую революцию, что сделало бы невозможными попытки сближения с западными демократиями.

 

В обмен на очень значительное количество золота, Советский Союз предоставил республиканскому правительству военную технику (качество которой было хуже, а количество не достигало и десятой части германской помощи войскам Франко). Кроме техники Советский Союз направил в Испанию три тысячи «интернационалистов», среди которых были не только военные, но и политработники и представители органов госбезопасности. Незначительная по своим объемам советская помощь не спасла республиканцев. В 1939г. гражданская война в Испании закончилась победой «фалангистов» Ф. Франко. Значительная часть «интернационалистов», вернувшихся на родину была тут же репрессирована (как правило, за подозрения в связях с троцкистами).

 

Московские процессы, чистка в рядах Красной Армии убедили как немцев, так и французов и англичан, что Советский Союз переживает серьезный внутренний кризис (в целом довольно плохо понятый), который на какое-то время лишает его возможности играть решающую роль на международной арене. Гитлер, планируя в ноябре 1937г. аннексию Австрии и Чехословакии, отверг любую возможность военной реакции со стороны СССР из-за царящего в стране хаоса, вызванного ежовскими «чистками». Сомнения относительно прочности советского режима и боеспособности Красной Армии высказывало и французское правительство. Соответственно резко упала в его глазах и ценность франко-советского договора 1935 г. В то же время пассивность Запада перед лицом германской агрессии еще больше усилила недоверие Советского Союза по отношению к европейским демократиям.

 

В марте 1938 г. советское правительство предложило созвать международную конференцию для рассмотрения мер по предотвращению агрессии, однако это предложение было отвергнуто Лондоном. После этого СССР начал искать сближения с Германией и в марте 1938г. подписал с ней экономические соглашения, отозвав при этом посла Я. Сурица — еврея и уже потому неугодного Гитлеру.

После оккупации Германией Чехословакии СССР расстался с последними иллюзиями насчет эффективности политики коллективной безопасности. К тому же Франция и Великобритания, которых Литвинов тщетно убеждал в том, что СССР в состоянии выполнить свои обязательства, выражали сильное сомнение по поводу боеспособности Красной Армии, опустошенной чистками. Советскому Союзу даже не предложили подписать Мюнхенские соглашения 29 сентября 1938г., решившие судьбу Чехословакии. Заключенный в декабре того же года франко-германский договор о нападении был расценен в Москве как шаг, развязавший Гитлеру руки на Востоке.

 

К концу 1938г. внешнеполитическое положение СССР оказалось угрожающим. Надежных союзников не было, тогда как еще в ноябре 1936г. Германия и Япония подписали направленный против СССР «Антикоминтерновский пакт», к которому несколько позже присоединились Италия и Испания. В такой ситуации СССР пошел на примирение с гоминдановским Китаем. В августе 1938г. начались ожесточенные сражения в на Дальнем Востоке в районе оз. Хасан, а затем в Монголии, на р. Халхин-Гол (май — август 1939г.), завершившиеся победой советских войск. 15 сентября 1939г. было заключено перемирие. Советский Союз принял решение о дальнейшем сближении с Германией, не отказываясь при этом от переговоров с западными демократиями.



2015-12-13 512 Обсуждений (0)
Внешняя политика в 34-41е гг. Борьба за «коллективную безопасность» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внешняя политика в 34-41е гг. Борьба за «коллективную безопасность»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (512)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)