КРЕСТОЦЕЛОВАЛЫНАЯ ЗАПИСЬ ЦАРЯ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО (1606)
Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всеа Русии, щедротами и человеколюбием славимаго бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя на отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, ижо бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на Суздальский удел разделишась, не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное христианство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покоен во благоденствии. И поволил семи яз, царь и великий князь Василий Иванович всеа Русии, целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, у жен и у детей не отьимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и но сыску дойдет и до смертныя вины, и после их у жен и у детей дворов, и лавок, и животов не отьимати, будут они с ними в той вине неповинны, да и доводов ложных мне, великому государю, не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное християнство без вины не гибли, а кто на кого солжет, и, сыскав, того казнити, смотря по вине того что был взвел неподелно, тем сам осудится. На том на всем, что всей записи написано, яз царь и великий князь Василий Иванович веса Русии, целую крест всем православным христианам, что мне, их жалуя, судити истинным праведным судом, и без вины ни на кою опалы своей не класти, и недругам никому в неправде не подавати, и от всякого насильства оберегати. Хрестоматия по истории СССР. С древнейших времен до конца XVII века.- М„ 1957.-Т. 7.-С. 382-383. ДОГОВОР О ПРИЗНАНИИ КОРОЛЕВИЧА ВЛАДИСЛАВА РУССКИМ ЦАРЕМ[4] (17 (27) августа 1610 г.) ... А на которой мере государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу быти на Российском государстве, и о том мы бояре дали гетману письмо по статьям и па те статьи дал нам боярам гетман запись и утвердил своею рукою и печатью, и на той записи целовали крест гетман и все полковники за великою государя Жигимонга короля; а мы, бояре, дали гетману сее запись о тех же статьях королевичу Владиславу Жигимонтовичу, колико придет в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу Владиславу Жигимонтовичу на Российском государстве, церкви Божий по всем городам и селам чтити и от разорения оберегати и святым Божиим иконам и чудотворным мощам поклонятися и почитати, костелов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставити, а что говорил гетман, чтоб в Москве хотя б один костел быти мог для людей польских и литовских, которые при государе королевиче мешкати будут, о том государю королевичу с патриархом и со всем духовным чином, и с боярами, и со всеми думными людьми говорите, а христианские наши православные веры греческого закона ничем не рушати и не бесчестити и иных никаких вер не вводити, чтоб наша святая православная вера греческого закона имела свою целость и красоту по-прежнему. А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отьимати. Боярам и дворянам, и приказным всяким людям у всяких государственных дел быти по-прежнему, польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быти. Прежних обычаев и чинов не переменяти и московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцы не понижати. А жалованье денежное и вотчины, кто что имел, тому быти по-прежнему. Суду быти по прежнему обычаю и по судебнику Российского государства, а будет похотят в чем пополнити для укрепления судов, и государю на то поволити с думою бояр и всей земли. А кто винен будет, того по вине его казнити, осудивши наперед с бояры и с думными людьми, а жены, дети, братья, которые того дела не делали, тех не казнити и вотчин у них не отьимати, а не сыскав вины и не осудивши судом всеми бояры, никого не казнити. Доходы государские с городов, с волостей, также с кабаков и с тамог велети государю сбирати по-прежнему, не поговоря с бояры, ни в чем не прибавливати. А которые города от войны запустели, и в те города и уезды послати государю описати и дозирати, много ль чего убыло, и доходы велети имати по описи и по дозору, а на запустошенные вотчины и поместья дати льготы, поговоря с бояры. Купцам торговаги гювольно по-прежнему... А о крещеньи, чтоб государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу пожаловати креститися в нашу православную христианскую веру и быт и в нашей в православной христианской греческой вере, и о иных недоговорных статьях и о всяких делах как бы меж государьми и их государствы о всем договор и докончание учинилось. А для утверждения, к сей записи мы бояре печати свои приложили, а дьяки руки свои приписали. Хрестоматия по истории СССР XVI-XVH вв. /Подред. АЛ. Зимина. - М, 1962. - С. 317-324.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1037)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |